Георгий ЗАЙЦЕВ, (Санкт-Петербург)

Что происходит, или Откуда плохие люди?

 
 
 

Человечество нравственно деградирует – об этом говорят мудрецы (Лихачев, Зиновьев, Дрюон и др.). Используя научно-художественный метод (заимствованный у Зощенко), автор выделяет педагогическую причину нравственной деградации (как первопричину) и дифференцирует людей (по опыту Толстого).

 

Что происходит, или Откуда плохие люди?

Современные проблемы российской жизни (алкоголизм, наркомания, преступность, терроризм, высокая заболеваемость и смертность)  «аналитики» консервативного толка, как это им и положено, связывают с плохим (или ухудшающимся) экономическим состоянием страны, с неэффективностью деятельности правоохранительных органов и системы здравоохранения. В соответствии с этим, приоритетное внимание в стране уделяется совершенствованию экономической стороны жизни или ее поддержанию (последнее стало более актуальным в условиях так называемого «мирового экономического кризиса»), укреплению системы правопорядка и улучшению медицинского обслуживания населения.

Но можно ли такие подходы к названным проблемам действительно считать приоритетными, если первопричины сложившегося положения лежат совершенно в другой области –  в сфере воспитания (педагогики)?

Например, ложным является утверждение, что коррупция имеет в основном экономические корни. На самом деле коррупция обусловлена прежде всего деформациями личности человека, доминированием у него ложных мотивов и смыслов, которые напрямую связаны с особенностями пройденного им «курса воспитания» в школе и семье. То же самое можно сказать относительно вредных привычек и различного рода заболеваний. Ведь ни учителя в школе, ни родители в семье не побуждают детей с раннего возраста вести здоровый образ жизни и не обучают этому должным образом. И это является основной причиной того, почему у большинства российского населения не сформирована устойчивая установка на здоровье. В этой связи (поскольку лживость, вороватость, злобность, циничность и другие отрицательные черты личности, а также вредные привычки достаточно типичны для современного российского населения) есть все основания говорить об ущербности (точнее – банкротстве) сложившейся в России системы воспитания.

Для подкрепления данного утверждения приведем мысль одного из авторитетнейших людей нашего времени – академика Лихачева, которого однажды спросили, что он думает об «утечке мозгов». Его ответ: «Что утечка?! Усыхание мозгов – вот проблема!» – ясно указывает на рост безнравственности в обществе и, соответственно, характеризует «безнравственность» современной педагогики.

Заметим, что Лихачев не оригинален в своей оценке. Много ранее о «безнравственности воспитания в России» говорил Пушкин. Нет сомнения, что со времен Гоголя заметно прибавилось в России и количество «дураков».

Традиционным средством воспитания в России является мат. Давно пора изучить его национально-педагогическое значение.

Можно, конечно, «смягчить» ситуацию и отметить, что нравственная деградация является не только национальной, но и мировой проблемой. И тогда становится совершенно понятно, что именно деградационные тенденции в личностном развитии людей обусловили рост асоциальности, следствием чего и стал «мировой экономический кризис». Ведь неразумно считать причиной экономического кризиса несовершенство экономических законов. Виной всему являются люди – несовершенные, невоспитанные, не понимающие толком, зачем и как надо жить…

Почему же мы не слышим мудрецов, не внимаем их наставлениям и ничего не меняем в собственной жизни? Причина та же – неполноценное воспитание, следствием которого является личностная незрелость (консерватизм и отсутствие стремления к самосовершенствованию; физическая, психическая и половая недоразвитость) или, что еще хуже, деградация (склонность к вредным привычкам и асоциальному поведению).

 

Учить правильной жизни

Известно, что Чехов был по профессии врачом. Но он не только лечил людей, но учил их правильной жизни, чтобы они меньше болели. Такое отношение к пациентам возмущало традиционных «лекарей», которые на болезнях и несчастьях людей зарабатывали деньги.  Возможно, именно идея «меньше лечить, а больше учить» (а также неприязнь со стороны «коллег») и побудила Чехова оставить врачебную практику и заняться сочинительством, которое и сегодня сохраняет свое педагогическое значение…

…У современных людей также много проблем со здоровьем. Отчасти потому, что врачи плохо лечат. Но главная причина болезней, безусловно, в другом – люди не заботятся должным образом о своем здоровье, так как у них не сформирована нужная мотивация и нет соответствующих знаний.

… Осознав сущность проблемы, в1990 году в Ленинградском институте усовершенствования учителей создали первую в России кафедру валеологии (лат.  valeo – здравствую; греч. logos – учение) для подготовки учителей к «обучению здоровью» школьников. Готовили учителей основательно. Три года (без отрыва от основной работы) они посещали курс валеологии.

…Помнится, собрался первый выпуск валеологов, чтобы отметить шампанским завершение учебы. Куратор курса (доцент) многозначительно произнес тост: «За здоровье!» Однако тост показался присутствующим «неконструктивным». И тогда решили сформулировать его более «профессионально». После небольшой «дискуссии» выделили основные факторы, которые укрепляют здоровье человека. Это – «продолжительная двигательная активность», «контраст температур», «творческая самоотдача» и «гармоничный секс». Доцент (как ученый человек) осуществил «интеграцию» и произнес какой-то «фрейдистский» тост: «За продолжительный, с элементами творчества, гармоничный секс в контрастно-температурных условиях!»
Почему-то этот тост остался в памяти…)))

В связи с вышеизложенным вспоминается гениальная мысль Толстого, который от лица Николеньки Иртеньева (главного персонажа повестей «Детство», «Отрочество», «Юность») посчитал возможным поделить всех людей не по одаренности, генетическим показателям, материальной обеспеченности или вероисповеданию (как это сегодня пытаются делать, соответственно, учителя, медики, социологи и священники), а по педагогическому признаку – уровню воспитанности (единственно правильному!).

В России о воспитанности граждан можно судить по тому, как они относятся к ТОЛСТОМУ. Интеллигентный русский человек (русский по воспитанию) регулярно читает что-нибудь из сочинений ТОЛСТОГО.

Глубина толстовской мысли заключается в следующем. Высокий уровень общей воспитанности (культурности) человека возвышает его над материальной и психической сторонами жизни (связанными главным образом со стремлением к физическому и психическому комфорту). Высокий уровень воспитанности нивелирует в человеке даже значение национального статуса, делая его, как бы, «человеком мира». Но в то же время побуждает (как человека культурного) бережно относиться к собственным «корням» – культуре своего народа.

 

Серьезней не бывает

В купе вагона старик достал из портфеля книгу Толстого «Детство. Отрочество. Юность». Напротив сидела тетка, похожая на гигантскую гусеницу. Она только что съела целую курицу и собралась разгадывать кроссворд. Но прочитав название книги, вдруг говорит:
– Вы в таком солидном возрасте!.. А читаете книгу по школьной программе?!..
Ей старик спокойно отвечает:
– Толстого полезно читать в любом возрасте.
И после небольшой паузы продолжает:
 – В молодости повести Толстого помогли мне правильно жениться. Позже – правильно воспитать своих сыновей. А сейчас Толстой помогает мне подготовиться к встрече с ВЕЧНОСТЬЮ…
– Вы серьезно?!
– Серьезней не бывает…)))

Далее важно отметить, что у каждого человека (в зависимости от полноценности его воспитания) могут доминировать либо биологические, либо идеальные (психические), либо социальные потребности, составляющие «ядро» его личности (эта мысль принадлежит известному отечественному психофизиологу академику Симонову). Именно доминирующие потребности определяют уровень воспитанности и зрелости личности человека, от чего в наибольшей мере зависит его отношение к жизни.

Эволюция человека – это эволюция его потребностей. Эту мысль  похерили, увлекшись капитализмом…

Таким образом, вполне обоснованным представляется разделение современных людей на «биологических», или «первобытных»; «психических», или «средневековых» (это – типы «недовоспитанных» людей) и «социальных», или «цивилизованных», которых можно считать относительно воспитанными. Разумеется, такое разделение людей является условным, так как в каждом человеке есть и биологическое, и психическое, и социальное, но доминировать могут разные составляющие его личности (что, еще раз подчеркнем, связано с особенностями воспитания).

Коммунизм невозможен только потому, что его нет в головах у женщин – эту мысль 100 лет назад помешали сформулировать революционные ♀. Впрочем, когда речь идет о будущем, никаких женщин слушаться не стоит. Коммунизм (как общество людей, живущих по принципу: от каждого – по способностям, каждому – по потребностям) возможен – нужно только использовать соответствующий (потребностно-способностный) метод созидания.

Каковы же особенности образа жизни людей разного уровня воспитанности (соответственно, разного уровня развития и зрелости) и каковы тенденции в их здоровье (последнее особенно волнует)?

Так, человек биологический (он живет преимущественно своим телом) ведет, как правило, нездоровый образ жизни (ленив и склонен к «обжорству»), что приводит к физической «ослабленности» и заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сердечно-сосудистой системы, обмена веществ и др.

Для психического человека, живущего преимущественно душой, характерен малоподвижный образ жизни (он часами может смотреть по телевизору «мыльные оперы», решать кроссворды, просиживать за игральным автоматом, заниматься несуразным коллекционированием и т.д.). На этой почве у него могут развиваться различного рода зависимости (алкогольная, игровая, Интернет-зависимость и др.). Именно «психический» человек легко поддается влиянию и становится нередко жертвой обманов и разного рода манипуляций.
Первопричиной неправильного образа жизни и проблем со здоровьем указанных типов людей является прежде всего их социальная незрелость, обусловленная неполноценным или недостаточным воспитанием в детстве, отрочестве и юности.

Полноценная жизнедеятельность характерна главным образом для социально зрелого («цивилизованного») человека, который живет преимущественно другим человеком (другими людьми). Под «другими», по нашему разумению, следует понимать в первую очередь «любимого человека», а затем – прочих людей (собственных детей, родственников, друзей и т.д.). 

У нас общий Учитель – ТОЛСТОЙ, а главный метод познания – взаимная любовь…

Уникальность ситуации состоит в том, что социально зрелый (воспитанный) человек, озабоченный жизнью других людей, на самом деле много занимается и своим телом, и своей душой. И делает он это, прежде всего для того, чтобы полноценнее обустроить собственную социальную жизнь. Таким образом, только у социально зрелого (воспитанного) человека может самостоятельно сформироваться задача укрепления своего здоровья, которую он способен успешно решать, например, в процессе избранного им способа физкультурно-оздоровительной деятельности.

 

Хлеба, зрелищ или …любви

Сегодня большинство людей свободное время проводят в супермаркетах. Редко, кто из них покупает там только хлеб, масло или молоко. Закупают продукты тележками. Кушать стали больше и лучше. Впрочем, последнее сомнительно.

Другая, более «продвинутая» часть населения ходит в основном по театрам и выставкам, причем, чаще в одиночестве, чтобы никто не лез в душу. 

Наконец, есть немногие, которым, кажется, все равно, куда идти. Главное – чтобы рядом был любимый человек. Впрочем, не будем упрощать. На самом деле эти люди очень избирательно относятся к пище, искусству, другим сферам жизнедеятельности, так как стремятся жить друг для друга и жить интересно, счастливо, долго.

– … Мне не хватает твоих разговорчиков.
– … А мне – твоих поцелуйчиков...)))

Разумеется, проблема «недовоспитанности» (и соответственно, незрелости) граждан не самая опасная для государства. Наиболее опасная проблема заключается в росте преступного поведения, особенно среди молодого поколения, что также обусловлено неполноценным воспитанием в детстве, отрочестве и юности. И дело не только в росте числа несовершеннолетних правонарушителей, но и в трудностях их реабилитации.

Так, согласно последним исследованиям, около 20% несовершеннолетних правонарушителей уже являются преступниками-рецидивистами. В них укоренились психопатологические черты и склонность к продолжению преступной деятельности даже в условиях колонии (реабилитация таких лиц практически невозможна). Для 30% несовершеннолетних правонарушителей характерна усугубляющаяся психическая деградация личности (их реабилитация сильно затруднена). 40% несовершеннолетних правонарушителей склонны к приспособленчеству. Любыми путями (в том числе безнравственными) они стараются поддерживать благоприятный для себя эмоциональный настрой, в том числе в колонии (их реабилитация затруднена). И лишь у 10% несовершеннолетних правонарушителей сохранилось стремление к реабилитации, они ориентированы преимущественно на социальные ценности – творчество и семейное благополучие.

В колонии для несовершеннолетних дети как волчата… Правильнее было бы вместе с ними сажать их отцов и директоров школ, в которых воспитывают преступников.

P.S.
Для современных людей характерна нравственная деградация, проявляющаяся в росте различных асоциальных проявлений. Сложившееся положение обусловлено их неполноценным воспитанием в детстве, отрочестве, юности. К сожалению, такого понимания нет у исполнительной власти, которая безрезультатно пытается решать социальные проблемы непедагогическими способами.
Воспитанность является единственно верным признаком, по которому следует дифференцировать людей. По этому признаку людей можно поделить на «недовоспитанных», воспитанных и плохо (или дурно) воспитанных.

У «недовоспитанных» людей доминируют либо биологические, либо идеальные потребности. Соответственно, они живут либо телом (как первобытные люди), либо душой (как средневековые).
У воспитанных людей (их, к сожалению, много меньше) доминируют социальные потребности, поэтому они живут (как цивилизованные) преимущественно другими людьми (прежде всего любимым человеком). И их жизнь, в отличие от «недовоспитанных», бывает более благополучной и более продолжительной.

Наибольшую опасность для общества представляют плохо воспитанные люди (именно они совершают различного рода асоциальные поступки и правонарушения). У этих людей (в силу неправильного воспитания) доминируют ложные мотивы. Большинство из них трудно поддается перевоспитанию и реабилитации.

Зайцев Георгий Кирович - доктор педагогических наук, профессор, автор 20 книг для школьников, студентов, учителей и др., посвященных проблемам воспитания здоровой личности (Уроки Мойдодыра; Уроки Айболита; Твое здоровье: Укрепление организма; Твое здоровье: Регуляции психики; Педагогика счастья; Валеология и др.)
Живет в Санкт-Петербурге

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную