Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

19.03.2017 г.

ПОСПЕШНЫЙ МЕЖДУСОБОЙЧИК

…кто безупадочен, тот не создатель…
М. Амелин

«Здравствуй, племя младое, незнакомое», - восклицал Александр Пушкин, который был, по сути, наставником молодых и как первый поэт России, и как выдающийся редактор «Современника», и как критик, опекавший этих современников, писавший о них в стихах и заметках, предостерегая от упадочности. Эта пушкинская строка-приветствие всегда была начертана на фасаде и в планах Союза писателей России. Как ни трудно сегодня живётся общественной организации, приравненной по статусу к обществу любителей кошек, а лишь только появляются возможности – сразу проводится семинар молодых, выездной пленум с рассмотрением приёмных дел на местах. Про региональные и республиканские организации – вообще не говорю. Недавно прошли семинары и конкурсы  молодых писателей в Оренбурге, Омске, готовится фестиваль и семинар молодой поэзии на Кузбассе. Снова с благодарностью подумал о коллегах и тем, кто им помогает во глубине России. А что ж богатая и могучая столица?

В конце февраля без особой помпы (по ТВ не видел, во всяком случае) в Москве состоялась пресс-конференция, которая дала старт приему работ молодых прозаиков и поэтов на соискание премии имени А.С. Пушкина, получившей название «Лицей». Кто ж у истоков, какие «наследники Пушкина»? Всё те же – автор программы «Пушкин устарел?», представитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой (ох, прелестная должность! – никакой ответственности, одни командировки престижные и почётные места в жюри),  председатель Российского книжного союза Сергей Степашин, через который почему-то проходили огромные бюджетные деньги Года литературы, несменяемый заместитель неизменного руководителя Роспечати Владимир Григорьев и… генеральный директор компании «Лотте Рус» Янг Сок. С чего вдруг?

Оказывается, инициатором и спонсором премии, взявшим на себя все расходы, включая организационные, выступил крупнейший южнокорейский холдинг, основанный в 1967 году в Сеуле и объединяющий более шестидесяти компаний, которые заваливают рынок кондитерскими изделиями вроде непонятного «ЧокоПая» и прессованного  шоколада в коробочках. Не пробовали? – и не надо. Введите в поисковик название компании – такое прочитаете… Ну, может, конкуренты имидж портят, который решили «Лицеем» подправить. Но  при этом просто чувство стыда охватывает – неужели никто из 132-х российских долларовых миллиардеров (а их в 2016 году прибавилось на 10%, когда в Европе на 4% убавилось!) не мог наскрести по просьбе Роспечати жалкого общего призового фонда, который составил 4,8 млн. рублей (первая премия в номинациях прозы и поэзии составит по 1,2 млн. рублей). А вот это для такой премии – незаслуженно много, потому что отбор проводится поспешно, халтурно, без всестороннего отбора и объективной оценки. Смело так заявляю, потому что знаю, например, кто будет судить молодых поэтов от 16 до 35 лет. Прием работ заканчивается 18 апреля.

Моя студентка группы литературного творчества во МГИКе написала на этом сайте: «Возбурлила юность. В феврале учредили премию «Лицей» для молодых литераторов взамен обанкротившегося «Дебюта», по всем знакам как будто пробную… За два месяца юные дарования со всей России должны успеть отправить свои творения в приёмную премии (и это учитывая «внеземную» скорость Почты России), ещё за полтора жюри — отыскать среди них будущее русской словесности. Компактная премия, много времени не занимает, усилий особенных со стороны организаторов не требует».

Во-первых, особенно юность и не возбурлила, а, во-вторых, специально, как обычно, даже в пожарном порядке  – решили не брать в помощники литературную общественность! «Сроки приема в этом году короткие, — сказал председатель жюри Павел Басинский, — но молодые должны быть быстрыми». Я бы даже уточнил – швыдкими и шустрыми: знать,  когда, куда, лично  кому присылать и с кем обращаться. В поэтическое жюри вошли: Максим Амелин, Евгений Бунимович, Мария Ватутина – пииты особого склада. Например, в книге о Бродском у меня есть глава «Заёмная кровь» - об эпигонах Иосифа Александровича, среди которых, конечно, и Максим Амелин. Само название, как и эпиграф к этой статье, пришли из его упадочных стихов:

Хватит сравнений развесистых! — Ни одно
выразить мысль простейшую не способно:
кто безупадочен, тот не создатель, но

лишь исполнитель, творящей лишённый силы,
и не дерзает заданность побороть,
кровью заёмной свои наполняя жилы,
собственной миру являя чужую плоть.

Да, «заёмной крови» у Амелина – в избытке. Может существовать такой стихотворец? – да ради Бога, но он – во всех делегациях Роспечати, во всех жюри и шорт-листах премий. Я писал на этих страницах после очередной Книжной ярмарки: «Даже умиляет эта откровенная позиция отборочной комиссии, жюри и всей Роспечати – ничего исконно русского, патриотического, не дай бог  провинциального или почвеннического – ну, хоть для смеха включите какого-нибудь колоритного поэта из национальной республики или яркого продолжателя линии Блока-Есенина-Рубцова, нет – только апологетов и продолжателей Мандельштама-Бродского». Жюри Роспечати не учло даже, что их любимый претендент издал свою объемную книгу стихов и эссе «Гнутая речь» (наперекор речи прямой) в своём же издательстве, что заметила с иронией даже ведущая программы на либеральном «Эхе Москвы» Ксения Ларина: «Хорошо быть главным редактором, правда? Можно издавать свои книжки все время...». Теперь Амелин будет отвечать за сборник лауреатов, и есть у меня подозрение, что он выйдет в том же издательстве ОГИ-пироги…

Как видим, линия эта и в нынешнем жюри продолжается. Евгений Бунимович, уполномоченный по делам ребёнка в  городе Москве, которому, наверное,  мало прямых огромных обязанностей, иронично писал:

бунимович был такой евгений
хрен с горы синайской в поле чистом
не любил писать стихотворений
да и получалось неказисто

Ну, если бы просто был такой и публиковал всё – от неказистых стихов до служебной переписки, то и хрен бы с ним. Но ведь он ещё - московский депутат от партии «Яблоко» и высокооплачиваемый чиновник. Он отвечал за организацию и финансирование, например, Поэтического биеннале в Москве, которое проводилось как раз в эти дни, в честь Всемирного дня поэзии 21 марта. Я как один из руководителей творческого объединения поэтов Москвы и области возмущенно писал депутату Е. Бунимовичу и руководителю фонда творческих инициатив столицы Н. Вишняковой: «Деятели культуры и даже спорта выступили в «ЛГ» с предложением отметить юбилей Москвы как духовного и государственного центра России в будущее году. Ваши же фестивали отдают порой духом прошедшей эпохи, хотя, наверное, Вам приятно читать о себе такие строки в «Новом литературном обозрении» И. Прохоровой: «Помощница Бунимовича Надежда Вишнякова выдает мне подарочный экземпляр водки «Стихотворная», мы еще немного прощаемся-вращаемся и удираем до дома». Да, новые «российско-американские поэты» уедут до дома-до хаты, а коренные московские поэты (Ваш покорный слуга – из Замоскворечья) – останутся. Им не надо водки «Стихотворной», но ответьте: каковы задачи Фонда – сплачивать творческие силы или разделять, пригревать своих, тратить не частные средства в чьих-то личных интересах?».

Получил от Бунимовича не просто циничную отписку, но издевательское предложение: пусть Московская писательская организация, мол, сама проведёт такой же фестиваль с любезными авторами не из США и Израиля, а из России. Но кто выделит ей деньги из городского бюджета и неведомо куда канувшего фонда?  Вопросы эти творческо-организационные остаются и обостряются в наши дни официозного торжества патриотизма…
Поживее вышеназванных мужей Мария Ватутина -  она дама широкого восприятия:

Шла я по свету мало по малу, искала бога. (с маленькой буквы? – А.Б.)
Свет выжимала, словно рубаху, в ночные волны.
С миру по нитке – насобираешь много:
Зевсы, Ярилы, Мухаммады, Арагорны…

Я их теперь вспоминаю, надев хлабуду,
Шествуя по полям душистым, по краю неба.
Несколько раз в году вспоминаю Будду,
Несколько раз на дню Бориса и Глеба.

Вот такая амбивалентность — двойственность (расщепление) сознания и восприятия мира. Под какую  составляющую попадёт поэт православного или буддийского мировосприятия – никто не знает. А оценивать, причём стремительно – надо!

Конечно, есть ещё Совет экспертов премии "Лицей" – его председатель Владимир Березин желает молодым: «Не подражайте никому. Будьте собой!». Лучше бы он к членам жюри обратился с этим благим пожеланием. Или к некоторым  соавторам по журналам, где печатался, откуда сплошь все  эксперты его совета - «Октябрь», «Знамя», «Новый мир». Ни за что – «Наш современник» или «Москва»! Разве это не бросается в глаза?

Организационно-техническим сопровождением конкурса будет заниматься Центр поддержки отечественной словесности во главе с Георгием Урушадзе. Кто же этот главный рулевой (как и одиозной «Большой премии»)? Конечно он, как и многие руководители в стране – из славного «гнезда Собчака». Рост у него, как у Пушкина – 160 см, а должности были всегда высокие, лишь только окончил факультет журналистики СПбГУ. Работал в либеральной газете «Смена», в 1992 г. стал руководителем московского бюро телерадиокомпании “Петербург - 5-й канал”. В 1995 г. назначен руководителем программы “Вовремя” Петербургской ТРК. Во второй половине лихих 90-х гг. «вовремя» подсуетился, работал экспертом парламентской комиссии, помощником мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака. В начале 2001 г. стал пресс-секретарем (советником) Людмилы Путиной. Ясны корни карьерного роста? Был уволен, но пригрет Роспечатью.  В одном из интервью прямо заявил: «Писатели выпали из самолёта современности». Но он не особенно расстраивается, хотя призван их как-то вернуть на борт лайнера.

Влияя на публикации, премии, переводы и денежные потоки, навязывает, оправдывая свои пристрастия, авторов, дескать, востребованных на Западе: Акунин, Улицкая, Пелевин, Рубина, далее по списку. Недавно Юрий Поляков сказал в интервью: «Заходя в центральный книжный магазин, ты буквально спотыкаешься об Акунина, (как и об Улицкую), спотыкаешься и падаешь: его книги выложены везде стопками. Это стоит больших денег! Просто так тебе никто книги не выложит. Подсчитано (и статья об этом выйдет уже в ближайшем номере "Литературной газеты"), что то, как изданы Акунинские книги, на какой бумаге, с какими полиграфическими затратами и всей рекламой, красноречиво говорит о явной убыточности проекта с издательской точки зрения. Кто же покрывает эти затраты? Понятно, что кто-то оплачивает тот проект. Он ведь абсолютно не коммерческий!». Может, и фонд Урушадзе прикладывает руку и средства? – не знаю, подожду расследований…

 

Хочу ещё раз подчеркнуть: я выступаю не против любого из упомянутых здесь авторов – от Басинского до Бунимовича. Я не приемлю лишь такой целенаправленной, демонстративной тенденции: диктовать волю политического и ментального меньшинства (от партии «Яблока» до потерявшего тираж «Нового мира»), поэтов одного направления и мировосприятия, администраторов от литературы, поддерживающих «своих». Но главное – убеждён в губительности такого подхода: отодвинуть во что бы то ни стало ВСЕ творческие организации, не включить в состав учредителей премии как Союз писателей России и его Московскую городскую организацию, так и Российский Союз писателей и Союз писателей Москвы. Есть лишь одна оценщица из сотрясаемого скандалами ПЕН-центра. Почему?

Понятно, что новая премия "Лицей" (пусть и корейская!) для молодых - отросток и предбанник "Большой премии". Та же групповщина, невиданная спешка (вручить 6 июня на Красной площади!), а значит - халтура и междусобойчик. Качества и охвата не будет, потому что Союзы писателей - принципиально и политикански Роспечатью, как всегда, проигнорированы, а кто ж лучше отделений Союза знает положение дел на местах, кто проводит семинары и объединяет молодые таланты в областях и республиках, издаёт и оценивает первые сборники?  Кстати, работы молодых,  премированные прежде и «опубликованные в федеральных и крупных СМИ» - не рассматриваются. А кто утвердил градацию СМИ? В общем, вопросов (не только поэтических, но и политических!) по поводу этого приватизированного междусобойчика – множество. Задам их с трибуны Пленума Союза писателей России, который открывается в пятницу,  24 марта, а потом коллективно переадресуем их тем, кто выстраивает (или разрушает?) идейно-патриотическую работу с молодыми в прессуемой Западом стране под патриотические фанфары.

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную