Владислав ЖУКОВСКИЙ, экономист, инвестиционный консультант, советник ряда общественных движений и партий
АГРАРНАЯ КАТАСТРОФА
спровоцирована преступной халатностью властей и произволом монополистов

Тихий ужас вызвал свежий статистический отчёт Росстат, который в очередной раз зафиксировал разрастание кризисный тенденций не только в российской экономике и финансовой системе, но также в российском сельском хозяйстве и масштабный спад деловой активности в агропромышленном комплексе.

Согласно официальным данным Росстата и только по предварительным данным, весенние заморозки и летняя засуха, которые как всегда стали «полной неожиданностью» для российских чиновников, спровоцировали гибель от 15,5 до 17% всего урожая зерновых и зернобобовых культур. В настоящий момент масштабы прямых потерь для сельхозпроизводителей даже без учёта убытков, которые понесли и ещё понесут смежные и поддерживающие отрасли в рамках единой производственно-технологической цепочки, оцениваются в 45-50 млрд. рублей.

На этом фоне откровенным издевательством выглядят намерения Минсельхоза обратиться в правительство с просьбой выделить 6 млрд. рублей, которое сопровождается непринуждённой просьбой к страховым компаниям не затягивать процесс выплаты страховых компенсаций пострадавшим аграриям.

Ещё абсурдней эта ситуации выглядит при учёте того, что существенная часть аграриев по-прежнему не может добиться страховых выплат за августовские пожары 2010г. и масштабную гибель урожая, который в ряде регионов Поволжья и Юга России достигали 35-60%. Тем более что удельный вес застрахованных посевов хоть и вырос с 4 до 10% за последние годы, но всё ещё находится на непозволительно низком уровне в силу своей дороговизны и неприкрытого мошенничества страховщиков.

Согласно последнему отчёту Росстата, по состоянию на 1 сентября текущего года в сельских хозяйствах всех категорий (сельхозорганизации, фермеры, население) было намолочено менее 53,5 тонн зерна, что на 16,3% ниже аналогичного показателя годом ранее. Другими словами, по итогам года сбор зерновых культур в лучшем случае дотянет до 72млн. тонн (пересмотренн6ый прогноз Минсельхоза), а в случае задержек со сбором урожая и ухудшением ситуации с порчей зерна (элеваторов хронически не хватает и зерно просто гниёт) сбор может составить порядка 65-67 млн. тонн.

И это при том, что в целом в сельскохозяйственных организациях, на долю которых приходится 72,7% всех сельхоз площадей зерновых и зернобобовых в России, обмолочены на 67,2%, тогда как годом ранее уровень обмолотки за аналогичный промежуток времени не превышал 61,6%, а в 2010г. опускался ниже 53%. Другими словами, уже сейчас можно смело говорить о том, что российские власти судорожно и в панике пытаются компенсировать своё собственное разгильдяйство и халатность по предотвращению пожаров, спровоцировавших на ровном месте очередной дефицит критически значимого продовольствия, з а счёт невиданных темпов сбора урожая зерновых культур. Совершенно очевидно, что при таких сумасшедших темпах сбора урожая неизбежно под удар ставится качество – падает продуктивность земель, возникают трудности с переработкой и хранением сырья и т.д.
С учётом летней и весенней гибели посевов, спровоцированных не столько природными катаклизмами (о них учёные предупреждали ещё в мае), сколько бездействием властей, осталось обработать менее 20% сельскохозяйственных площадей. С учётом этого фактора сбор может оказаться даже несколько ниже заявленных 70 млн. тонн.

Таблица 1. Падение сбора зерновых в ряде регионов РФ

Источник: расчёты автора по данным Росстата

Особенно сильные опасения вызывает масштабный обвал выпуска сельскохозяйственной продукции в ряде субъектов Российской Федерации, что создаёт крайне благоприятные предпосылки для формирования не только искусственно созданного дефицита сельхоз продукции благодаря действиям перекупщиков с молчаливого согласия коррумпированных чиновников. Возникает вероятность формирования настоящего дефицита продовольствия в целом ряде и без того неблагополучных регионов России (Чечня, Ингушетия, Дагестан), что в условиях перманентной безработицы в 35-45% и низкого уровня жизни рискует спровоцировать рост социальной нестабильности.

Крайне сложная ситуация складывается в Республике Хакасия и Саха Якутии, где сбор зерновых обвалился на 86,9 и 75,8% соответственно. Не намного лучше обстоят дела в Архангельской области (-62,6%), Костромской области (-56,8%), Чеченской республике (-56%), Калмыкии (45,1%), Ставропольском крае (45%), Дагестане (44,6%), Нижегородской области (-43,6%). Откровенный бардак наблюдается в традиционных житницах – в Краснодарском крае сбор зерновых в годовом выражении упал на 32,5%, в Татарстане – на 37,4%, в Новгородской области – на 34,4%.

ДЕФИЦИТ ЗЕРНА УСУГУБЛЯЕТ СИТУАЦИЮ НА ПРОДОВОЛЬСТВЕННОМ РЫНКЕ

Запасы зерна по состоянию на начало сентября текущего года едва дотянули до 34,6 млн. тонн, что на 9,3 млн. тонн (или 21,1%) меньше, чем в сентябре 2011г. При этом в глаза бросается стремительное ускорение темпов спада запасов зерновых культур – ещё в 1-го августа текущего года их объём был ниже на 14,8%, а 1 июля общие запасы превышали отметку аналогичного периода 2011г. на 1,1%.

Также определённые опасения вызывает тот факт, что наибольший спад запасов зафиксирован именно у самих производителей зерновых (на 22,4%), тогда как в заготовительных и перерабатывающих организациях просадка запасов оказалась менее существенной (19%). Наиболее острый дефицит запасов у сельхоз производителей и заготовителей наблюдается по рису (снижение запасов на 58,5%), ржи (на 20%) и пшенице (на 24,7%). При этом вызывает тревогу сокращение запасов пшеницы, которая является ключевым продовольственным товаром для 60% населения с доходами менее 17 тыс. рублей и рост цен на которую спровоцирует скачок социальной инфляции по всей цепочке продовольственных товаров.

Не меньше опасений вызывает бедственное положение целого ряда регионов, которые испытывают на себе негативные последствия не только природных катаклизмов и преступной халатности чиновников, но также откровенного ценового произвола перекупщиков и разного рода спекулянтов, которые при полном попустительстве региональных и федеральных властей наживаются на продовольственном кризисе. Как и осенью 2010г., крупные оптово-розничные сети, монополизировавшие продовольственный рынок, вкупе с этнической мафией на ровном месте создают искусственный дефицит наиболее востребованных продуктов питания, задирая цены и разжигая социальную нестабильность.

Для примера, согласно данным всё того же Росстата , по состоянию на сентябрь 2012 г. з апасы зерновых культур в сельскохозяйственных, заготовительных и перерабатывающих организациях Тверской области упали на 61,9%, Костромской области – на 40,3%, Мурманской области – на 60,2%, Республики Калмыкия – на 56,2%, Краснодарского края (житницы России) – на 48%, Ростовской области – на 34,4%, Ставропольского края – 50,7%, Ингушетии – 74,5%, Чечни – 60,2%, Татарстана – на 28,6%, а Нижегородской области – на 36,1%.

Не намного лучше обстоят дела в ряде крупных сибирских регионов – в Иркутской области запасы зерна сократились на 21,2% в годовом выражении, в Забайкальском крае – на 14,2%, а в Еврейской автономной области обвал превысил 43,7%. Единственное, что радует, так это 52% прирост запасов в Бурятии (которая традиционно славится высокой эффективностью и ответственным подходом руководства республики), Алтае (+5,1%) а также в ряде регионов Уральского ФО.

КАТАСТРОФИЧЕСКИЙ ОБВАЛ УРОЖАЙНОСТИ - ИТОГ БЕСПРОБУДНОГО ЗАГУЛА ВЛАСТИ

Откровенно провальными выглядят данные по урожайности, которая едва дотянула до 19,9 центнеров с гектара, опустившись ниже не только уровней 2011г. (26,3 ц/га), но и откровенно катастрофического 2010г. , когда сбор едва превысил 20,3 центнеров с гектара.

Ещё хуже обстоят дела с урожайностью пшеницы, которая по состоянию на начало сентября текущего года и после обработки сельхоз земель составляет менее 21 центнера с гектара, что существенно хуже не только 2011г. (29,3 ц/га), но даже кризисного 2010г. (23,3 ц/га). Хоть нынешние показатели урожайности существенно превышают отметки дефолтного 1998г. (12,9 ц/га в целом по зерновым и 13,5 ц/га для пшеницы), тем не менее, они уже приблизились к и без того невысоким значениям 1990г. (19,5 и 21 ц/га соответственно).
Нынешние параметры урожайности наглядно говорят о провале реализуемой политики в области аграрного комплекса и отражают крайне низкую эффективность государственной сельхоз политики и производительность аграрного комплекса,
Если ещё в 2011г. сбор зерновых превысил 93,8 млн. тонн, то по итогам текущего года и с такой урожайностью более чем оптимистичными выглядят прогнозы не только Минсельхоза, который буквально за последние 2 недели пересмотрел свой прогноз с 75 до 72 млн. тонн, но и отраслевых союзов (70 млн.).

ОТСУТСТВИЕ АДЕКВАТНОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Безусловно, руководимый идейными последователями либеральных фундаменталистов и прорабов перестройки российский АПК, получающий на своё развитие менее 160 млрд. рублей на федеральном уровне и ещё столько же на региональном, сумеет обеспечить сбор зерновых выше уровней 2010г. (60,9 млн. тонн.).

Надо напомнить, что в 2011г. было собрано порядка 94,2 млн. тонн зерна, из которых более 27,2 млн. были направлены на экспорт. Другими словами, для внутреннего потребления осталось порядка 67 млн. тонн. С учётом морально устаревших производственных технологий (в лучшем случае второй половины 1980-х годов), а также изношенного на 70-75% производственного оборудования этого объёма не хватило бы даже для обеспечения внутренних потребностей России, если бы не переходящие запасы зерна с прошлого года.

Даже если правительству удастся встряхнуть зарвавшихся чиновников и оказать минимально необходимую поддержку сельхозпроизводителям, а сбор зерновых культур не окажется существенно хуже прогнозов Минсельхоза (72 млн. тонн), то даже этих объёмов может оказаться недостаточно для обеспечения внутренних потребностей и сдерживания роста цен на продукты питания.

Судя по оценкам Российского зернового союза (РЗС), в нынешнем году на экспорт будет поставлено порядка 16-17 млн. тонн зерна, из которых 12-13 млн. уже законтрактованы и готовы к отправке. И если не ввести ограничения на экспорт (при одновременном распечатывании зернового интервенционного фонда и ограничении произвола перекупщиков), то вывоз зерна на внешние рынки по итогам 2012г. может запросто достичь 22-23 млн. тонн. В таком случае даже нынешние переходящие запасы зерна в объёме 19 млн. тонн окажутся недостаточными для того, чтобы предотвратить формирование острого дефицита зерновых культур и всплеск цен на продукты питания.

На этом фоне откровенным вредительством и проявлением полной некомпетентности выглядят заявления вице-премьера Аркадий Дворкович . По его мнению, правительство не видит никаких значимых причин не только для ограничения экспорта зерна, но даже для запуска зерновых интервенций, к которым даже нынешнее правительство, оккупированное « либеральными фундаменталистами » стабильно прибегало аж с 2003 г. Это вполне свойственно российским либералам, которые рассматривают любое вмешательство государства в экономике в качестве «экономического сатанизма» и создают благоприятные условия для безнаказанного обогащения спекулянтов на бедах населения.

С учётом экспортного потенциала в 12-13 млн. тонн (которым наверняка попытаются воспользоваться аграрии в силу высоких цен за рубежом), для удовлетворения внутренних потребностей населения и АПК останется не более 56-58 млн. тонн зерна. Благодаря переходящим запасам с прошлого года можно будет довести объём предложения зерна до 75-77 млн. тонн. Этого вполне достаточно, чтобы удовлетворить потребности отечественной пищевой промышленности и населения в продуктах питания, которые оцениваются Минсельхозом в 69,1 млн. тонн.

Однако, если правительство продолжит убийственную политику по дистанцированию от решения реальных проблем и откажется ввести ограничения на вывоз зерна, то крайне велика вероятность того, что даже с учётом переходящих запасов реальное предложение зерна окажется на уровне 63-65 млн. тонн. А это на 6-8% ниже минимально необходимого объёма зерна, что практически наверняка даст мощнейший импульс раскрутке инфляции и падению уровня жизни населения.

Судя по всему, недавнее заявление Дворковича на форуме «Ялтинская европейская стратегия» было всего лишь очередным открытым признанием либерального клана в верности своим протеже из-за океана . По мнению Дворковича, « в сему миру необходимо экономическое развитие этой страны (США), необходимо, чтобы американская экономика оставалась сильной, и мы за это платим. Платим высокую цену ". Судя по всему, именно в этой фразе содержится вся суть и вся сентенция проводимой в стране политики целенаправленного и последовательного отказа от модернизации, борьбы с коррупцией и ограничения произвола монополий.

ЦЕНЫ РАСТУТ ДО НЕБЕС

К концу текущего года инфляция в России рискует превысить даже самые пессимистичные прогнозы правительства и достигнет 7,5%. Тогда как "социальная инфляция", отражающая рост стоимости жизни для 70% населения с доходами менее 20 тыс. рублей, превысит 13-15%. Если ещё в первом квартале текущего года прирост цен не превышал 2-2,5% в годовом выражении, то уже в августе инфляция ускорилась до 5,9% на фоне удорожания мяса на 9,4%, плодоовощной продукции - на 8%, бензина - на 8,3%, медикаментов - на 6,5%.

В таком случае по итогам текущего года наблюдавшийся вплоть до конца лета едва заметный, но, всё-таки, рост реальных располагаемых доходов населения на 3% сменится едва заметным приростом на 1,5-2%. А с учётом реальной инфляции ( которая превышает официальную политкорректную версию Росстата в 2-2,5 раза ) реальный уровень жизни 60% бедного населения России (оценка Института Социологии РАН) с доходами ниже 17 тыс. рублей упадёт на 2,5-5%.
Только по итогам августа по официальной оценке Росстата цены на зерновые культуры выросли на 2-2,5%, а мясо, хлеб и макаронные изделия подорожали на 1,7-2%.а плодоовощная продукция . В действительности же уже сегодня в целом ряде сибирских регионов и крупных городах Южного федерального округа цены на продовольствие подскочили на 12-15%, а, например в Перми, с прилавков многих магазинов исчезли крупы.

При этом на фоне внесения поправок в ФЗ-83, ознаменовавших продолжение общего вектора движения правительства по пути приватизации бюджетной сферы, повышения платности услуг и перекладывания бремени социальных расходов на плечи бедного населения, спровоцировало ускоренный рост цен на базовые социальные услуги. Согласно официальным данным Росстата, по итогам января-августа текущего года стоимость образования в России подскочила на 7,4% (в августе – на 9,3%), услуги здравоохранения выросли в цене на 7,7% (амбулаторное лечение – на 9,7%), а социальная защита подорожала на 7,8%.

Судя по всему, процесс раскрутки инфляции набирает обороты: за период с начала августа по конец сентября пшеничная мука подорожала на 8,5-9%% (больше, чем за предшествующие семь месяцев), куры — на 5,7%, белый хлеб — на 4,2%, серый и черный хлеб — на 3,7%, пшено — на 3%.

В таком случае по итогам текущего года наблюдавшийся вплоть до конца лета едва заметный, но всё-таки рост реальных располагаемых доходов населения на 3% сожмётся до 1,5-2%, а с учётом реальной инфляции (которая превышает официальную политкорректную версию Росстата в 2-2,5 раза) реальный уровень жизни 60% бедного населения России (оценка Института Социологии РАН) с доходами ниже 17 тыс. рублей упадёт на 2,5-5%.

ПРОИЗВОЛ ПЕРЕКУПЩИКОВ

При этом нужно совершенно чётко отдавать себе отчёт в том, что помимо весенних заморозков, лесных пожаров, надувания пузыря на глобальном продовольственном рынке (цены на пшеницу, сою и кукурузу подскочили на 55-70% с июня по сентябрь 2012г.) и халатной преступности российских коррумпированных чиновников (которые в шкурных интересах уничтожили систему противопожарной обороны), отягчающее влияние оказывает произвол перекупщиков.

Напомним, что летом-осенью 2010г.. даже несмотря на ужасные пожары и бездействие властей, никаких реальных предпосылок для 55-80% роста цен на зерновые культуры и прочее продовольствие не было. Официальные данные Росстат фиксировали наличие существенных запасов зерна, а производители не испытывали совершенно никаких сбоев с поставками сырья.

Тем не менее, крупные оптово-розничные сети, а также перекупщики, монополизировавшие торговлю продовольствием, при полной безнаказанности со стороны государства паразитировали и продолжают паразитировать на пожарах, многократно усиливая продовольственный кризис.

Судя по всему, сфера торговли монополизирована в России не меньше, чем ЖКХ, энергетика и топливно-энергетический комплекс. Не встречая совершенно никакого сопротивления со стороны ФАС и прочих органов власти, перекупщики создают искусственный дефицит продовольствия на полках в магазинах и тем самым раздувают цены на основные виды продуктов питания. Только этим можно объяснить 75-115% рост цен на гречку, капусту и картофель осенью 2010г., а также стремительный рост цен на продовольствие в августе и сентябре текущего года в условиях наличия более чем достаточных запасов зерна.

Дошло до того, что премьер Медведев был вынужден лично озвучить это преступление. Однако никаких реальных уголовных дел так и не было возбуждено, чиновники не пострадали, а цены не только не снизились, но даже продолжают расти. Это стало своего рода гарантией безопасности для спекулянтов и лицензией на дальнейший грабеж российских граждан России уже этой осенью за счёт создания новых искусственных дефицитов и завышения цен.


УПАДОК АГРАРНОГО СЕКТОРА

Крайне тяжело обстоят дела в сельском хозяйстве с точки зрения создания добавленной стоимости – отрасль как находилась, так и продолжает находиться в глубочайшем инвестиционном кризисе. Согласно данным Росстата, по итогам 2002-2011гг. объём добавленной стоимости в сельском хозяйстве увеличился всего лишь на 16,9% даже с учётом заниженной в 2-2,5 раза оценки инфляции. Тогда как объём добавленной стоимости в финансовом секторе за аналогичный период подскочил в 3,71 раз, в оптово-розничной торговле – в 2 раза, в финансовом секторе и строительстве – в 1,77 и 1,69 раз соответственно.
Вкупе с едва заметным приростом добавленной стоимости в обрабатывающих производствах на 34,6% и снижением ВДС в образовании на 0,8% и социальных услугах на 1,1% это провоцирует дальнейшую примитивизацию структуры экономики, архаизацию производства и разрушение научно-технического потенциала.

Неудивительно, что только по официальным данным Росстата, за период 2005-2011гг. сельское хозяйство России потеряло свыше 1,12 млн. рабочих мест. При этом только в 2011г. чистые потери превысили 43,2 тыс. мест, а всего за время кризиса и имитации посткризисного восстановления в 2008-2011г. сельское хозяйство потеряло порядка 335,8 тыс. мест.
С формальной точки зрения можно было бы порадоваться приросту капитальных вложений в модернизацию производства и закупку нового оборудования в сельском хозяйстве на 67% за период 2004-2011г. Однако объём капитальных вложений в основные фонды в 2011г. так и не достиг докризисных отметок, оказавшись ниже уровня 2008г. аж на 22,8%.

Отдельного упоминания заслуживает тот факт, что за годы «либерального погрома» как экономики в целом, так и сельского хозяйства в частности, произошла качественная деградация структуры выращиваемого зерна. Насколько можно судить со слов самих аграриев , пшеницу 1-го и 2-го класса в России не выращивают как таковую (0-0,5% всего урожая), на 3-ий класс приходится от четверти до 30% сбора зерновых. А основой является пшеница 4-го класса, которую не то что в Европе не считают за продовольствие, но даже в Советскую эпоху отправляли на корм скоту как фуражное зерно.

Летом текущего года особенный оптимизм у правительственных чиновников вызвал отчёт Росстата, согласно которому по итогам 2011г. в сельском хозяйстве был зафиксирован рост добавленной стоимости на 24,9%, а в рыболовстве на 14,4.

Однако никто не говорит о том, что объёмы сбора зерновых по итогам 2011г. оказались на 12,9% ниже отметок 2008 года, сбор ржи и ячменя и вовсе не дотянул до уровня 3-летней давности 34,9% и 26,8% соответственно, а производство продуктов питания по-прежнему на 6,6% ниже отметок 1990г. И это на фоне 25-50% обвала производства целого ярда зерновых культур в разгар лесных пожаров в августе 2010г. и подскочивших в 1,5-2,5 раза цен на базовые продукты питания – хлеб, картофель, пшеницу, гречку, капусту и т.д.

Таблица 2. Изменение посевных площадей под различные сельхоз культуры за период 1990-2011гг. (1990г.=100%)

Источник: расчёты автора по данным Росстата

Объём продукции животноводства по итогам 2011г. оказался на 37% ниже значения 1990г . При этом наибольший спад наблюдается у сельскохозяйственных организации (-50%), до которых так и не доходит и без того мизерная (0,5% ВВП) поддержка государства аграрного сектора. При этом лучше обстоят дела у частных подсобных хозяйств, которым без какой-либо значимой поддержки со стороны государства удалось сократить масштабы падения выпуска продукции животноводства с 70% в 2000г. до 2% в 2011г.

За период 1990-2011г. совокупный размер посевных площадей всех сельхоз культур сократился на 36% (с 117,7 до 75,8 млн. га), тогда как ещё в 2000г. спад не превышал 28%. Только за период 2000-2011г. размер посевных площадей ржи обвалился на 56% (с 3,53 до 1,55 млн. га), гречки – на 42% (с 1,57 до 0,9 млн. га), овса - на 32% (с 4,51 до 3,04 млн. га), ячменя – на 13% (с 9,15 до 7,88 млн. га), а кормовых культур для скота – на 37% (с 28,9 до 18,1 млн. га). На фоне обвального падения размера посевных площадей, снижения технической вооружённости и сокращения капитальных вложений в аграрный сектор за период 1990-2011гг. произошло 20% падение объёма сбора зерновых культур (с 116,6 до 93,9 млн. тонн.).

При этом за период 2000-2011г. объёмы валового сбора ржи упали на 42% (с 5,44 до 2,96 млн. тонн), гречихи – на 29% (с 0,99 до 0,8 млн. тонн), овса – на 11% (с 6 до 5,33 млн. тонн), а кормовых культур - на 44% (с 88,3 до 49,1 млн. тонн). В этой связи в принципе непонятно, о каком восстановительном росте и возрождении аграрного сектора может идти речь, когда сбор целого ряда ключевых зерновых культур за последние 11 лет упал на 15-40%, а размер посевных площадей сократился на 25-60%.

Аналогичная ситуация наблюдается и с объёмами реализации аграрной продукции в сельскохозяйственных организациях За последние 20 лет объём реализации зерновых культур сократился на 9,9% (с 44,4 до 40,7 млн. тонн), сахарной свёклы - на 32% (с 25,1 до 17,1 млн.), картофеля - на 61,5% (с 4,82 до 1,85 млн.), а овощей – на 75% (с 6,61 до 1,65 млн.).

Таблица 3. Изменение сбора ряда сельхоз культур за период 1990-2011гг. (1990г.=100%)

Источник: расчёты автора по данным Росстата

По-прежнему крайне тяжёлая ситуация складывается с технической оснащённостью и капиталовооружённостью сельского хозяйства, которая опустилась до уровней 1960-х годов. Вкупе с неподъёмными ценами на ГСМ и стоимостью кредитов (18-22%), диктатом перекупщиков, неадекватно низкой государственной поддержкой (менее 0,5% ВВП), и наплывом дешёвого китайского и субсидируемого европейского импорта это делают нерентабельным отечественное сельское хозяйство.

Только за период 2000-2011гг. количество тракторов снизилось на 60,8% (с 746,7 до 310,3 тыс. штук), плугов - на 65,6% (с 237,6 до 87,7 тыс.), культиваторов - на 56,2% (с 260,1 до 114,1 тыс.), сеялок – на 60,8% (с 314,9 до 123,7 тыс.), комбайнов - на 63,8% (с 275,9 до 100 тыс.), а машин для внесения в почву удобрений – на 69% (с 34,1 до 10,4 тыс.). Про уровню материально-технической оснащённости и механизации сельского хозяйства современная Россия находится где-то на уровне конца 1960-х годов.
В результате этого среднее количество тракторов, приходящихся на 1000 га. Пашни, сократилось с 11 штук в 1990г. до 7 в 2000г. и менее 4 по итогам 2011г., зерноуборочных комбайнов – с 6,6 в 1990г. до 3 машин в 2011г., кукурузоуборочных комбайнов – с 12,4 до 1, а свёклоуборочных машин - с 16,5 до 3 штук за соответствующий промежуток времени. Одновременно с этим объём вносимых удобрений в расчёте на 1 га. за период 1990-2010гг. сжался на 55% - с 88 до 39 кг., а удельный вес обработанных минеральными удобрениями земель снизился с 66% до 46%.

Правительство говорит совершенно правильные слова относительно необходимости возрождения отечественного аграрного сектора и оказания поддержки российским сельхозпроизводителям. Однако на деле мы видим совершенно неконтролируемый наплыв дешёвого и зачастую опасного для здоровья импортного продовольствия. В результате чего удельный вес импортной продукции и товаров международных продовольственных гигантов на прилавках магазинов превышает 60%, а в крупных городах-миллионерах и вовсе достигает 80%.

И без того крайне скудная и недостаточная государственная поддержка (менее $10 млрд. или 0,6% ВВП) либо оседает в карманах перекупщиков и спекулянтов, либо не уходит дальше карманов коррумпированных чиновников. Судя по заявлениям самих аграриев, львиная доля (до 80%) всех выделяемых государством средств оседает в карманах перекупщиков и спекулянтов, а также поставщиков импортной техники.

Таблица 4. Изменение парка техники сельскохозяйственных организаций в 1990-2011гг. (1990г.=100%)

Источник: расчёты автора по данным Росстата

В настоящий момент степень механизации и автоматизации сельского хозяйства в 3-5 раз ниже уровня 1990г. и в 7 ниже отметок США и ЕС, а стоимость кредитных ресурсов в 2-3 раза превышает среднюю операционную рентабельность аграриев. При этом износ основных фондов зашкаливает за 70%, уровень государственной поддержки в 5-8 раз ниже, чем у конкурентов (в расчёте на гектар угодий – в 35-40 раз ниже, чем в США и ЕС), а цены на ГСМ уже превысили отметки США и целого ряда стран Еврозоны.
В такой ситуации в принципе непонятно, каким образом отечественные аграрии смогут выжить под напором притока дешёвого китайского и субсидируемого европейского импорты даже без присоединения к ВТО. По уровню механизации российский агропромышленный комплекс откатился в 1960-е годы, а финансовая поддержка со стороны государства в относительном выражении в лучшем случае соответствует уровню слабо развитых стран Средней Азии и Африки.

МЯСНОЕ ПРОИЗВОДСТВО И ПОТРЕБЛЕНИЕ ПРОДУКТОВ ПИТАНИЯ

Не приходится говорить ни о каком бурном подъёме отрасли мясного животноводства. Об этом свидетельствует тот факт, что объём среднегодового потребления мяса и мясных продуктов на душу населения за период 1990-2011г. сократился на 10% - с 75 до 67 кг .
С учётом резкого падения качества мясной продукции в силу уничтожения системы сертификации и контроля качества продовольствия, а также многократно возросшей степени имущественной дифференциации населения, когда доходы 10% населения в 70 раз превышают доходы малоимущих слоёв населения, реальное потребление мясной продукции бедными слоями населения упало на 40-60%.
Аналогичная ситуация складывается с потреблением молока и молочной продукции, которое в расчёте на одного жителя России за период 1990-2010гг. сократилось на 36% - с 387 и 246 литров соответственно. Душевое потребление рыбы и рыбных продуктов ниже отметок 20-летней давности на 25% (20 и 15 кг. соответственно), а сахара – на 21% (47 и 37 кг.). Рост душевого потребления фруктов в 1,6 раз, а овощей в 1,16 раз компенсируется стремительным падением качества продовольствия , бесконтрольным наплывом дешёвого китайского импорта и концентрацией подавляющей части потребления в сегменте 20% населения с доходами выше 25 тыс. рублей.

СРОЧНЫЕ МЕРЫ

  1. Заморозить тарифы естественных монополий и цены на ГСМ для аграриев на 3-5 лет. При наличии протеста со стороны монополий провести комплексный независимый аудит финансово-экономической и хозяйственной деятельности монополистов с привлечением Счётной Палаты, ГКУ Президента, Росфинмониторинга (на предмет незаконного вывоза капитала за рубеж), МВД и прочих компетентных ведомств.
  2. Нарастить объём государственной поддержки сельского хозяйства с нынешних 0,5% (по 150 млрд. рублей на федеральном и региональном уровне) до 1-1,5% у стран конкурентов. В настоящий момент в расчёте на гектар пахотной земли поддержка аграриев в 35-40 раз ниже, чем в США, ЕС и Японии.
  3. Существенно увеличить объёмы скрытой поддержки аграриев . В Японии и США на долю скрытых форм поддержки (экспортно-импортных кредитов, гарантий и поручительств по внешнеторговым операциям, субсидирования цен на топливо и услуги естественных монополий, возмещение НДС и прочих налогов, компенсацию расходов на НИОКР) приходится от 1,5 до 2,5% ВВП, тогда как в России менее 0,5% для всей экономики.
  4. Увеличить норматив компенсации затрат на НИОКР с нынешних 3% до 35-50% в ЕС, США и Японии. Без этого невозможна модернизация производства, обновление основных фондов и возрождение АПК.
  5. Требуется дать налоговые стимулы аграриям и производителям сельхозтехники, которые поставлены в неравные условия конкуренции с глобальными ТНК. Снизить НДС на продукцию отечественных сельхоз производителей до 12%, а также льготный период по налогу на прибыль до 3 лет.
  6. Деньги для этого есть. Только увеличение собираемости налогов с нынешних 70% до общеевропейских 80-85% даст дополнительно 1,5 трлн. рублей. Не говоря о пресечении незаконного вывозка питала (1,3 трлн.), дополнительного налогообложения Газпрома и ненефтяных сырьевых монополий (1,5трдн рублей от металлургов, удобрений, лесной промышленности и т.д.), введения виноводочной монополии (700 млрд.) и отказа от регрессивной шкалы налогообложения доходов населения и социальных выплат (более 1 трлн. рублей).
  7. Необходимо ограничить произвол перекупщиков. Дать право ФАС при наличии подозрений в сговоре в одностороннем в досудебном порядке возвращать цены на продукты питания (и прочие социально значимые товары) на исходные уровни. Судебные разбирательства могут длиться от нескольких месяцев до полугода, что может нанести непоправимый урон экономике и обществу.
  8. Возродить разрушенную систему сертификации производимого и импортируемого продовольствия, а также ужесточить контроль качества сельхоз продукции с целью пресечения ввоза вредных и опасных для здоровья продуктов питания. На их долю приходится от 35 до 70% всего импорта продовольствия.
  9. Приступить к точечным зерновым интервенциям при одновременном введении ограничений на экспорт зерна до конца года с целью преодоления дефицита зерновых культур. Нынешние цены на зерно на внутреннем рынке и так находятся на крайне высоком уровне (почти 10 тыс. рублей за тонну), что позволяет аграрием получать и без того высокую прибыль.
  10. Переориентировать программу субсидирования процентных ставок по кредитам исключительно на покупку отечественной сельхоз техники. В настоящий момент свыше 80% получают иностранные производители. В результате этого государство, по сути дела, кредитуют иностранцев, а за 7 лет в России из 5 крупнейших отечественных производителей сельхоз техники 4 обанкротились – остался «Россельмаш».
  11. Разрешить и существенно упростить процедуру возврата НДС производителям сельскохозяйственной техники при экспортных поставках , что даст дополнительный стимул развитию АПК и росту механизации сельского хозяйства. Направить часть средств ЗВР на финансирование модернизации сельского хозяйства. В настоящий момент на счетах Минфина в Банке России и коммерческих банках без дела лежит порядка 6,8 трлн. рублей. Даже 350-500 млрд. рублей было бы достаточно, чтобы профинансировать модернизацию производства АПК и простимулировать сельхоз производителей закупать отечественную сельхоз технику. На эти средства следует компенсировать часть затрат на закупку отечественной техники, строительство элеваторов (30% хозяйств их не имеют), модернизацию изношенной на 75-80% базовой энергетической и транспортной инфраструктуры.
http://clck.ru/2Zqyz

Комментариев:

Вернуться на главную