Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

19.11.2017 г.

О РУССКОСТИ И РВАЧЕСТВЕ В КУЛЬТУРЕ

Только что в Санкт-Петербурге закончил свою работу 6-й Культурный форум. О поднятых проблемах и тезисах выступления президента Владимира Путина нужно вести особый разговор. О составе и подходах организаторов тоже. Например, на пленарном заседании секции «Великая книжная рЭволюция. Влияние книги на развитие современного общества» из участников мне были знакомы по фамилии только председатель Книжного союза Сергей Степашин, депутат Олег Смолин, телеведущая  Фёкла Толстая (?!) и вездесущий гражданин Эстонии Михаил Веллер.  А других создателей Книги нет? Случайно (из горделивого поста Светланы Василенко) узнал, что в Доме архитекторов прошёл Круглый стол о статусе творческих союзов и творческих работников. А где же наша крупнейшая творческая организация – Союз писателей России?

Освещён форум в СМИ был скупо и однобоко: президент, как обычно, участников не собирал, на вопросы деятелей не отвечал – он улетел в Ялту на открытие памятника Александра III. 

В Ливадийском дворце Владимир Путин открыл памятник и произнёс речь с такой оценкой: «Современники называли его царем-миротворцем, но, как отмечал Сергей Юльевич Витте, он дал России 13 лет мира не уступками, а справедливой и непоколебимой твердостью. Александр III отстаивал интересы прямо и открыто, и такая политика обеспечила рост влияния России, повышение ее авторитета в мире… При этом он считал, что сильное, суверенное, самостоятельное государство должно опираться не только на экономическую и военную мощь, но и на традиции, что великому народу важно сохранять самобытность, а движение вперед невозможно без уважения к своей истории, культуре и духовным ценностям", — справедливо заметил Путин. Жаль, что он не выстраивает подобную политику.

Французский министр иностранных дел Эмиль Флуранс был убежден, что «Александр III был истинным Русским Царем, какого до него Россия давно уже не видела. Конечно, все Романовы были преданы интересам и величию своего народа. Но, побуждаемые желанием дать своему народу западноевропейскую культуру, они искали идеалов вне России – то во Франции, то в Германии, то в Англии и Швеции. Император Александр III пожелал, чтобы Россия была Россией, чтобы она, прежде всего, была русскою, и сам он подавал тому лучшие примеры. Он явил собою идеальный тип истинно русского человека». Да, при нём утвердился и расцвёл Русский мир. Недаром на рельефе монумента не только Транссиб и храм Христа Спасителя, но и Третьяковская галерея, Исторический музей. Здесь же показаны и выдающиеся деятели того времени: Федор Достоевский, Лев Толстой, Николай Пржевальский, Петр Чайковский, Дмитрий Менделеев и другие.

На время царствования Александра III с новой силой зазвенели лиры русских поэтов, и начался Серебряный век русского искусства. Император любил и театр. Именно при его правлении наряду с императорскими театрами расцвели театры частные, был создан МХАТ. Но никому и в голову не пришло бы дарить театры в частное владение от имени государства с бесконтрольным репертуаром и вольным расходованием средств из казны, как произошло в постсоветское время с театрами Джигарханьяна или Райкина-сына.

БЕЗДОННО-БЕСПАРДОННАЯ БОЧКА

 «Одесса – спокойный город, одесситы – доброжелательные люди, не надо нагнетать – ну, была провокация с трагедией 2 мая». Сколько раз мы слышали это от участника всех трёп-шоу режиссёра Райхельгауза. Сегодня он сам попал в сексуальный скандал, который несчастным деятелям Голливуда и не снился (весь Интернет переполнен перепечатками из «Каравана», где описывается диван и методы художественного руководителя - растлителя актрис). Но и родная Одесса-мама его подвела.  «Прямо сейчас — активисты до 20 человек, во главе с Сергеем Стерненко сорвали или срывают концерт Райкина в украинском театре Одессы, на шум крик и т.д., граждане звонят «102», но что, по вашему мнению, должны делать правоохранительные органы? Стало интересно, граждане, высказывайтесь. Не стесняйтесь», — написал в пятницу на своей странице в фейсбуке советник главы Национальной полиции по Одесской области Руслан Форостяк. Вот это демократия по-украински: вместо мер по наведению порядка  – высказывайтесь! Возмущенные зрители пытались утихомирить радикалов, которые кричали: «Пусть ответит: Крым наш?»  и аплодисментами оказывали поддержку артисту. В итоге зрители сами стали «предателями Украины», как их принялись называть националисты за то, что те «своими деньгами поддерживают врага». Тоже выкладывали съёмку в ФБ, даже то, как женщина резонно говорит в камеру: «Вы не украинцы - вы заср…цы. Иди - воюй!». «Не треба нас туда отправлять»…  Худруку театра «Сатирикон» Константину Райкину не удалось выступить со своим поэтическим моноспектаклем в Одессе после успешного чёса в Киеве и Харькове.  То есть театр брошен на произвол судьбы, а он – лично зарабатывает. Но этот скандал – ему на руку, теперь он – страдалец и наверняка использует ситуацию в корыстных целях.

Спикер Совета Федерации РФ Валентина Матвиенко заявила в октябре, что финансирование культурных проектов, театральных постановок и многое другое должно быть честным, то есть не нужно выделять любимчиков. Судя по суммам, которые валят на театр Константина Райкина – он любимчик Министерства культуры, как и находящийся под следствием Кирилл Серебрянников – такие суммы получали! О них – для сравнения! – ниже… Но окончательно «купить» Райкина не удаётся – он вольный художник и борец-демагог. Таких немало развелось: им про финансовые нарушения и неумелое руководство, а они – про «свободу творчества» и свою исключительность. Давно настал черёд московского театра «Сатирикон» Константина Райкина. В ответ на проверку его театра прокуратурой худрук вдруг почему-то выступил с требованием… «урезонить» руководителя совсем другого ведомства - министра культуры.

Выступая в эфире либерального телеканала «Дождь» Райкин заявил, что уверен, будто прокурорские проверки - «месть» лично со стороны министра культуры Владимира Мединского. «Он не может мне простить моего высказывания на съезде Союза театральных деятелей и того, что я несколько раз уличал его в неправде и боролся против несправедливых решений, касающихся «Сатирикона», — пожаловался Райкин. Однако непонятно, какое отношение имеет министерство культуры к проверкам со стороны совсем другого ведомства – прокуратуры, которая следит за правильностью расходования государственных средств? Однако обиженный руководитель «Сатирикона» обратился прямо к «высоким властным инстанциям, которые находятся над министерством культуры» с просьбой «урезонить» министра. «Ну, давайте, дорогие друзья, - потребовал от них Райкин, - как-то урезоним нашего министра, который просто целенаправленно, планомерно вредит государственному театру, которому скоро исполнится 80 лет, который создал Аркадий Райкин, которым я руковожу 30 лет. У этого театра есть очень серьезные заслуги, мне кажется, перед отечественной культурой», — отметил он. Вот как прикрывается! Заслуженному отцу государство подарило театр и московские квартиры артистам, а сын, получивший всё по советскому наследству (странный рынок строили!)  творит что хочет. Что ж он не объяснит, зачем министру культуры, который по своей должности заинтересован в прямо противоположном – успешном функционировании всех театров - «целенаправленно вредить театру»?

Понятно, что наветы и упреки Райкина вызвали в минкульте искреннее недоумение. «Заявление о шести прокурорских проверках, которые, по словам Райкина, были организованы министерством с целью "запугать" руководство театра, по меньшей мере абсурдно», — сказал заместитель министра Александр Журавский. Он уточнил, что проверок было не шесть, а две, и проводились они, чтобы разобраться в сложной финансовой ситуации в "Сатириконе". Кроме того, у министерства вызывают озабоченность показатели эффективности работы театра (заполняемость зала, количество показов).

В результате проверок, сообщил Журавский, выявлены серьезные нарушения и конфликт интересов со стороны руководства "Сатирикона». В частности, выяснилось, что в некоторых случаях получателями государственных денег оказывались организации, связанные с директором и художественным руководителем театра. «Об этом Константин Аркадьевич почему-то упомянуть забыл», — миндальничал замминистра. Он подчеркнул, что ведомство не только не посягает на строительство театра, но и неоднократно напоминало руководству "Сатирикона" о необходимости ускорить реконструкцию. Каждый год простоя, по словам Журавского, ведет к дополнительным расходам федерального бюджета, из которого за три года "Сатирикону" уже выделили около 115 миллионов рублей. Ого!

Ведь мы помним предыдущий скандал и такое же демагогическое выступление Райкина на съезде Союза театральных  деятелей после того, как мэру Собянину обратились жители района "Марьина роща" с жалобой на действия главрежа театра "Сатирикон" Константина Райкина. Он агрессивно осваивал чахлую зеленую зону вдоль Шереметьевской улицы, единственный оставшийся нетронутым скверик возме театра "Сатирикон". Райкин и армянская строительная группа "Ташир", построившая рядом гигантский торговый центр "Райкин-плаза" желает построить вместо скверика апарт-отель с подземной стоянкой...

Кроме реконструкции самого здания театра проектом "Ташира" предусмотрено строительство 15-этажного апарт-отеля, общей площадью порядка 20 000 кв.м с подземной автостоянкой. Новый комплекс вместит около трёхсот 1- и -5 –комнатных апартаментов, которые будут использоваться как под нужды театра и труппы, так и будут доступны для горожан и гостей столицы. Райкин в своей речи на съезде Союза театральных деятелей оплевал государственную политику в отношении "выдающихся театров", жаловался на отсутствие финансирования и засилье цензуры... Речь Райкина активно цитировали СМИ и социальные сети. А всё тот же замминистра культуры Александр Журавский напоминал, что  театр за последние два года стал делать меньше премьер, а заполняемость зала составила всего 50-51%.

Но довольно демагогии, стенаний о зажиме «свободы творчества» - для сравнения несколько цифр финансирования и вложений на развитие культуры. На встрече с президентом Владимиром Путиным глава министерства культуры Владимир Мединский заверил президента, что в рамках его поручения на возрождение киностудий ежегодно выделяется 50 млн рублей госсубсидий. Более того, сумма была увеличена на бумаге до 200 млн рублей. Мединский отметил, что многим художникам не выплачивается заработная плата, и потребуется «много работы», чтобы разрешить все конфликтные ситуации. А Райкину, как уверяет министерство,  уже выделили около 115 миллионов рублей – почти как на ВСЕ киностудии! Начиная с этого года, горделиво рассказал Путину глава Минкульта, ежегодно будет выделяться 220 млн рублей на поддержку детских театров. Для сравнения: только в 2015 году государственное финансирование театра «Сатирикон» составляло около 191 миллиона рублей, включая частичную компенсацию арендных расходов. В 2016 году сумма увеличилась (так как нужно было компенсировать аренду  здания КВН на весь сезон) и составила примерно 235 млн рублей. «Отмечу, что это вдвое больше, чем тратится на аналогичные московские театры», - писал тот же замминистра  Александр Журавский. Но это и больше, чем только собираются тратить на ВСЕ детские театры России! Какая-то бездонная и беспардонная бочка этот борец за «свободу творчества» с коммерческим душком. Не пора ли прекратить выделять любимчиков (или страдальцев) и начать проводить взвешенную культурную политику государства?

КАКИЕ ПЕСНИ ЛЮБЯТ СТУДЕНТЫ?

Какова государственная культурная политика и духовная атмосфера в СМИ наглядно показывает состояние умов и душ подрастающего поколения. Первокурсникам Московского гуманитарного университета читаю курс «Журналистика в социально-культурной сфере». На семинаре дал задание: осветите любое явление культуры. Иван Кузнецов, который у меня допытывался, почему не хоронят Ленина? – спросил: «Исполнителя можно?» - «Да ради бога!». Вышел и начал рассказывать про… Майкла Джексона. Я думал, что про этот отстой молодые и родители их – забыли. Нет, с подробностями говорил, но отличительные черты и суть явления не передал – всё твердил: лунная походка (не им придуманная) и перчатка со стразами. Глубоко…

Тогда решил спросить, а какие песни они любят, каких авторов знают и помнят, какие песенные строки звучат у них в памяти  и душе? Начал со своих групп литературного творчества в МГИК – просто убили! Написали 9 человек, что любят зарубежные песни против 4, склоняющихся к отечественным. А двое – не определились. Имена английские – не перечисляю, а из наших – пестрота: от Муслима Магомаева и Анны Герман до Лётчика Потапова и Пелагеи («с натягом»). Более или менее совпадают (хотя бы по два раза) – Вертинский, Высоцкий, Шевчук: «Что такое осень?...» - наверное, за окно глянули. А строчки – тоже самые разные, есть и советская классика – «Всё, что было не со мной, помню», и шансон: «Владимирский централ, ветер северный», и неведомые жестокие строки: «Не  для нас команда «вольно!» - сдохнем, когда раздавят». Даже Есенин есть: «Заметался пожар голубой…». Но нет современных песенных стихов-откровений. А вот английских выражений и четверостиший – море. Я даже опешил…

В подгруппе второкурсников МосГУ – были более патриотические предпочтения: 3 – отечественную песню любят, 3 – зарубежную, а 2 – «по настроению». Тут – более традиционные вкусы, но тоже дважды Юрий Шевчук. А Оля Гудкова написала: «Я люблю отечественную песню – она более чувственная, эмоциональная и душевная», и строчки процитировала Анатолия Поперечного: «Малиновый звон на заре». Тогда я у неё, как у близкой души, спросил: а знает ли она такое имя – Алексей Фатьянов? Нет. Тогда стал перечислять песни из фильмов – тень смутного припоминания промелькнула по лицу, но без энтузиазма узнавания. Что же про других говорить? Вот она – культурная и эфирная политика… Будущие журналисты и литераторы не знают и не считают своей песенную классику, которая воспитывала целые поколения, поднимала в атаку, звала в дорогу, говорила о любви. Даже авторских песен и крылатых строчек живущих бардов – не назвали! Нет каких-то песенных откровений молодых русских кумиров. Про  песни постаревшей «Агаты Кристи» я и сам давно писал. Это крах…

Для кого ж, например, мы будем проводить вечер памяти Фатьянова 22-го ноября в ЦДЛ навстречу 100-летия волшебника песни? Для самих себя, для ценителей старшего поколения? Я, например, объявлю о вечере в студенческой аудитории, но никто не приедет, а заставлять, грозить незачётом – не хочу. Просто руки опускаются… Но снова и снова соглашаюсь выступать и просвещать. В ЦДРИ 14 декабря будет проходить вечер, посвящённый 105-летию Льва Ошанина – руководителя нашего творческого  семинара в Литинституте, моего старшего товарища по дорогам, бесчисленным праздникам литературы. И снова я встану у микрофона без тени уныния и жалоб на аудиторию – ведь лучшие хранители песни пришли и находятся в зале. Так будет и 22-го, пусть в Малом зале – какая русскость без песни?

*  *  *
Двести песен – двести соловьёв
Ночью выплывают из туманов.
Этот ливень образов и слов
Подарил нам Алексей Фатьянов.

И когда мы думаем о нём,
Утренний иль лунный свет прольется,
Снова чудо-песни запоём,
Даже если вовсе не поётся….

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную