Василий СМИРНОВ доцент НовГУ (Великий Новгород)

ПАТРИОТИЗМ В ИДЕОЛОГИИ КОНСОЛИДАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Текст выступления на региональной научно-практической конференции "Воспитание патриотизма в системе непрерывного образования" 

 

С точки зрения понятийности, поступок считается патриотическим, если человек совершает его в интересах своей страны (родины) и делает это из чувства любви к родине и верности ей. Однако патриотизм, при всей кажущейся ясности данного понятия, характеристика не индивидуальная, а массовая. Чувство патриотизма не является прирожденным, и не пробуждается одномоментно, циклом каких-нибудь «охранительных» передач по телевизору, это чувство является продуктом длительного и кропотливого процесса воспитания со стороны соответствующих идеологических аппаратов государства. Часто ссылаются на поведение советских людей в годы войны с гитлеровской Германией как на образец патриотизма. Однако почему-то не любят вспоминать, что массовый патриотизм был организован колоссальными усилиями системы власти и идеологического аппарата. В результате действия совокупности факторов в массе народов Советского Союза было выработано идеологическое сознание, важным компонентом которого была высокая степень патриотизма. Она проявлялась в миллионах поступков людей, и это стало одним из факторов Победы. Не стоит забывать, что одним из первых указов Совнаркома было положение «О единой трудовой школе РСФСР», которое вводило бесплатное и совместное обучение детей школьного возраста. 19 июня 1920 года Совнарком РСФСР образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по ликвидации безграмотности. Шло активное создание государственной системы образования для взрослых. Таким образом, большевики задолго до коллективизации и индустриализации начали процесс идеологического воспитания населения. 

В той ситуации, которая сейчас сложилась в России, степень патриотизма российского населения чрезвычайно низка. Очевидно, что патриотизм – это явление духовное, которое может возникнуть только в том случае, если есть идея, объединяющая все общество. Правомерен вопрос: есть ли в России такая интегративная идея? Есть ли у нас объединяющая идеология?

Есть все основания предполагать, что идеологическая сфера в России формируется по нескольким взаимоисключающим и противоречивым направлениям. Во-первых, это линия внедрения западных ценностей. Данный процесс начался в 1980-е гг. и продолжается до сих пор. Причем, внедрением западной идеологии занимается как государство через подконтрольные ему СМИ, так и оппозиционные «Кремлю» общественные структуры. Во-вторых, несмотря на разрушение советской идеологии, иногда государство в своих краткосрочных целях использует советскую риторику и демонстрирует преемственность советскому строю. Недавняя реанимация советского гимна есть тому весьма убедительное подтверждение. В-третьих, предпринимаются попытки реанимации дореволюционных ценностей в виде православия и консервативного монархизма. В-четвертых, происходит усиленная пропаганда антисоветских идей. Внедрение в сознание населения противоречащих друг другу по своим базовым установкам идейных концепций (по линии западной идеологии, антикоммунизма, православия, советизма и реанимированного дореволюционного консерватизма) мешает формированию здорового патриотизма. Кроме того, помимо идеологического хаоса, царящего РФ, можно констатировать, что ряд действий наших властей прямо противоречит целям патриотического воспитания. Возьмем для примера несколько самых вопиющих случаев. 

Всем известно, что в 1943 г. Гитлер для того, чтобы сплотить народы Европы против победоносно наступающей Красной Армии приказал разрыть могилы с расстрелянными немцами в 1941 г. под Смоленском польскими офицерами и сообщить миру, что они якобы убиты в 1940 г. НКВД. С целью развала социалистического блока, эта провокация была реанимирована во времена Перестройки предателями из ЦК КПСС во главе с Горбачевым. Кстати, в 1943-1944 гг. следствие и комиссия Бурденко полностью изобличили эту геббельсовскую провокацию. Ни один из западных представителей, который был свидетелем работы данной комиссии, впоследствии не поменял своих взглядов и не обвинил в расстреле поляков СССР. Было установлено, что оружие, из которого расстреляли поляков – это немецкие пистолеты калибра 7,65-6,35 и 9 мм. Поляки убиты немецкими пулями, это подтверждали и сами немцы. Место расстрела и захоронения поляков в Катыни было совершенно обжито, здесь находился пионерский лагерь, он действовал до июня 1941 г. И НКВД расстрела 12 тысяч человек в таком месте в принципе не мог допустить. Однако Горбачеву в свое время нужно было развалить советский лагерь и убедить мир в правдоподобности «сталинских преступлений». Поэтому силами горбачевских аналитиков была подготовлена схема фальсификации Катынского дела при помощи документов из архивов СССР. Сначала вещдоков не было, а через пять лет после эксгумации выяснилось, что в могилах, оказывается, было найдено огромное количество писем, удостоверений, и, главное, много газет с первой страницей, по которой ясно, что пленных расстреляли до лета 1941 г. Понимаете, в могилах от костей почти ничего не осталось, а газеты 50 лет пролежали в черной жиже и буквы на них читались вполне прилично. В. В. Путин в статусе президента и премьер-министра России несколько раз делал заявления, осуждающие Катынский расстрел как преступление сталинского режима. 



Кроме того, российское руководство признало подлинность т.н. «секретных протоколов»*, якобы заключенных межу СССР и Германией в 1939 г. Всем серьезным историкам очевидно, текст этого соглашения никоим образом не мог быть написан СССР и Германией в 1939-м году: слишком уж много там и нарушений дипломатического протокола, и географических несуразностей. Кстати, впервые фотокопия секретного протокола была опубликована в 1946 году в провинциальной американской газете «Сан-Луи пост диспач». Это чистой воды историческая фальшивка. Во-первых, оригиналы «протоколов» до сих пор не найдены. Во-вторых, в этом якобы официальном документе сделаны такие ошибки, которые ведом