– А вы знаете, что у нас есть Выставка Достижений? – решил переключить внимание Ивана Федорова Глава Техноцентра.
В предвкушении ожидаемого изумления глазки Иосифа Абрамовича защурились, сузились в узенькие щелки.
– Наша главная разработка, – с гордостью указал он на подобие небольшого гаджета. – Электронный учебник PlastiсВоок. На его разработку ушло пять лет, потрачено десять миллиардов рублей! – с гордостью поведал президент Техноцентра.
О-о-о, как он понимает Иосифа Абрамовича! Как будущая мать денно и нощно вынашивает будущее дитя, так и он создавал в шестнадцатом веке свои книги. Вырезал заставки, отливал матрицы, продумывал расположение текста. Чтобы было и красиво, и удобно, учитывал последние достижения иноземных умельцев. Поучиться у других не грех, считал он. Главное – добиться того, чтобы было не хуже, а лучше. Ведь что толку копировать? Сегодня ты скопировал у чужеземного мастера, вроде бы и неплохо вышло. Но это же топтание на месте! Соперник нечто новое тут же придумает, что удешевит продукт или сделает его более привлекательным. Значит, надо думать наперед, на завтра.
Электронная вещица с виду вроде бы мила – и тонка, и красива, но… Вся она – и сверху, и с боков, поразился Иван Федоров, поражена плесенью. Самой настоящей, той, что появляется на залежалых вещах, которых не касаются ничьи руки. Иван Федоров поморщился. От новых книг должен исходить только один дух – дух новизны! А тут…
– Это такой прорыв, такой прорыв! – наскоро обтерев рукой заплесневелый учебник, зачастил господин Ванштейн. – Сейчас у наших бедных детей отрываются руки, столько приходится таскать в школу учебников. У них уже горбы вырастают. Мы разработали тоненький планшет, который вмещает и математику, и русский язык, литературу, биологию, химию – все, с первого до одиннадцатого класса.
Такими учебниками мы обеспечим все школы! Для этого в России будет построен специальный завод, проект уже разрабатывается. Научный центр при заводе возведем. Хватит работать на иностранного дядю! Надо самим выпускать электронную продукцию! Пора!
Надо! Пора! Как часто слышал Иван Федоров эти слова в этом непонятном для него еще во многом двадцать первом веке. Они звучат с экранов телевизоров, высвечиваются в Интернете, выскакивают из-за каждого угла. От частого употребления этим словам и цены уже нет. Они сродни кнуту, которым пытаются пришпорить доходягу-лошадь, хлещут ее неимоверно, но та только взбрыкивает. А воз и ныне там.
Кому «надо», кому «пора»? Никто вроде бы не против. Восточная пословица гласит: «Сколько ни говори “халва”, во рту слаще не станет».
Делать хорошие и новые вещи – это не «пора», а необходимость каждого дня. Иначе новое будет вовсе не впору…
– Проектная мощность завода – сотни тысяч электронных учебников в год. И это только начало! – вдохновенно, как на трибуне, ораторствовал президент. – Мы завалим электронными учебниками всю Европу, а потом и Мериканию. Мы перевернем весь мир!
Глаза президента горели. Все сникло перед натиском ультрасовременной обломковской разработки. Прощайтесь со своей гегемонией, доблестные айпады, уползайте, прячьтесь по щелям, айфоны! На планете будет торжествовать PlasticВоок и только PlastiсВook! Ура, PlastiсBook! Слава PlastiсBook!
– Как же работает это чудо? – не вытерпел Иван Федоров.
Иосиф Абрамович нажал на одну из кнопок гаджета. Ничего не пискнуло, не вспыхнуло на экране.
– Сейчас… Сейчас…
Президент «Новая долина» ткнул еще раз. Гаджет молчал как партизан, не желая выдавать военную тайну. Осерчав, Ванштейн стал беспорядочно давить все кнопки подряд в надежде, что какая-нибудь отзовется.
Бесполезно.
– Может, его надо стукнуть? – негромко подал совет Иван Федоров. – В советское время, говорят, телевизоры так же глючили, лампы отходили, а стоило бацнуть кулаком – все становилось на свои места.
Президент «Новой долины» двинул по новому учебнику кулачищем. И это не помогло.
– Я думаю, надо сначала простучать по всему корпусу, найти зону воздействия. У каждого гаджета она может быть своя.
Ванштейн, по-детски наклонив голову, начал аккуратно постукивать костяшками пальцев по крышке.
– Заработало! – расплылся в улыбке. – Надо в инструкции указать место, куда ударять, – тут же сообразил он. – А еще к каждому учебнику специальный резиновый молоточек приложить. И запатентовать…
Высветившийся экран затребовал пароль и логин для регистрации.
Ванштейн ввел данные. Тут же проворно закрутился голубенький кружок.
– Думает! – со знанием дела поднял вверх палец президент.
Иван Федоров уже привык к тому, что ввод пароля с логином, выход на нужную страницу – все происходит автоматически. Раз, раз, и информация скачана в считанные доли секунды.
Здесь же колесико крутится, как в немазанной телеге, разве что скрипа не хватает.
Иван Федоров хотел было посоветовать стукнуть гаджет еще раз хорошенько, чтобы тот очухался, да не стал вводить президента Техноцентра в конфуз.
Наконец через несколько минут на экране засветилась картинка.
– А почему все в черно-белом цвете? – вытянул шею Иван Федоров.
Это в давнем шестнадцатом веке напечатать полноцветную картинку в книге было мудрено. Как Иван Федоров ни прикидывал – и так, и эдак, никак не получалось. Все же очень хотелось красоту навести. Он не пошел на поводу царевых указчиков, подгонявших его и заставлявших ограничиться только черным цветом. В две краски, черную и красную, куда выразительнее!
Конечно, это усложнило книгопечатание. Приходилось печатать в два прогона, тратить дорогую красную киноварь. Да и марашки то тут, то там выскакивали. Надо быть великим аккуратистом, чтобы не испортить дорогую, из-за границы завезенную бумагу. Зато как здорово получилось! И в Библии, и в других книгах каждая буква новой строки вырисовывалась как игрушечка – с характерной вязью, красовалась, как девица.
Кстати, оттого что каждая буква новой строки у него выступала красным цветом, и пошло гулять название «красная строка». Красивая, значит…
А здесь что? Двадцать первый век на дворе, а на экране сверхсовременного электронного учебника Техноцентра «Новая долина» – сплошная чернота.
– Понимаете… Э-э-э… на ребенка и так столько информации сваливается… Все мельтешит перед глазами, рябит, возникает усталость, отсюда и невнимание. А это может сказаться на успеваемости. Мы решили: пусть будет только два цвета, черный и белый, чтобы ребенок лучше концентрировался.
Ну, а как же изучать картинки, схемы, наглядные пособия по биологии, химии? Они-то непременно цветными должны быть, не мог понять Иван Федоров.
А почему электронный учебник такой тонюсенький, того и гляди согнется?
– В этом наше ноу-хау, – гордо заявил президент. – Новая, так называемая пластиковая электроника может стать основой для других электронных систем, от солнечных устройств до телевизоров. Идея замены кремния полимерами давно витала в воздухе, и вот воплотилась в нашей разработке. Правда, пока это обходится недешево…
– А великая ли польза от того, что электронный учебник будет гибкий, – не понял Иван Федоров. – Легкий – это понятно, а вот что за необходимость гнуть его туда-сюда?
– Ну, батюшка… Вы же были ребенком, вам наверняка хотелось покрутить что-нибудь в руке, повертеть. В школе столько уроков, трудно высидеть. Вот деткам и будет развлечение. Пусть покрутят гаджет туда-сюда, помоделируют, они это любят.
– То есть учебник будет у них как игрушка?
– Ну какая игрушка? – подобрал губы Иосиф Абрамович. – В первую очередь это учебник, остальное – как приложение.
– А есть ли в мире аналог PlasticBook?
– Аналогов нашей разработке нет! – категорично заявил Ванштейн. – Какие могут быть конкуренты? Мы вложили в проект такие деньги, так далеко продвинулись…
Привыкший не столько бесконечно сомневаться, сколько проверять, уточнять все, что касается технических данных, Иван Федоров включил свой головной компьютер.
Информация в Интернете привела его в великое изумление.
Оказалось, разрекламированный для российских школ электронный учебник – разработка вовсе не Техноцентра «Новая долина», а английской фирмы.
«Компания “PlasticBook” была основана выходцами из университета Кембриджа для коммерциализации экспериментальных наработок в области пластиковой электроники, – прочитал Иван Федоров. – Идея замены кремния полимерами была актуальна еще десять лет назад, но к настоящему времени выявился ряд принципиальных ограничений. Работы продолжаются, но про смерть классических полупроводников никто уже не заикается. На волне интереса “PlasticBook” перебралась в Кремниевую долину, набрала полмиллиарда инвестиций, обзавелась заводом в Германии и в 2008 году наконец показала прототип своего первого продукта, устройство для чтения на электронных чернилах Que.
Она позиционировалась как убийца “AmazonKindle” и отличалась от него в основном все тем же пластиковым экраном и ценой: предзаказы принимались по 650 долларов. Это было дорого уже тогда, но “PlasticBook” надеялась, что бизнесменов (на которых продукт ориентировали) высокая цена не испугает. Со временем планировался свой магазин цифрового контента, цвет, полная механическая гибкость. Но… Началось сражение за рынок читалок, родился iPad и рынок планшетов. После двух лет обещаний и задержек “PlasticBook” отменила все заказы и на время исчезла из поля зрения. Сколько миллионов она потеряла, никто не знает. Но тут появилась “Новая долина”. Уже известно, что часть инвестиций российского Техноцентра пойдет именно на уплату долгов…»
То есть на спасение загибающейся иностранной компании.
– Дела-а-а, – мысленно присвистнул Иван Федоров.
«…Экраны “PlasticBook” производятся в Померании, все остальное – в Микерии, а чернила и ОС взяты по лицензии…»
«…Назовите хоть одну вескую причину выкладывать вчетверо больше за устаревшую, несовершенную, несовместимую, закрытую “PlasticBook”?..»
Как же можно было вбухивать громадные деньги, не проверив, не проанализировав все как следует, не мог понять Иван Федоров.
А ведь идея заменить бумажные учебники неплохая. Только надо было все хорошенько обмозговать, взвесить: стоит – не стоит лезть в эту сферу. Оказывается, весь рынок давно уже поделен. Стоило ли рисковать, вкладывать деньги в умирающую фирму? Да если бы они были свои… Но чужие, то есть государственные, тратить легко…
Ну, а как же все-таки обстоит дело с электронными учебниками в других странах? Может, там вообще к этой теме и не приступали, и я зря нападаю на родной Техноцентр?
«В Мерикании, – подсказал Интернет, – с приходом нового учебного года одна из самых продаваемых программ для iOS – бесплатная читалка, для которой можно дешево докупить нужные из тысяч оцифрованных учебников. Так рынок сам, с минимальными затратами решил проблему перегрузки школьных ранцев.
…В Англике на руках носят невероятно дешевую, открытую экспериментальную разработку благотворительного фонда всего за двадцать пять долларов, а не дорогое, полностью закрытое устройство, пусть и из необычных составляющих».
Ну, а почему у российского учебника английское название? – не давало покоя Ивану Федорову. Ведь это все равно что взять да отрезать настоящий, естественный язык у человека и тем самым превратить его в немтыря, бессловесное, зависящее от всех и вся существо. Вбить в голову с малолетства чужой язык – то же самое. Неужто не понятно? Зачем назвали русский учебник чужеродным, непривычным для нашего уха словом «PlastiсBook»?
Не утерпел, полез с этим вопросом к президенту.
– Вы же знаете, какой язык считается международным, – заскользил по накатанной дорожке глава «Новой долины». – На котором пишутся компьютерные программы, делаются научные доклады, публикуются диссертации. Английский! Вот почему важно детей с детства приучать читать, разговаривать и даже мыслить на другом языке. Пусть привыкают, это им пригодится!
– А что же тогда с русским будет?
– Что будет, что будет? – забубнил президент. – Я почем знаю?..
Вновь, в который уже раз он натолкнулся на неудобные, каверзные вопросы Ивана Федорова. Не привык к этому господин Ванштейн, не привык. Везде – на пресс-конференциях, презентациях, симпозиумах он возвышался могущественно и неоспоримо. Ему поручили дело государственной важности, и он старается, тянет тяжелейший воз. Пытается сдвинуть застаревшую от долгого бездействия машину науки с места, разогнать ее. И везде его понимают, поддерживают. «Новая долина» то и дело мелькает на страницах газет, по телевизору пускают его пространственные интервью, многие фирмы рвутся к нему в подрядчики. Дело движется…
А тут… И то ему не так, и то не эдак. Какой-то подозрительный тип попался, в очередной раз пристально оглядывая гостя, затаился Ванштейн. К тому же у этого Иванова свои разработки имеются, сам Президент хаживал в его непонятную «Печатню». А это уже знак, сигнал… Значит, конкурент вырастает, поднимается прямо на глазах. А нужен ли «Новой долине» сильный соперник? Который оттяпает заказы, к которому будет привлечено внимание прессы, представителей науки, сильных мира сего? Тогда и казенные денежки потекут прямиком к нему…
А если этот Федоров доложит Президенту о своих наблюдениях в «Новой долине»? Выскажет соображения про электронный учебник PlasticBook? Все вмиг перевернется…
Что делать, что делать? Надо счета за границей открыть, перевести туда все деньги, пока не поздно, молниеносно, с ходу стал выстраивать план действий президент Техноцентра. Неплохо бы и второе гражданство получить. С директором фирмы «МОТ» следует все хорошенько обсудить. Зря, что ли, я такие деньжищи ему перечислил, пусть помогает. Нужно все основательно продумать. Чтобы, если что, – сесть на самолет, и – будьте здоровы… Жуков Дмитрий Митрофанович родился в г. Судже Курской области. Окончил Воронежский университет. Журналист. Работал в суджанской районной газете «За коммунизм», курчатовской городской газете «Ленинский призыв» ( «Слово»). Член Союза журналистов России. С 2016 г. - член Союза писателей России.
Сейчас живет и работает в г. Курчатове Курской обл. Руководитель собственной фирмы "Проспект"(полиграфия, издательство).
Автор книги стихов «Движение души», публицистического сборника "Здесь все родное"( лучшие газетные материалы за 90-годы о сельских тружениках Курчатовского района Курской области), выпустил книгу "От печали до радости" (рассказы, повесть с одноименным названием - о начинающем предпринимателе), повесть "Планета Гутенберга"- о немецком изобретателе печатного станка Иоганне Гутенберге), повесть "Первая роль" - о первом выступлении в 1801 году на театральных подмостках в г. Судже Курской губернии году великого русского актера Михаила Щепкина.
В 2017 году выпустил сборник рассказов "Курчатов - Барселона", в 2019 - роман - дилогию "Планида?..".В 2020 году вышла в свет художественно-документальная повесть "Решение" о физике-ядерщике Курской АЭС Т.П. Николаеве, спасшем г. Курчатов от трагедии, аналогичной Чернобыльской. |