Авторская рубрика Нины ЯГОДИНЦЕВОЙ
ПРИКЛАДНОЙ СМЫСЛ
<<< Далее       Ранее>>>

26 августа 2013 г.

Ассоциативный ряд

Читая материалы обсуждения предсъездовских вопросов, я отметила для себя ту настороженность и даже враждебность, которую вызывали упоминания об Ассоциации писателей Урала. Не буду повторять суть реплик – они все есть на сайте, просто обращу внимание на ключевое слово, которое в этом обсуждении было прочно забыто: опыт . А дело именно и прежде всего в нём. Если проанализировать опыт АсПУр как модель самоорганизации писательского сообщества в критических для литературы социальных и культурных (антикультурных!) обстоятельствах , можно увидеть много интересного и практически полезного.

Глубокое осмысление успешного самовосстановления культурного поля писательской работы может послужить добрую службу в решении проблем как сегодняшнего, так и завтрашнего дня уже хотя бы потому, что это была «местная» инициатива – она наглядно показала, что обвальное разрушение формы советских культурных коммуникаций не уничтожило драгоценного их содержания. А для живого содержания возможно частично восстановить старые формы, частично (по необходимости) создать новые.

Деятельность Ассоциации разворачивалась в течение более чем 10 лет. Принимая участие в конференциях АсПУр почти с самого начала, я обратила внимание на то, что она объединила в первую очередь региональные писательские организации, положение в которых оказалось к началу двухтысячных наиболее сложным: непонимание и полное равнодушие местной администрации, отсутствие элементарной материальной поддержки писателей, некорректное поведение представителей «параллельного» союза, проблемы постоянной продуктивной связи с центром, который в это время решал не менее сложные коллизии…

На первых конференциях разговор шёл в основном о трудностях. Проще говоря, делились, а порой и мерялись проблемами. Но, хотя по смыслу выступления большинства руководителей региональных отделений звучали трагически, всё равно неведомо откуда уже возникало ощущение радости и надежды – видимо, на тот момент нам всем достаточно было понять, что мы не одиноки хотя бы в наших писательских бедах.

Именно в этот период вызрело общее практическое понимание того, что сохранение и развитие современной литературы – дело государственной важности, и сегодня писателю недостаточно просто хорошо писать: чтобы быть, нужно заново создавать широкое культурное, литературное поле, искать союзников, объединять усилия… Каждый год конференции проходили в разных областях, количество союзников АсПУр увеличивалось – писатели на местах убеждались, что они не одиноки, а вместе можно решить многие проблемы, получить поддержку и признание… Представители администрации каждой области в той или иной мере принимали участие в конференциях, слушали и начинали слышать писателей – как гостей, так и (что особенно важно) своих, местных.

Время шло стремительно, темы и тон обсуждений год от года последовательно менялись. После того, как выговорилось самое больное и тяжёлое, стал постепенно нарастать обмен позитивным опытом – и теперь выступления руководителей стали больше походить на отчёты о работе за год, с акцентом на успехи и удачи. Что удалось в одной организации, тут же подхватывали и пробовали реализовать в других, опыт умножался, у писателей появлялись союзники в духовенстве, власти, бизнесе, да и «параллельные» организации подтягивались, видя, как разворачивается реальная литературная работа и поддержка писателей в условиях, когда, казалось бы, ничто не располагало.

На обсуждение актуальных вопросов приглашались педагоги и библиотекари, научные работники, налаживался активный обмен изданиями... В традицию вошли выступления гостей в вузах, школах и библиотеках городов, принимающих мероприятия Ассоциации. Там, где администрация шла навстречу, это получалось широко и ярко, в других случаях – более скромно. Но стратегия, направленная на привлечение союзников в решении вопросов сохранения и развития литературы как базиса всей русской культуры, оставалась неизменной.

На этом этапе к ассоциации уже присоединялись организации, в которых положение было не столь сложным. Опыт более благополучных регионов оказался дополнительным стимулом для решения писательских проблем «на местах», для взаимодействия с администрацией. Нельзя сказать, что всё это происходило стремительно, но инерцию разрушения и распада преодолеть удалось. И мерялись уже вполне позитивно – издательскими проектами, литературными чтениями и другими победами, хотя беды если и убавились, то очень незначительно. Главным стало чувство единства – и его силы.

Город, принимающий очередную конференцию Ассоциации, знакомился с теми, кто работает в других регионах, а гости имели возможность лучше увидеть каждую конкретную организацию и её писателей. Завязывалась дружба, появлялись новые идеи, взаимные публикации – узкие провинциальные мирки рассыпались, и литература снова обретала достойный страны масштаб, а писатели – собеседников и соратников.

Трудности никуда не делись. Но им уже противостояли не унылые заклинания «денег нет, поддержки нет, никто не читает», а чёткие формулы: «Литература – дело государственной важности», «Русский язык – основа русской культуры», «Нужно объединять усилия для победы». Вы скажете – что ж тут нового? Ничего, кроме реальных дел, в которые эти формулы развернулись: контакт с государственно мыслящими руководителями, передача книг в библиотеки (а сегодня это делается практически вручную: приехал – подарил…), масштабные встречи с читателями, поддержка работы литературных объединений, налаживание диалогов поверх разногласий…

Следующим этапом закономерно стали обсуждение общественных проблем с привлечением научного знания, формирование общей картины происходящего и выбор стратегических направлений писательской деятельности. Были приняты на вооружение культурология, философия, литературоведение… Соединение литературы, науки и общественной практики оказалось весьма продуктивным, и проблемы стали решаться очевидно по-другому: масштабно, с чётким видением перспективы. И это – сегодняшний день Ассоциации.

Последовательность и успешность её развития обусловлена чётким выбором стратегических направлений работы. Первое принципиальное решение: ежегодные писательские конференции проходят каждый раз в новом регионе. Едва ли нужно доказывать полезность практики «писательских десантов» – она решает проблему утраченных литературных коммуникаций между регионами. Но это ещё и выстраивание контактов с руководством регионов, столь проблемное сегодня для многих организаций, привлечение многих и многих неравнодушных к литературе людей для решения общих вопросов.

Второе: налаживать, где это возможно, контакт и сотрудничество с отделениями «параллельного» союза. А возможно это только на основе государственного подхода к литературному делу, при масштабном понимании и видении задач современной литературы. Не секрет, что в некоторых регионах разделение писателей на членов СРП и СПР практически условно, а в некоторых и вовсе организации СРП оказались более патриотически настроенными, чем ячейки СПР. Там же, где противоречия оказываются непримиримыми, – а таких немало, – организации СПР существенно укрепляют свои позиции именно благодаря поддержке АсПУр. Объединить писательские организации СПР и СРП удалось по принципу более высоких, чем старательно культивируемый раздрай, интересов и во многих областях, где в Ассоциацию входят обе организации, взаимопонимания стало очевидно больше.

Третье стратегическое решение – издательская деятельность, особо –газета и альманах, в которых публикуются информация о событиях в организациях, доклады и интервью, рецензии на книги, публицистические и художественные произведения. Эта система информации оказалась очень мобильной и продуктивной, и по мере нарастания писательской активности издания становятся всё «плотнее».

Четвёртое решение – система премий, созданная при участии областных администраций. Понятно, что в безгонорарном писательском существовании, когда для издания своей книги нужно на какое-то время просто перестать есть, премия – это не лавровый листок в суп, а очень существенная поддержка, и материальная, и моральная. А она дорогого стоит. Премии – тоже дело стратегическое: имена (классик Дмитрий Мамин-Сибиряк, современник-фронтовик Венедикт Станцев), отношение государства к писателям (премия УрФО)…

Пятый стратегический момент – работа с молодыми, систематическое проведение совещаний, которые уже выросли из региональных в международные. Литературная учёба, пополнение организаций молодыми силами, патриотическое воспитание литературной молодёжи, поддержка ярко начинающих литераторов… Молодые должны видеть и понимать, в какую профессиональную ситуацию они входят, что нужно, чтобы реализовать свой талант, и куда достойно направить свою творческую энергию. И Совещания дают им это понимание.

Так из полной «безнадёги» родилась реальная сила. Она оказалась настолько убедительной, что, по меньшей мере, смягчила на практике те противоречия, которые представлялись непримиримыми – эстетические, идеологические и прочие разногласия отступили на второй план перед глобальными задачами сохранения современной региональной литературы России, поддержки писателей в их нынешнем трагическом бытии. При этом внутри самой Ассоциации её региональный статус и подчинённость центру никогда не вызывали ни малейшего сомнения – АсПУр ничего и никого собой не подменяла, она и сегодня восстанавливает и сохраняет для общего дела колоссальные писательские силы русской провинции.

Здесь специально не говорится о том, кто создал АсПУр и координирует её деятельность. Потому что в таком сложном разговоре, во-первых, легко соскользнуть на личности и ввязаться в сведение счётов – о каком опыте тогда разговор? А во-вторых, заслуга координатора АсПУр заключается главным образом в том, что он объединил разрозненные силы и дал возможность развиться писательской активности «на местах» в определённых решающих направлениях.

По природе своей писатель всегда более созерцатель и мыслитель, чем практический деятель. Активные призывы к чему-нибудь, даже очень важному, естественно вызывают у него обратную реакцию. Ведь если писатель принимает на себя груз общественной работы, то делает он это всегда за счёт работы творческой и в ущерб ей. Оживляются в основном те, кто надеется, извините за каламбурчик, чем-то поживиться, здесь и возникает проблема дельцов от литературы, и если дать им волю, даже при хорошем финансировании организаций писатели всё равно останутся без насущной поддержки.

Активность АсПУр – иного рода. Она порождена пониманием трагичности ситуации, необходимости объединить усилия для сохранения не только литературы, но и культуры, и государственности. Огромными усилиями Валерию Николаевичу Ганичеву и его соратникам в течение двух сложнейших десятилетий удалось сохранить сам Союз, и этот стратегический успех сегодня должен развиваться за счёт активизации регионов. Уникальный пример масштабной писательской самоорганизации, Ассоциация писателей Урала не просто ярко и убедительно показала жизнеспособность современной русской литературы, она опробовала на практике стратегию победы. Этот опыт должен работать на всех.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную