Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

14.09.2020 г.

ГРИМАСЫ И ПРИБАМБАСЫ «ЭЛИТЫ»

Не знал точно, где находится страна Ботсвана, что она из себя представляет. Удивился, что она ютится на юге африканского континента, занимает одно из последних мест в мире по численности населения: всего 2 миллиона человек, но её сравнивают… с огромной Россией. На карте заштатной республики мало крупных городов, много нетронутых природных зон, потому Ботсвана предлагает туристам общение с экзотическими животными, этнографическими редкостями, но её Сколково (!) сравнило с обладающей несметными богатствами и мегаполисами РФ, вырастившей особую «элиту». Выяснилось, что швейцарский университет Санкт-Галлена и Московская школа управления «Сколково» разработали новую методику измерения качества элит и их влияния на развитие своих стран. Индекс качества ведущего слоя оценивает возможности роста и развития страны. В новом рейтинге Россия заняла 23-е место, расположившись между полуфеодальной Саудовской Аравией и этой самой Ботсваной – ниже плинтуса. Всего в списке представлены 32 страны. Для определения качества элиты в той или иной стране учитывалось четыре базовых параметра: экономическая власть, экономическая ценность, политическая власть, политическая ценность. Если бы учитывались ещё морально-духовная ценность, то российская элита могла бы занять и 33-место. Возьмём несколько проявлений нравственных  качеств в последние дни представителями самоназванной элиты, имеющий доступ в СМИ, в коридоры власти…

 

РОМАНТИЗАЦИЯ ТЕРРОРА И КОКАИНА

Власть растлевает, но и налагает какую-то ответственность, а вот слепое покровительство власти – рождает вседозволенность и подлость… Все события в Третьяковке и вокруг Третьяковки в последнее время показывают, что душа Замоскворечья, величайший центр русской культуры - просто не принимает директрису Зельфиру Трегулову, отрыгивает её топорное руководство, грубо говоря, но ей всё сходит с рук – от кражи картин до потопа после дорогого ремонта крыши, от личных непристойных скандалов до… романтизации терроризма. В это невозможно поверить, но в телеграм-канале Cultras сообщили: «?Романтичные ваххабиты в Третьяковке. Мы недавно писали: Третьяковка превращается в оппозиционную площадку. Но не ожидали, что оппозиционность Зельфиры Трегуловой доходит до светлой ностальгии по эпохе Чеченских войн. Сейчас на выставке “Поколение XXI” Зельфира Исмаиловна повесила художника Алексея Каллиму с кураторским пояснением: «Каллима разрабатывает многосерийное повествование сродни эпосу, героями которого являются боевики-горцы, узнаваемые по таким атрибутам как бороды, кроссовки и костюмы Adidas. Изображены они в романтизированной манере».

Геноцид и массовый террор с исходом русского населения, разрушенная республика, десятки тысяч погибших, изувеченных, разоренных наших сограждан. Буденновск, Кизляр, Беслан, Дубровка. Боль и саднящая рана для всей России. А для Трегуловой и ее команды, выходит -  это героический эпос и повстанческая романтика. Собственно, так пятая колонна и враги России всё и подавали: романтические повстанцы борются за свободу Ичкерии с кровожадными федералами.

Классических «Охотников на привале» Перова сменили «Боевики на отдыхе»  Каллимы в просушенной Новой Третьяковке. Не хотелось в очередной раз писать о том, что это надругательство над памятью жертв и опасные эксперименты над культурой проводятся на государственные деньги. А потом по инициативе президента будут принимать новые поправки в Закон об образовании, призывающие к патриотическому воспитанию, когда сами власти, поддерживающие Трегулову, ведут подлую антипатриотическую работу! Отчего не дагестанец Магомед Нурбагандов или ингуши - бойцы военной полиции стали героями Калиммы, а боевики? Недавно снова вспоминали трагедию Беслана – ну, хоть бы безвинных жертв постыдились! Родственникам погибших от терактов в глаза посмотрели. Просто слов приличных – невозможно найти! Причём, именно ценимая Трегуловой «романтизированная манера» изображения противников российских войск в одном из самых ожесточенных конфликтов на территории страны и оттолкнула многих пользователей Рунета. Впрочем, претензии за сочувствие террористам пользователи предъявляли не столько художнику — уроженцу Грозного, сколько руководству Третьяковской галереи. Но, похоже, Трегулова и на мнение откликнувшихся граждан плюёт при непонятном высоком покровительстве.

О характере самой власти говорит «творчество» некоторых её представителей. Так, моя студентка группы литературного творчества МГИК Александра Кузнецова не могла поверить своим глазам, когда прочитала странный призыв Владислава Суркова в стихотворной форме. Бывший помощник президента РФ (кстати, наполовину чеченец по национальности – как он, интересно, оценивает романтизацию боевиков-горцев?) написал стихотворение, которое опубликовал в журнале «Русский Пионер» у дружка - журналиста кремлёвского пула Андрея Колесникова. Стихотворение похоже даже не на призыв, а на больную исповедь, которую Кузнецова пыталась разобрать по крупицам.

«Так выглядит рай: пустыня свобода»
Я снова один
мне дали свободу.
зачем кокаин?
ведь есть этот воздух
Бери и вдыхай
и всё — жди прихода
так выглядит рай:
пустыня свобода
возьми и вдохни
всем сердцем всем мозгом
все ночи все дни
все земли все звезды
и весь этот май
всей бездной души
и не выдыхай
и всё — не дыши.

«Во-первых, название, в котором фигурирует «пустыня свобода», говорит о том, что человек, которого освободили, не видит смысла жить без наркотиков. Пустыня – это пустая и безжизненная среда… Во-вторых, автор призывает не к отказу: в этой строфе я вижу, что все-таки «приход» должен быть.  Стихотворение не зрелое и сдавленное. Такое чувство, что я читаю наброски подростка, который наслушался пан-рока и хочет бороться с системой. Но так как он не знает с чем бороться, борется с очевидным», - пишет пятикурсница.

Наивная студентка не понимает, что искушённый Сурков много знает, но элементарно не может выразить. Его призыв к наслаждению бесплатным воздухом, а не дорогим кокаином, оборачивается той же подростковой романтизацией наркотиков. Стыдится надо подобной графомании с рифмой «мозгом-звёзды», а он беспардонно публикует в журнале галиматью, потому что приятель тоже обласкан властью и может позволить себе что угодно: от пьяной вечеринки на крейсере «Аврора» до таких вот позорных публикаций. Повторяю: власть развращает, а растленное покровительство власти всем прибамбасам и выкрутасам - оглупляет и опускает.

 

С ЛИЦОМ АЛЕКСИЕВИЧ…

В московском Манеже прошла 33-я Книжная ярмарка, потому что в привычном 75-м павильоне ВДНХ, в специально построенном, удобном доме - временный ковид-госпиталь. И тут экстренные меры - за счёт книги... Сама Московская международная книжная выставка-ярмарка (ММКВЯ) почему-то потеряла букву «В» в аббревиатуре, став просто – ярмаркой (ММКВЯ), наверное, потому, что мы как-то привыкли к фразеологизму: выставка достижений. Достижений в завершающемся книжном году было немного. Начать с того, что, по данным Российской книжной палаты, за первые шесть месяцев 2020 года число выпущенных в России книг сократилось примерно на 6%, а их общий тираж упал на 1,5%. По оценке участников конференции «Книжный рынок России – 2020», падение общего объема книжного рынка (без учета рынка учебной литературы) только за три месяца пандемии оценивается в 3,5 млрд руб. ежемесячно, или около 10,5 млрд руб. за три месяца.

Как видно, книга и впрямь стала просто товаром: надо продавать медийные имена, тренды и бренды, как сегодня выражаются. А что за ними? Например, сразу после открытия ММКЯ выступил Владимир Познер с переизданной и устаревшей книгой «Одноэтажная Америка». Той провинциальной, спокойной Америки, по которой они ездили по следам Ильфа и Петрова, уже нет, а он с гордостью заявил, что «не поменял ни слова – только новые фото добавил». Вот это отлил публицистику – и корректировать нечего, несмотря на бушующие события. Можно себе представить, что Достоевский переиздаёт «Дневники писателя» и через двенадцать лет не добавляет войну за освобождение славян на Балканах?

После Познера неведомая мне Метлицкая на главной сцене онлайн (!) вещала для трёх человек. После первого дня пришёл домой, включил Первый канал. Ну, понятно в репортаже первый – главный писатель Познер. А ещё назвали «лучших писателей» - Быков, Драгунский, Устинова... Просто офонареть! Особенно удивляет везде упоминаемый Драгунский – что он такое? Ну, кто – понятно: герой книги «Денискины рассказы" и сын Виктора Юзефовича Драгунского (род. Нью-Йорк 1913 год). Наверное, предки Дениски Драгунского в своё время ломанулись из когда-то польского Гомеля в Америку. Может, спасаясь от польского антисемитизма - известное дело. Его отчимом был польско-российский революционер и комиссар Ипполит Войцехович, так что польский след заставил его первым откликнуться на письмо Светланы Алексиевич "русской" интеллигенции, заготовленное для неё Литвой или Польшей: «Почему вы молчите? Мы слышим только редкие голоса в поддержку. Почему вы молчите, когда видите, как растаптывают маленький гордый народ? Мы все еще ваши братья».

Только недавно Алексиевич так говорила про «маленький гордый народ»: ««Я всю жизнь прожила в стране полицаев. А что такое Беларусь, по-вашему? Тысячи белорусов служили в полиции. Не надо думать, что у нас все уходили в партизаны и только отдельные предатели…». Нобелевская лауреатка вообще плохо соображает, что такое страна-народ-нация, потому что может в интервью киевскому Еспресо.TV делить немецкую нацию на собственный народ и каких-то посторонних евреев: «Я не знала времен ГУЛАГа и коллективизации. Я думаю, это было страшнее, чем в Германии, потому что Гитлер не обходился так с собственным народом. Он евреев поставил за границу, но с собственным народом так не обходился...». Во-первых, в каком смысле поставил, в какую позу? А, во-вторых, дело в том, что сотни тысяч немецких евреев были немцами во всем, кроме религии, да и то далеко не всегда. Они не имели никакой другой родины, кроме Германии, были огромной и действенной частью немецкого народа –«собственного народа», по словам Алексиевич, пока Гитлер – не вычленил их, не определился с параметрами "чистоты крови", правильности черепов и так далее. Так вот, Алексиевич по глупости или сознательно эти расистские представления снова возвращает в оборот, поскольку отдает должное фюреру за гуманное отношение к СОБСТВЕННОМУ народу. И это интервью, обвиняющее Сталина, спасшего от гибели и евреев, и немецкий народ, она дает в бандеровском Киеве, в стране, где новая власть утвердилась, благодаря бандам националистов. Она, полуукраинка по крови, надеется, что они пойдут иным путём?

Первым её поддержал Денис Драгунский: «К сожалению — а может быть, к счастью — я не могу писать от имени, а тем более по поручению российской интеллигенции. Но от себя самого, от моего собственного имени — я выражаю самую горячую и сердечную поддержку борьбе народа Беларуси за свободу, право, справедливость и, главное, за свою честь… На «Мосту Победы» в Москве, на постаменте с фигурой солдата-защитника родины, написано: «За нашу честь и свободу, вперед на врага!» Честь — вот что на первом месте; вот главный двигатель протеста, вот что поднимает волну благородной ярости — и я верю, что народ Беларуси сумеет полной мерой ответить за поругание своей человеческой, демократической, национальной чести».

Что такое «демократическая честь» - знает только «лучший писатель» Драгунский. Но сколько пафоса! Какое неуместное обращение к словам Верховного на мосту Победы! В 1943 году, когда после Курского сражения произошел явный перелом в Отечественной войне и судьба фашистского агрессора была предрешена, скульптор Николай Томский и архитектор Дмитрий Чечулин начали разрабатывать проект нового моста-путепровода на Ленинградском шоссе со скульптурами, включёнными во всемирное наследство. Освобождение Белоруссии и Минска 3 июля 1944 года было ещё впереди. Могли ли себе представить прообразы советских солдат на мосту, что их Верховного командующего какая-то продажная лауреатка поставит ниже Гитлера, а сынок советского писателя начнёт цитировать его слова, приветствуя желание прозападных сил сдать все победы, включая самую главную - ради «демократической чести». Кощунство!

Тут же откликнулась и очень русская интеллигентка Людмила Улицкая, которая ответила Светлане Алексиевич через письмо, опубликованное Русской службой Би-Би-Си. По мнению Улицкой, Беларусь «сегодня переживает то, что, по всей вероятности, придется пережить через какое-то время и России. Для всех нас события последних недель в Беларуси — модель нашего скорого будущего. Причем модель хорошая».

А что в ней хорошего? Протесты за деньги или по смутным порывам – революция с женским лицом, а точнее, с неприятным лицом Алексиевич и ещё бог знает кого. Вот пишет Оксана Иванова, которая живёт в Новополоцке, но размещает типичную фотографию: «Это вчера в Минске. Слева — Женя Вилько. Он считает себя мужчиной, но по сути женщина. Я не имею ничего против. Справа — Анна-Мария Ефремова. Дочь актера Ефремова, который пьяным сел за руль и убил человека. Анна-Мария девушка, но пишет про себя в мужском роде. В общем и целом, всё это — их личная сексуальная драма, просто я не хочу, чтобы было вот так на улице. Когда ментальные мужики в телах женщин сосутся в центре города. Неважно какого… Почему-то небольшая (!!!!) часть нашего общества возомнила себя спасителями всего белорусского народа и ринулась его спасать всеми возможными (преимущественно незаконными!!!) способами. Оскорбления, травля, порча государственного имущества, несоблюдение общественного порядка - стали для них нормой поведения. Учителя, милиция, военные, судьи, депутаты ежедневно получают угрозы и не чувствуют себя в безопасности даже дома. Люди по вечерам боятся выйти на улицы, потому что могут быть избиты просто за своё несогласие с позицией меньшинства».

Чего здесь хорошего и вожделенного, Улицкая?

Но если российская власть по-прежнему будет отдавать всю книгоиздательскую, культурно-информационную политику такой вот «элите» – получится и впрямь революция с лицом Алексиевич или Трегуловой. Ужасно…

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную