У памяти есть интересное свойство по отношению к близким тебе людям: чем больше времени проходит с того момента, как такой человек ушёл от тебя в мир иной, тем отчётливей он в твоей памяти оживает. Вот и с моей памятью по отношению к моему старшему товарищу Юрию Лопусову, душа которого с 13 октября 2021 года живёт в поднебесье, происходит то же самое. В ней постоянно всплывают те или иные моменты. И с каждым разом всё отчётливей. Как и сейчас – в юбилейный день его рождения. *** В одном из своих стихотворений Юрий Лопусов напишет: «… И жизнь моя – сплошное многоточье, Чем больше я узнавал и по сей день продолжаю, уже перечитывая его прозу, стихотворения и эпиграммы, узнавать глубины неисчерпаемого дарования этого писателя, тем большее впечатление производит на меня его талантливое «многоточье». Фамилию «Лопусов» впервые услышал в конце 60-х от своей тётушки, переводчицы Татьяны Третьяковой – дочери известного в 20-е – 30-е годы поэта-футуриста Сергея Третьякова, которая была дружна со многими видными литераторами. После одного из вечеров поэзии в ЦДЛ, где среди выступающих был и Сергей Наровчатов, кого Татьяна тоже хорошо знала лично, она прочитала мне по памяти очень остроумную и довольно хлёсткую эпиграмму на него: Поэтом был, вино лакая. И сказала, что эпиграмму написал поэт Юрий Лопусов, чью одарённость в жанре эпиграммы и поэтического каламбура высоко ценил Михаил Светлов, от которого Татьяна и узнала о тогда ещё молодом поэте. «Я вспоминаю то время, когда впервые пришёл в литературное объединение «Магистраль», которым руководил Михаил Аркадьевич Светлов. Привёл меня туда Евгений Евтушенко, с которым мы тогда были дружны. В «Магистрали» было такое правило: каждый пришедший читает стихотворение. Я прочёл стихотворение про армию, и Светлов сказал: «Не наш человек». На что я отреагировал: «Не ваш? Оставайтесь!». И пошёл прочь. Но тут Евтушенко говорит Светлову: «Так он же эпиграммы и каламбуры пишет». На что Светлов: «Каламбуры? Пусть прочтёт». Я прочитал, написанную ещё в студенческие годы: Светлова мне знать лично не довелось, но тётушка так много о нём рассказывала, что его личностный портрет, как человека, тут же рождающего, казалось из ничего, нечто очень остроумное, прочно вошёл в моё восприятие. И таких историй о его абсолютно неожиданных, но всегда остроумных речевых поворотах – тьма. Поэтому, когда познакомился с Лопусовым, то даже, если бы и не знал о том, что он дружил со Светловым, думаю, легко мог себе это представить – настолько сильно объединяет этих людей взрывное остроумие в абсолютно неожиданные моменты вполне тривиальных разговоров. Довольно скоро испытал это и на себе. Когда в издательстве «Российский писатель» вышла моя вторая книжка, он в какой-то момент подошёл и спросил: – Старик (обращение из 60-х – Г.Б.), а почему ты в Союз не вступаешь? Надо сказать, что тогда я был очень далёк от этой мысли, поскольку после трёх десятков лет серьёзной научной работы в области физиологии, биохимии и молекулярной генетики, по прохождении всех ступеней профессиональной и должностной лестницы в Институте физиологии Академии наук СССР, давно ощущал себя учёным, но никак не писателем. Публикации же в жанрах художественной литературы и публицистики были лишь попыткой понять, умею ли писать не только на научные и научно-популярные темы. Поэтому вопрос Юрия Александровича застал меня врасплох. И когда я стал ему говорить, почему такой мысли у меня нет, он прервал фразой: – Старик, ты это брось. Твои сомнения, конечно, всегда будут тебе полезны. Они каждому из нас всю жизнь важны для писательского роста. Но давай так – я пишу тебе рекомендацию, а также, подключаю к этому ещё двух уважаемых в литературе людей, которые хорошо знают, твои публикации и тоже тебя без сомнений порекомендуют приёмной комиссии. И такие остроумные, нетривиальные повороты в его разговорах рождаются постоянно. Впрочем, не только в разговорах. *** Однако, природа одарила его не только остроумием и способностью использовать это качество в жанре эпиграммы. Он – поэт поистине всеобъемлющего философского диапазона: прекрасный глубинный лирик, склонный к высокой поэзии: Осенний лес прощается с теплом, Родник мне шепчет: «Наклонись, попей…», В лесу, вдали от суетной Москвы Гляжу я вдаль с высоких берегов Судьба моя с ольховым посошком Действительно, очень нежданно для тех, кто привык слышать от Лопусова непременно что-нибудь смешное – сатирическое или просто юмористическое. Облака бегут век за веком, Это цвет чистоты и чести, Это цвет пурги-завирухи Белый цвет – укротитель ночи, Вечный спор темноты и света, *** Мне неоднократно доводилось быть свидетелем того, как тепло принимали Юрия Лопусова в Крыму во время наших совместных поездок по этому полуострову в составе делегации писателей. Мы ежегодно несколько дней, начиная с 16 апреля, выступали перед разными аудиториями – школьниками, студентами, аспирантами, преподавателями, профессорами, постоянными читателями и сотрудниками библиотек …. Дело в том, что Юрий Александрович в течение многих лет по просьбе секретариата правления Союза писателей России возглавлял проведение ежегодных Международного поэтического фестиваля памяти Николая Гумилёва под названием «Коктебельская весна». Этот фестиваль по сей день приурочен ко дню рождения (15-го апреля) выдающегося поэта Серебряного века. По изначальной традиции его открытие проходит в знаменитом историей своей духовной жизни – посёлке Коктебель. И Юрий Лопусов всегда проводил это литературное собрание в присущей ему элегантной манере, сразу же создавая атмосферу творческого единения всех, кто приехал на «Коктебельскую весну». После официальной части открытия, которую он вёл на площади перед памятником Николаю Гумилёву, установленному по инициативе и в немалой степени на средства председателя организации «Возрождение культуры п.г.т. Коктебель» поэта, публициста и общественного деятеля Вячеслава Фёдоровича Ложко, Юрий Александрович вручал премии им. Н Гумилёва. А потом в местном Доме культуры «Юбилейный», где проходил многочасовой поэтический марафон с участием всех желающих выступить, подытоживал разнообразие и суть представленных поэтами стихотворений. И тут в нём сразу же чувствовался прекрасный – очень тонкий литературный аналитик. Затем – в течение трёх следующих дней – писатели, разбившись на группы, ездили в Феодосию, Симферополь, поселковые школы…, где читали свои стихотворения и проводили литературные беседы. Там-то мне и довелось быть свидетелем отношения к философской, гражданской, любовной лирике Юрия Александровича его благодарных слушателей и читателей. Когда в одном из разговоров с мудрым Валерием Николаевичем Ганичевым рассказал ему об этих наблюдениях, он заметил, что судьба Лопусова в литературе напоминает судьбу Юрия Никулина в кино: будучи замечательным драматическим артистом, он, в восприятии подавляющего большинства зрителей, остался, главным образом, как выдающийся комедийный артист. *** Однако, по отношению к Лопусову-писателю природа не ограничилась желанием одарить его талантом поэта. Она не поскупилась наделить этого литератора и уникальностью прозаика. Прочитав первое же его произведение в прозе, одна моя знакомая – изысканная читательница, знающая толк в истинной литературе, воскликнула: – Да это же – литературный Моцарт! Бог, действительно, дал его руке водить пером по бумаге так, что от результатов захватывает дух. Приведу лишь несколько отрывков из книги рассказов Юрия Александровича – «КАК У ПИСАТЕЛЕЙ ПЕГАСА УКРАЛИ». Один из рассказов – под названием: «Русская рулетка» он философски изящно начинает так:
– Весна 1975 года пришла точно по расписанию, наполнив время и пространство мистически-сладким ощущением нескончаемости жизни. Молодой майский ветер плавно кружил по узким улочкам старой Москвы, истосковавшейся по теплу и солнцу. Воздух был напоён свежестью весеннего обновления, и старинный особняк в центре столицы, где располагался Союз писателей СССР, утопал в зелени. Два окошка моего скромного кабинета на втором этаже умирающего особняка выходили в небольшой, тщательно ухоженный приусадебный дворик, в центре которого возвышался бронзовый памятник Льву Толстому. Великий писатель сидел в глубокой задумчивости, словно продолжая размышлять о сути земного бытия и загадках человеческой натуры (…) Думаю, вряд ли здесь уместны какие-то комментарии, потому что лучше – живописней, кинематографичней, поэтичней и даже музыкальней, – чем умеет написать в прозе Юрий Лопусов, не скажешь. А вот отрывок остроумнейшего рассказа «Ночные прозрения», где речь идёт об одной из его встреч в ЦДЛ с замечательным поэтом Юрием Кузнецовым: «С Юрием Поликарповичем у меня были сугубо рабочие отношения, лишённые теплоты. Он относился ко мне с большим подозрением, но не потому, что считал меня плохим человеком, а потому, что он категорически ненавидел всякое начальство, к которому по ошибке причислял и меня (…) … я столкнулся с Кузнецовым при выходе из ЦДЛ. Поэт возвращался в «лечебное заведение» (знаменитый Дубовый зал ресторана ЦДЛ – Г.Б.), почувствовав, что «зелёный лекарь» явно ошибся в диагнозе, прописав ему слишком облегчённую дозу лекарства. Увидев меня, он обрадовался и со словами: «Вот ты-то мне и нужен!» – потащил меня в Дубовый зал, где царило вавилонское столпотворение. Казалось бы, два совершенно разных отрывка. Но насколько они едины по интонации, изяществу литературного стиля и господству культуры мысли, выливающейся в культуру слова. Ну и, конечно, нельзя не отметить у Юрия Александровича очень редкое для человека качество– чувство самоиронии. Вот такая меткая, глубинная лёгкость пера характерна для всей его прозы. Как тут ни согласиться с определением моей приятельницы: «Литературный Моцарт». *** В предисловии к этой книге он пишет о себе скупо: «… более 20 лет, начиная с 1970 года работал в Союзе писателей СССР – сначала в должности помощника первого секретаря писательского Союза, затем литературного консультанта Секретариата, выполняя обязанности спичрайтера, и затем ответственного секретаря Совета по работе с молодыми литераторами. В 1991 году, после распада нашей великой державы я перешёл на работу в Союз писателей России, где вот уже 25 лет (книга вышла из печати в 2017 году – Г.Б.) добросовестно тружусь на благо родной литературы, выполняя функции Секретаря писательского Союза. Не правда ли, даже из этой скупости рассказа Юрия Лопусова о себе чувствуешь, насколько богата его биография близким общением с выдающимися людьми и насколько намеренно он уводит себя в их тень. Такая скромность – показатель высокого уровня внутренней культуры человека, что в любые времена далеко не часто встретишь. Поэтому, когда думаю о Юрии Лопусове, всякий раз восхищаюсь этим его качеством и, конечно, способностью в течение многих лет сочетать явный литературный дар и довольно рутинную организационную и педагогическую работу, требующую практически ежедневно много времени и душевных сил. Причём, именно умением сочетать, казалось бы, несочетаемое, а не приносить одно другому в жертву. Оттого и получилось у него такое органичное единение – и своими произведениями, и организационно-педагогической работой он служит одному: Её Величеству Литературе. Сказав «служит» в настоящем времени, я не оговорился, потому что таким писателям срок давности не уготован. Юрий Лопусов остаётся и, уверен, останется навсегда в своих произведениях. |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||