![]() Елена Еремина. Душа ещё летит... Стихотворения разных лет. Редактор-составитель Р.В. Лютая – Воронеж: АО «Воронежская областная типография», 2025. – 144 с. Передо мной лежит книга, которую можно назвать воплощением эха Победы на бумаге, потому что даже самые личные стихи в этой книге словно бы поверены тем, насколько они окликаются славным прошлым. Книга стихотворений «Душа ещё летит…». Автор книги – поэт Елена Ивановна Еремина. Имя для меня новое, хотя эта воронежская поэтесса очень зрелая по поэтическому мастерству владения словом. Впрочем, по порядку. Елена Ивановна родилась в семье учителей, но не просто учителей. Её отец – бывший фронтовик, а бывших фронтовиков не бывает. Ветеран Великой Отечественной войны был учителем русского языка и литературы, писал стихи, как говорится, «в стол», так что любовь к русской словесности у Ереминой наследственная. В холоде печали и смиренья, У меня твои глаза и руки, ...Я была несчастная и злая. Это не первое стихотворение в книге и в жизни Елены Ереминой. Самая первая публикация, как водилось в советское время, на которое пришлась юность поэтессы, состоялась в областной воронежской «молодёжке». В те годы это часто становилось трамплином в творческом пути для молодых литераторов. При областной писательской организации Воронежа, как, опять-таки, во всех регионах СССР, действовало областное литературное объединение, через которое прошла и Еремина: чувствуется добротная школа стихосложения, сопряжённая с уважением к русской классике. Потом был Воронежский педагогический институт, факультет иностранных языков. В 1984 году стала участницей Восьмого Всесоюзного совещания молодых писателей – тоже добрая традиция советского литературного процесса в деле воспитания становящихся «на крыло» поэтов и прозаиков. А в 1988 году была издана первая книга стихов «Горький воздух» – с не очень весёлым, но таким пророческим для нашей страны названием... Во второй половине 1980-х ситуация на огромных просторах её начала ощутимо горчить: государственность шла под уклон, а с нею и многие судьбы талантливых писателей, молодых и не очень... Мечта Елены поступить в московский литературный институт так и осталась мечтой. Но если человеку суждено стать поэтом, то Литературный институт – лишь один из вариантов обретения профессионального мастерства. Куда важнее сохранить и приумножить данный свыше талант, осознавая притом, что ты, при всех своих достоинствах – лишь одно из звеньев родового, корневого древа. Но солнца златое кольцо Иди неотступно вперёд, А если, тоской теребя, Эти строки уже отмечены в предисловии к книге «Душа ещё летит...» известным воронежским критиком и эссеистом Риммой Лютой. Но они столь чётко характеризуют личность автора стихов, что не грех повторить: хорошие стихи от повторения становятся только лучше. Плещется пламя, как песня, А за плечами моими Художники часто ощущают мир трагически, а уж если жизнь стихотворца пришлась на эпоху перемен, тут и удивляться не стоит. Еремина по духу, несомненно, поэт трагического мировосприятия, но при этом стихи её наполнены светом, исходящим, думается, из глубин народного сознания и понимания того, что в России лёгких времён не существовало никогда. Под взмах повелевающей руки ...Жесток и зол неповторимый сплав. Не просто выжить физически, но сохранить и приумножить человеческое в себе несмотря ни на какие испытания современности – такова природа русского человека в принципе. Потому эхо Победы так значимо для нас, ведь чтобы иметь право остаться русскими людьми, главную Победу наши предки одерживали не столько над врагом, сколько над собой. Батальоны пылят на солнце. И горят за степною ширью Это всё за войной, за гранью – А вот при слове «чужие» я категорически не согласился бы с поэтессой! Воздаю должное её умению сказать по-мужски сурово и, в то же время, по-женски пронзительно. Но как быть с этим: «чужие воспоминания»? Какие же они чужие, если предки самой Елены – жители исконно героической воронежской земли? Так уж «повезло» Воронежу, что веками город был пограничьем России на юго-западе, заставой, заслоном от набегов. Про то, как любит Россию Запад, ни словом сказать, ни пером описать. Веками несёт «просвещённая Европа» свою «любовь» к русским просторам и богатствам с желанием нас принудительно «окультурить» на свой лад. Несёт «любовь» эту на конце стрел, копий и мечей, на крыльях «мессершмиттов» и «юнкерсов», на гусеницах тяжёлых танков. Не надо быть провидцем, чтобы понять: предки поэтессы из числа мужчин, отбиваясь от европейцев всех мастей, веками знали об этом отнюдь не теоретически. И в родовую память Ереминой, конечно, не могли не войти отголоски вечной войны за право русского человека быть собой. Да и «чужих» в лихие времена не бывает: сегодня понятие «чужие» становится не личным, а общенациональным. И тут женская скромность ни к чему – мол, не я стояла под прицелом. Нет, именно ты стояла – в лице своих предков, вместе с ними. Ведь если б они не стояли перед «чужими» насмерть, если б не выстояли тогда, то не было бы сегодня Елены Ереминой, которую без натяжек можно назвать поэтической гордостью Воронежского края... И наспех вырытый окопчик, Ещё более определённо сказано о родовой программе творчества поэтессы в стихотворении «Сны по наследству»: Снятся сны о войне. Родовая память – это не только о наших родных по крови. Это память своего народа. Все мы, как ни крути, русские люди, потому что, говоря словами легендарного генерала ВДВ Василия Маргелова, неважно, кто ты по национальности – русский, удмурт, татарин, башкир... Для врагов мы все – русские!.. И если в мирной жизни мы можем назвать чужими, к примеру, жителей соседнего села или случайного приезжего из другого края, то в военное время все мы становимся своими, а чужим становится – враг. Сосед старательно бренчит. Найди последние слова И вот, ни в чём не виноват, В стихах Елены Ереминой глубина содержания находится в такой гармонии с техникой стихосложения, что поэтесса вправе говорить о «безыскусных рифмах», как о некоем показателе простоты народного мировосприятия. И уж раз заговорилось о форме стихосложения, самое время упомянуть о том, что Еремина – несомненный мастер поэтической формы. Она не гонится за формой – такое ощущение, что нужные слова сами находят поэтессу и сами, как солдаты в строю, становятся в нужный контекст. Это и есть главный показатель поэтического мастерства. При этом стихи Елены Ереминой отличаются многообразием поэтических рисунков, тематической широтой, ритмическим разнообразием, ненавязчивой самобытностью образов – простых, но глубоких. Еремина не из тех, кто, говоря словами Рубцова, придумывает стихи. Никакой словесной эквилибристики, всё естественно, как дыхание. Мой ученик – и троечник, и плут. О, как упрямо он умел молчать, Ну что я помню? Волосы, глаза... Мы с ним пошли по городу бродить. ...Мальчишки пишут, головы склонив. Стихотворение на стыке двух высших форм поэзии – исповедально-покаянное. Вроде бы рассказ и обращение к читателю, но на самом деле – это прямо обращение к Богу, обращение, когда самый рядовой читатель вдруг ощущает себя от этой пронзительной доверительности истинным творением Божьим. Настолько верит ему, читателю, поэтесса! Это исповедь женщин России, которые, в муках родив и в трудах воспитав сыновей, найдя своего любимого человека, всю жизнь отмаливают своих любимых мужчин от войны у Бога, прекрасно при этом понимая, что защита Родины – долг любого мужчины. Срывалось всё. И падало. И гибло. Нас ветры невозвратные носили, Так называемые «лихие-девяностые» – чем не война? Как говорил главный герой фильма «Ворошиловский стрелок», которого сыграл гениальный актёр Михаил Ульянов: «Не понимаю только, кто и с кем воюет?». Сегодня стало ясно, кто тогда воевал с нами, тайно руководя нетрезвым президентом, ведя Россию к пропасти. Не получилось сгубить нашу страну тайно в лихие-девяностые, так они сегодня «открыли личико». СВО – это наше противостояние продолжению вечных попыток уничтожить Россию. Ещё Валентин Распутин лет тридцать назад горько сказал в одном из интервью, что не дадут нам покоя те, кто нацелился на огромные ресурсы нашей страны... Мальчик мой, любимый мною тайно... Ты мне всё дороже и дороже Пишу это эссе, а за окном горит и никак не догорает октябрь, красивый, поэтичный и печальный месяц, который так любят поэты. Летят золотые листья, летят птицы, раскрыляются вдохновеньем и летят души – за стихами. Сколько прекрасных стихов об осени написано самыми разными русскими поэтами, не перечтёшь!.. Для поэтессы Елены Ереминой октябрь – время свободы и осмысления себя в огромном мире. В поэзии её не тесно – там много воздуха, пространства, слова живут в гармонии друг с другом, а не толпятся в строке, толкая друг друга локтями, словно в очереди. Это очень важное качество поэзии – давать читателю воздух для дыхания и дум. Горит осенняя заря... Поскольку дальше буду жить, Живая вода поэзии льётся со страниц книги Елены Ереминой даже в наше вовсе непростое время. А я почему-то подумал о том, какие высокие стихи способна написать эта поэтесса о том событии, которое все мы ждём и, надеюсь, скоро дождёмся. Ведь о свершившейся Победе лучше всего скажет именно тот, кто мог, не впадая в многословие, найти нужные слова на непростом пути к ещё грядущей, будущей победе. Потому что весь свой непростой путь в жизни и в творчестве сверял по победному эху прошлого. |
||||
|
| ||||
|
|
||||
| Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
|
||||
|
|
||||