Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

01.04.2017 г.

СВЕТ ПРАЗДНИКА И МРАК БУДЕН

Как расписано и обсуждено на этом сайте, 24 марта прошёл Пленум Союза писателей России – с большим кворумом и многочисленными гостями. Даже тесновато было в Шолоховском центре, поскольку Большой зал – ремонтируется. Надеемся, он встретит во всей новизне делегатов 15-го Съезда Союза писателей России, который пройдёт 14-15 февраля, на Сретенье, 2018 года. Уверен, что кликушество Юрия Щербакова – руководителя Астраханской писательской организации – не сбудется. Он вторично выступил в ЛГ с привычными тезисами. Вот один из них: «Ну а чем ещё, как не руководящей немощью, можно объяснить нерешённость проблемы со зданием СП на Комсомольском, 13? Можно, конечно, гордиться: отстояли, мол, его от узурпаторов из Министерства культуры! А для чего? Чтобы постоянно героически искать деньги на оплату коммунальных услуг! Подразумевается при этом, конечно, что рано или поздно нищие писатели сами бросят здание, которое не на что содержать…». Наверное,  Щербаков – лауреат державных, учреждённых как раз с помощью Союза писателей России премий начитался о долгах Союза композиторов за свет и выдал мрачные прогнозы.

ТУШИТЕ СВЕТ

Да, отсверкал огнями и наградами День работника культуры 25 марта, президент Владимир Путин в Кремле наградил лауреатов весомой премии по искусству и литературе и – начались тяжкие и беспросветные будни творцов. Так, прославленный Союз композиторов России оказался на грани банкротства. Его долги составляют более 8 миллионов рублей…Задолженность Союза композиторов России перед налоговыми органами превысила 7 миллионов рублей, а задолженность перед Мосэнерго - 972 тыс. рублей. Об этом ТАСС сообщил председатель Союза композиторов, народный артист РФ Рашид Калимуллин после внеочередного заседания секретариата организации. «Экстренное заседание секретариата вызвано обострением финансовых проблем организации и отсутствием дальнейшей возможности вести уставную деятельность, - отметил председатель творческой организации. По словам Калимуллина, секретариат принял решение временно, до проведения внеочередного съезда, приостановить полномочия заместителя председателя Союза композиторов по финансовым и хозяйственным вопросам. Съезд планируется срочно провести 11 мая 2017 года, на нем утвердят новую редакцию устава и сформируют новые органы управления. Как пояснил председатель Союза, вопросы финансово-хозяйственной деятельности организации с 2004 года находились в ведении его зама, которой "ни разу за это время не предоставлял членам организации отчетов о финансовом положении дел в организации, фактически композиторы - члены Союза были полностью лишены информации о финансово-хозяйственной деятельности их профильной организации". Однако Калимуллин подчеркнул, что "окончательные выводы можно будет сделать по результатам комплексной проверки финансово-хозяйственной деятельности организации". Ну, понятно, скажут злопыхатели: творцы, в облаках витают - за тринадцать лет не вникли в конкретную деятельность. Но ведь раньше-то в кабальные долги не влезали?

Помню, как любил я приходить из Дома творчества писателей «Малеевка» в Дом творчества композиторов «Руза». Идёшь по еловому лесу, а тебе навстречу на лыжах нестареющая Людмила Лядова, скажешь на проходной: «Я к Марку Григорьевичу Фрадкину», ступишь на дорожку, а тебе навстречу элегантный Микаэл Таривердиев. В уютном доме, где останавливался  Фрадкин - огромный рояль в гостиной, попробуем аврианты песни – пойдём в новёхенький клуб, где потрясающий бар: редкое тогда испанской вино без наценки. Но чужим – не наливают. Почему? – да Музыкальный фонд дотирует.  Сегодня в интернете написано: «В 90-е годы ДТК «Руза» переживал период упадка. «Музыкальный коммунизм» в варианте «Рузы» не представлял больше интереса. Резкое падение финансовых возможностей Музфонда, направляемых некогда на содержание домов творчества, изменило всю инфраструктуру многосоставного композиторского цеха».  А причём тут «музыкальный коммунизм»? Как раз государство впрямую поставило финансовое благополучие союзов на рыночные рельсы. Средства фонда состояли из вступительных членских взносов, а также отчислений  издательств и др. организаций в размере 5% гонорара, выплаченного ими за музыкальные произведения и музыковедческие работы, отчислений зрелищных предприятий в размере 1,5% от валового сбора со спектакля (концерта). Логично? Ведь деньги зарабатывали сами члены Союза композиторов России, который возглавляли с момента создания в 1960 году Дмитрий Шостакович, Григорий Свиридов, Родион Щедрин. Какие фигуры, какие деньги от их произведений вливались в родную организацию! А что, сегодня их меньше исполняют? Но почему же у Союза нет средств даже на свет?

На тех же принципах существовал Союз писателей России и Литературный  фонд: из членских взносов, но главное – отчислений издательских организаций (в размере 10% выплаченных ими сумм авторского гонорара за выпущенные оригинальные и переводные художественно-литературные произведения) и взносов тех же зрелищных предприятий, устраивающих платные спектакли и литературные вечера. Логично, без всякой государственной благотворительности, в чём пытаются упрекать творцов, представляя их нахлебниками. Государство само зарабатывало огромные средства на музыкальных и литературных произведениях, но вдруг, как и от алкогольной монополии, отказалось, вручило руль дельцам, «менеджерам»-рыночникам. А ведь это – и финансовые, и идейно-воспитательные потери! Виллы крупных издателей и знаменитое их пари, кто раньше купит «Бентли» доказывают, что и при диком рынке издательское дело оставалось прибыльным, да вот сами писатели получали гроши, а гонорары тех же отцов-основателей шли не только наследникам, но и посторонним дельцам. Сколько лет Союз писателей России возглавлял Сергей Михалков и помогал ему личными миллионными тиражами. А сегодня куда уходят доходы от «Дяди Стёпы»?

Накануне Дня работников культуры в сохранённом особняке на Комсомольском собрался Пленум Союза писателей России, который принял в свою братскую семью писательские отделения Крыма и Севастополя и постановил провести очередной Съезд 14-15 февраля юбилейного 2018 года, когда СПР будет отмечать 60-летие. Вечером в Кремле Владимир Путин сказал проникновенные слова: «Во все времена было важно искать и находить художественный язык, который понятен и интересен подрастающему поколению и помогает ему осознать значимость таких ценностей, как патриотизм, справедливость, великодушие, дружба, просто порядочность». Провокационные митинги марта только подтвердили злободневность этих слов! Да, надо совместно искать и доносить до молодых такие слова, звуки, пестовать таланты, используя потенциал творческой организации. Между тем многолетняя позиция Роспечати и некоторых других государственных структур заставляет усомниться в желании вести плодотворный диалог. Астраханский писатель Юрий Щербаков выступил в ЛГ со статьёй, носящей странный подзаголовок с вопросом: «Почему Союз писателей России отстраняется от государственных культурных инициатив?». Да он сплошь состоит из патриотов и государственников, но именно их-то и отстраняет Роспечать, неведомый Фонд поддержки литературы от всех сфер, где есть бюджетные деньги – там свои структуры и издательства. Например, ситуация вокруг новой премии для молодых литераторов «Дебют» показала, что отодвинуты ВСЕ творческие организации, есть лишь один эксперт из сотрясаемого скандалами ПЕН-центра. Почему?  Вокруг новой премии "Лицей" (пусть и корейской по финансам!) – знакомая групповщина, невиданная спешка (вручить 6 июня на Красной площади!). Качества и охвата не будет: кто  лучше отделений Союза писателей России знает положение дел на местах, кто проводит семинары и объединяет молодые таланты в областях и республиках, издаёт и оценивает первые сборники? Это лишь последний наглядный пример…Но мы ведём свою работу, пестуем таланты, недавно создан Совет молодых писателей.

Кстати, и Союз композиторов ещё раньше создал Совет молодых творцов - «МолОт». Боюсь только, что они придут на очередное весеннее сборище, а свет-то отключили! Будни…

 

ПУЗАТАЯ ПРЕМИЯ

Включишь в День работника культуры новости – узнаешь про новую литературную «звезду», чью фамилию прежде и не слышал. Детская писательница Анастасия Орлова – кто такая в Кремле, почему не знаю? Потом в «Известиях» прочитал точнее:  «Премии в области литературы и искусства за произведения для детей и юношества 2016 года было решено присудить кинорежиссеру Владимиру Грамматикову, детскому писателю Анастасии Рогах, а также художнику и режиссеру Леониду Шварцману».  А… слышал такую редкую фамилию, но мне она ничего не говорит, а ведь это – странно. Дело даже не в том, что я – поэт и литературный критик, секретарь Союза писателей России ничего не знаю о ней (ну, не показывают по ТВ и почти ничего не пишут сегодня СМИ про литературу, её создателей), но всё-таки я четырежды дед, который старается следить за детской литературой, что-то покупать из книжной продукции на выставках-ярмарках, а вот ни сном не духом… А премия-то – главная, президентская, крупная, составляет 2,5 миллиона рублей. «Мама, думала ли ты, что я стану всамделишным детским писателем, таким, настоящим, да, уже, не игрушечным?» - обратилась Анастасия Орлова к своей маме». Наверное, стала всамделишным, но мне кажется, что Анастасия Рогах её не заслужила, простите. Хотя биография хорошая: родилась в 1981 году в городе Волжский Волгоградской области. Закончила Хакасский государственный университет, Институт экономики и управления. Работала менеджером в торгово-логистической компании, была индивидуальным предпринимателем.

Странно только выглядит такое несоответствие: является Членом Союза писателей Москвы, но живет в городе Ярославле. Всё-таки в единый Союз писателей в дорыночные времена вступали по месту жительства, а теперь альтернативные писательские организации набирают членов отовсюду… Взлёт её был стремителен, она сама честно призналась: «Вот так я жила себе, придумывала-сочиняла, а когда выросла, писать постепенно перестала. Стихи вернулись, когда народился и слегка подрос второй сын. И это, поверьте, большая радость для меня - писать детские книжки». Участница 7-го и 8-го Семинаров молодых писателей, пишущих для детей (2010, 2011), и 10-го Форума молодых писателей России в Липках (2010), стипендиат министерства культуры РФ в 2013 году получила премию «Литературной газеты», призналась: «Вчера вернулась из Москвы лауреатом Общероссийской премии им. А. Дельвига в номинации «Литрезерв» за книгу «Яблочки-пятки», «возрождающую традиции поэзии для самых маленьких». Необычно, но приятно, что уж говорить». Конечно, приятно…

У Рогах немало книг, там есть настоящие находки, задорные интонации, даже филологические изыски. Надо попробовать, понятны ли они детишкам:

Чем,
Чем,
Чемодан,
Чемодан набит?
Ничем не набит -
Он пустой забыт.

Разве это ЧЕМодан?
Это же НИЧЕМодан.

Не очень, по-моему…  А вот с этим стихотворением я как реалист в корне не согласен!

ВО-О-Т ТАКАЯ лужища
На солнце грела пузище,
От ветра лоб нахмуривши,
Лежала на пути.
А я стояла, думала
ВО-О-Т ТАКУЮ думищу –
Как бы эту лужищу
Получше обойти!

Если это про Госдумищу или про пузатую (раздутую) премию – то остроумно, если про детей, то совершенно неточно: нет большего наслаждения для ребёнка, чем лезть в любую лужищу, а не обходить её. Это я не как критик, а как дед утверждаю! Имеет ли право Рогах на книжки, семинары, премии? – да ради Бога. Но на главную, кремлёвскую… Раньше, бывало, откроешь газету – хоть на Б: Барто, Бианки, Берестов… Кто-то сегодня скажет: не знаю последнего. Напрасно! Вот он точно написал про лужу:

В лужах картинки!
На первой – дом,
Как настоящий,
Только вверх дном.

Вторая картинка.
Небо на ней,
Как настоящее,
Даже синей.

Третья картинка.
Ветка на ней,
Как настоящая,
Но зеленей.

А на четвёртой
Картинке
Я промочил
Ботинки…

Никаких возражений! А ведь замечательного сказочника, которого заметила ещё Анна Ахматова, поэта и литературоведа, считай, и по ТВ не показывали. Впрочем, сегодняшнее ТВ – такой отстой и террариум непрофессиональных, болтливых личностей, что  о нём и вспоминать не хочется. Стыдно!
 

ГАПОНОВСКАЯ СУТЬ ТВ

Кремль через подвластное ТВ Эрнста-Добродеева мог бы изничтожить псевдолиберальную оппозицию её же устами в два вечера. Например, лауреаты премии "Ника" превратили вручение кинематографической награды в политическое шоу и полностью разнагишались, как говаривал Достоевский. Трибуна была использована для политических заявлений, при этом никого из «борцов с режимом» не смущало то, что и их проекты, и сама премия субсидируются государством. Со сцены "Ники" режиссёр Манский, который снимал фильмы и про Ельцина, и про Путина, унизил и россиян, и саму творческую интеллигенцию: «Они (жители КНДР) ее не могут изменить, а мы-то, друзья мои, нашу страну сами про***ли, понимаете? Мы, никто за нас этого не делал, и поэтому, конечно, мы не такие, как в Северной Корее. Мы значительно хуже». Смонтируй выразительно, разоблачи, дай в эфир! Нет, своего не трогают.

Порадовался, что у Сокурова осталась дома приличная мама, которую он бросил, по сути. «Когда я звонил маме накануне отъезда, ей больше 90 лет, она меня просила: «Не выступай, ничего не говори». «Почему?» — я спросил. На что мама сказала: «Они тебя убьют».

— Почему, мама?

— Потому что ты все время споришь с правительством. Ты все время недоволен чем-то».

Нам понятно её удивление: обласканный режиссёр, получивший все мысленные премии, входящий в советы и комитеты – вечно недоволен. Маме (и нищим россиянам) – просто не понятно! Только одна фраза у него была правдивой: «Мои фильмы – не любят». Но,  например, на нелюбимого и отвратительного «Фауста» он получил 11 миллионов евро. Потратил их в Германии, где теперь и живет, приезжает оттуда, чтобы поучать нас. Ну, покажите, объясните это эстетическое и этическое уродство! Нет – свой…

С Украиной на ТВ вообще маразм. Страшно признать, что один журналист-блогер Анатолий Шарий работает в интернете лучше всех каналов России – от Первого до Культуры. Именно он убийственно припечатал и разоблачил двурушничество и цинизм СБУ, Рады, Порошенко-Геращенко! Всех, твердивших, что закон един: спела Юлия Самойлова в Керчи для инвалидов (!) в 2015 году – всё! – невъездная на «Евровидение».  «В Керчи спивала для инвалидов в 2015 року. Геть!»: «Пересекла кордон Украины в окупованный Крым!…». Как мантру твердили все СМИ незалэжной устами политиков и коллег. Какие лжецы-подлецы! Сам борец за «демократию» - депутат-композитор Гордон с лысиной Ковтуна твердил:  «Спела Юля на территории Крыма – пой только на территории  России. Закон – один для всех». Правда, для всех?   

В  интернете миллионам пользователей показали, как коммерческий проект «Камеди вумен» поёт в Ялте про какого-то президента «среди кремлёвских елей», более того - «Я его согрею-обогрею». Про кого это? – Порошенко или Трампа? А ещё постаревшие вумен задорно кричат в зал, в камеры, во всемирную паутину: «А где тут среди вас оккупанты?», «Спасибо, Севастополь. Евпатория и Ялта!». Ну, понятно: в Киеве они так 30 марта – не кричали. Там публика другая собралась, но ведь пришли! И депутаты, и свидомые идеологи, и борцы за «украинский Крым», рвались по дорогим билетам – тысяча гривен и выше,  смеялись над властью Украины и телеобслугой в центре Киева,  «воюющего с Россией», в Национальном дворце Украины и – как раз после вызывающих гастролей в Крыму. Где ты, СБУ, грозный министр Авваков? Они что, по разрешению украинских властей через блок-пост на разбитом автобусе въезжали, эти телефифочки? Смех и подлость!  И слепота евродеятелей, которые всё-таки встрепенулись, стали грозить премьеру Гройсману: если не пустите… Вот подкинули ТВ очередную тему на часы драгоценного времени. Вообще,  непрофессионализм российского ТВ, где ежедневная тема Украины в одной и том же бездарном исполнении, без острых репортажей, без освещения реальной жизни страны  - просто убивает! На фоне таких тележурналистов и зазвездившихся ведущих даже средние писатели – просто титаны духа и искатели правды.

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную