29.04.2016 г. ТОСКА ПО КРАСОТЕ «Российский писатель» поздравил выдающегося мастера русской прозы Виктора Лихоносова точными и горькими заметками несдающегося литератора и общественного деятеля. Да, нет пророка в своём отечестве, особо – в отдельных её, вроде бы благодатных, краях, но ведь истинный писатель на Руси явление куда более широкое по своему духовному значению, даже по творческой биографии, в которой отражается судьба поколения и страны. Поэтому хочу присоединиться к поздравлениям коллег и добавить ещё несколько штрихов к портрету Виктора Ивановича.
...Почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова. Все мы на бескрайних просторах России – странники, а уж писатели – более других. Но далеко не каждого снедает сегодня не стремление к перемене мест, жажда успеха и наживы, а тоска по красоте, как написал выдающийся мастер лирической прозы Юрий Казаков. Этот мотив странничества в истинном таланте органично сливается с чувством укоренённости, привязанности к родному краю. Поразительное и частое явление в огромной стране – автор лучшей книги о Краснодаре и потомственных кубанских казаках «Мой маленький Париж» родился далеко от вод Кубань-реки: «А ведь я сибиряк, - пишет Виктор Иванович, - родился 30 апреля на станции Топки, под Кемерово. Не казак. Но по отцу-матери, дедушке-бабушке — хохол... Бутурлиновской волости Россошанского уезда Воронежской губернии. «Такэчки», — говорили мои хохлы, бежавшие в Сибирь в коллективизацию...». Детские и юношеские годы Лихоносов провел в Новосибирске. В 1943 году погиб на фронте его отец, и семилетний мальчик испытал на себе все печали безотцовщины. Уроженца Сибири судьба забросила, как у нас запросто случается, на юг - попал сюда случайно, после того, как не сложилось в Москве: «Мечтал стать актером, но в Москве мне не повезло. В театральное училище поступил друг и одноклассник Юрий Назаров, ставший известным актером. А я вместо столицы оказался на юге и много лет спустя понял: это был знак судьбы. В Краснодаре поступил в педагогический институт: мечтал стать учителем литературы. Студентом был тихим, по вечерам просиживал в крохотном читальном зале общежития. И после учебы уехал в Анапский район учить ребят. Приезжая в Краснодар, покупал литературные журналы, с трепетом листал "Новый мир" Твардовского, искал публикации только-только начавших пробиваться к читателю Бунина, Шмелева. Своих литературных проб стеснялся, но писать не бросал». И опубликовал первый же рассказ “Брянские” именно в “Новом мире” в 1963 году, сразу был принят в Союз писателей (вот как выискивали – даже в периодике - подлинные молодые дарования!). Это не преувеличение – по одной публикации молодого прозаика, до выхода книг «Вечера» и «Что-то будет» (обе — 1966), безоговорочно приняли в Союз писателей СССР. Одна за другой в Москве, Новосибирске, Краснодаре выходят его книги повестей, рассказов, очерков. Его произведения переводят в Румынии, Венгрии, Болгарии, Германии, на чешский, словацкий языки, а затем уже на французский, английский. В 1967 Лихоносов опубликовал сборник «Голоса в тишине» с предисловием Юрия Казакова, который и подметил: «...почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова. Их уносит вдаль тоска по красоте… Всё, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и всё проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку... Стремление к совершенству видно в каждой строчке всего написанного Лихоносовым». Одна за другой выходят книги повестей и рассказов "На долгую память" (1969), "Чалдонки" (1969), "Счастливые мгновения" (1971), хрестоматийная "Осень в Тамани" (1972), "Чистые глаза" (1973), "Элегия" (1976) и роман "Когда же мы встретимся?" (1978). После этого Лихоносов, следуя своему особому русскому дару, подмеченному Адамовичем, замолкает на целых десять лет, работает над своим главным романом о судьбе русского казачества «Ненаписанные воспоминания. Наш маленький Париж» (1986 год). Это лирико-эпическое полотно, соединяющее современность с прошлым, стало литературным памятником Екатеринодару. Без преувеличения! Он должен быть прочитан каждым патриотом Кубани, изучаться в школах, институтах и вручаться любому почётному и умному гостю, приезжающему в Краснодар. Сам Лихоносов говорит так: - Главными своими произведениями считаю “Люблю тебя светло”, “Осень в Тамани”, “Элегию”, “На долгую память”, роман “Наш маленький Париж”. Названия этих произведений стали заголовками моих некоторых изданий. Написал я еще роман “Когда же мы встретимся?”, выпустил книгу “Тоска-кручина” (старая повесть и мои эссе о казачестве). За роман “Наш маленький Париж” удостоился Государственной премии им. М. Горького (Россия) и премии им. М. Шолохова за всю литературную деятельность. Почетный гражданин города Краснодара... Ну, вот – всю биографию рассказал вкратце. Добавим, что Виктор Иванович много лет возглавляет журнал «Литературная Кубань», ходит с протянутой рукой по нуворишам и временщикам, взывает к их совести… Конечно, он не коммерсант и не администратор по складу характера, со многими спорит, конфликтует с чиновниками и коллегами. Повторим: Лихоносов – лирик по своей природе, мастер бунинской школы. Сам говорит: «Я понимаю, что такое православная проза, русская проза. Я считаю себя русским писателем. Русским по чувству. Когда меня спрашивают, за что я люблю Бунина, объясняю: за русское чувство. Я ездил из Новосибирска в Москву, потом на Кубань и помню свои ощущения от наших просторов. Урал, Зауралье, средняя Россия... И когда начал читать Бунина, испытал такое совпадение своих чувств с душой его прозы! Это - русское чувство. Вот тут, я думаю, кое-что сделал». Скромно закончил про себя – «кое-что», если учесть, что общий тираж "Нашего маленького Парижа" составил три миллиона - редкий для нынешней России (он же не теледетективщица вроде Донцовой или Устиновой) и уж совсем необычный случай для Кубани. Читатели, наверное, думают: ну, уж такой-то человек, старейшина на духовной ниве – окружён почётом, а к мнению его прислушиваются на любом уровне. Как бы не так! – в России, а особенно в благодатном Кубанском крае, прославленном хоть станицей Кущёвской, хоть сочинской Олимпиадой, ценится совсем другое. Давайте для подтверждения прочтём что-то из публицистических заметок, гневных писем и филиппик писателя… Вот из публикации в "Российском писателе": «Мы живём в абсолютно безыдейном обществе. Тема безыдейности последних двадцати лет грандиозна, горька и трагична, никто ещё не написал об этом обстоятельно, опираясь на живые примеры, которых множество: из одних только газет можно насобирать превеликий ворох косвенных доказательств. Безыдейность разъедает нашу Россию. Критические статьи, ядовитые фельетоны, информации следственных органов, фотоснимки особняков, построенных на ворованные деньги, жалобные письма, свидетельства катастрофы в селе, примеры оголтелой безнравственности, понижения культуры улетают в пустоту, а мусорная свалка и поношение всего и вся в Интернете притупили гражданскую остроту, «выработали привычку» воспринимать безобразия как что-то неизбежное и окончательное.Вопрос повисает в воздухе… В марте приехал в Новороссийск, мне глава отделения Фонда славянской письменности и культуры Александр Егер (куда ж на этом поприще без немца-славянофила!) рассказал, что вернулся из Краснодара, виделся с расстроенным Лихоносовым: отбирают журнал, даже авторские экземпляры не дали в типографии. «Виктор Иванович позвонил в администрацию, стал ругаться, заявил: наверное, какие-то деньги выделили на мой юбилей? Не надо никакого торжественного вечера и банкета. Лучше крышу маминого дома в Пересыпи почините, коль избранное никак не издадите!». Первый секретарь Союза писателей России Геннадий Иванов написал в интернете: «30 апреля этого года Виктор Иванович Лихоносов отметит 80-е. Казалось бы, живой классик, все готовятся его поздравлять и славить. И вдруг мы узнаём, что всё наоборот. Его детище, журнал "Родная Кубань", в котором он главный редактор, власти пытаются срочно у него отобрать. Что-то даже похожее на травлю. Приходит "молодой юрист" из администрации и издевательским тоном спрашивает, почему его вчера не было на работе с 17.45 до 18. 00. Требуют, чтобы все в редакции написали заявления на увольнение по собственному желанию с 4 мая. Лихоносов пишет письмо губернатору. Тишина. Ещё одно. Тишина. Он всем сказал наверху, что готов уйти, выпустив в мае последний номер, который он подготовил, который частично посвящён его юбилею. Но этот номер не хотят финансировать учредители - администрация края. Кто-то скажет, что надо вовремя уходить... Но ведь можно же как-то по-человечески поговорить и не устраивать травлю накануне юбилея. К слову сказать, Лихоносов пять лет назад губернатором Ткачёвым награждён орденом "Герой труда Кубани". А сколько он сделал для кубанцев, не только книгой "Мой маленький Париж", а сотнями и сотнями публикаций по истории Кубани. Стыдно, губернские господа!». Союз писателей России не только как общественная организация, но и как содружество неравнодушных патриотов горячо откликнулся на этот безобразный факт и написал письмо новому губернатору Краснодарского края, который подписали не только секретари, но и многие уважаемые писатели. Оно возымело действие, вице-губернатор пригласил почётного гражданина, который уж точно останется символом Кубани, когда про всех чиновников забудут, и заверил, что всё будет в порядке – и с юбиляром, и с «Избранным», и с журналом «Родная Кубань». Дай Бог – посмотрим… В книгу Виктора Лихоносова «Волшебные дни» вошли неустаревающие очерки, статьи о литературе и истории, воспоминания о М. Шолохове, А. Твардовском, Ю. Казакове, Ю. Селезневе, интервью, а также страницы творческого дневника писателя. Прочтём хоть одну страницу в заключение очерка: 1983 год
Помогите, чайки, волны, степной ковыль Кубани, этому удивительному писателю-юбиляру написать ещё не одну книгу на радость нам! Ждём и поздравляем, Виктор Иванович! |