Татьяна ЗОЛОТОВА, доктор филологических наук (Йошкар-Ола)
Эта цитата одного из недавних рассказов Анатолия Подольского «Синдром Киссинджера» помогает понять, в чем секрет популярности его произведений.
...Как литературоведа, меня прежде всего интересует, к какому типу литературы можно отнести повести и рассказы Анатолия Подольского: элитарная (экспериментальная), беллетристика или массовая (формульная) литература? Для читателя особо отмечу: сейчас не принято оценочно подходить к каждому из этих типов. Ибо, в основе их, во-первых, – разные писательские и читательские стратегии. Во-вторых, как в элитарной, так и в массовой литературе являются и настоящие шедевры, а возможны и неудачные, и просто плохие тексты. В-третьих, элитарная литература предлагаетновые коды, беллетристика их развертывает, массовая в доступной форме – доводит до читателя. В то же время в современной литературе наблюдается и размывание границ, так элитарный автор использует приемы массовой литературы, массовый обращается к экспериментальным формам. С этих позиций повести и рассказы Анатолия Анатольевича, на мой взгляд, – скорее всего современная реалистическая беллетристика. Поисками новых путей автор не обеспокоен. И знаковых формул в развитии его сюжетов я не обнаружила. Что же держит внимание читателя? Прежде всего, герои практически всех текстов Подольского – наши современники. Если же автор обращается к ретроспекции, то это, как правило, недалекое прошлое. Например, несколько значимых эпизодов из детства и юности («Амнезия», «Формулы жизни» и др.). В центре внимания – неожиданно возникающая и захватывающая все существо героя нравственная проблема. Как найти свое место после полученной во время военной операции в Сирии травмы («Амнезия»), найти себя в перипетиях любовного треугольника («Синдром Киссинджера»), вернуть любовь молодой женщины («Формулы жизни»), восстановить утраченное во взаимоотношениях доверие («Труба»), не потерять уважение сослуживцев («Портфель капитана») и др. Автор, как правило, приводит героев, а с ними и читателей к созидательному финалу. Но в каждом конкретном случае он далек от банальной морализации. Этот финал надо заслужить всей своей жизнью, понять, каков именно твой путь, и правильно расставить ориентиры. И вот уже «в глубинке России, в квартире Писателя, на письменном столе стоит фотография, на которой седой военный с открытым взглядом держит в руке погоны полковника, расположив их в виде буквы V» («Амнезия»). На лавочке на аллее Здоровья сидят вполне счастливые Ольга и ее муж. Испытание, которое они перенесли, «соединило их снова, научив ценить не только жизнь, но в большей степени друг друга» («Формула жизни»). А капитан Виноградов, уже решивший свести свои счеты с жизнью, вдруг обнаруживает в целости и сохранности портфель с зарплатой сослуживцев («Портфель капитана») и т.д. Любопытно, что большинство читателей правоту автора скорее всего признают, пусть, на первый взгляд, она и производит впечатление незатейливой, на самом же деле представляется глубоко укорененной в традиционной культуре русского народа. А как оказалось, Анатолий Анатольевич доподлинно ее знает и умеет органично представить. Об этом свидетельствует один из лучших на моей памяти историко-этнографических очерков «На берегах Юга и Шарженьги» (а поверьте, что я, как профессиональный фольклорист, изучила их немало!). В повествование о 15-ти поколениях рода Подольских автор включает уникальные сведения о престольных праздниках, обычаях сватовства и повоя, рекрутчине, семейных традициях и фольклоре. История рода разворачивается на фоне драматических событий первой мировой войны, коллективизации, войны 1941-1945 гг. и трудных послевоенных десятилетий. Но они окрашены и светлыми нотками: особенностями восприятия мира глазами ребенка, подростка, юноши, пытливого и одаренного. Немало здесь и здорового юмора, замечательных картин труда и быта. Может быть, этот опыт позволил Анатолию Анатольевичу быть довольно снисходительным к своим героям, уходить от прямых оценок и комментариев, сама жизнь расставляет все по своим местам. Так, герой рассказа «Синдром Киссинджера» выслушивает суровую проповедь монаха-отшельника, нерадивый инженер смиряется с презрительным выражением в свой адрес («Труба), а казалось бы, ничем не примечательный персонаж вырастает на наших глазах в настоящего героя («Труба»). На примере творчества Анатолия Анатольевича можно показать и некоторую специфику в реализации одной из значимых тенденций современной литературы – поэтики повседневности. Он, как никто, пожалуй, точен в описании различного рода производственных процессов. Я с удивлением отметила, что с интересом читаю об изготовлении плота, под которым проплывали юные герои рассказа «Амнезия», прокладке труб в рассказе «Труба», разнообразных карманчиках знаменитого портфеля капитана и др. Такого рода описания информативны сами по себе, но не только, с их помощью автор готовит читателя к восприятию чего-то необыкновенного в судьбе персонажа. Анатолий Анатольевич – интересный собеседник, ему есть, что рассказать студенческой аудитории, он живо интересуется культурной жизнью страны и республики. В серии очерков, посвященных событиям проходящего в феврале этого года съезда писателей России, он объективно характеризует состояние современной литературы, рассказывает о встречах со знаменитыми писателями и издателями, передает впечатления от встреч с писателями Вологодской земли, своими земляками. Безусловно, значимы и заметки А.Подольского о фестивальных спектаклях («Мост дружбы» – фестиваль успеха», «Фестиваль «Йошкар-Ола театральная»). Они заключают в себе ведущие черты личности писателя: разносторонность интересов, глубокое проникновение в замысел режиссера, объективность в оценке мастерства исполнителей. В заключение хочется выразить надежду, что и читателям, и критикам еще предстоит знакомство с новыми произведениями Анатолия Анатольевича Подольского, думаю, на основе материалов его творчества появятся и кандидатские диссертации и в целом интересные филологические труды! |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||