🏠


Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>
10.08.2021 г.

ЗАВЕЩАВШИЙ РУССКОЕ ЧУВСТВО

Ушёл последний классик советской литературы, общепризнанный мастер русской лирической прозы Виктор Иванович Лихоносов – главный редактор журнала «Родная Кубань», член высшего творческого совета при правлении Союза писателей России, почётный гражданин города Краснодара, Герой Труда Кубани.

На страницах «Российского писателя» недавно отмечали юбилей мастера слова, не раз и я писал о Викторе Ивановиче, с которым сводила дорога то на писательских торжествах, то в литературных журнальных битвах, то на Лермонтовских праздниках в Тамани, то вдруг неожиданно на кинофестивале «Шок» в Анапе.  Он был похож на многих своих героев: «Почти все герои Лихоносова — странники в самом высоком смысле слова. Их уносит вдаль тоска по красоте... Всё, что он написал, написано свежо, музыкально, очень точно, и всё проникнуто острой, даже какой-то восторженно-печальной любовью к человеку», - так возвышенно сказал о собрате другой классик русской прозы Юрий Казаков. Все мы на бескрайних просторах России – странники, а уж писатели – более других. Этот мотив странничества  в истинном таланте органично сливался с чувством укоренённости, привязанности к родному краю. Поразительное и частое явление в огромной стране – автор лучшей книги о Краснодаре и потомственных кубанских казаках «Мой маленький Париж» родился далеко от вод Кубань-реки 85 лет назад: «А ведь я сибиряк, - писал  о себе Виктор Иванович, - родился 30 апреля на станции Топки, под Кемерово. Не казак. Но по отцу-матери, дедушке-бабушке — хохол... Бутурлиновской волости Россошанского уезда Воронежской губернии. «Такэчки», — говорили мои хохлы, бежавшие в Сибирь в коллективизацию...».  Этот  биографический факт словно живая иллюстрация к нынешним спорам о единстве русского и украинского народа.

Не буду перечислять общеизвестные вехи личной и творческой биографии Лихоносова, замечу только,  что на юг он попал сюда случайно, после того, как не сложилось в Москве: «Мечтал стать актером, но в Москве мне не повезло. В театральное училище поступил друг и одноклассник Юрий Назаров, ставший известным актером. А я вместо столицы оказался на юге и много лет спустя понял: это был знак судьбы. В Краснодаре поступил в педагогический институт: мечтал стать учителем литературы. Студентом был тихим, по вечерам просиживал в крохотном читальном зале общежития. И после учебы уехал в Анапский район учить ребят. Приезжая в Краснодар, покупал литературные журналы, с трепетом листал "Новый мир" Твардовского, искал публикации только-только начавших пробиваться к читателю Бунина, Шмелева. Своих литературных проб стеснялся, но писать не бросал».

И опубликовал первый же рассказ “Брянские” именно в “Новом мире” в 1963 году, вскоре был принят в Союз писателей (вот как выискивали – даже в периодике - подлинные молодые дарования!). За роман “Наш маленький Париж” Лихоносов удостоился Государственной премии им. М. Горького (Россия) и премии им. М. Шолохова за всю литературную деятельность. Много лет он возглавлял журнал «Родная Кубань», ходил с протянутой рукой по нуворишам и чиновникам-временщикам, взывая к их совести, со многими спорил, конфликтовал, не был ни коммерсантом, ни дипломатом. Он был лириком по своей природе, мастером бунинской школы. Сам говорил: «Я понимаю, что такое православная проза, русская проза. Я считаю себя русским писателем. Русским по чувству. Когда меня спрашивают, за что я люблю Бунина, объясняю: за русское чувство. Я ездил из Новосибирска в Москву, потом на Кубань и помню свои ощущения от наших просторов. Урал, Зауралье, средняя Россия... И когда начал читать Бунина, испытал такое совпадение своих чувств с душой его прозы! Это - русское чувство. Вот тут, я думаю, кое-что сделал».

Скромно закончил про себя – «кое-что», если учесть, что общий тираж "Нашего маленького Парижа" составил три миллиона - редкий для нынешней России и уж совсем необычный для Кубани творческий случай. Но нет пророка в своём отечестве… Правда, ещё при жизни филологический факультет Кубанского университета и критик Юрий Павлов добились проведения общероссийской конференции по творчеству В.И. Лихоносова.

В публицистическую книгу мастера «Волшебные дни» вошли неустаревающие очерки, статьи о литературе и истории, воспоминания о М. Шолохове, А. Твардовском, Ю. Казакове, Ю. Селезневе, интервью, а также страницы творческого дневника писателя. Прочтём, прощаясь,  хоть одну страницу в заключение слова прощания: «Скоро закончу рукопись, и душа совсем распрощается с этим, - как когда-то с Таманью. Не могло длиться вечное томление по своему времени и у моих героев. День за днем, и все стихает… (14 августа).

Изумительные золотые дни. То к морю схожу, наберу птичьих перьев, то почитаю "Левшу", поправлю главы 1–й части, 11–й. Там, где гирло, чайки роняют перья почаще, подойдешь, а оно еще теплое, живое, дымится нежностью. Упало - как благословение. Помогите мне, чайки, завершить свой труд (14 сентября, Пересыпь)…».

Чайки, тёплые морские волны помогали  этому удивительному писателю создавать многие книги. Теперь они горестно кричат и грустно плещут – ушёл их певец, носитель неиссякаемого русского чувства.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную