В защиту министра О.Васильевой

 

После публикации на сайте «РП» материала «Либералы не вынесли русского языка», секретариат СП России, учитывая многочисленные просьбы писателей выступить в поддержку министра О.Васильевой, 3.04.18 г. принял обращение к Президенту России В.В. Путину.

Копия данного обращения направлена в Министерство образования и науки РФ.

 

Москва. Кремль.
Президенту Российской Федерации
В.В. ПУТИНУ

 

Уважаемый Владимир Владимирович!

Союз писателей России на февральском съезде, а теперь и на своем расширенном секретариате рассмотрел вопросы, связанные с проблемами преподавания литературы в школе и выражает полную поддержку действующему министру образования и науки РФ Ольге Юрьевне Васильевой в деле обновления преподавания литературы в средней школе.

Погружение ребенка в глубины отечественной литературы и русского языка – это не только дело российской школы и не только задача образования молодого поколения. Литература и язык – это словесный образ народа, его культуры, истории, его жизни. Литература и язык, наряду с историей, передают нашим детям духовный, культурный, трудовой, бытовой опыт жизни народа на своей земле.

Потому писатели России считают своим профессиональным долгом  высказать мнение о качестве преподавания литературы и русского языка в отечественной школе. Ведь дело дошло до того, что литературу (как, впрочем, и историю!) исключили из обязательных выпускных экзаменов, до минимума сократили число часов на изучение этого предмета, изъяв из обязательных к прочтению литературных произведений огромное число классических сочинений.

И вот сегодня, когда впервые за многие годы в Министерстве образования и науки стали появляться документы, возвращающие смысл самому слову «образование», в частности новый ФГОС по литературе, на инициатора этих процессов О.Ю. Васильеву обрушился шквал критики, граничащий с истерией. И особенно резка критика в той части, которая касается литературы.

В чем, на наш взгляд, - взгляд людей, работающих со словом, - суть претензий к министру?

- это якобы нарушение прав детей, уже начавших учиться по предыдущему варианту стандарта;
- ненужность данного документа, его избыточность по отношению к действующей Примерной программе по литературе;
- перегрузка: слишком много произведений названо, школьники не успеют их нормально прочитать, осмыслить и разобрать;
- лишение свободы как учителя, так и ученика: не остается времени на чтение литературы, соответствующей вкусам и потребностям школьников, нет возможности самостоятельно формировать программу, исходя из особенностей класса, поскольку произведения в стандарте жестко закреплены за определенными годами обучения; наконец, обозначены не только произведения, но и направления для их интерпретации;
- устаревший характер: среди произведений практически нет современной подростковой литературы;
- коррупционная опасность: предложенный документ предполагает создание единого учебника, который будет создавать издательство-монополист;

Что на самом деле представляют собой эти претензии с точки зрения писателя?

Попытка манипуляции общественным мнением.

Прежде всего, перед нами не «новый стандарт», а содержательное дополнение к существующему ФГОС. Именно о таком дополнении шла речь в поручении президента по итогам форума ОНФ «Качественное образование во имя страны». Государство должно определять не только результаты, но и содержание образования – и тем самым гарантировать его любому гражданину страны, вне зависимости от региона, образовательной организации, линии учебников и т.д. Речь идет именно о повышении ответственности государства в области образования и о необходимости обеспечить единое образовательное пространство. Важнейшим фактором такого обеспечения является школьный «золотой канон» - список книг, которые должны прочитать все.

Конечно, никакого нарушения прав детей этот документ не предполагает, поскольку (если будет принят) будет вводиться постепенно, как это было и со ФГОС. Примерная программа – документ совершенно другого статуса, носящий рекомендательный характер, являющийся ориентиром для составления индивидуальных программ.

Про перегрузку школьников либеральные реформаторы образования говорят уже четверть века – и здесь, под прикрытием заботы о ребенке и во имя принципа медленного чтения происходит выхолащивание полноценного литературного образования, разрушение богатых традиций преподавания словесности. На самом деле предложенный перечень вполне посилен для нормального изучения – в нем названо меньше 200 произведений, из которых более 100 – стихотворения. На пять лет обучения (с 5 по 9 классы). В учебном году – 34-35 недель. Несложный подсчет показывает, что у учителя остается немало времени на вариативную составляющую программы, на то, чтобы предложить учащимся литературные произведения (в том числе и современные) по собственному выбору. А самое главное – свобода учителя заключается не в том, чтобы максимально насытить программу «своими» произведениями, а в том, как найти подходы к юному читателю, как открыть его сердце для классики, которая не может устареть по определению. И аннотации, которые содержатся в документе, - не интерпретации и не насилие над читательской свободой. Они лишь указывают на те важнейшие понятия и ценности, мимо которых нельзя пройти при изучении, чтобы свобода не обернулась безответственностью, чтобы «Тарас Бульба» не стал гимном предательству, а «Песня про Царя Ивана Васильевича» не превратилась в поэму о высокой любви опричника.

Принятие документа не означает автоматического введения единственного учебника, поскольку методические способы освоения единого содержания могут быть различными, и это делает возможным существование нескольких прошедших экспертизу линий.

Так что же стоит за этими претензиями?

Нам представляется, что это попытка либерального реванша в стратегической области – образовании. На протяжении десятилетий образовательная политика двигалась только в одном направлении: модернизации, плюрализации, формализации, технологизации, сегрегации и прагматизации. Во многом плачевное современное состояние российского образования является плодом именно такой политики. Сейчас выбран конкретный повод (дополнение к ФГОС) и важный политический момент (накануне формирования нового кабинета министров) для того, чтобы не дать возможность сделать реальные шаги по исправлению ситуации.

Мы видим, что за этими претензиями и за организованным возмущением «профессионального сообщества» стоят те, кто находился «у руля» всех образовательных реформ последних десятилетий: либеральная «общественность», связанная с Высшей школой экономики и Федеральным институтом развития образования. От лица «простых педагогов» выступает  немногочисленная, но весьма активная в публичном пространстве «Гильдия словесников». На самом деле подавляющее большинство рядовых педагогов-словесников поддерживает идею единого списка литературных произведений, обязательных для изучения. И писатели, выступающие перед школьниками, это прекрасно осознают и ощущают.

В связи с вышесказанным мы выступаем в поддержку министра образования и науки России Ольги Юрьевны Васильевой и тех принципов, которые положены в основу предложенных дополнений во ФГОС.

Литература – дело писательское. Слово – дело писательское. Вопросы преподавания литературы и русского языка – дело народное. Наше общее дело.

По поручению расширенного секретариата СП России — председатель Союза писателей России

Н.Ф. ИВАНОВ

 

Вверх

 

Комментариев:

Вернуться на главную