8.12.2017 г. СЛАБАКАМ - НЕ ПО ПЛЕЧУ! Слава Богу, успехи в салонах и в кружках я не ставил выше того, что считал истинным благом своего отечества. Честный философ Чаадаев - знаток Европы и западной мысли, бравший в 1814 году Париж, часто задумывался о загадке русской мысли и духовности: «Сколько великих и прекрасных мыслей, откуда-то явившихся, охватили бесчисленные массы и поколения…». И он, и даже мы, сегодняшние, прекрасно понимаем, что в это «откуда-то» входит прежде всего поэзия! Но тот же Чаадаев повторял глубокую мысль: «Слово звучит лишь в отзывчивой среде». Это в полной мере относится к поэзии гражданственной, ибо она призвана задевать самые возвышенные и бескорыстные струны в душе читающего и слышащего. Но какова среда нынешнего общества чистогана и потребления, что слышит человек не с высоких трибун, а в эфире и в обыденной жизни?
Николай Гоголь высказывал горячую надежду, что песня «вызовет нам нашу Россию, – нашу русскую Россию, не ту, которую показывают нам грубо какие-нибудь квасные патриоты, и не ту, которую вызывают к нам из-за моря очужеземившиеся русские, но ту, которую извлечёт она из нас же….». Но есть ведь совсем другие песни – якобы гражданские, но не квасные даже, а бормотушные! Из героического Волгограда попали в интернет, а потом и в СМИ патриотические припевки, которые можно назвать кувычкиными страданиями. Набирает обороты скандал вокруг дебюта на поприще эстрадной певицы депутата Государственной думы от многострадальной земли, члена фракции «Единая Россия» 38-летней Анны Кувычко. Вместе с учениками кадетских классов волгоградской школы №44 она записала музыкальный ролик «Дядя Вова, мы с тобой!». Боевой депутат Кувычко - всегда при партии власти, хотя конкретных руководителей меняла: начинала свою политическую деятельность она в команде единоросса Евгения Ищенко, мэра Волгограда. Но потом, когда из-за раскола среди волгоградских единороссов Ищенко упрятали в тюрьму, оказалась на стороне «победителей». И сложила песню верности: Не достанется гряда самураям никогда Грудью встанем за столицу янтаря! Севастополь наш и Крым, для потомков сохраним! В гавань Родины Аляску возвратим! Последние строчки напрягли многих (тут бы МИДу и правоохранительным органам вмешаться – это ж политическая провокация и разжигание политического экстремизма). В США могут, кстати, подать в суд. Не все ж так добродушно откликнутся, как один юзер в сети: «Аляску мы вам не отдадим, а вот Калифорнию забирайте – только не просите взять её обратно». Ведь дурость же прямая – сегодня, когда главное обвинение России - «аннексия Крыма», нести детскими устами такую чушь! Ну и дурацких клятв не надо детишкам в кадетской форме навязывать, нависая над ними могучей грудью. ПРИПЕВ: На земле сей (Бр-р – А.Б.) был бы мир, но если главный командир Позовет в последний бой, дядя Вова, мы с тобой! Видно, не утруждавшему себя графоману Антонову не даёт покоя замечательная гражданская песня Михаила Ножкина «Последний бой, он трудный самый» - вот где слова: и мужественные, и задушевные! Недаром певец природы и человечности Михаил Пришвин убежденно писал: «Наука кормит людей, поэзия – сватает». А вот подобное политиканство да ещё в детских устах – разделяет, разводит во всех смыслах этого слова. Кстати, один комментатор задал хороший вопрос: почему Ленин в 53 – дедушка, а Путин в 63 – дядя Вова? Помню, прозаик Сергей Михеенков написал в своей страничке Фейсбука: «Вот стихотворение, создав которое, можно и умереть. Ибо для литературы достаточно. Автор его поэт Михаил Анищенко (Шелехметский) (1950-2012): День Победы. Смертная тоска. Как вагон, Россию отцепили… Подменили даты и войска, И героев павших подменили. Мир спасён. Америке – виват! Для России – водка и корыто. Что ты плачешь, маленький солдат, За проклятым Одером зарытый? На этот плач, расслышанный поэтом, Россия откликнулась Бессмертным полком. Его тоже стремятся и оболгать, и забюрократизировать, и приспособить для погибших «детей Арбата», но героев павших подменить – не удалось, слышишь, Михаил? А вообще-то краеугольным камнем для укрепления гражданственности поэзии остаются слова Виссариона Белинского, которого я, открыв в дерзкой молодости Аполлона Григорьева и других столпов русской мысли, помню, тоже сбрасывал с корабля современности: «Сила гениального таланта основана на живом, неразрывном единстве человека с поэтом. Тут замечательность таланта происходит от замечательности человека как личности, как натуры; тогда как обыкновенный талант отнюдь не условливает собою необыкновенного человека… Самобытность поэтических произведений есть отражение самобытности создавшей их личности». Неистовый Виссарион пишет о силе гениального таланта, но хоть частицей этой силы обладает, уверен, всякий самобытный талант. Это завещано нам классиками и порой настоящие стихи обретают высоту, опираясь даже на отзвук и отсвет великого. Для меня равноценны и равно гражданственны и стихи эмигранта Георгия Иванова: Туман… Тамань… Пустыня внемлет Богу. — Как далеко до завтрашнего дня!.. И Лермонтов один выходит на дорогу, Серебряными шпорами звеня. И строки нашего современника Анатолия Аврутина, живущего во всё более нерусской среде братской Белоруссии: Ни ветерка… Молчит кукушка… Простор безмолвствует, крича: «Отчизна – это Русь и Пушкин… Да белый ангел у плеча». И чудится, что ангел белый Перо над крышей обронил. Пушинки кружатся несмело… Пу-шин-ки… Пушкин подарил… У нас, у тех, кто постарше, есть и свои подарки - классики-современники. О них с болью, справедливо, хотя и с понятным креном, Олеся Николаева написала в эссе «Холодная зима»: «Кое о чем я вспоминаю с ностальгической тоской. Например, о том, что принято называть «литературным бытом»: весь этот котел писательских взаимоотношений, дружб, битв, дуэлей, амбициозных столкновений. Встречи, выступления, вечера поэзии, обсуждения, застолья, чтения стихов «по кругу», кухни, мастерские художников, подвалы истопников, «ты гений, брат!», «твои стихи – говно!», цедеэльские посиделки, писательские поездки по всему пространству одной шестой суши… Молодому поэту можно было подойти к мэтру после его творческого вечера и запросто протянуть ему рукопись со стихами или напроситься в гости, чтобы там почитать своё и узнать мнение эксперта… И так подходили, и просили, и знакомились, и бывали в гостях, и получали напутствие, а то и «врезку» для публикации в солидном журнале, а то и рекомендацию в Союз писателей, а то и просто крепкую дружбу. Можно было обратиться к Давиду Самойлову, а можно – к Арсению Тарковскому; можно – к Юрию Левитанскому, а можно – к Александру Межирову; можно – к Александру Кушнеру, а можно – к Инне Лиснянской; можно – к Евтушенко, а можно – к Вознесенскому (можно и дальше «умножать сущности», но зачем?)». покупаешь на сороковник. Супруг комментирует философски: «Всё течёт, деньги жидкость». Думаешь, будет дождь, уже осень. Теплынь на улице, солнце шпарит, в меду листья. (Марина Тёмкина) Это не просто наводит скуку и отвращает от строчек в столбик, но и вызывает вопрос: что сегодня можно купить на двадцатник и даже – на сороковник? Ну, выковыряла откуда-то нафталинные строки с фразеологизмом из Маяковского «солнце шпарит» - так хоть реальными детальками дополни! Юрий Кублановский – любимый автор нынешней ЛГ даёт менторское, «столичное» интервью: – Патриотическая поэзия – какой она должна быть? – Я не думаю, что поэзию надо классифицировать и делить на патриотическую, религиозную или любовную. Нет таких разделений. Поэзия должна быть органичной, и органично в неё входят самые разные элементы… Тот, кто в каждом стихотворении пишет про берёзки и про любовь к родине, как правило, пишет в целом глубоко провинциальную лирику, которая не переживёт наше время (?! - А.Б.). Настоящие шедевры тут создаются нечасто: например, отдельные («отдельные», а у Кублановского, выходит, все?- А.Б.) стихи Есенина, Рубцова. Они прекрасны, и прекрасны не столько потому, что они патриотичны, но потому, что они высоко талантливы. – Где тут погост? Вы не видели? Сам я найти не могу. Тихо ответили жители: – Это на том берегу. Строфа Николая Рубцова – на века. Казалось бы, ну что тут патриотичного? А ведь здесь вся наша родина». Кстати, Рубцов очень много писал и про берёзы, если Кублановский не читал… Но одну фразу произнёс знаменательную: «Мы все думали, что коммунистическая цензура вредит литературе, а нашёлся зверь пострашнее…» Не расшифровал, но и так ясно. Конечно, нужна цензура, потому что можно обгадить не только берёзки, но и яблони. Любимец тусовки некто Радионов написал стихи про московские яблони: стоят они, красавицы писаные в мае они как белые подопытные мыши под яблонями севера города много писают зато никто про них ничего не напишет Он просто написал, а кто-то «под яблони» - на его книги! – во время презентации с пьянкой и впрямь насс… написал. Александр Чистяков, директор фестиваля «Мцыри», председатель Русского литературного общества, который широко печатается, написал скучную портянку «Чиновник и поэт», где сетует в той же «Литературке»: Мы зачем-то совсем разучились писать между строк. Вроде время пришло, чтобы снова припрятать мыслишки И, как прежде, копить дневниковые записи впрок, А для хлеба насущного делать попсовые книжки. Да пиши ты хоть между строк, хоть в лоб, но – с душой, с болью за Родину. Вологодский гражданственный лирик Виктор Коротаев посвятил мне стихи: Ну что же ты молчишь, Мой самый чуткий друг? Меня пугает тишь И ранит Каждый звук. Всё это не теперь, Конечно, началось… Прикрой-ка лучше дверь, И так слыхать Насквозь… И вот теперь лежу, Судьбой почти отпет. О чём-нибудь тужу? Да нет, мой милый, Нет. А плачу потому, Что на исходе дней Кто жил Ещё больней. Он подтвердил в горьком послании незадолго до смерти истину, которую высказал Александр Блок: «Искусство, как и жизнь, слабым не по плечу!». Гражданская поэзия – тем более слабакам не по плечу! ПОСЛЕСЛОВИЕ В ФОРМЕ ПАРОДИИ вся молодёжная поэзия унылое говно говорят пожилые поэты которые читают в камерных аудиториях и литературных клубах у них есть своя публика которая не платит деньги за вход… они конечно слышали про верочку полозкову и диму воденникова у них есть правильные убеждения и академический склад ума у них есть снобизм и амикошонство у них есть все кроме самого главного но они об этом никогда не узнают Андрей Коровин КОРОТКО - КОРОВИНУ | |||
![]() | |||
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||
| |||