Александр МЕДВЕДЕВ (Санкт-Петербург)

ВРЕМЯ СЛУШАТЬ СОЛНЦЕ

 
Ефимовская В. «Резонанс жизни». Издательский дом “Родная Ладога”. СПб. 2015., 464 стр.
Поэтесса и критик Валентина Ефимовская видит писательство родом служения, поэтому свой интерес к многоликой современной российской словесности сосредотачивает на явлениях сущностных, мировоззренческих. Очередное подтверждение тому книга её критических статей «Резонанс жизни». Это энергичный отклик на произведения современных русских литераторов, в которых явлен призыв к жизни как полноте Веры и любви к Родине-России. Данная книга – избирательная реакция на произведения литераторов, исследующих русского человека на неисповедимых путях к этой жизненной полноте.

Звучащая струна окутывает дыханием и другие струны, и они, в свою очередь, начинают дышать. По такому же принципу осуществлено композиционное решение книги – в созвучие авторов каждый служит отзвуком другому. Их разные голоса – в согласии с внутренним камертоном В. Ефимовской, с которым она подходит к Слову: это вера в Россию, любовь к русскому языку, это надежда, что с Волей Божией нашему народу достанет силы не только не растерять вековые духовные богатства, но и преумножить их.

Предмет внимания критика В. Ефимовской – современная русская литература, «которая, к сожалению, не попадает в учебники, не представляется с телеэкранов, не издаётся большими тиражами». По её убеждению, в непредсказуемо меняющемся мире именно эта литература позволяет сохранить нашему народу мировоззренческую устойчивость. Именно в её основе лежит отечественная традиция, основанная, прежде всего, на ценностях православия. Отсюда, перед критиком возникает непростая задача – оставаясь в рамках традиции, постоянно расширять и менять угол зрения. Такое внутреннее движение преследует единственную цель – лучше почувствовать, понять и образно выявить в локальных, в том числе и злободневных темах нечто, связующее с единым на потребу, с христианским пониманием и отношением к душе человека. Критик стремится в типичном увидеть личное проявление автора и, наоборот, отметить непосредственность взгляда, языка, писательской манеры – говорящих о типичном, значительном.

В. Ефимовская – критик поэтический. Самые серьёзные вопросы языка, мысли, долга, веры и любви, которые она затрагивает, приобретают лирическое звучание, искренность и сердечность. Поэтический критик имеет оправданную смелость творить в рамках традиции, при этом не чураться элементов дидактики и риторики, считая их применение оправданным, исходя из рассматриваемого материала. Понятно, почему она использует приёмы этих дисциплин. Ей хочется без обиняков приветствовать, поддерживать и обращать внимание читателей на каждый сколько-нибудь точный с точки зрения традиции русской литературы образ праведности, героизма, сердечности и любви, выявляемый поэтами и прозаиками. Её долг – поддержать и, поэтически окрасив, донести до читателя ту или иную сентенцию публициста, философа, если они оказываются в русле идеи движения к вершинам человеческого духа.

Также оправдана и патетика В. Ефимовской как резонанс автору, обращающемуся к нравственным началам отечественной культуры во имя дня сегодняшнего. Позиция критика вызывает уважение, и в частности, по причине оптимизма. Потому что, зримых поводов для укрепления веры в Россию в недавнем прошлом и настоящем не столь много, как хотелось бы здоровой части общества. Да и те, что есть, скорее, из рода трагедийно-оптимистических, жертвенных, связанных с лишениями, бедствиями – ради русского самостояния, которое даётся неимоверными усилиями политической воли, опирающейся на волю народа. Крым, Новороссия, Сирия… – лишь краткий перечень рубежей, на которых решается судьба Русского Мира, не говоря о рубежах национального самосознания, проходящего на уровнях образования, здравоохранения, науки, промышленности и сельского хозяйства. Литератор-реалист В. Ефимовская смотрит на сегодняшнюю «проблемную Россию» из «реальности веры и любви». Смотрит в состоянии «неистощимой одухотворённости», что свойственно и критикуемым ею авторам.

Подбор имён в книге «Резонанс жизни» говорит сам за себя. Это Г. Горбовский, Б. Орлов, О. Чупров, Е. Лукин, А. Люлин, А. Ребров, А. Казин, А. Корольков, Н. Иванов, Н. Дорошенко, митрополит Курганский Константин (Горянов)… и многие другие петербургские и московские литераторы. Их произведения зажигают сердца людей «глаголами совершенного вида», отвечающими на вопрос что сделал – для Бога, ближнего, для Родины. Авторы, рефлексирующие по поводу так называемого русского вопроса несовершенного вида, а попросту маниловского вопроса – что делать? – остаются вне поля зрения В. Ефимовской. Её книга рекомендована в особенности читателям, «интересующимся состоянием традиционного национального искусства и литературы в нынешнюю эпоху духовно-патриотического возрождения России».

«Сострадательному лишь взору / Открывается красота…» – написал петербургский поэт Александр Люлин, и эти слова применимы к В. Ефимовской, рассматривающей литературу как проекцию чувства Родины – от Небесной, явленной в святоотеческой традиции, до земной, воплощённой в классике и произведениях современников. Её внимание сконцентрировано и на проблеме жизнедеятельности человека в режиме «двоемирия», появившегося в результате нарушения изначальной мировой гармонии». В целом, рассмотренные ею авторы знакомят читателя с героями – современными людьми, по сути повторяющими путь Адама и Евы, соблазнённых и изгнанных из рая, находящихся в мучительном поиске путей возвращения. Поэтому не только в осмыслении различных художественных практик видит основную задачу критик В. Ефимовская, обращаясь к творчеству писателей-современников. Она пытается определить основную тональность – негромкой в силу упомянутого игнорирования СМИ – мелодии традиционной русской литературы в её современном звучании.

Критик напоминает, что во времена Пифагора предполагалось, что и солнце звучит, только мы его не слышим. Вероятно, проблема в нежелании слышать, в неготовности совершить ряд усилий настроить слух, заставить его улавливать малейшие колебания жизни. Когда-то В. Одоевский сокрушённо произнёс: «Солнце русской поэзии закатилось». И это удовлетворило многих. Дошло до крайности: подмешав сюда мутный осадок постмодернистской концепции «смерти автора», некоторые деятели, отказывающиеся «слышать солнце» и отказывающие другим, провозгласили «смерть русской литературы». Книга «Резонанс жизни» – убедительное опровержение подобных провокационных призывов к добровольной литературной глухоте.

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную