Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

3.12.2017 г.

ПО ЧЕРНОТРОПУ – К ПРОСВЕТАМ

Завершился ноябрь – месяц, обнажающий природу, помыслы и чувства. Его в народе зовут чернотропом за темные стежки на свежевыпавшем снегу, словно подчеркивая, что и прямые пути, и ложные петли - ясно видны. На фоне скупой графики ветвей и облезших стен сияют красные даты и предостерегают черные вехи календаря. Встретили демонстративно тихо и бездарно 100-летие Великой русской революции (сварганили два лживых телесериала про излюбленных соплеменников – Троцкого и Парвуса), прослушали парадно-школьный отчёт премьер-министра Медведева перед тележурналистами. Дальше что? Где просветы?

 

«ВЗЯЛ КРЕДИТ – И ЗАБЫЛ…»

Каждая встреча премьер-министра Медведева с общественностью или с журналистами дарит какой-нибудь перл. На этот раз я внёс в анналы его беззаботную фразу. Премьер заявил, что «ни в каких развитых странах не существует таких договоров долевого строительства» и легковесно добавил: «Надо долевое строительство заменить ипотекой: взял кредит, купил квартиру. И забыл про это!».  Как можно про грабительский кредит забыть? Объясните, Дмитрий Анатольевич?

Десятая ежегодная встреча журналистов с премьер-министром правительства РФ продолжалась немногим более 1 часа 40 минут. Ничего важного, нового, да просто интересного – сказано почти не было.  Представитель его любимого телеканала  «Дождь» (каждый раз приглашают оппозиционный рупор)— Михаил Фишман спросил, конечно, о Кирилле Серебрянникове и других подследственных, о «преследовании» творцов (и бухгалтеров – тоже?), но никто не задал вопрос о мальчике Коле из Уренгоя, вообще - о воспитании молодёжи. А ведь ещё в начале прошлого года Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал постановление об утверждении государственной программы «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2016-2020 годы». Госпрограмма включает в себя 5 разделов, соответствующих основным направлениям работы по патриотическому воспитанию: научно-исследовательское, методическое, информационное, совершенствование форм работы по патриотическому воспитанию, развитие волонтерского движения. Выделили 1,5 млрд рублей (немного, конечно, шестая часть того, что найдена в квартире полковника Захарченко),но неизвестно, куда идут эти деньги? Прошло почти два года, информационное пространство взорвало выступление в Бундестаге гимназиста из Нового Уренгоя (кстати, выступление гимназистки Иры было ещё глупее и ужаснее: она сочувствовала фашистскому асу, который в плену выпил чего-то не того и не согрелся, а – умер), и кто подводит промежуточные итоги? И что сказал Медведев тележурналистам?

О проблемах в столь сложной обстановке, в юбилейном интервью было сказано ничтожно мало и обтекаемо: «с одной стороны, с другой стороны». Самый адекватный  отчёт дал сайт «Газета. ру: «Великолепный свежий цвет лица, идеальная стрижка, темно-синий костюм по фигуре и галстук оттенка ультрамарин демонстрировали, что Дмитрий Медведев хорошо подготовился к встрече с журналистами ведущих телеканалов страны. Дмитрий Медведев регулярно показывает чувство стиля, ставящее его в один модный ряд с другими мировыми лидерами — Джастином Трюдо или Эммануэлем Макроном».  Мне хочется, чтобы Медведев вслед за Макроном мог доложить, что высшее образование в стране (70 университетов!) - является бесплатным, что преподаватель с 5 годами стажа с учебной нагрузкой  192 учебных часа в год получает около 3 000 евро (есть расчётный лист коллеги!).  А, к примеру,  моя нагрузка – весьма заслуженного наставника с 12 годами стажа на этот учебный год в МГИК составляет 886,5 часов – в четыре раза больше,  но получаю примерно в шесть раз меньше. Почему? Премьер–министр, сам в прошлом преподаватель,  никогда не объяснит… Вернее, позорно попытался на Клязьме: «Кому из преподавателей мало – идите в бизнес». Смешно звучит из его уст: он сам-то никакого дела не создавал, ничем конкретным не руководил, не считая чиновничьих постов и числясь даже президентом… А то, что он в президенты «в этом политическом сезоне» не собирается, мы и до всякого интервью догадывались. Ну и последний афоризм его: «Взял кредит, купил – забыл» - тоже не просвет в ноябрьском мраке.

 

 
19-я НОН-ФИКШН И ТРЕНДЫ

В этой главке с нерусским  названием попытаюсь кратко сказать о выставке интеллектуальной литературы, как её называют, организаторы и эксперты. Хотя издатели придерживаются классификации, принятой во всем мире: под нон-фикшн подразумевают всю нехудожественную литературу, кроме учебной. Ее доля, по данным ритейла, занимает в среднем 22–25 процентов в рублях и плюс-минус то же самое в натуральных единицах. Общий объем рынка литературы нон-фикшн сегодня оценивается в 5,2 миллиарда рублей. Деньги немалые, поэтому за читателя-покупателя и тут идёт борьба. Преуспевают на этом рынке не просто те, кто в теме и в тренде, а те, кто в СМИ, при власти и уже при деньгах. Яркий пример: самая толстая  и яркая, самая раскрученная и пышно презентованная книга к 100-летию революции – «Империя должна умереть» принадлежит перу недавнего  главного редактора телеканала «Дождь» Михаила Зыгаря - создателя просветительского проекта «1917. Свободная история». Представляете его медиарессурс и связи  с той же Роспечатью, с премиальной тусовкой? Михаил Визель - шеф-редактор портала ГодЛитературы.РФ  предлагает свой список возможных покупок на зимней книжной ярмарке. Там – первый в списке полухудожественной литературы Виктор Пелевин с его уродством - «iPhuck 10», а в разделе нон-фикшн после книг бывшего шеф-редактора русского «Плейбоя» Льва Данилкина о Ленине – тот же Зыгарь. Ну и конечно, на первых позициях и лучших местах на стенде - Петр Авен. «Время Березовского». Пришёл с выставки, включил «Постскриптум» Алексея Пушкова – тоже об этом увесистом томе говорят с предостережением, похожим на  восторг: какие персоны вспоминают, порицают и восхищаются: от Чубайса до генерала Михайлова. Пушков твердит: время Березовского прошло! Но сам сюжет заставляет сомневаться: прошло ли?

А вот репортаж радио «Спутник», которое якобы прессуют в США за смелую пропутинскую державную позицию, за патриотизм, громко говоря. Ну, послушайте этот либерально-прозападный набор: «Интересных встреч и дискуссий на 19-й non/fiction вообще будет много. В день открытия, например, можно будет попасть на встречу с культовым американским режиссером-документалистом Оливером Стоуном, который представит свою книгу "Интервью с Владимиром Путиным".  Книгу Петра Авена "Время Березовского" о человеке, который стал для многих важнейшей фигурой  90-х годов и  воплотил в себе ключевые черты времени, представят Владимир Познер и Андрей Лошак. Среди тех, кто еще лично расскажет о новых книгах на ярмарке, писатель Михаил Гиголашвили, рок-музыкант и поэт Диана Арбенина, известный ученый и полярная путешественница Моника Кристенсен, писатель Владимир Войнович, поэт и писатель Дмитрий Быков, прозаик Марина Степнова и журналисты Михаил Зыгарь, Леонид Парфенов, Тим Скоренко и многие другие». Ну, понятны навязываемые тренды, навязшие в зубах имена? Замшелая система, беспросветное болото либерализма - и по «русскому Спутнику» тоже.

Моя студентка-первокурсница МГИК Анастасия Перепелкова подcчитала, что всего на ярмарке запланировано сверх 300 мероприятий, больше всего – 90 в субботу 2 декабря. Ну, я и дал задание составить личный план: что хотят посетить-услышать будущие русские литераторы? Она обобщила: «Стоит отметить, что на официальном сайте ярмарки любой желающий может составить своё расписание интересных мероприятий на определенный день. Так что же интересно литераторам-первокурсникам? Проведу сравнительный анализ программ. Две трети моих однокурсников (и, что уж скрывать, я тоже) посчитали интересным мастер-класс «Система увеличения продаж для автора - стратегия орхидеи» от «Первой образцовой типографии» и сервиса электронного самиздата Prime Publish. Сейчас, в эпоху Интернета, молодые писатели не отрицают возможностей развития и продвижения через онлайн-марафоны творчества. Организатором одного из таких марафонов под названием «Таланта недостаточно» является ведущий данного мастер-класса - редактор сетевого издания «Литорг». Значит, юных, амбициозных творцов уже волнуют вопросы популярности и успеха… Как можно понять из названий мастер-классов, большинство из них посвящены будущему, куда и обращены взгляды юных литераторов». Вот такой прагматический взгляд первокурсников: что ждёт на рынке и как продвигать ещё ненаписанные книги?

Третьекурсница Маргарита Кротова описала предпочтения  боле зрелых студентов так: «Я сопоставила программы четвертого дня ярмарки, которые составил каждый студент моей группы. Казалось бы, и мастер у нас один, и учимся одному и тому же, но программы вышли кардинально отличающимися. Единственный общий пункт, который выбрали единогласно - «Редкие жанры. Традиции и новаторство». На этом интересы всех студентов моей группы перестали совпадать. Следующие по популярности мероприятия - 7 мастер-классов Владимира Спиридонова: «Невидимая горилла, или что нам предстоит узнать о своей собственной психике»… Меня же, как человека, которому ближе музыка и кино, нежели литература, в первую очередь интересуют книги, связанные с этими сферами. Презентация книги Александра Кушнира «Кормильцев. Космос как воспоминание» и трехтомника Ильи Кормильцева «Поэзия», «Проза», «Non-fiction» - явный фаворит моей программы. Илья Кормильцев, на стихах которого я выросла - нечто вроде ориентира для меня как личности». Вот так! А ведь на песнях Кормильцева вырастало и нынешнее поколение пятидесятилетних: «Ален Делон не пьёт одеколон»… Ну, ладно, программы составили, а как воплотили?

Честно не могу понять: почему студенты – хоть на бюджете, хоть на родительские деньги – не хотят по-настоящему учиться, расти как творческие личности? Говорят, что во всем мире такие студенты. Нет! То ли я встречаюсь иногда с настоящими студентами венгерских университетов и германского - в Бохуме, то ли сравниваю со своими студенческими годами… Ну, просто не представляю: руководитель семинара, профессор позвал бы на книжную выставку, достал пригласительные, аккредитовал, чтоб бесплатно и – меньше половины пришло, хотя у первокурсников – это вообще по расписанию! «Ой, я слышала, что 19-я Нон-фикшн – последняя. Как жалко!», - сказала Рита Полуянова, внучка известного вологодского прозаика Ивана Полуянова - и, имея аккредитацию, совсем не пришла. А ведь знакомились в программой на семинаре, выбирали творческие встречи и круглые столы…Первый пришёл я, потом Яна Сафронова, не только самая литературно одарённая, но и лучшая староста – ответственная, думающая о других. А худшая – второкурсница, которая и сама не пишет, и мне не помогает. Всё взаимосвязано в нашей литературной работе и судьбе! Ну, и ушёл я последний: на круглый стол по переводам Венгерского культурного центра никто не остался, даже из будущих переводчиков. Уходил - длиннющая очередь в кассу. Увидел в конце молодую женщину с палочкой - наградил их с подругой оставшимися пригласительными - не поверили удаче, думали: продать хочу, но дошло – обрадовались, похромали к служебному... Ох, люди, ох, студенты... Чего ждать?

Но хочу вернуться к переводам русской литературы на русский язык. В заседании круглого стола приняли заведующий кафедрой русской филологии Дебреценского университета,  директор Института славистики Йожеф Горетить -  лучший специалист по нашей литературе, замечательный переводчик. Миклош Надь - переводчик с русского, английского и испанского языков, выпускник МГИМО. Круг его интересов – от Сорокина до Акунина. Как главный редактор издательства он утверждал, что за последние четверть века переведено около 60 авторов (шли картинки обложек на экране – Евгений Попов на этикетке водки, Виктор Ерофеев над кустодиевской красавицей), но из них живут, мол,  в книжном поле несколько человек: Улицкая, Глуховский, Лукьяненко. Дальше можно не слушать – раскручиваемый перечень рыночных и премиально-тусовочных фамилий…  Единственно,  что порадовало, так это его признание: «Трудно угадать степень коммерческого успеха, но есть явные провалы:  Михаил Шишкин, например – его книгу не покупали совсем». Значит, есть просветы справедливости, сколько ни ездят в Швейцарию в гости к жене Шишкина литературные чиновники, сколько ни вручают премий её мужу…

Но это всё игрища организаторов, консультантов, царящих в издательском мире – например, Ирина Прохорова с помпой и флагами отмечала 25-летие НЛО (Новое литературное обозрение), засыпала прилавки скучными книгами  – очень много авторов из так называемого русского зарубежья. Из них - самый публикующийся автор – Дина Рубина (тоже переведена на венгерский, конечно). Она русская? Она из зарубежья? – ведь из московских тусовок, фестивалей, издательств, ЦДЛ – не вылезает. Ну, ладно, это общий тренд, но ведь и мы что-то делаем на поле русской словесности. Каковы просветы в тучах?

 

В СВОЕЙ СТРАНЕ Я СЛОВНО ИНОСТРАНЕЦ...

Часто вспоминаю эту гениальную строчку Есенина. Кафедра литературы Московского государственного института культуры, которую возглавил писатель Андрей Воронцов, решила почему-то провести конференцию "Литература русского зарубежья". Увидел среди выступающих Юрия Юрченко (поэта и драматурга из Франции, который и на Донбассе в плену побывал), вспомнил, как он опоздал на поезд в Питер, где я вёл скромный и бесплатный для выступающих поэтов вечер Алексея Фатьянова в библиотеке им. Лермонтова. Юра всё-таки догнал нас - фатьяновцев, успел выступить...  А напротив - на Доме офицеров (!) на Литейном проспекте висела яркая афиша: выступает Игорь Губерман с гариками, билеты продаются, афиша гласила: «Не раз гонимый за своё смелое творчество в советское время, Игорь Губерман эмигрировал в 1987 году в Израиль. Не растеряв природного человеколюбия и беззаботной весёлости, поэт регулярно возвращается в родные края, чтобы пообщаться в рамках творческих вечеров со своими соотечественниками». Ну, раз регулярно и за хорошие деньги, то поэт ли он «русского зарубежья»? Может, я по сравнению с ним - иностранец в своей стране, где "денег нет, но вы держитесь"?

Много вопросов - что сегодня эта зарубежная литература? Былая слава? По моим, наблюдением - просто ностальгия, в поэзии - почти сплошь графомания. Что и подтвердил косвенно Михаил Попов, который рассказал про литературный фестиваль «Пушкин в Британии». Его придумал не вписавшийся в лондонскую действительность сокурсник по Литинституту Олег Борушко. Он продолжал писать стихи:

Мне снился сон: я не люблю тебя.
Я силился и не умел проснуться.
Так рубят лес в начале сентября:
ни покраснеть, ни увернуться.


В каком смысле – покраснеть? –  под взглядом Гринпис или жены… Однажды, лёжа на диване, Борушко придумал фестиваль: пусть Пушкин не был в Британии, но ведь упоминал её, Лондон. И посыпались стихи, и слетелись авторы, и закрутилась литмашина. И придумали премию, и создали жюри, куда, как говорит Попов, «я-то попал по знакомству, но откликнулись такие медийные персоны как Игорь Губерман, Авдотья Смирнова…». Ну да, и тут – те же. А кто авторы? – некоторые только и начали писать «под Есенина или Бродского», лишь очутившись в эмиграции. Знакомая картина: в Германии, в Венгрии, в Париже постоянно встречался с русскоязычными поэтами и бардами. Увы, это даже не побег хилый, но с признаками жизни, а изначально мёртвая ветка. Чего мы её лелеем и тащим кругом? Понятно: первая волна – трагедия, значительные имена (хотя всё достойное давно вернулось), ясно, что Вторая мировая раскидала некоторых литераторов (никто по большому счёту не потрясает), но чего теперь в третью волну включать не только высланных недовольных, но и пресыщенных эмигрантов, того же отсидевшего Губермана, уехавшую по зову крови Рубину, купающуюся в родной среде, но зарабатывающую в России? Что они нам расскажут (страны проживания – не рисуют правдиво, не бичуют – только советское прошлое)? Что поведают о нынешних болях России, на которую им наплевать?

Собрался выступить, поговорить как раз о злободневном. Но не успел, да и студенты стали расходиться после того, как преподавательница кафедры Ярослава Дзыга пробубнила, не отрываясь от текста, занудную статью про пословицы и поговорки у Ивана Шмелёва. Господи, сделать эдакое из живого, страдавшего замоскворецкого земляка - просто позавчерашний день! Ведь никто бы такое выступление, включая редактора Воронцова, в виде скучнейшей  статьи не опубликовал бы, а насильно втюхивать аудитории, да ещё без микрофона – можно? За что же мы так наказываем студентов? Они ведь и так мало читают, но от  литературы и вовсе будут шарахаться с подобными мероприятиями кафедры...

Поделился впечатлениями по горячим следам в ФБ. Вот  характерный отзыв на мои рассуждения неведомой преподавательницы Ялтанской: «С интересом читаю Ваши зарисовки, со многим согласна. Хотела бы к Вашей сегодняшней добавить имя Анатолия Шепиевкера. Знакомо ли Вам оно? Книгу рассказов "За что мы платим", опубликованную в 1994 году издательством "Рассвет" в калифорнийском Окленде, читаю вместе с моей студенткой-американкой, изучающей русский язык, как удивительно точное свидетельство времени и атмосферы советской эпохи…». Господи, как надоело! Написал резко:  «Сам отзыв свидетельствует о том, что царит, навязывается нам западный стереотип - разрекламировать, протолкнуть хоть в интернет своего. Зачем мне и молодым студентам книга отвалившего А.Шепиевкера? У нас есть великая русская литература, в том числе - и советская, где я найду такие образцы, что дальше Москвы и Вологды, например - заглядывать не надо». Хотел Ялтанскую удалить, но оставил как образец: вот о чём на конференциях со студентами надо говорить: показывать, как надо действовать, навязывать, а не про поговорки у Шмелёва бубнить!

Попросил посетителей сухо об элементарном: придерживаться темы поста и не навязывать книги МОИМ друзьям и читателям. Получил оскорбления и упрёки в "кондовом патриотизме". А просто патриотизм и любовь к русской литературе со знанием её - не рассматривается? Настойчивость Ялтанской мне вообще не понятна. Каким образом и зачем я буду читать по её рекомендации книгу какого-то Шепиевкера? Знает ли она, сколько книг издано в мире? Результатом калькуляций Гугла стало число 129 864 880, то есть в мире существует порядка 130 миллионов книг. А сколько книг прочитывает за свою жизнь среднестатистический человек? Читая в неделю в среднем по одной книге, в год он способен прочитать 52 книги, а за 50 лет – всего 2600 книг. У меня в библиотеке – наверное, гораздо больше. Конечно, есть такие феноменальные читатели как Ленин или Горький, который поражался всё-таки, как быстро читал Владимир Ильич и насколько твёрдо запоминал прочитанное, но, даже прочитывая по книге каждый день, человек за свою сознательную жизнь осилит 15 - 16 тысяч книг - каплю в море! А тут мне предлагают какие-то мельчайшие брызги  люди, которых я вообще не знаю. А уже выслушал:  "Эх вы!", «Кондовый патриот». "Мудруйте". Бред какой-то... Но и он доказывает, как целенаправленно строится идейная работа – от ярмарки Нон-фикшн до Фейсбука, а мы – не только проигрываем, но и подыгрываем, усугубляем. Вот главный вывод мрачного месяца-черноторопа. Но и просветы есть – тот же фестиваль «Русский смех» в Кстове прошёл в ноябре, да и глаза наиболее одарённых и хотящих учиться студентов одаривают светлой надеждой.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную