Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

19.12.2017 г.

ОТРАВА ДУШИ
К итогам Года экологии

Общенародный фронт собрал большой форум по экологии. Готовясь к нему, по ТВ иногда говорили о расползающихся свалках, о ржавой воде и отравленной почве. При этом словно забывали, что охрана окружающей среды – куда более широкое понятие. Да, вредно дышать отравленным воздухом, но когда человек живёт в ядовитой атмосфере безнравственности, хамства и вседозволенности - это ещё вредоносней. И время задуматься об экологии души.

БАБАЙ И БАЗАР

Конечно, на ток-шоу и показательных митингах редко говорят о культуре или тонких нравственных материях. Поэтому я уже особо и не жду услышать о самом важном для меня из уст президента Путина на разрастающихся и всё более бестолковых пресс-конференциях.  Ну, аккредитовались 1639 журналистов (пресс-секретарь Песков, который сработал бездарно, готовя это сборище, назвал цифру 1640, но один-то был не журналист, и он-то задал самый жгучий вопрос!), но ведь собравшиеся показали всю степень деградации бойцов информационного фронта.  При взгляде на экран телевизора с общей картинкой зала Торгового центра, набитого журналистами, казалось, что ты находишься на митинге: столько плакатов, призывов и баннеров колыхалось. Потом стало добавляться и шумовое оформление с выкриками и требованиями дать слово. Зачастую – пустопорожнее слово! Это уже напоминало не содержательный обмен мнениями, а митинг сторонников Навального. Объяснение простое: собрались не только респектабельные журналисты, которым обязательно дадут слово, как вальяжному Сергею Брилёву, который принялся неспешно рисовать геополитическую картину мира и клеймить военное коварство США, но больше-то всего - гражданских активистов и ходоков от регионов. С их рвением президентская пресс-конференция окончательно превратилась в смотр честолюбий, вече  с челобитными, а ещё -  в типичное шоу, целью которого было даже не вывести ВВП на какие-то сенсационные откровения, а просто задать Путину абсолютно любой вопрос, засветиться, как на программе Малахова «Пусть говорят», обойдя сотни своих соперников, тянущих руки и плакаты вверх

Отсюда изобилие карнавальных одеяний и фриковых посылов в ходе самого диалога с Путиным. Чего стоит такое заявление: «Владимир Владимирович, три года тому назад у нас с вами родился ребенок – талантливый и одаренный!»  (Речь шла всего лишь про трехлетний юбилей центра для одаренных детей). Иногда журналисты в зале настолько нагнетали обстановку, что становилось страшно: удержит ли охрана массу поклонников, если вся масса ринется на трибуну? И не снесет ли она с помоста  самого Владимира Владимировича? Похоже, к концу он сам почувствовал, что  этот накал переходит в восточный базар  и принялся призывать ходоков и поклонников к порядку: «Ответить можно!?»,  «Дайте мне сказать и закончить!». Время уходило, а представитель Казахстана с частной телестудией спросил, картавя, вообще незнамо о чём. Митингующие закипали, Песков еле остановил бунт, сославшись на встречу с героями…

В начале произошла смешная и символическая сценка - Путин проявил внимательность: «Я видел, девушка плакат поднимала, на котором написано “Путин, бай-бай”. Татарская журналистка смутилась: «Путин бабай». “Бабай» по-татарски дедушка. Так вас называют дети у нас в республике». Ну, наконец-то дедушкой назвали, а не дядей Вовой, как в куплетах депутата Госдумы Анны Кувычко! Эта запутанная сцена – весьма символична. Она передаёт и атмосферу восточного базара, и сам стиль шоу-общения, и всю запутанность текущего российского политического момента, несмотря на твёрдые ответы и даже на просветительские мини-лекции Путина, который, правда, перепутал дату воссоединения Украины с Россией – 1645 вместо 1654-го. Бывает…

Глава государства, по идее, должен был  ответить на самые злободневные вопросы, дать чёткую оценку работе правительства и губернаторов, а также ответить на главные вызовы и наметить важнейшие направления работы  во внутренней и внешней политике хотя бы на период предполагаемого президентства. Накануне пресс-конференции  я спросил у своих студентов-второкурсников кафедры журналистики МосГУ, какие вопросы задали бы они, выпади такая возможность – общезначимые и более личные.  Меня удивило, что из многих, написавших ответы - только по одному человеку спросили бы про отношения России и США, Украины и США, Кореи и США, а львиное большинство вопросов касалось исключительно внутренней политики: вопиющее социальное неравенство и растущее несправедливое распределение доходов (Юлия Жданова: «Происходит всё большее расслоение общества на бедных и богатых. Как Вы оцениваете опасность общественного взрыва, есть ли у Вас объективные оценки положения страны?»). Что ждёт нашу культуру и российское образование («Когда отменят ЕГЭ и ГИА?»). Когда от слов и пустых программ по воспитанию патриотизма перейдут к конкретным делам (Игорь Чугунов: «Нам говорят о том, как прекрасна наша страна, но как мы сможем в этом убедиться – когда мы сможем путешествовать по России за меньшую цену?»). Когда будет принят закон о российской нации, о межнациональных отношениях (Ольга Семеникина: «Мы слышим постоянно: Россия – многонациональная страна. Но почему растёт национализм?»). Очень много молодых вопросов касалось будущего, национальной идеи (Никита Плугарь: «Какой Вы видите Россию через 30 лет?»). Ну, член редколлегии студенческой газеты хватил! Президент, как  и в прошлом году, обошелся без мировоззренческого вступления. Раньше он хоть сначала рассказывал об экономических показателях страны, а теперь сразу стал отвечать на вопросы. При этом Путин голословно заявил, что Россия должна быть устремлена в будущее, что политическая программа «наверное, готова», но сегодня, увы,  он раскрывать ее не стал и в будущее – не заглянул.

 
Многие персонажи и вопросы – откровенно расстроили своей пустотой, ангажированностью, необязательностью. Быстро выздоровевшая после нападения журналистка “Эха Москвы” Татьяна Фельгенгауэр спросила «о самом главном»: про неявку Сечина в суд по делу Улюкаева. Наверное, травмы бесследно не проходят, если она к тому же приплела нападение на Олега Кашина, который, наверное, сам забыл про давнее спровоцированное избиение, переехав с женой в Швейцарию и в Лондон. Путин ответил нехотя:   «Что касается Сечина и его явки в суд: если здесь есть какое-то нарушение закона, закон должен соответствующим образом отреагировать». Кто-то комментирует: «Сдаёт Сечина – так просто сигналы не посылают, мол, мог бы и прийти в суд…». Господи, столько проблем, а они всё не угомонятся, тратят время…

Было задано 65 вопросов, из них почти ни один не взволновал, не возбудил Путина-бабая, кроме вопроса про Саакашвили. Сколько времени было впустую затрачено! По-моему, пресс-секретарь Песков не провёл необходимую работу. Так, пространные речи произносили та же Собчак, неведомый журналист, спрашивающий о кредитах, банкротствах и региональных сговорах, а белиберду, произнесённую главным редактором «Советского спорта» Николаем Яременко с рассказом о сочинской Олимпиаде, кубке конфедерации прервал сам Путин: «Я понял вопрос». И правда: зачем ему слушать про Сочи? По-моему, он часто начинал откровенно скучать и принимался отвечать без энтузиазма. В отличие от председателя Совета директоров рыбных предприятий из Мурманска. Тот произнёс убийственную речь - очень искреннюю про “треску за 300 рублей, которая должна стоить 60” и вдруг признался: «Я не журналист! Я пришел сюда незаконно! Делайте со мной все, что хотите!» И надо же было случиться такому невезению: сразу после этого государственно  озабоченного грабительскими ценами хозяйственника на сцену выпустили Ксению Собчак с блёкло накрашенными губами. Она была в красном, но речь её была сера, как оттенок кожи. Да ещё Путин срезал свою протеже: «Вы здесь в качестве журналиста или тоже всех обманули?».  И это был провал. Он добил: «Что это за программа – против всех?». Аплодисменты зала. Они не раз и дальше звучали, но мне бы хотелось, чтобы прозвучали честные ответы на вопросы не митингующих зубров, а моих юных студентов.

У НЕЧИСТОЙ ЧЕРТЫ

Все либеральные СМИ (и даже некоторые так называемые прокремлёвские) ликуют:  конец культурного года ознаменовался торжеством толерантности и вседозволенности с радужным оттенком. Более того, те, кто попытался воспрепятствовать агрессивным ненавистникам России и профессиональным провокаторам, понесли демонстративную кару. Вы послушайте, как захлёбывается от восторга журналистка «Московского комсомольца»: «Случилось практически невероятное событие на маргинально-политическом поле нашей страны. Нет, Навального не зарегистрировали в качестве кандидата в президенты. Нет, Собчак не пожертвовала драгоценности в пользу политзаключенных. Нет, Жириновский не отдал голоса Явлинскому. Берите выше - активистов SERB арестовали на семь суток за срыв показа фильма о событиях на Донбассе «Полет пули» Беаты Бубенец, который должен был быть продемонстрирован в рамках фестиваля «Артдокфест». На скамье подсудимых Пресненского суда оказались лидер радикального движения SERB Игорь Бекетов и активист организации Юрий Горошко…  Отмечу, что фильм снят в ходе боевых действий, а убивают на войне всех с обеих сторон».

Но ведь это сознательная ложь: в фильме не жертвы братоубийственной войны с двух сторон, а психологическое давление на тех, кто поддерживает сопротивляющийся нацистской хунте Донбасс! Сама журналистка МК признаёт антигуманность и ангажированность фильма: «В кадре «айдаровцы» всячески унижают жителя юго-востока Украины, он говорит про двоих детей и свою нелегкую долю, они по-гопнически хохочут и глумятся над пленным. Насколько этично вести такую съемку со стороны режиссера и съемочной группы, вопрос другой, оставим его за кадром…». Вот как легко журналистская смена оставляет за кадром самое главное – ведь бесчеловечность демонстрирует сама циничная авторша фильма. Когда-то незаметную барышню, уроженку Нижнего Новгорода звали просто и без европейского шарма – Елена Степанова. Утверждают, что состояла она в движении "Наши", благодаря которому и перебралась в столицу, где какое-то время даже работала на Первом канале. А потом с пропутинским движением  и казенным патриотизмом у неё как-то не заладилось или поняла она вслед за комиссаршей Машей, перебравшейся в США, что есть поденежней предложения, и на свет появилась… Беата Бубенец – на польско-украинский манер. Сперва в боевом бубенецком арсенале сверкнул оружием обласканный "Артдокфестом" Виталия Манского "Чечен" - фильм про уроженца горной республики, воевавшего в Донбассе в составе укронацистского батальона "Айдар".  После чего вполне логично потянуло на подлый "Полет пули" - ленту, описывающую будни боевиков, по всей видимости, одного из взводов того самого "Айдара", самочинно занявших здание одной из школ на Луганщине.  Более того, она снимала и посылала в кадре возмущавшихся жителей куда подальше под охраной вооруженных до зубов головорезов. Вот и вся цена «творческой дерзости», а вернее, подлости: она даже открытым врагом не в силах стать – только жалящей исподволь гадиной. Её опекун Манский всё-таки добился показа и вручил приз Бубенец. С кем же сотрудничает и на кого работает куратор режиссерши, руководитель фестиваля, уроженец Львова Виталий Манский. Он в своей стремительной карьере снял подряд сначала фильм о Горбачеве, потом о Ельцине, затем две картины о Путине, а телевизионную ленту "Открытый Кремль" выпускал уже с плотно приклеенным ярлыком "кремлевского летописца". Теперь он открытый пособник Запада, подписант письма поддержки украинским деятелям культуры, активно действующий в России провокатор, который переехал жить в Ригу, тихую столицу крайне враждебной натовской страны. Вот бы снял либерал Манский фильм про то, как ее русские граждане и русские неграждане с упорством обреченных бьются за сохранение русского языка в системе образования... Нет, не дождётесь!

Впрочем, вопросы не к Манскому, а к власти. Кого она поддерживает и выращивает. В кинотеатр усовестить сытую публику, включая молодых поклонников Навального, пришел драматург, переводчик и поэт Юрий Юрченко, бывший с ополчением в Славянске и не понаслышке знающий, какие нравы царят в украинских нацбатальонах - ему довелось побывать в плену у коллег "айдаровцев" - боевиков добровольческого батальона "Донбасс", где его пытали, унижали, морили голодом и сломали ногу. Поседевший Юрий обратился к "нацпредателям" с серьезной, проникновенной речью, но его не слушали, обвинения и оскорбления сыпались как из рога изобилия. Полный зал поклонников фашиствующей Украины, да ещё в центре Москвы. Какой-то безумный, гротескный балаган!

Многие патриотично настроенные журналисты, поверившие декларациям Путина, как тот же потрясённый литератор Павел Раста на этом сайте, задаются вопросом, глядя на на творящуюся «защиту культуры»: «Когда людей, пришедших выполнить свой гражданский и патриотический долг - сорвать показ этой украинской мерзости - подвергли силовому прессу наши доблестные “те, кому положено”. По факту, вставшие на сторону врага. Этих людей сначала арестовали, потом вызвали в суд, и я не исключаю, что, в итоге, им могут дать пусть небольшой, но реальный срок. За что? За защиту Родины?». На это ему отвечает злорадно корреспондентка МК: «Что же получается? Неугомонные ребята с недержанием собственных радикальных порывов ходят на митинги оппозиции, нападают на несогласных с их псевдопатриотической риторикой и им за это ничего не бывает. А вот культуру, в отличие от жизни и здоровья граждан, наша правоохранительная система пока бережет, за нее можно и за решетку загреметь». Да, подобную тлетворную культуру - бережёт и превозносит!

В Большом театре под видом премьеры балета «Нуреев» прошёл  съезд бомонда если не под  предводительством, то под публичные восторженные комментарии  другого «кремлёвского летописца» - пресс-секретаря президента Дмитрия Пескова, который блистал вместе с гражданкой США Татьяной Навкой. Над созданием балета "Нуреев" работали композитор Илья Демуцкий (гражданин США нетрадиционной ориентации), хореограф Юрий Посохов (тоже американский гражданин), автор либретто и режиссёр – арестованный Кирилл Серебренников. Премьера должна была состояться на исторической сцене Большого театра 11 июля 2017 года, но руководство театра решило перенести ее «из-за неготовности спектакля», а, по-моему, ждала конца года, оживления политического сезона. Одним из главных сюжетов данного шедевра стали любовные отношения Рудольфа Нуреева и датского танцовщика Эрика Бруна. Парни в юбках и на каблуках, страстные дуэтные па двух мужчин, снимки голого Рудика на весь задник сцены – чистая гей-пропаганда. Но Песков  раздавал интервью: «Есть какие-то моменты спорные, но в целом, наверное, с точки зрения творческого поиска и такой творческой феерии, это событие, мировое событие».   Но Андрей Колесников (да не тот, который всюду ездит за Путиным и описывает его гениальные шаги, а тот, что в центре Карнеги) написал сокрушенно, что феерии мало, что визит политической элиты нельзя считать сигналом о лояльности к режиссёру спектакля – Кириллу Серебренникову: «Абсолютно никаких сигналов, это всего лишь светская жизнь. Есть четкая граница между светской жизнью, в том числе правящего класса, и тем, какие решения принимаются в сфере уголовной, в той сфере, за которую ответственна ФСБ, в той сфере, за которую волнуются национал-патриоты, находящиеся во власти Русской православной церкви. Мне представляется, что это совершенно не связано с тем, как идет следствие, и никак не повлияет на результаты следствия, к сожалению». При этом эксперт считает, что появление представителей элиты на балете свидетельствует о том, что российская интеллигенция в вопросах культуры придерживается точки зрения передового мирового сообщества, а не национал-патриотической».

Да, тут «элита» на передовых западнических позициях. Все с восторгом встречали карнавальную кандидатшу в президенты Ксению Собчак, которая явилась в какой-то серой робе, «словно тренируясь  перед домашним арестом», как написали злые дамские языки. А в это время другие дамы в фотоцентре братьев Люмьер снова решились на показ работ Джока Стёрджеса. В прошлом году, как писал я на этих страницах, выставку Стёрджеса «Без смущения» пришлось закрыть спустя две недели после вернисажа. Причина — возмущение зрителей и обращение депутата Мизулиной, которые увидели в фотографиях признаки детской порнографии. После чего последовала волна протестов, и «Офицеры России» в военной форме выстроились в шеренгу перед фотоцентром братьев Люмьер…  По словам пресс-службы фотоцентра, следствие по обвинению в демонстрации детской порнографии завершилось недавно. Ни 13 исков от граждан, ни позиция депутата Мизулиной и детского омбудсмена Кузнецовой, не смогли убедить Следственный комитет в незаконности выставки. Все либеральные СМИ радовались с куратором выставки Натальей Григорьевой-Литвинской, которая принципиально добилась повторить скандальную выставку: «Закрытие выставки в сентябре 2016 года было спровоцировано ненавистью и агрессией обманутых людей, которых вводили в это состояние. Возобновление выставки в Центре фотографии — это необходимая реальность для нашего общества, которое не готово сталкиваться лбами и ненавидеть друг друга по инициативе отдельных лиц, имеющих возможность манипулировать СМИ».

Такая горькая реальность. Но необходимая ли? И не напоминает ли это положение, которое сложилось век назад и завершилось революцией, ненавидимой теми СМИ, что восторгаются «Нуреевым» и Стёрджесом. Тогда между народом России и реальными властителями, прежде всего безвольным царём - стоял двор, который ещё Тютчев обвинил в нерусском взгляде на всё происходящее, и, конечно, элита – от военной и творческой до торговой и духовной, которая Николая первая и предала. Мне кажется, Владимиру Путину, идущему на очередной президентский срок, надо прочитать роман Валентина Пикуля, который сначала печатался под заголовком ленинской статьи - «У последней черты», а теперь называется первозданно и точно – «Нечистая сила». А может, названия сольются и обрисуют завершение года словосочетанием  «У нечистой черты»… Не переступить бы в наступающем Году волонтёров и добровольцев.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную