Юрий ЗЮБАНОВ, публицист, член Союза писателей России

Библейские истоки Морального кодекса строителя коммунизма

Приближается очередная годовщина Великой Октябрьской социалистической революции, которая приходится на 7 ноября. Тогда в 1917 году это событие произвело коренной перелом поистине планетарного масштаба. Затронуты были все сферы общественной жизни многих стран и народов. В первую очередь это движение коснулось отечественной истории. Начался процесс политической, социальной, культурной, правовой и иных трансформаций в биографии нашей Отчизны. Результат тех кардинальных преобразований известен, но некоторые аспекты социалистического этапа развития державы до сих пор остаются нераскрытыми или раскрытыми не в полной мере.

Один из таких вопросов и по сей день представляет повышенный интерес, потому как входит в духовно-идеологическую сферу общества. Речь идет о попытке компартии Советского Союза в 1961 г. внедрить в уклад советских граждан Моральный кодекс строителя коммунизма. Настоящий свод принципов коммунистической морали, вошедший в тексты Третьей Программы КПСС и Устава КПСС, был принят XXII съездом компартии. Документ включает следующие «нравственные принципы: 1. Преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; 2. Добросовестный труд на благо общества: кто не работает, тот не ест; 3. Забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; 4. Высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; 5. Коллективизм и товарищеская взаимопомощь: каждый за всех, все за одного; 6. Гуманные отношения и взаимное уважение между людьми: человек человеку друг, товарищ и брат; 7. Честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; 8. Взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; 9. Непримиримость к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству; 10. Дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; 11. Нетерпимость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; 12. Братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами»1.

Компартия в Моральном кодексе обязуется стимулировать все формы сознательной самодисциплины граждан, ведущие к закреплению и развитию основных правил коммунистического общежития, то есть поощрять моральное сознание и чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми и обществом. В то время на идейные положения Третьей Программы КПСС коммунисты возлагают большую надежду. Их реализация позволит решить задачу и «обеспечить строгое соблюдение социалистической законности», искоренить всякие нарушения правопорядка, ликвидировать преступность, устранить все причины, ее порождающие2 . Неуклонная борьба с пережитками прошлого в сознании людей первоначально должна привести к сокращению, а затем обеспечить «полную ликвидацию преступности в нашей стране»3 .

Относительно практического эффекта Морального кодекса строителя коммунизма и его истоков написано достаточно. Приведу лишь некоторые суждения. А.А. Тер-Акопов считает, что он «если не повторял буквально ветхозаветные идеи, то и ни в чем не противоречил им». Это касается всех его положений, но в них «не видно человека, они не обращены к самой личности, ее самоусовершенствованию, нет требований покаяния, самоограничения». Это моральное руководство к действию «в конечном счете работает на общество, а не на личность, а без совершенствования самого человека говорить об оздоровлении общества бесполезно». Кроме того, «и это главное, кодекс был дан не от Бога, не “с небес”, а от “человеков”, причем в интересах особых “человеков” – партноменклатуры, в связи с чем отношение к нему было сугубо человеческое: он не воспринимался»4 . Е.С. Жигарев рассматривает мораль как основу духовности личности и констатирует: «Если сравнить догмы коммунистической морали, изложенные в атеистическом Катехизисе – Моральном кодексе строителя коммунизма, с христианским», то мы обнаруживаем, что «многое было взято из христианской морали (из Библии), и это не удивительно, ибо для человечества никто лучшего не может придумать». Этот кодекс «был урезанным плагиатом заповедей именно из Библии». В основном, он «был переиначен на основе библейских заповедей в совершенно измененном виде»5 . Этот факт подтверждает и один из его составителей политолог Ф.М. Бурлацкий. По его словам «это был сознательный акт включения в коммунистическую идеологию религиозных элементов». Он предложил при составлении документа «исходить не только из коммунистических постулатов, но и также из заповедей Моисея, Христа, тогда все действительно “ляжет” на общественное сознание». Пошли этим путем и вскоре «сочинили такой текст»6 . О данном заимствовании неоднократно упоминал председатель ЦК КПРФ Г.А. Зюганов: «Моральный кодекс строителя коммунизма списали с Нагорной проповеди» и «из Библии; но написали хуже – в Библии написано лучше»7 . Один из аргументов идейной компиляции заключается в том, что подражая Нагорной проповеди Господа Иисуса Христа, кодекс обещает каждому строителю коммунизма светлое будущее в бесклассовом обществе как некий идеал, к которому должны стремиться коммунисты.

Не менее трех раз в разное время об этом припоминал и ныне действующий Президент России В.В. Путин. Так, в декабре 2011 г. он говорит: «если мы заглянем в этот “Моральный кодекс строителя коммунизма”», то обнаружим, что «это выдержки из Библии, на самом деле, и ничего нового человечество не придумало». В январе 2016 г. выступая на межрегиональном форуме ОНФ в г. Ставрополе произносит, что ему «очень нравились и до сих пор нравятся коммунистические и социалистические идеи». И опять же «если мы посмотрим кодекс строителя коммунизма, который широко тиражировался в Советском Союзе, то он очень напоминает Библию. Это не шутка, это такая выдержка из Библии на самом деле». И наконец, в январе 2018 г. в беседе с журналистом А. Кондрашовым произносит, что «Коммунистическая идеология очень сродни христианству. Свобода, братство, равенство, справедливость – это заложено в Священном писании, это все там есть. А Кодекс строителя коммунизма? Это сублимация, примитивная выдержка из Библии, ничего нового они там не придумали»8 .

В противовес приведенным позициям отдельные лица имеют альтернативное мнение. Один из них пишет буквально следующее: «Многие мракобесы утверждают, что моральный кодекс строителя коммунизма списан с евангельских заповедей Христа. Что здесь взято от Христа? Кто мне скажет? Мракобесы, стараясь сохранить религию, к каким только приемам не прибегают, в том числе и к наглой лжи. Недаром религия называется мировым мошенничеством»9 . Не вступая в полемику с данным автором относительно его позиции, следует все-таки не оставить ее без внимания и аргументированно отреагировать.

Как видим, многие авторитеты политической и научной мысли солидарны с мнением, что в основу написания кодекса заложены религиозные требования, которые отражают высоконравственные качества личности. Коммунисты якобы переиначивают их и формулируют двенадцать принципов декларативной коммунистической морали. В действительности эти приведенные суждения, с такой точки зрения казалось бы, трудно оспорить. Однако с другой точки зрения все и так очевидно, программный документ не содержит ни одной ссылки на библейский закон. Свод принципов коммунистической морали как признают непосредственные составители и иные исследователи, соответствует заповедям блаженства и библейским канонам, однако конкретных доказательств никто не приводит. Отсутствует их сравнительный анализ, а без него все подобные утверждения несостоятельны, как и невозможно, в итоге подтвердить факт заимствования. Таким образом, несмотря на почти полное единодушие, относительно происхождения догм Морального кодекса, вопрос, о том какие именно религиозные изречения взяты за их основу, остается до сих открытым и ожидает аргументированного ответа. Только исследовательский анализ поможет ответить на этот вопрос, для чего необходимо сравнительно сопоставить между собой принципы морали и те библейские каноны, кои возможно принять за их источник.

Итак, систематизация основоположений Морального кодекса строителя коммунизма по субъекту позволяет условно подразделить все принципы на три основных вида. Это своеобразная пирамида приоритетов ценностей. На ее вершине в первой группе венец творения коммунистов - светлое коммунистическое общество. Его главные устои – бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полное социальное равенство всех членов общества и всестороннее развитие личности. В таком обществе на базе мощного роста производительных сил осуществляется принцип «От каждого – по способностям, каждому – по потребностям». Марксистко-ленинское учение прогнозирует, что «победа коммунизма во всемирном масштабе создает все необходимые материальные и духовные предпосылки для слияния наций. На всей планете постепенно сложится единое развивающееся по единому плану коммунистическое хозяйство, обеспечивающее невиданную ранее экономическую общность людей. Сформируются общие черты духовного облика людей, впитавших все самое лучшее от национальных черт характера каждого народа. Возникнет общий язык, единое средство общения у всех людей. Человечество составит единый коллектив, единую братскую общность, свободную от антагонизмов»10 . Отношение к высшему идеалу, а по сути земной райской обители, характеризуется абсолютной преданностью. Вторая разновидность идейных положений касается субъектов - стран соцлагеря. Отношение к ним выстраиваются на основании чувства любви. Этот же душевный порыв должен охватывать и свою социалистическую Родину. В основание пирамиды заложен третий вид принципов, имеющих отношение к личности строителя коммунизма. Они отображают моральный облик представителя мировой социалистической системы, а также его негативное отношение к различным нарушениям правил социалистического общежития.

Объясняя происхождение идеала первого вида, следует сказать, что коммунисты объявляют высшей целью своей деятельности - достижение коммунизма. Об этом гласит первая часть изначального принципа. По сути это краткое изложение текста переиначенных Божьих заповедей об установлении монотеизма и приверженности этой религии (Исх. 20:2-5). В понимании верующего человека поклоняться и служить надлежит только Всевышнему. Всякий «христианин, как последователь Его, должен быть всецело предан Богу и во всю жизнь свою постоянно пребывать в Боге и во всем Божественном – всегда помышлять о Боге, всегда поучаться в Законе Его, всегда стараться исполнять волю Его». Изложенное складывается в одну фразу это «полная и совершенная преданность воле Божией»11 , о которой апостол Павел в послании к Филиппийцам молвит: «для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Вот эту преданность только не религии, а своему наивысшему идеалу и целеустремлению – делу коммунизма зафиксировали коммунисты в начале первого принципа своего кодекса, хотя формулировка этого общезначимого морального предписания выглядит серой и неубедительной. Причина кроется в том, что его сочинители были свидетелями неоднократных и грубейших отступлений от атеистических установок марксистко-ленинского учения, регулярно пренебрегая догматами коммунистического учения12 .

Вероятно, в том числе и по этой причине добиться полной победы коммунизма до XXII съезда КПСС не удается, хотя этот форум признает окончательную победу социализма в стране. Партийные организации, преданные делу построения светлого будущего продолжают эту работу на основе новой программы компартии. Данная первостепенная задача по аналогии с евангельским порядком о любви к Богу и ближнему (Мф. 22:38-39) подкрепляется следующими принципами, образующими вторую группу. Входящие сюда первый, десятый и двенадцатый принципы выказывают отношение любви к социалистической Родине, к странам социализма, где должны процветать дружба, братство и братская солидарность (1, 10 и 12 принципы). Основой этих положений является двуединая заповедь любви. Только в ней атеисты изменяют объект почитания и провозглашают любовь не к Господу Богу, а к своему Отечеству. Религиозное чувство любви к ближнему заменяется патриотическим душевным порывов к своим единомышленникам по духу – странам социализма. Самоотверженную «любовь идеологи советского общества допускали только к социалистической Родине (значит, прошлого Отечества она не касается) и к странам социализма и не более. Любовь предполагалась только избирательная и обезличенная»13 . Такое обездушенное и лишенное индивидуальности чувство не способно воздействовать на сердце каждого человека для того чтобы достичь основной евангельской цели и путем духовного преобразования в межличностных отношениях различных народов в направлении, заданном императивом Иисуса Христа: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя» (Мф. 22:39) решить эту задачу.

Вечное чувство любви дополняется отношениями дружбы и братства всех народов СССР, а также братской солидарностью с трудящимися всех стран, со всеми народами. Дружбой издавна называются «близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов»14 , а друг это тот, к которому относятся с «истинной действительной любовью и дружбой»15 . Именно такие отношения устанавливаются в момент общения единомышленников: «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим» (Исх. 33:11).

Под братством понимается «содружество братских народов». Существует и устаревшее толкование этого слова – «религиозная община, союз». Термин «братский» это «свойственный брату, родственный. Братская любовь. Глубоко дружеский, близкий, родственный по духу братский союз»16 . В библейском толковании братья это лица, «которые соединены между собою тесною любовью». Так в горести Давид именует погибшего Ионафана: «Скорблю о тебе, брат мой Ионафан; ты был очень дорог для меня; любовь твоя была для меня превыше любви женской» (1 Цар. 1:26). В Новом Завете слово брат «чаще прилагается к обозначению тесного духовного общения, которое истинные последователи Христовы имеют с Господом и друг с другом (Мф. 25:40)»17 . В таком сообществе «где нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» христиане должны забыть о своих национальных и общественных преимуществах и быть равноправными личностями «облекшись в нового» (Кол. 3:11,10) человека, обогащенного познаниями о Боге. Апостол Павел призывает всех «облекитесь в любовь, которая есть совокупность совершенства» и «будьте дружелюбны» (Кол. 3:14-15).

По сути, эти толкования возвращают отношения дружбы и братства к чувству христианской любви, которая является их связующим «поясом, который стягивает все одежды человека и дает стройность его фигуре. В самом деле, без любви не имеют значения никакие добродетели»18 . О пребывании в любви и дружеских взаимоотношениях евангелист Иоанн говорит: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). По свидетельству летописца временных лет это самопожертвование за друзей отражает русский характер. По факту убийства Изяслава, сына Ярослава он пишет, что тот «положил голову свою за брата своего, не стремясь ни к большему владению, ни к большему богатству, но за братню обиду». Именно о таких достойных христианах Господь сказал: «Кто положит душу свою за други своя», а Соломон говорит, что «Братья в бедах помогают друг другу. Ибо любовь превыше всего»19 .

В одном из монографических исследований, которое рассматривает криминологические вопросы преступного поведения личности в связи с христианским учением о греховной основе человека, справедливо отмечается, что «наивысшим проявлением нравственности, согласно учению Христа, является готовность спасти человека: “Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих”. Это подлинные слова Христа, которые являются основой христианской морали и христианского отношения между людьми, слова, которые каждый христианин знает с детских лет»20 . Коммунисты стремятся использовать это нравственное качество русского человека и по аналогии с христианским религиозным пространством создать мировое братское коммунистическое сообщество. В этом процессе используется тот же главный инструмент чувство любви к ближнему своему. Оно способно укрепить единство и сплоченность международного коммунистического движения, братские связи со всеми коммунистическими и рабочими партиями.

Третий вид идейных принципов Морального кодекса самый многочисленный. Он касается человека и подразделяется на два подвида. Первый подвид отображает моральный облик строителя коммунизма в условиях развитого социализма, а второй формулирует негативное отношение к нарушениям правил социалистического общежития.

В желаемое качество советского человека коммунисты включают заботу каждого о сохранении и умножении общественного достояния и добросовестный труд на благо общества. Эти критерии, заключенные во второй и третий принципы, как приоритеты человеческих ценностей не являются новшеством, потому что для человечества никто лучшего еще не смог придумать. Принадлежащие апостолу Павлу знаменитые слова: «Если кто не хочет трудиться, тот не ешь», кои «любил приводить В.И. Ленин», кодекс озвучивает: «кто не работает, тот не ест»21 . Главный организатор Октябрьской революции, знающий Закон Божий на «отлично», неоднократно упоминает эту фразу. В работе «Государство и революция» это «социалистический принцип… за равное количество труда равное количество продуктов». В статье «Удержат ли большевики государственную власть?» этот афоризм «основное, первейшее и главнейшее правило», а в статье «Как организовать соревнование?» - «практическая заповедь социализма». В письме питерским рабочим «О голоде» фраза «Кто не работает, тот да не ест» это простейшая и очевиднейшая истина – «основа социализма»22 .

В своих посланиях апостол Павел наставляет соблюдать порядок и не лениться. Он призывает фессалоникийцев трудиться и «подражать нам», то есть ему и сопровождавшим его братьям во Христе. Находясь в гостях, они «не бесчинствовали» и «не ели хлеба даром, но занимались трудом, и работою ночь и день, чтобы не обременять» фессалоникийцев, а чтобы дать им «образец для подражания нам». Ибо когда он был у них в прошлый раз, то завещал: «если кто не хочет трудиться, тот и не ешь». Однако некоторые не уразумели этого и до сих пор «поступают бесчинно, ничего не делают, а суетятся» (2 Фес. 3:7-11). Проповедник и ранее призывал всякую работу выполнять «от души, как для Господа», всегда помнить о «воздаянии от Господа» за сделанный труд (Кол. 3:23-24) и с почтением относиться ко всякому «трудящемуся» человеку (1 Кор. 16:16). Его отношение к труду соответствует призыву Иисуса к трудящимся: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо Мое благо, и бремя легко» (Мф. 11:28-30). Данный критерий смирения и кротости, в том числе и в трудовой деятельности провозглашают заповеди блаженства (Мф. 5:3,5).

Четвертый и пятый принципы Морального кодекса, где говорится о высокой сознательности общественного долга, чувстве коллективизма и товарищеской взаимопомощи имеют стародавние корни. В период патриархальных порядков они именуются круговой или взаимной порукой: «всех за одного и одного за всех»23 . В первые века новой эры во времена гонений на христиан поручительство это официальный религиозный институт. С его помощью осуществляется пополнение рядов верующих. Поручитель приводит кандидата в церковь и свидетельствует о нем как о достойном принятия в христианскую общину. Он не только ручается за данное лицо, но и несет ответственность за это перед церковью.

Идейное положение о поручительстве Моральный кодекс излагает в перефразированном виде: «каждый за всех, все за одного». Закрепление данного принципа становится всего лишь констатацией его длительного использования. С первых дней Советской власти для того чтобы искоренить преступность и инакомыслие правоохранительные органы молодого государства берут поручительство на вооружение. Это надежное средство гарантирует не только результативность уголовного преследования, должный процессуальный порядок отправления правосудия, но и служит эффективным средством предупреждения преступлений. Принцип круговой поруки получает закрепление в двух формах. Во-первых, в виде личного поручительства, поручительства партийных органов, общественных организаций либо трудовых коллективов. Указанные лица ручаются и гарантируют законопослушное поведение в будущем лица, совершившего преступление, как во время предварительного следствия, так и в период отбывания им наказания. Во-вторых, в ответственности родственников за тяжкое деяние (измена Родине, дезертирство и т.п.) совершенное членом их семьи.

Первая форма поручительства отчасти способствует устранению внесудебного произвола чрезвычайной комиссии. Для этого решено предоставить такие же внесудебные функции народным комиссариатам, городским и губернским комитетам компартии, советам депутатов и профессиональным союзам. Они получают «право освобождать из-под ареста всех тех из арестованных по постановлениям ЧК, за кого представят письменное поручительство два члена коллегии комиссариата или два члена городского или губернского комитета Российской Коммунистической Партии». В случаях недобросовестного подхода и формализма с поручительством ВЧК «предоставляется право отвода таких поручительств»2<4/sup> . Вторая форма поручительства, известная русскому праву как ответственность общины25 или верви226 , должна способствовать революционному правосознанию. Оно еще слабо влияет на рабочих и крестьян, а потому среди них появляются «трусы и шкурники, уклоняющиеся от мобилизаций, бегущие из рядов Красной Армии». Для воздействия на них, власти применяют различные виды наказаний, налагаемые на семьи дезертиров и других укрывателей по принципу круговой поруки27 .

На основании второй формы поручительства и действия принципа круговой поруки осуществлялась ликвидация кулачества как класса. При этом были репрессированы не только кулаки, но и члены их семей. Данный процесс проходил с учетом «степени социальной опасности этих семейств» и «наличия в семье трудоспособных» лиц28 . В случае совершения «измены родине» уголовной ответственности в виде лишения избирательных прав и ссылке в отдаленные районы Сибири на 5 лет подлежали «остальные совершеннолетние члены семьи изменника, совместно с ним проживающие или находившиеся на его иждивении к моменту совершения преступления»29 . По приказу НКВД СССР от 15 августа 1937 г. была проведена операция по репрессированию членов семей изменников Родине (ЧСИР)30 . В одном небольшом стихотворении автор описывает, как это происходило с ним:

«Мне было пять неполных лет.
Я вдруг стал “сын врага народа”.
Нам с мамой выдали билет
К тебе, о русская природа!

Я ничего не понимал –
Текли медлительные реки,
И русский Север принимал
Меня
Признав своим навеки.

Меня в мои неполных пять,
Его просторы покорили…
О Русь! Я мог спокойно спать:
Меня к тебе п р и г о в о р и л и»31 .

За годы Советской власти накоплен богатый опыт применения поручительства, который служит основой новоиспеченных принципов кодекса о высоком сознании общественного долга, коллективизме и товарищеской взаимопомощи.

Шестой принцип Морального кодекса провозглашает гуманные и уважительные отношения между людьми, когда человек человеку друг, товарищ и брат. Это свободная интерпретация мировой заповеди о взаимоотношениях между людьми: «Итак во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7:12). Данная заповедь демонстрирует, что «божественное учение о добродетели вообще и кратко, и удобно к исполнению». Способность постичь его предоставляется каждому человеку. По своей «природе оно общеизвестно, так что никто не может извиниться неведением его»32 . Приведенное пояснение не безосновательно говорит о всеобщем характере этой заповеди, потому что она закрепляет древнерелигиозный принцип «равным за равное». В ветхозаветном изложении он гласит: «как ты поступал, так поступлено будет и с тобою» (Авд. 15), а в новозаветном: «какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7:2). Религиозные дефиниции справедливости отражают внутреннее единство объективности и правового равенства во всех жизненных ситуациях. Если «хотим, чтобы нам благотворили, то и сами должны благотворить; если хотим, чтобы все нас любили, то и сами должны всех любить, и вообще, чего не любим сами, того не должны делать и другим»33 . При изложении этого принципа коммунисты опять же учитывают слова апостола Павла. Он обращается к верующим братьям во Христе и наставляет их: «Вы же братья, не унывайте, делая добро» и не причисляйте лиц, поступающих бесчинно к врагам, «а вразумляйте, как брата» (2 Фес. 3:6,13-15). Вот таких братских христианских взаимоотношений желают достичь воспитатели нового человека, переиначив их в гуманные и уважительные отношения между людьми.

Человеческие качества, изложенные в седьмом принципе кодекса это честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни. В евангельской идеологии они олицетворяются с Правдой Божьей. Только по ней надлежит жить каждому верующему христианину. Благочестивый человек должен сохранять себя от греха и быть праведником – «праведно живущим, во всем по закону Божьему поступающим, безгрешником»34 , потому что «неправедные Царства Божия не наследуют?» Составители этого принципа взяли апостольские слова: «Ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники – Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10) и подобрали им пять антонимов, то есть противоположных по значению достоинств.

Так они с положительной стороны охарактеризовали строителя коммунизма в общественной и личной жизни. И они не ошиблись. Новой общественно экономической формации не нужен «вороватый» строитель, то есть «нечестный, плутоватый, хитрый»35 , ведущий себя по «воровски» и «бесчестно»36 . Им требуется созидатель «честный» и «не способный украсть, присвоить себе что-либо чужое»37 . Такое требование коммунисты предъявляют к каждому по аналогии с шестой заповедью блаженства. Согласно канону только «чистые сердцем… Бога узрят» (Мф. 5:8), следовательно, и им необходим совершенно честный строитель, достойный увидеть идеалы коммунизма.

Лихоимцем и ранее и сейчас называется «мздоимец, взяточник, подкупной служитель, вымогатель поборов»38 , а также «ростовщик»39 . Человек с диаметрально противоположным качеством - «правдивый» и «любящий говорить правду, стремящийся к правде»40 , ни в коей мере «не уклоняющийся от правды»41 . Сочинители кодекса обозначают критерий правдивости не случайно. Руководством в этом им служит пример чудодейственной силы Правды Божьей. На ее почве каждый верующий сознательно стремится удерживать ноги свои «от всякого злого пути» (Пс. 108:101). Это означает, что невозможно идти двумя противоположными путями, путем правоты и неправды, а нужно всегда следовать путем правым и жаждать евангельской правды (Мф. 5:6). Только такой человек станет истинным христианским праведником, заслуживающим блаженства. По аналогии с данной оценкой человека сочинители используют правдивость как положительное моральное качество. Оно характеризует личность и определяет ее достойной светлого будущего.

Коммунистической нравственности В.И. Ленин научал молодежь на III съезде Российского Коммунистического Союза Молодежи 2 октября 1920 года. В его понимании, по крайней мере, существует две нравственности. Одну проповедует буржуазия, которая выводит эту «нравственность из велений бога». Другую «коммунистическую нравственность» создают «первые строители коммунистического общества». Она «подчинена интересам классовой борьбы пролетариата», «служит разрушению старого эксплуататорского общества и объединению всех трудящихся вокруг пролетариата, созидающего новое общество коммунистов». Иную «нравственность, взятую из внечеловеческого, внеклассового понятия, мы отрицаем», говорит он, потому что «в бога не верим». Для нас нравственности, взятой «вне человеческого общества, не существует; это обман»42 . Успех коммунистического строительства могут обеспечить только сознательные трудящиеся, а не безнравственные личности. В категорию бездуховных и нечистоплотных входят и пьяницы, то есть те «кто постоянно и много пьет спиртного; алкоголики»43 . Им нет места в коммунистическом обществе, там должны жить лица, обладающие нравственной чистотой.

Устаревшее понятие «злоречивый» означает «язвительно говорящий» и «отзывающийся о ком-нибудь или о чем-нибудь» таким неподобающим тоном, а также распространяющий «злостные сплетни, пересуды». Противоположностью злого на язык индивида является «простой», то есть «добродушный, простодушный» и «самый обыкновенный, не выделяющийся из других» человек 44. В ветхозаветную эпоху второй царь народа Израиля злоречивых лиц причисляет к врагам, потому что они «изощряют язык свой, как змея; яд аспида под устами их». Давид предсказывает, что всякий «человек злоязычный не утвердится на земле; зло увлечет притеснителя в погибель» (Пс. 139:4,12). В новозаветный период отношение к таким лицам не изменилось. Злословящий отца или мать свою был обречен умереть «смертию» (Мф. 15:4), а апостол Павел рекомендует для того чтобы «облечься в нового человека» удалить от себя «всякое… злоречие» (Еф. 4:24,31). Данный совет учитывается при изложении критериев строителя коммунизма.

И наконец, человек-хищник, «тот, кто наживается на эксплуатации и ограблении кого-нибудь, на расхищении общественного, народного достояния» попадает в разряд не нужных людей в противовес «скромным» личностям – «сдержанным, умеренным, пристойным в образе жизни и поведении»45 .

У составителей кодекса идея написания восьмого принципа о взаимном уважительном благорасположении в семье и заботливом отношении к детям, безусловно, созрела на почве библейских канонов и традиций древнерусского благочестия, изложенных в Домострое. Пятая заповедь Декалога призывает всех домочадцев к почтению: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе» (Исх. 20:12). Особенно много брачно-семейных наставлений содержат послания апостола Павла. Это он дает советы относительно супружеских отношений и молвит: «Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу» (1 Кор. 7:3), то есть муж должен выполнять свои обязанности по отношению к жене и жена – по отношению к мужу. По правилам христианской семейной жизни «должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя» (Еф. 5:28). Состоящим в браке свыше дается повеление: жена не должна разводиться со своим мужем. Если же она разведется с мужем, то пусть либо вообще не вступает в новый брак, либо примирится со своим мужем и вернется к нему. Муж, в свою очередь, точно так же не должен расставаться со своей женой.

Нравственная позиция каждого молодого человека формируется рядом внешних и внутренних факторов. На этот процесс оказывает влияние социальная и микросоциальная среда, в том числе воспитание в семье. Заботу о воспитании детей в первую очередь осуществляют родители. Они не должны раздражать своих детей, не разочаровывать их, а наоборот, воспитывать их в учении и наставлении. В ответ дети свидетельствуют искреннюю веру и любовь к ним, привязываются и становятся послушными как наставляет апостол Павел: «Дети, будьте послушны родителям (вашим) во всем, ибо это благоугодно Господу» (Кол. 3:20). Большую помощь христианам в семейной жизни и воспитании подрастающего поколения оказывает Домострой, где содержатся поучения о домовом «устройстве, наставления к жене, и к детям»46 . Перечисленные положения, а также многие другие евангельские каноны становятся основой Семейного кодекса РСФСР 1918 г. Он определяет, что родительские права в отношении детей осуществляются родителями совместно и в интересах детей. Родители «обязаны заботиться о личности несовершеннолетних детей, об их воспитании и подготовлении их к полезной деятельности» (ст.ст. 150, 153-154)47 . Указанные нормы закрепляются в последующих брачно-семейных нормативных актах, а также в моральном принципе о взаимном уважении в семье, заботе о воспитании детей.

Практически все ранние формы верований, национальные и мировые религии обнадеживают человека воздаянием. В полном согласии с принципом «ты мне, я тебе» душа человека обретает вечное блаженство на том свете в награду за безгрешную и праведную земную жизнь. Это обстоятельство не учтено составителями Морального кодекса. Ни одна из идей не стимулирует строителя коммунизма и не обещает какого-либо вознаграждения, хотя еще великий гуманист авторитетно определил, что одно из ведущих средств «предупреждения преступлений заключается в награждении добродетели». Однако по данному вопросу бытует «полное молчание в законах всех ныне существующих наций»48 со времен Ч. Беккариа. Молчат об этом и анализируемые принципы. Что касается ответственности, то по прогнозам теоретиков марксизма-ленинизма в бесклассовом обществе исчезнет преступность, а потому ни о какой ответственности и речи не может быть. На место ответственности по мысли консультантов ЦК КПСС должно прийти высокое сознание общественного долга. Оно поспособствует нетерпимости к: нарушениям общественных интересов; национализму и расизму; врагам коммунизма, дела мира и свободы народов, а также непримиримости к несправедливости, тунеядству, дурости, нечестности, карьеризму, стяжательству. Эти качества непреклонности содержат четвертый, десятый, одиннадцатый и девятый принцип, кои образуют вторую часть третьего вида. Именно они формулирует негативное отношение к нарушениям правил социалистического общежития и фактически способствуют предупреждению различных правонарушений. Характерное для русского менталитета слово «дурость» в последующих редакциях, как правило, не упоминается.

Верующих людей и коммунистов объединяет то, что они претендуют быть солью земли и светом мира. Строители будущей светлой жизни возлагают на себя важную евангельскую обязанность. Всегда сиять «пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли», но только не «Отца нашего Небесного» (Мф. 5:13-16), а коммунистические идеалы, которые «как бы появились ниоткуда». Они желают создать новое поколение граждан стремящихся к исполнению одной цели – улучшить себя и окружающий мир. Однако в отличие от Библии коммунистические принципы не содержат «конкретных указаний не совершать преступления» хотя «мысль эта присутствует» в Моральном кодексе, «правда, в завуалированной форме, как “нетерпимость к нарушениям общественных интересов”»49 .

Издавна человек выказывает нетерпимость к нарушениям общественных интересов, он не приемлет несправедливость, тунеядство, дурость, нечестность, карьеризм, стяжательство, проявления национализма и расизма. Лиц, совершивших подобные деяния, и библейские тексты причисляют к разряду преступников, а особо злостных именуют врагами, которых невозможно терпеть. Избавлению и защите от врагов посвящено свыше двадцати псалмов Давида, и все они молят о «воздаянии от Господа врагам моим», а это возмездие заключается в «проклятье» таковых (Пс. 108:20,17). Царь Давид как сам обещает, с раннего утра «истреблять всех нечестивцев земли, дабы искоренить из града Господня всех, делающих беззаконие» (Пс. 100:8), так и просит Всевышнего избавить его «от врагов моих», истребить и погубить их (Пс. 142:9,12). Вот это состояние крайней религиозной строгости к врагам веры, коммунисты возводят в моральный принцип нетерпимости к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов. Тем более что к XXII съезду партии наработана достаточная практика борьбы с разносортным вражеским элементом. Уже с первых лет советской власти, по аналогии с библейским отношением, объявление врагом революции или народа почитается уголовным наказанием, исключающим человека из общества.

Ранние советские уголовные законы устанавливают основной мерой социальной защиты судебно-исправительного характера «объявление врагом трудящихся с лишением гражданства Союза ССР и изгнанием из пределов Союза ССР навсегда» (п. «а» ст. 13 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924; п. «а» ст. 20, прим. 1 к ст. 14, ст.ст. 23, 27 УК РСФСР 1926)50 . Этот вид наказания состоит в том чтобы причинить виновному такие последствия, которые получил первый убийца на земле - проклятье и изгнание (Быт. 4:11-14). Самая тяжкая вербальная мера воздействия – проклятье в отношении табуированного человека здесь приобретает тот же смысл, и преступивший закон объявляется врагом народа с изгнанием его из государства. Применительно к религии этот вид возмездия обозначается одним термином «анафема», то есть «заклятие», «отлучение от Церкви, или исключение из общества верующих». Этими «словами Иудеи начинали суровый приговор крайнего отлучения, и силою означенных слов виновный не только отлучался из среды их, но уже обрекался, на сколько это было возможно, на конечную гибель»51 .

При реализации этого вида наказания большевики лишь видоизменяют процедуры табуации и предания анафеме. Церковное проклятье подлежит замещению пролетарским (ст.ст. 58.2, 58.4 УК РСФСР 1926), а отвержение обществом верующих - изгнанием из социалистического государства навсегда (ст.ст. 58.2, 58.6 УК РСФСР 1926). Заимствованию подлежит не только само наказание, но и, то основание, за которое оно назначается. Так, «употребление апостолом сего ужасного проклятия (анафема, маран-афа - 1 Кор. 16:22) указывает на то, как строго смотрел он на тяжелый грех нелюбви к Господу Иисусу»52 . Исходя из этого установлено единственное условие применения этого вида наказания к лицам, не полюбившим новый строй: «Объявление врагом трудящихся, а равно изгнание из пределов Союза ССР с лишением гражданства Союза ССР навсегда применяются в качестве мер социальной защиты лишь в отношении лиц, осужденных за преступления, угрожающие основам советского строя». Условия международного сосуществования, наличие границ и процедур принятия гражданства не позволяют большевикам широко применять этот вид возмездия. Стран, желающих принять к себе под покровительство советских уголовников, не находится. В результате для того чтобы исполнить приговор закон оговаривает дополнительный вариант применения этой меры воздействия: «В случае самовольного возвращения лица, изгнанного по судебному приговору из пределов Союза ССР, а равно в случае невозможности фактически привести в исполнение приговор об изгнании суд применяет к нему иную меру социальной защиты не ниже, однако, лишения свободы со строгой изоляцией на пять лет» (ст. 17 Основных начал уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1924).

Меры социальной защиты этой группы, а именно: объявление вне закона; изгнание из пределов РСФСР на срок или бессрочно; удаление из столиц, отдельных местностей или пределов Российской Республики; объявление под бойкотом; исключение из объединения на время или навсегда; отрешение от должности; воспрещение занимать ту или другую должность, или исполнять ту или другую работу; лишение политических прав, а также поражение прав являются лишь разновидностями процедуры «анафемы». Они закрепляются в законе, но не находят широкого практического применения. В результате в силу своего искусственного характера отменяются. В дальнейшем вместо «изгнания» употребляется термин «удаление» (п. «е» и «ж» ст. 20, ст. 35 УК РСФСР 1926). Он впоследствии трансформируется в самостоятельные наказания в виде высылки53 , ссылки в отдаленные районы Сибири54 , высылки за пределы СССР55 , ссылки в каторжные работы56 , ссылки на поселение в отдаленные местности СССР57 , либо просто ссылки и высылки (п. 2 и 3 ч. 1 ст. 21 Основ уголовного законодательства Союза ССР 195858 ; п. 2 и 3 ч. 1 ст. 21 УК РСФСР 196059 ). Иногда эти наказания назначались не судебными органами. Так, «по инициативе И.В. Сталина опросным порядком было принято решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 26 января 1935 г. следующего содержания: “О зиновьевцах”. а) Выслать из Ленинграда 663 зиновьевца на 3-4 года»60 . В начале Отечественной войны выселению из прифронтовой полосы из Москвы и Московской области подлежало немецкое население61 . Вот таким образом проявлялась нетерпимость к разносортным врагам социалистического строя и правопорядка.

Заключая краткое исследование, следует констатировать, что данная доказательная база убедительно воссоздает процесс написания принципов Морального кодекса строителя коммунизма, а также позволяет сделать вывод об их библейских истоках. Это еще раз подтверждает тезис о том, что «Божии заповеди выше уставов человеческих» (Мк. 7), а «все попытки сформировать мораль и само общество как единое целое без религии, на основе атеизма, обречены на провал»62 . Воистину прав естествоиспытатель эпохи Просвещения И.В. Гёте: «Пусть развивается научная культура, пусть преуспевает естественная наука в глубь и в ширь, пусть ум человека развивается сколько угодно, но культурного и морального уровня христианства, которое сияет в Евангелиях, они не превзойдут!»63 Не стоит больше экспериментировать, тем более что такие религиозно-моральные принципы давно установлены и общеизвестны. Кроме того, исследователи из Оксфорда изучили базу данных о межкультурных вариациях «Файлы области человеческих отношений» Йельского университета, а также проанализировали множество этнографических трудов. Произведенный анализ позволил сделать вывод о том, что «почти у всех цивилизаций есть семь “правил морали”, которая ни одна из них не нарушает». Это правила «универсального морального кодекса». С ними солидарны представители большинства обитающих на планете культур: «помощь семье; помощь своей общине; отвага; отзывчивость; подчинение начальству (уважение); разделение спорных ресурсов (справедливость) и уважение предшествующего владения (права собственности)». Ни одна из культур не воспринимает эти правила «как негативные», и наоборот, «такие негативные качества, как пренебрежительное отношение к родственникам, предательство своей группы, трусость, воровство и несправедливость во всех культурах порицается»64 .

Работа завершена и пусть даже найдутся в ней мысли, на которые последуют возражения, она нацеливает на необходимость соблюдения общенаучного метода сравнительного анализа и показывает плодотворность такого познавательного процесса.

________________________________

ЛИТЕРАТУРА:

Авенир Глаголев. Кодекс строителя коммунизма. URL: maxpark.com. 2014. 30 января.
Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004. VI, 184 с.
Библейская энциклопедия. М., Типография А.И. Снегиревой. 1891. 904 с.
Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью: сборник. Сост. игумен Митрофан (Гудков). М.: Сибирская Благозвонница, 2015. 333 с.
Бурлацкий Ф.М. «Судьба дала мне шанс». Беседа главного редактора журнала «Российский адвокат» Р.А. Звягельского с известным политологом, ученым и писателем Ф.М. Бурлацким // Общественно-правовой журнал «Российский адвокат». № 5. 2007.
В России: Зюганов вступился за Русскую православную церковь. URL: Lenta.ru. 2012. 15 апреля.
В. Путин. Программа «Разговор с Владимиром Путиным». URL: ИА REGNUM; В. Путин. Цитата из выступления на межрегиональном форуме ОНФ в Ставрополе. URL: INTERFAX.RU; В. Путин. Цитата из беседы с журналистом А. Кондрашовым. URL: ТАСС. Советская история «Моральный кодекс строителя коммунизма». URL: zen.yandex.ru. 2020. 8 декабря.
Г. Зюганов: Кодекс строителей коммунизма мы плохо списали с Библии. URL: РБК. 2012. 1 февраля.
Геллей Генри. Библейский справочник. СПб., «Библия для всех», 1996. 862 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 1: А-З - Оформл. ООО «Диамант». СПб.: ООО «Диамант», 2002. 704 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2: И-О - Оформл. ООО «Диамант». СПб.: ООО «Диамант», 2002. 784 с.
Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 3: П. Оформ. ООО «Диамант». СПб.: ООО «Диамант», 2002. 560 с.
Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права. Предисл. канд. юрид. наук. А.В. Коновалова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. 396 с.
Епископ Иустин. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. 64 с.
Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. М.: Издательство «Щит-М», 2004. 360 с.
Закатнова Анна. Семь шагов Зюганова. Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Иисус Христос. Российская газета № 4849. 2009. 13 февраля.
Зюбанов Ю.А. Генезис российской науки уголовного права: монография. М.: Юрлитинформ, 2020. 440 с.
Карамзин Н.М. История Государства Российского. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. Илл. Б. Чорикова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. 879 с.
Курс советского уголовного права. В 6-ти томах. Т. 1. М.: Наука, 1970. 312 с.
Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. / Науч. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. V. М.: Мысль, 2003. 829 с.
Ленин В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2. М.: Политиздат, 1982. 826 с.
Ленин В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1982. 856 с.
Моральный кодекс строителя коммунизма. Хрестоматия по марксистско-ленинской философии. Т. 3. М., 1962. 800 с.
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. 736 с.
Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик (утв. Постановлением ЦИК СССР от 31 октября 1924 г.). URL: consultant.ru
Основы марксистко-ленинской философии: Учебник для вузов / Ф.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак и др. 5-е изд. М.: Политиздат, 1981. 463 с.
Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. URL: consultant.ru
Повесть временных лет. Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. Коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича. Ил. М.М. Мечева. СПб.: Вита Нова, 2012. 521 с.
Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года». URL: consultant.ru
Семейный кодекс 1918 г. URL: pandia.ru
Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981. 698 с.
Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 2. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. 736 с.
Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. 752 с.
Тер-Акопов А.А. Законодательство Моисея: источники и применение. Российская юстиция. 2003. № 10. С. 39-43.
Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под ред. А.П. Лопухина. Новый Завет. Том II. М.: ДАРЪ, 2007. 1296 с.
Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под редакцией А.П. Лопухина. Новый Завет. Том. I. М.: ДАРЪ, 2007. 1224 с.
Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. URL: consultant.ru
Ученые определили семь моральных принципов, которые есть во всех культурах. URL: vesti.ru
Халупович В.А. Приговоренный к России (1963 г.). Экология Московского региона № 1 (16). 2002.
Христианское учение о преступлении и наказании / [науч. ред. К.В. Харабет, А.А. Толкаченко]. М.: Норма, 2009. 336 с.

 

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Моральный кодекс строителя коммунизма. Хрестоматия по марксистско-ленинской философии. Т. 3. М., 1962. С. 97.

2 XXII съезд Коммунистической партии Советского Союза. Стеногр. отчет, т. III. С. 307. Цит. по раб.: Курс советского уголовного права. В 6-ти томах. Т. 1. М.: Наука, 1970. С. 11.

3 Курс советского уголовного права. С. 18.

4 Тер-Акопов А.А. Законодательство Моисея: источники и применение. Российская юстиция. 2003. № 10. С. 41; Христианское учение о преступлении и наказании / [науч. ред. К.В. Харабет, А.А. Толкаченко]. М.: Норма, 2009. С. 55.

5 Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. М.: Издательство «Щит-М», 2004. С. 338, 340, 351, 331.

6 Бурлацкий Ф.М. «Судьба дала мне шанс». Беседа главного редактора журнала «Российский адвокат» Р.А. Звягельского с известным политологом, ученым и писателем Ф.М. Бурлацким // Общественно-правовой журнал «Российский адвокат». № 5. 2007.

7 Закатнова Анна. Семь шагов Зюганова. Глава КПРФ уверен, что первым коммунистом был Иисус Христос. Российская газета № 4849. 2009. 13 февраля; В России: Зюганов вступился за Русскую православную церковь. URL: Lenta.ru. 2012. 15 апреля; Г. Зюганов: Кодекс строителей коммунизма мы плохо списали с Библии. URL: РБК. 2012. 1 февраля.

8 В. Путин. Программа «Разговор с Владимиром Путиным». URL: ИА REGNUM; В. Путин. Цитата из выступления на межрегиональном форуме ОНФ в Ставрополе. URL: INTERFAX.RU; В. Путин. Цитата из беседы с журналистом А. Кондрашовым. URL: ТАСС. Советская история «Моральный кодекс строителя коммунизма». URL: zen.yandex.ru. 2020. 8 декабря.

9 Авенир Глаголев. Кодекс строителя коммунизма. URL: maxpark.com. 2014. 30 января.

10 Основы марксистко-ленинской философии: Учебник для вузов / Ф.В. Константинов, А.С. Богомолов, Г.М. Гак и др. 5-е изд. М.: Политиздат, 1981. С. 278.

11 Епископ Иустин. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. М.: Издательство Московской Патриархии, 2001. С. 12-13.

12 Об отступлениях от атеистических установок см.: Зюбанов Ю.А. Генезис российской науки уголовного права: монография. М.: Юрлитинформ, 2020. С. 177-201.

13 Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. С. 338.

14 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Л.И. Скворцова. 26-е изд., испр. и доп. М.: ООО «Издательство Оникс»: ООО «Издательство «Мир и Образование», 2009. С. 157.

15 Библейская энциклопедия. М., Типография А.И. Снегиревой. 1891. С. 203.

16 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С. 61.

17 Библейская энциклопедия. С. 98.

18 Толковая Библия, или комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета под ред. А.П. Лопухина. Новый Завет. Том II. М.: ДАРЪ, 2007. С. 972.

19 Повесть временных лет. Пер. с древнерусского Д.С. Лихачева, О.В. Творогова. Коммент. А.Г. Боброва, С.Л. Николаева, А.Ю. Чернова при участии А.М. Введенского и Л.В. Войтовича. Ил. М.М. Мечева. СПб.: Вита Нова, 2012. С. 132.

20 Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. С. 332.

21 Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. С. 338.

22 Ленин В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 2. М.: Политиздат, 1982. С. 302, 366, 475, 660.

23 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 2: И-О - Оформл. ООО «Диамант». СПб.: ООО «Диамант», 2002. С. 200.

24 О производимых Всероссийской чрезвычайной комиссией арестах ответственности служащих и специалистов. Постановление Совета Рабочей и Крестьянской Обороны РСФСР от 14 декабря 1918 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России: история, документы. В 6 т. / Науч. консультант проекта Е.А. Скрипилев. Т. V. М.: Мысль, 2003. С. 84-85.

25 Дювернуа Н.Л. Источники права и суд в Древней России: Опыты по истории русского гражданского права. Предисл. канд. юрид. наук. А.В. Коновалова. СПб.: Юридический центр Пресс, 2004. С. 16.

26 Карамзин Н.М. История Государства Российского. Послесловие, комментарии А.Ф. Смирнова. Илл. Б. Чорикова. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2003. С. 68.

27 О мерах к искоренению дезертирства. Постановление Совета Рабочей и Крестьянской обороны от 3 июня 1919 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 92.

28 Приказ ОГПУ от 2 февраля 1930 г.; Инструкция всем партийно-советским работникам и всем органам ОГПУ, суда и прокуратуры от 8 мая 1933 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 337-338, 321-324.

29 О дополнении положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене родине. Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 328.

30 Оперативный приказ народного комиссара внутренних дел СССР от 15 августа 1937 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 386-389.

31 Халупович В.А. Приговоренный к России (1963 г.). Экология Московского региона № 1 (16). 2002.

32 Епископ Иустин. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. С. 36-37.

33 Епископ Иустин. Заповеди Господа и Бога нашего Иисуса Христа. С. 36.

34 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 3: П. Оформ. ООО «Диамант». СПб.: ООО «Диамант», 2002. С. 380.

35 Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 1. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981. С. 212.

36 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 1: А-З - Оформл. ООО «Диамант». СПб.: ООО «Диамант», 2002. С. 243.

37 Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 4. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. С. 672.

38 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 2. С. 257.

39 Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 2. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. С. 190.

40 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С. 467.

41 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 3. С. 379.

42 Ленин В.И. Избранные произведения: В 3-х т. Т. 3. М.: Политиздат, 1982. С. 415-417.

43 Словарь русского языка: В 4-х т. Т. 3. АН СССР, Ин-т рус. яз.; Под ред. А.П. Евгеньевой. 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981-1984. С. 571.

44 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С. 197, 503.

45 Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. С. 691, 582.

46 Большой Домострой, или Крепкие семейные устои, освященные Церковью: сборник. Сост. игумен Митрофан (Гудков). М.: Сибирская Благозвонница, 2015. С. 96.

47 Семейный кодекс 1918 г. URL: pandia.ru

48 Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. Сост. и предисл. В.С. Овчинского. М.: ИНФРА-М, 2004. С. 154.

49 Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. С. 351, 338.

50 Основные начала уголовного законодательства Союза ССР и Союзных Республик (утв. Постановлением ЦИК СССР от 31 октября 1924 г.); Постановление ВЦИК от 22 ноября 1926 г. «О введении в действие Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. редакции 1926 года». URL: consultant.ru

51 Библейская энциклопедия. С. 47.

52 Библейская энциклопедия. С. 47.

53 Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел. Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.; Об особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел Союза ССР. Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1935 г.; Приказ ОГПУ от 2 февраля 1930 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 329, 335, 337.

54 О дополнении положения о преступлениях государственных (контрреволюционных и особо для Союза ССР опасных преступлениях против порядка управления) статьями об измене родине. Постановление ЦИК СССР от 8 июня 1934 г.; Об особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел Союза ССР. Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1935 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 328, 335.

55 Об образовании общесоюзного Народного Комиссариата внутренних дел. Постановление ЦИК СССР от 10 июля 1934 г.; Об особом совещании при Народном комиссаре внутренних дел Союза ССР. Постановление ЦИК и СНК СССР от 5 ноября 1935 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 329, 335.

56 О применении Верховным Судом СССР меры наказания – ссылки в каторжные работы по делам, рассмотренным в порядке надзора. Постановление Президиума Верховного Совета СССР от 31 декабря 1943 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 502.

57 О направлении особо опасных государственных преступников по отбытии наказания в ссылку на поселение в отдаленные местности СССР. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 21 февраля 1948 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 531-532.

58 Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик 1958 г. URL: consultant.ru

59 Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. URL: consultant.ru

60 О так называемом «Антисоветском объединенном троцкистско-зиновьевском центре» // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 411.

61 Донесение военного совета южного фронта в ставку Верховного командования о поведении немецкого населения в прифронтовой полосе № 28/оп от 3 августа 1941 г.; Приказ наркома внутренних дел СССР Л.П. Берия о проведении операции по переселению немцев из Москвы и Московской области № 001237 от 8 сентября 1941 г.; Рапорт начальника УНКВД М.И. Журавлева наркому внутренних дел СССР генеральному комиссару госбезопасности Л.П. Берия о ходе выполнения приказа о переселении немцев № 1/732 от 19 сентября 1941 г. // Кутафин О.Е., Лебедев В.М., Семигин Г.Ю. Судебная власть в России. Т. V. С. 474, 475-477.

63 Жигарев Е.С. Личность. Преступность. Религия. С. 340.

64 Цит. по раб.: Геллей Генри. Библейский справочник. СПб., Библия для всех, 1996. С. 23.

65 Ученые определили семь моральных принципов, которые есть во всех культурах. URL: vesti.ru

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную