Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

23.12.2017 г.

ЛЕВ ТОЛСТОЙ – ТОЖЕ СОСТОЯЛ!

К обсуждению Совета по культуре при президенте России

Остроумцы на ТВ считают себя вправе судить о чём угодно – от судьбы Иерусалима до глубоких культурологических проблем. Тот же Владимир Соловьёв, как хозяин ежедневного (кроме святой субботы) телесалона на России-1 позвал гостей сразу после заседания Совета по культуре в Кремле и принялся издеваться над современным писательским сообществом. Он, в частности, задал, как ему кажется, убийственный вопрос: «В какой писательской организации состоял Лев Толстой?». И во всех смыслах ткнул пальцем в небо. В разных состоял – в таких, куда Соловьёва и близко бы не подпустили!

ЛИТФОНД КАК ПРООБРАЗ СОЮЗА

Конечно, Лев Толстой был самым знатным и богатым русским писателем. Род писателя происходил от Петра Андреевича Толстого, сподвижника Петра I. Левушка,   даже будучи четвёртым ребёнком в семье, не то что никогда не знал нужды, но и весьма вольно и широко распоряжался своими капиталами. Ещё до отмены крепостного права он занимался устройством школ в Ясной Поляне, участвовал в деятельности судов (состоял!), в военных кампаниях и многом другом. Еще он, как и Пушкин, и другие знаменитые литераторы,  состоял членом Английского клуба в Москве, куда таких, как Соловьёв, сколько бы он ни зарабатывал и ни прислуживал власти, на дух не подпустили бы. Однако всемирно известный и богатый писатель рядовым переписчиком принял участие в московской переписи 1882 года. Гений на обывательский вопрос «зачем?» отвечал так: «чтобы узнать нищету в Москве и помочь ей делом и деньгами, и сделать так, чтобы бедных не было в Москве». А самое главное для нас – он был одним из создателей Литературного фонда полтора века назад!

Так что гы-гыканье Соловьёва совершенно неуместно! За два последних века каждое вставание с колен России ознаменовывалось взлётом литературы и общественно-культурной мысли. И создание первого писательского объединения – ярчайший пример. Хмурый ноябрь 1856 года, Россия оправляется от позора поражения в Крымской компании: «Высший образ раба, в котором находится русский народ, жалкое положение России в экономическом и других отношениях не может служить возражением против признания её нового возрождения, скорее подтверждает его», – рассуждал тогда молодой однофамилец и тёзка телеведущего – Владимир Соловьёв в «Трёх силах». Вот в такой атмосфере на одном из званых обедов (в особняке мецената графа Кушелева-Безбородко), где собрались знаменитые (ещё до телевидения!)  литераторы из Петербурга и Москвы, – известный критик А. В. Дружинин поделился со всеми своей идеей – организовать специальный фонд для поддержки неимущих литераторов. Инициатива Александра Дружинина тем более заслуживала общественной похвалы, что сам он материальной нужды никогда не знал: происходил из весьма обеспеченной семьи петербургского сановника и являлся одним из самых плодовитых и часто публикуемых в то время авторов.

Дружинин не ограничился речью на банкете: тут же вышла его статья о литфонде в журнале «Библиотека для чтения». То, что общественность откликнулась на статью, и вокруг автора стали группироваться добровольные помощники, весомо подтверждается тем фактом, что Лев Толстой в январе 1857 года лично был у Дружинина и писал проект Фонда. Настоящим сподвижником Дружинина в этом благородном деле стал гениальный поэт – Николай Некрасов, редактор журнала «Современник». Какие имена, какой пример благородства состоятельных литераторов!

Тем не менее, только 7 августа 1859 года инициаторы смогли получить высочайшее разрешение на открытие Фонда. Император не сразу вник в идею, но затем  не просто утвердил устав Фонда, а, по сути, наполнил его: Александр II и члены императорской семьи передали Фонду крупный взнос и приняли решение делать это ежегодно. Понятно, что высочайшему примеру последовали не только многие достойные люди в России, но и тогдашние богачи. В феврале 1860 года состоялось первое собрание Фонда, на котором избрали его первый Комитет. Кроме самих основателей А. В. Дружинина и Н. А. Некрасова в него вошли: И. С. Тургенев, Н. Г. Чернышевский, почётный член Петербургской Академии наук Е. П. Ковалевский.

С самого начала отцы-основатели фонда провозгласили, что ими движет не само сострадание к нужде и несчастью, сколько почётная для общества обязанность поддерживать инвалидов науки и литературы в силу оказанных ими заслуг, или оказывать помощь даровитым молодым людям. Вот как был образован полтора века назад первый Фонд поддержки отечественной литературы! Пусть администрация президента, получившая прямое указание от Владимира Путина: изучить вопрос и изыскать возможность – обратятся к отечественному опыту. Изучат устав, написанный Толстым, обратятся к Уставу Союза писателей России – там всё есть.

 

ВОПРОС К СОРАТНИКАМ

Со школьных лет для меня было загадкой: почему Николай Васильевич Гоголь вложил в уста Хлестакову загадочную фразу: «И в ту же минуту по улицам курьеры, курьеры, курьеры... можете представить себе, тридцать пять… тысяч одних курьеров! Каково положение, я спрашиваю?». Положение – не изменилось нисколько! Почему эта магическая цифра взбредает в сознание, когда не знаешь, чего ответить? Так, Владимир Соловьёв на ночном обсуждении только что пошедшего Совета по культуре при президенте спрашивает у Юрия Полякова – недавно утвержденного главы общественного совета при Минкультуры: «Сколько сегодня писателей в России?». Юрий Михайлович несколько растерялся и повторил слова Хлестакова: «Тысяч тридцать-тридцать пять». Нет, и половины не наберётся! Точной цифры никто не назовёт, потому что развал державы и действия подрывного объединения «Апрель» (в защиту Горбачёва – ха-ха!) привёл к расколу по политиканским и честолюбивым соображениям славного Союза писателей СССР.

Крупных осколка четыре: Союз писателей России, Союз российских писателей, Московская городская организация СП РФ (со своим опороченным правом приёма), Союз писателей Москвы. Общественно-любительские организации без традиций и отцов-основателей из недр общего Союза – всякие там Интернациональный Союз писателей, Российский Союз писателей 21 века – и считать не стоит. Подлинный один, с региональными организациями во всех субъектах – Союз писателей России, увы, не оформленный тогдашним руководством в смутные дни развала как законный правопреемник, а ведь даже Верховный Совет РФ советовал! Оттуда – все горести, свистопляски, тщетные попытки сохранить авторитет и имущество. Так вот, в этих организациях-наследницах около 14-15 тысяч членов – точнее никто не назовёт, потому что в Москве, например, полно литераторов, числящихся в двух союзах. К тому же, мы в Союзе писателей России пытаемся поднять планку приёма, а Союз российских писателей искусственно раздувает количество членов.

Интернет обошла заметка Виктора Белоусова из  Самары: « Вчера мне прислали по электронной почте предложение стать писателем. Я аж на стуле подпрыгнул от неожиданности! "Здравствуйте, Виктор Дмитриевич! Сообщаем Вам, что Секция поэзии РСП приняла решение рекомендовать Вашу кандидатуру в качестве кандидата в Российский союз писателей". Подпись – Ольга Рыбакова. Я очень удивился. Мне скоро исполнится 75 лет и, увы, я почти не пишу новых стихов. Вступать же ради "корочек" с фотографией глупо. Поэтому я поблагодарил Ольгу Рыбакову за предложение и отказался.  Заглянул я в Интернет. Оказывается, сейчас существует много союзов писателей: Союз писателей России, Союз российских писателей, Российский союз писателей, Союз писателей Москвы, Интернациональный союз писателей, Международный союз писателей "Новый современник". Есть ещё Российский союз профессиональных литераторов. Есть союз драматургов. Возможно, есть и другие. 

Насколько мне известно, из них только Союз писателей России, как правопреемник СП СССР, мало-мальски финансируется из местных бюджетов; это зависит от воли губернаторов, городских мэров и др.».

Тут та же типичная и грустная ошибка про правопреемство, но по сути – верно. И разумные власти на местах это понимают. Хотя и альтернативные союзы урывают какое-то финансирование. Свистопляска продолжается… По идее, порядок должна навести Администрация президента (заместитель руководителя Сергей Кириенко сидел рядом с президентом и помалкивал), где создано управление по связям с общественными организациям и – внимание! – патриотическому воспитанию молодёжи. Можно ли его вести без литературы или по переводным любовным романам и макулатуре наших детектившиц? Ответ очевиден. А ещё совершенно не выполняет свою сплачивающую и направляющую роль государственная структура – Роспечать, которая получает из бюджета немалые деньги.

Бескомпромиссная Лидия Сычева писала: «Странное дело: Роспечать под руководством Михаила Сеславинского и Владимира Григорьева неподвластна в нашей стране никому. Ну, кроме «центра силы», который точно находится не в Кремле, не на Старой площади и не на Лубянке. Кураторы, видимо, сидят в Куршавеле (не зря же В. Григорьев кавалер французского ордена «За заслуги», а журналисты часто замечали его на курорте) и в Госдепе: скандал с финансированием Роспечатью одиозного «Дождя», нетрадиционного «Эха Москвы» и прохоровского РБК-ТВ кончился ничем». А сколько прошло разоблачений и разборок по поводу финансирования избранных книг и издательских проектов. Того же института перевода! Ведь, по сути, нет контроля творческой и профессиональной общественности, которую прежде осуществлял единый Союз писателей. При разрушении Союза писателей СССР либералы говорили: «Вами руководили из ЦК КПСС, один из писательских секретарей был смотрящим». Да, Юрий Верченко сидел в здании Союза писателей СССР и принимал участие в ежедневной работе творческой организации НА ВИДУ, с учётом писательского мнения и государственных интересов. А как сегодня решаются финансовые и идеологические вопросы? – кулуарно, среди своих, негласно! Вот и вся губительная разница.

Пытаюсь писать статьи и памфлеты навстречу 15 съезду Союза писателей России, где мы должны утвердить обмен писательских билетов и очистить ряды от случайных, творчески несостоятельных людей. Но что в масштабах России делать? Мы об этом беседовали с Юрием Поляковым в уютной кофейне венгерского города Дебрецена после его выступления в кабинете Русского мира рядом с университетом. Он только что стал председателем общественного совета при минкульте, и, видно, был озабочен этим вопросом без претензий на главенство и взваливание столь хлопотной ноши. Но мысли бродили. Он говорил об идее создания какого-то объединительного оргкомитета с пятью меняющимися председателями, например. Эта мысль, по-моему, не реализуема и вообще организационно не ясна. Вот если бы стало претворяться в жизнь хоть одно из обещаний президента на общероссийском литературном собрании! Например, создание с помощью власти Всероссийского литературного общества или  Фонда поддержки отечественной литературы – тогда ясно. Но ведь пока ничегошеньки и в планах реальных нет. Однако под крупными жёлтыми листьями платанов мы сошлись в одном: искусственное дробление творческих союзов как отрыжку 90-х годов должно быть преодолено! И сделать это нетрудно, включив административный ресурс и создав Всероссийскую ассоциацию писателей. Первое слово – определяющее! Например, каждый из нас может выдвинуть себя в президенты России, но вольный зарегистрированный стрелок должен собрать 300 тысяч подписей в различных регионах России, причем в каждом регионе можно собирать не более 7500 подписей жителей этого региона. То есть необходимо представить в ЦИК подписные листы как минимум из 41 области или территориальной единицы – например, городов Москвы и Санкт-Петербурга, краёв или национальных республик, включая Крым. Требования – архисложные, но понятные. Из таких же рациональных соображений надо сначала провести и ревизию всех творческих Союзов, которые заявляют о себе как всероссийские и претендуют на государственную поддержку. Не знаю, сколько отделений у Союза российских писателей, да собственно говоря,  и название его на федеральный охват – не претендует. Кто-то может создать следом Союз русских писателей, а кто-то – россиянских писателей. Ради Бога! Но каждый регион должен решить задачу: как, на какой основе объединиться. Понятно, что проще и быстрее всего это можно сделать на базе наших отделений Союза писателей России. Они ведь – единственные и многочисленные – есть во всех субъектах РФ! Нам нужно от лица 15-го Съезда обратиться к президенту Путину со своими предложениями, пока он не забыл о поручении, обращённому… Наверное, к вице-премьеру Ольге Голодец и зам. главы администрации Сергею Кириенко. Как вы считаете, соратники?

 

СВЯЗЬ И ДЕНЬГИ

Только что президент подписал закон, препятствующий монополизму, но к книжному делу это почему-то не относится. «На рынке российского книгоиздания есть царь. И это — Олег Новиков», — так сказал о бизнесмене программный директор Института книги Александр Гаврилов. За последние годы Новиков, владелец крупнейшей компании "Эксмо", поглотил своего основного конкурента АСТ и в придачу еще несколько крупных издательств. После приобретения "Дрофы" с её учебной литературой  в империи Новикова оказалась вся линейка книжной продукции, но ФАС признаков монополизма не видит, а Роскнига с несменяемыми руководителями вообще занимается своей премиально-выставочной тусовкой. Ровно два года назад, на таком же Совете, в завершение Года литературы, слово взял Юрий Поляков: «Фактически на обочине Года литературы оказались союзы писателей. Конечно, здесь виноваты не только организаторы, но и сами союзы писателей, которые, как мы уже неоднократно говорили, находятся просто в стадии полураспада. И вопрос этот никак не решается, хотя вроде уже и давались поручения, несколько раз приступали к решению этого вопроса – помочь оздоровиться писательскому сообществу, хотя бы на правовом уровне. Мне кажется, этот вопрос давно назрел, и многие проблемы, в общем-то, были решены, если бы всё-таки книжное дело, а значит, и писательское сообщество, литературное сообщество, всё-таки относились не к Министерству связи, а к Министерству культуры. Мы деятели культуры… Почтальон – хорошая профессия, но писатели не почтальоны. Почему мы в Министерстве связи столько лет, хотя говорено-переговорено об этом?..»

На что Путин просто удивился: «По поводу принадлежности к одному ведомству или к другому – я, честно говоря, даже и не знал. Мы пометили, если Министерство культуры поддержит…».  Ну, пометили – прошло два года, снова слово  в парадном зале Кремля берёт Юрий Поляков – уже глава общественного совета при Минкультуры: «Мне кажется, было бы правильно подумать, и мы были бы благодарны, если бы вы поддержали, все-таки возродить издательство "Детская литература", потому что воспитывать писателей, которые работают для детей и юношества на базе Союза писателей, невозможно». При этом он снова говорит, что литературное сообщество в РФ разобщено и объединительная база -  обещанный президентом Фонд поддержки отечественной литературы – так и не создана!  Путин согласился обсудить создание такого фонда: «Можно это сделать», – снова пообещал он, попросив представить письменно доводы о цели работы такого фонда. Но Поляков завершил: «Сегодня литература "выпала" из видов искусств. И издательское дело, и писатели оказались из-за этого, как ни странно, не в ведении Минкультуры, а Министерства связи. Конечно, литература соединяет сиюминутность и вечность, но все-таки не настолько, чтобы писатели числились по ведомству связи. Мы очень просим вас вернуться к вопросу, чтобы вернуть писателей, книжное дело, издательское, журнальное в Министерство культуры, где они всегда и находились», – опять попросил президента писатель. Два года прошло! – вот как неповоротлива государственно-чиновничья машина! Но надо – стучаться…

Тем более, что писатели другого лагеря озабочены лишь своими местечковыми проблемами. Те же два года назад телеведущий Александр Архангельский горячо говорил: «Хочу сказать, что плохая ситуация, как мне кажется, складывается вокруг библиотеки украинской литературы в Москве. Это единственная московская библиотека с ярко выраженным национальным лицом. И непосредственно в эти минуты уже завершился, не знаю, вопрос о продлении домашнего ареста для директора библиотеки. Телефоны мы на входе сдали, поэтому я не могу залезть в интернет, посмотреть, чем закончилось». Ох, какой оперативный и человеколюбивый! Напомню, библиотеку обвинили в хранении бандеровской литературы. Владимир Путин одним сравнением унял пыл нагнетателя «ужаса» от домашнего ареста: «Олеся Бузину взяли и убили без всяких разговоров, на улице расстреляли. И много таких случаев сейчас на Украине, в частности, и изъятие собственности православных храмов Московского патриархата. Хотя речь там идёт даже не о русских, а об украинцах, о православных людях, которые принадлежат к Московскому патриархату. Конечно, мы не должны брать худшие примеры...». Да и не берём: вон, как вольготно чувствуют себя на ТВ-каналах украинские и польские националисты!

Прошло два года и что же волнует сегодня больше всего члена высокого Совета – Архангельского? Конечно, судьба Кирилла Серебрянникова, чьи премьеры идут на сценах Гоголь-центра и Большого театра под причитания: расследование похоже на преследование. Всем бы такое «преследование» за миллионы без отчёта и с сожжёнными документами… Странно, что он ещё Константина Райкина не приплёл как «преследуемого». С финансированием этого «гонимого режиссёра» вообще чудеса творятся… Помните горячие споры вокруг  окончательного перечня из 100 книг, которые Министерство образования и науки России порекомендовало школьникам для самостоятельного прочтения и изучения. Впервые идею такого списка выдвинул Владимир Путин перед прошлыми президентскими выборами. Затем был составлен перечень, который тогда содержал аж пять тысяч наименований литературных произведений. Проходило обсуждение очень бурно, результатами остались недовольны многие. Но окончательный список из 100 книг был направлен в российские регионы и выпущен ничтожным тиражом в 5 000 экземпляров – для отчётности, так сказать. Вообще хочу напомнить, что за 2016 год вышли в свет 99 411 новых наименований, но тиражом свыше 100 тысяч экземпляров – нормальным для огромной страны только 505 книг. Самой же многочисленной группой традиционно оказались книги и брошюры, напечатанные тиражом до 500 экземпляров (!) — в эту группу вошли свыше 56 тысяч изданий – больше половины. Это крах отрасли, а Роспечать делает вид, что всё нормально. Тревогу не бьёт, средства на книгоиздательскую программу не требует – им для своих-то хватает. А ведь какие средства транжирятся в сфере культуры! И Путин снова похвалился увеличением суммы на гранты.

Только в 2015 году государственное финансирование театра «Сатирикон» упомянутого Райкина составляло около 191 миллиона рублей, включая частичную компенсацию арендных расходов. В 2016 году сумма увеличилась (так как нужно было компенсировать аренду  здания КВН на весь сезон) и составила примерно 235 млн рублей. Внимание: на эти деньги – 426 000 000 рублей! – можно было издать Библиотеку  путинской сотни, как назвали её во время обсуждения в народе, достойным тиражом… 40 000 экземпляров. Представляете? – 1 (ОДИН!) наполовину заполняемый театр и ВСЕ библиотеки России! В голове такое сопоставление – не укладывается, а в безумной реальности – запросто. Но надо подобную дикость переламывать, в том числе и писательским словом. Хотя писателей в перечне профессий – по-прежнему нет.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную