21.04.2018 г. 2018. БЕРЁЗКА И НАЦ. ВОПРОС На государственном уровне, а значит, и в медийном пространстве, за всеми выборами, санкциями, политическими метаниями и залпами информационной войны совсем заглохли и не поднимаются краеугольные мировоззренческие вопросы, насущные философские проблемы (осталась ли вообще наука философия, ау МГУ?!). Но от замалчивания они только набухают и грозят кроваво-гнойным прорывом. На этом фоне и появилась статья Владислава Суркова, которая и всколыхнула идеологическое болото.
Опытный кремлёвский политолог (бывших, как и разведчиков – не бывает) Станислав Белковский разгадал главный посыл статьи в журнале на двух языках:
Мотив - более чем весомый, но нельзя скидывать и то, что Сурков – типичный представитель современного правящего клана (даже не класса), самоназванной элиты, а потому пытается формулировать его метания и формы самосохранения. Писатели тоже ввязались в этот спор, но с мировоззренческих, а не политиканских позиций. В ЛГ появилось аж две малоинтересных статьи, где даже лихость суждения и оригинальность автора признают, хотя об этом писано-переписано, начиная с мудрого Данилевского и гениального Достоевского. Те, правда, без матерка писали, но Сурков вступает с ними в спор и представляет Россию как Страну, которая нигде не может укорениться – перекати-поле. Сама она, выходит, не самодостаточна, не представляет собой самозначимый цивилизационный материк, и полукровка - сын чеченца и русской – вещает, что «вряд ли мы третья цивилизация. Скорее сдвоенная и двойственная. Вместившая и Восток, и Запад. И европейская, и азиатская одновременно, а оттого не азиатская и не европейская вполне». Ну, понёс дичь… Но первым по горячим следам сказал своё слово в «Российском писателе» Николай Дорошенко, который отметил: «Но более всего любопытен введенный Сурковым в оборот впервые за всю историю России исторический термин "полукровка". Сурков вопреки российской имперской и нравственной традиции ищет в истории России европейство и азиатство на том основании, что кровь у россиян была и европейской, и азиатской». Да, вот это и есть самое примитивное, глупое и губительное: что-то решать и предсказывать на уровне украинских наионалистов, утверждающих, что русские – это не славяне, а татары и мордва. Чего там Сурков примешивает ещё – не ясно, но идейно льёт воду на мельницу Запада. Ведь принятая в Европе и нашими западниками концепция основана на гегелевской философии истории и гласит, что европейская цивилизация тождественна цивилизации общечеловеческой. Опираясь в своих рассуждениях на понятие "мировой дух", Гегель обосновывал связанность, единство и всемирность исторического развития человечества. По Гегелю, мировой дух воплощается не во всех народах, а только во всемирно-исторических. Носителем мирового духа в новое время, по мнению Гегеля, являлся германский мир. После крушения германского фашизма Запад стал отождествляться с англо-саксонским миром. Вот туда-то, по мнению Суркова, и толкалась веками Россия со смешной фразой Бориса Немцова: «Мы будем жить по-европейски, а любить по-русски». Не вышло… С другой стороны, ещё Николай Данилевский в труде «Россия и Европа» доказывал, что славянские народы образуют особый культурно-исторический тип. Значительная часть славян (более двух третей) составляет политически независимое целое - Российское государство. "Славянство" есть термин одного порядка с "эллинизмом", "латинством", "европеизмом". Увы, мы это славянство, его дух предали по политиканским и коммерческим соображениям. «Они сами!», - лукаво кричат в Кремле и на трёп-шоу. «Да нет никакого братства!», - уверяют поляк Корейба и российский писатель Герман Садулаев. Да не совсем так. В программе «Право голоса» ведущий Роман Бабаян задал телезрителям простой, но больной вопрос: «Существует ли славянское братство?». Зрители голосовали в течение всей программы, довольно-таки бледно представившей острые и нерешённые проблемы славянского мира, но конечный результат огорчил:
- Нет, уже не существует - считают 59% проголосовавших; «Саша, но это ведь хорошо, когда во власти есть люди, которые в свободное от государственных забот время занимаются самообразованием. Домашнее задание г-ну Суркову для следующего реферата: Я, конечно, ценю иронию, но ожидания - напрасны. Сегодня вообще никто не понимает, что хотел сказать Достоевский, когда отчеканил: «У России есть две всемирно исторические задачи, это – Славянство и Православие». Начинают домысливать: он заблуждался, он идеализировал. Да он со своей польской кровью понимал этот переменчивый, по-детски капризный и склонный к предательству мир как никто! Но гений прозревал сквозь века, видел роль и силу самого большого племени Европы, если его объединить державной волей и православием, которое, кстати, и в Китае, и в Эфиопии есть. Но зачем нашей «элите» эти духовные сферы и долгие расклады, если все интересы на Западе – дети в США, счета в Швейцарии, квартиры и жёны в Лондоне. Смешно! Лучше, если чего-то там срывается, грозит финансовыми потерями, замкнуться временно на острове Полукровка, пересидеть санкции , а там посмотрим, куда надо качнуться вслед за Грозным с татарами у трона или Петром с любовью к Голландии, за славянофилом Александром-Освободителем или графом Витте. Какая разница! Такие люди у власти, их трубадуры-авторы вообще не могут понять великих идей, которые объединяют, зовут к имперской самоотверженности. Наталия Крандиевская вспоминала спор своего мужа Алексея Толстого с Михаилом (Мейлихом) Гершензоном. Дело было в июле 1917 года. Гершензон доказывал, что спасти гибнущую Россию могут только большевики, потому что они за немедленный сепаратный мир. Страна устала, воевать больше не может, на фронтах идёт братание, надо немедленно замиряться с немцами: другого выхода нет. Алексей Николаевич не соглашался: он был за войну до победного конца. Спорили долго, но каждый остался при своём. Гершензон ушел, а Алексей Николаевич долго ещё не мог успокоиться, мрачно ходил взад и вперёд по своему кабинету, что-то бормотал себе под нос. Наконец остановился посреди комнаты, помотал головой и громко сказал:
МЁРТВОЕ ДЕРЕВЦЕ Сегодня у нас эстрадные певицы уже не поют, просто не умеют петь, а балетные девчонки из ансамбля «Березка» пели всю жизнь, пока работали там (причем пели они не под фонограмму, а живьём)… У них было несколько номеров, где надо было в легких платьях из кринолина танцевать вальс берёзок и петь песни - так, чтобы их было слышно в микрофоны, которые отстояли от них далеко, когда девочки танцевали и пели: - Не секрет, что основательница «Березки» Надежда Сергеевна Надеждина была дочерью известной писательницы Александры Бруштейн и внучкой Якова Выгодского — врача, идишеязычного литератора и министра по еврейским делам Литовской республики, погибшего в Виленском гетто. Как относились в то время к тому, что создательница народного ансамбля, ставшего визитной карточкой России, — еврейка по национальности?Коротко, внятно, достойно. Эта женщина, посвятившая всю жизнь духовному детищу, стала гордостью России, продолжением её родовой и художественной памяти. Где всё это в сценарии, в фильме, в глазах актёров? И это не просто художественный провал, который разозлил поэтессу Лидию Григорьеву: «Приболела, пришлось пялиться в телевизор. И вот... Какая фальшивая мерзость - финал пошлейшего сериала о якобы ансамбле "Березка"! За тридцать лет герои не только не состарились, но и не поумнели. И никакой истории знаменитого ансамбля... Простите, разозлилась...». Это - свидетельство того, что на ТВ загублена сама национальная культура, подлинность её убита на корню: всё, мелькающее на экране - от вступительной песенки до банальных сцен измены и репетиций в соблазнительных трико – могло происходить где угодно, где научились делать коммерческое кино и разводить домохозяек, хотя не уверен, что они этот фильм смотрели и сопереживали, как той же песни Виктора Темнова на стихи Петра Черняева «Я деревенская»: И спеть смогу, и сплясать смогу А полюблю кого, так навсегда! Ничего-то делатели пластмассовой и мёртвой «Берёзки» не смогли, только испохабили нашу русско-советско-еврейскую гордость… Но положение дел куда глубже и трагичней: под все эти бесчисленные фанфары по поводу фестивалей, биенале, выигранных тусовочных конкурсов окончательно добивается народная культура и русская песня на ТВ. Ушла Людмила Зыкина, состарились Надежда Бабкина и Надежда Бабкина, выкрикивавшие хоть псевдо-русские попеки, престали петь в эфире русские песни даже сидящая в «Голосе» Пелагея и снова задвинутый Олег Погудин – и ВСЁ! Ни одной фольклорной приметы, ни единой русской мелодической краски. А ведь и на этом ромашковом поле проводятся конкурсы и смотры, готовятся песенные кадры. Даже лучшим из них ТВ упорно внушает: вы, служители народной песни – никто, у вас не будет ни широкой аудитории, ни славы. Такого нет в эфире ни одной из хорошо знакомых мне стран. Чтобы в Венгрии или Германии не звучали народные песни, не транслировались фестивали с Балатона или из Баварии – нонсенс! А у нас запросто. Какие же тогда можно заводить разговоры о патриотизме как национальной идее, о суверенной демократии, о самобытности и собственной гордости России? Кремль, очнись! Включи величественную мелодию гениального Мусоргского «Рассвет над Москвой-рекой»! Трудно спорить без поллитровки Погружаясь во тьму веков…. «Одиночество полукровки» Написал Владислав Сурков. О себе, кардинале сером? Где Словарь языка живого Где нельзя описать словами Где бесспорным художником русским В столкновенье миров и сутей! Разве можно судить по крови, | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||