🏠


Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>
16.10.2021 г.

НЕ ОПУСКАТЬСЯ ДО УРОВНЯ…

Русская литература не должна опускаться до уровня общества
в его сомнительных и тёмных проявлениях.

Николай Некрасов

Не должна, по заветам лучших творцов, но в рыночных и бюрократических дебрях - опускается. Причём даже с помощью тех, кто получает финансирование и президентские гранты для самых духоподъёмных проектов, как сейчас выражаются. Нет, охота опуститься, подстроиться под публику, под тренды-бренды.  Вот очень близкий пример. Тверская земля, лежащая между двух столиц, вошла в историю русской литературы не только гениальными авторами-тверяками от Афанасия Никитина до Михаила Салтыкова-Щедрина, но и певцами её, именитыми гостями и выразителями – от Александра Пушкина до Анны Ахматовой. Если взять конец великого и трагического ХХ века, то достаточно вспомнить, как поддерживал тверскую поэзию – от Людмилы Прозоровой до Константина Рябенького - Николай Старшинов, рыбачивший на Тверце и Медведице, но при этом не забывавший встречаться, выступать, редактировать подопечных поэтов. Сам я провёл детство на Селигере, а потом исходил, исплавал по рекам и озёрам, описал в очерках и книгах всю Валдайскую возвышенность и дальше, к северу. Вот книга «Белая дорога. На север по московской долготе»: Кимры, Белый городок, Кашин, Красный холм, Весьегонск… Теперь реже приезжаю, мало кого из писателей знаю, хотя Андрей Дементьев звал приехать в свой Дом поэзии.

В конце октября проходит уже VII Межрегиональный  книжный фестиваль «Тверской переплёт».  Организаторами гуманитарного проекта выступают Государственное бюджетное учреждение культуры Тверской области универсальная научная библиотека им. А.М. Горького и Тверская региональная общественная организация "Ассоциация журналисток" (почему только женщин?!) при поддержке правительства Тверской области и администрации города Твери. Значит, бюджетное финансирование обеспечено. В этом году «Тверской переплёт» формально посвящен 80-летию освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков и неудавшемуся, на мой взгляд, Году науки… Но смотрим программу: первое же мероприятие для посетителей – раздел «Неформат»: баттл «Концептуализм и юмор: кто из них умрет в эпоху COVID -19?». Площадка «Проза»: автор исторических детективов из Питера – диалог с читателем не о битве за Калинин, конечно.  «Молодёжная площадка»: подведение итогов конкурса «Литературная Тверь в комиксах», награждение победителей…Вот они, характерные направления на потребу: баттл (по-русски просто состязание), детектив, комиксы – картинки вместо художественного слова. Но ведь это востребовано! – ответят мне, ретрограду, пренебрежительно. Но я помню слова одного из лучших редакторов-поэтов Николая Некрасова: «В любых обстоятельствах, во что бы то ни стало, но литература не должна ни на шаг отступать от своей главной цели — возвысить общество до идеала — идеала добра, света и истины». Николай Алексеевич с этим девизом сумел довести тираж «Отечественных записок» до тиража 7 000 экземпляров в почти сплошь неграмотной стране, который и не снится нынешним «толстякам».

Быстро просмотрел программу упомянутого фестиваля. Первый же вопрос к организаторам по первому же дню: уважаемые устроители, а где Поэзия, раз есть Проза? А главное, где книги и мероприятия, посвящённые 80-летию освобождения Калинина от немецко-фашистских захватчиков?! Что - ни книг, ни стихов, ни песен – зачем тогда посвящать, для галочки? Но ведь насколько я знаю, департамент культуры (а не подразделение минцифры!) имеет какую-то издательскую программу с финансированием. Наконец, есть и стихи, посвящённые зимней битве. Вот как написала Ольга Кочнова, член Союза писателей России с 2009 года (Тверь), в стихотворении о сражении за Калинин с лютым врагом:

…Потерпи еще чуть-чуть,
снегом оботри ладони…
Город в Волгу вмерз по грудь.
Город в мертвой обороне.

Незыблемо! Зато в программе есть многотомник "Хроники крестовых походов"… Привёл характерный пример не для особой критики, а потому что много путешествовал по Тверской области, писал о ней и невольно интересуюсь. Прочитал о фестивале - ну, ничего не зацепило! Есть историк, создатель электронного корпуса дневников и научного центра «Прожито» (Европейский университет, Санкт-Петербург – как без рассадника либерализма?), есть даже фотохудожник из США, который расскажет на онлайн-встрече о новой книге «Путешествия по Российской империи…». Нет лишь областной писательской организации Союза писателей России. По мнению библиотеки, наверное, нет достойных представителей? – ну, пестуйте тогда. Ведь запланирована, например, встреча на «Поэтической площадке» поэтессы из города Кимры, (о нём тоже не раз писал) – неизвестной мне Надежды Окервиль, которая  «представит проект своей первой книги стихов». Только ещё проект! Хотел глянуть, кого же продвигают, но ни одной публикации, кроме совершенно беспомощной в 2008 году, не нашёл, а ведь фамилия – редкая даже для интернета.

В четвёртый раз приедет из Москвы писатель и журналист Денис Драгунский, он представит в Твери литературный проект - роман-буриме, в создании которого участвовало 24 автора. Уверен, что среди этой авторской толпы и в помине нет певцов патриотической, военно-исторической темы. Или её только для галочки приплели, для финансирования?  В конце 2018 года вышел из печати литературно-художественный альманах современной поэзии и прозы России «Парад литератур». Эта весьма солидная по объему книга издана в рамках просветительского проекта народного единства «Белые журавли России» с использованием президентского гранта на развитие гражданского общества. В первом выпуске опубликованы произведения более 400 авторов из регионов России и ближнего зарубежья. Основатель проекта Сергей Соколкин послал приглашения во все отделения Союза писателей России. И вот что пишет в рецензии Мария Парамонова: «А вот земляки из Твери вновь огорчили. Стихотворение профессора-литературоведа бывшего председателя региональной организации Валерия Редькина «Русская душа» датируется 2009 годом и рассказывает о душе, которая «широко распахнута, как ворота в ад, о ее греховности много говорят». В произведении рифмуются такие однокоренные слова, как «пристрастие» и «страсти». Второй представитель Верхневолжья поэт Константин Рябенький умер в 2011 году, а альманах, насколько я понимаю, призван представлять ныне живущих поэтов». Да, с Константином, которого так поддерживал Николай Старшинов, мы много публиковались во многих антологиях. Так что же, никого с тех пор в том же Вышнем Волочке, среди озёр и каналов, не появилось-не отразилось? Это ведь тверское кривое зеркальце всей информационно-культурной политики! И никакое минцифры, ясно, его не исправит. Второй раз это название ведомства всплывает. Почему?

 *  *  *

Как известно, совсем недавно премьер Михаил Мишустин внёс изменения в полномочия Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Теперь оно займётся ещё и государственной политикой в сфере литературной деятельности. Это, казалось бы, не лишено логики. После бесшовного, по словам президента РФ Владимира Путина, вхождения Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в состав министерства специалисты в области издательской деятельности, в сфере координации литературных проектов перетекли в данное ведомство. Даже тут президента ввели в заблуждение – «бесшовное», но сомнения усиливаются, когда понимаешь, что новый департамент курирует Бэлла Черкесова — замминистра по вопросам госполитики в сфере массовых коммуникаций и СМИ. Писатели, журналисты, вы слышали от неё хоть одно программное заявление по телевидению, прочитали хоть одну статью про эту самую госполитику?

Да, перешли некоторые персоналии из Роспечати в новый департамент минцифры, например, Юрий Пуля стал врио директора департамента государственной поддержки периодической печати и книжной индустрии, его заместительница – та же Светлана Дзюбинская, которая и прежде занималась СМИ. Мы тоже не видим-не слышим их публичных выступлений, но помним, как они работали на Страстном бульваре. Как они теперь собираются направлять и поддерживать литературный процесс, какую издательскую программу для России формируют? А ведь, наверное, немалые средства уже выделяются…  «Общество находит в литературе свою действительную жизнь, возведенную в идеал, приведенную в сознание, - писал Виссарион Белинский. Как публицист и много выступающий поэт давно устал печатно и устно отвечать на вопрос: «Что с нашей литературой? Где новые Шолоховы и…?».  Из поэтов почему-то сегодня называют чаще всего Бродского.  Да, родились они в один день – в майский праздник славянской письменности и культуры, но сравнивать… Кратко не ответишь, тут книгу надо писать о том, что же из себя представляет нынешнее общество, которое, по Белинскому, и находит в литературе свою действительную жизнь, возведённую в идеал, осознаёт себя.  Если идеал заменяют деньги и потребительские позывы, а обморочное состояние превалирует в сознании, то и литература будет соответствующей. Кстати, маленькие изломанные Бродские на этой почве появляются, а вот эпоса, несмотря на весь трагизм начала ХХ века – нет. Но это всё высокие и долгие рассуждения, а я хочу сказать о литературе как о государственном деле и важнейшей сфере культуры в стране, где в основе всего – всё-таки Слово.

Его будут курировать теперь менеджеры, технари, карьерные чиновницы. Посмотрите на главных – министра Максута Шадаева и его заместительницу Бэллу Черкесову: вы можете себе представить, что советоваться с ними пришли бы редакторы–классики русской литературы – Максим Горький, Фёдор Панфёров, Всеволод Кочетов, Александр Твардовский, фронтовики Владимир Карпов и Сергей Викулов. Еле сдерживаю смех и вздыхаю. Но, оказывается, кто-то в восторге от такого нелепого распределения обязанностей на правительственном уровне. И все – разом, комплиментарно! – выступили в «Литературной газете», которая совсем недавно ратовала за решительную передачу кураторства хотя бы министерству культуры. Об этом настойчиво говорил на Совете по культуре при президенте прошлый редактор Юрий Поляков, об этом твердили на встрече со спикером Совета Федерации Валентиной Матвиенко писатели-авторы ЛГ, и она пообещала уговорить президента Путина перераспределить функции, учесть пожелания литераторов. И вдруг бывший помощник мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака питерец Георгий Урушадзе, генеральный директор Национальной литературной премии «Большая книга», переехавший в Москву – тоже за, вопреки мнению бывшего губернатора Матвиенко: «Название органа власти не так важно, на мой взгляд (хотя Роспечать справлялась с этими задачами идеально). Важнее, чтобы этим занимались люди, за последние двадцать лет доказавшие умение эффективно действовать и по-настоящему любящие литературу». Поняли, да? «Роспечать справлялась идеально» - про какой орган власти это можно сказать вообще, а уж про эту контору…

Дмитрий Ицкович, издатель, основатель «Объединённого гуманитарного издательства» вдруг заявил: «Когда говорят о государственной поддержке в области литературы, то ведь не сразу понятно, что имеется в виду. И вообще нужна ли она?». Однако сколько ОГИ и институт перевода, где он тоже заправлял, получили грантов от Роспечати, других госструктур – не сосчитаешь. Потому и вывод: «И то, что господдержкой в области литературы будет заниматься Минцифры, – это хорошо… Коллектив государственных менеджеров Роспечати, доказавших свою компетентность, органично продолжает свою работу…  Так что голосую за развитие».

Главное: ничего не менять – какое развитие? И чтоб свои люди в министерстве заправляли! Михаил Бутов, председатель Совета экспертов Национальной литературной премии «Большая книга», заместитель главного редактора журнала «Новый мир»: «Литература нуждается в государственной поддержке потому, что больше ей эту поддержку получить просто неоткуда. Что касается «перехода литературы» в цифровое министерство – я думаю, хорошо, что литературу не отдали министерству культуры. В конце концов, литература «переехала» вместе со всем комитетом, с которым у нас было многолетнее и продуктивное сотрудничество по многим направлениям. Хочется надеяться, что от перемены направления суть и качество этих взаимодействий не переменятся в худшую сторону».

Хорошо, что «не отдали министерству культуры»… И это вызывающе печатает без комментариев, без других точек зрения та же самая «Литературка». Да, меняются главные редактора, их приоритеты и коммерческие интересы, но ты лицо-то сохраняй, давай другие точки зрения. А главный вопрос: кто-то спросил САМИХ ПИСАТЕЛЕЙ, дал им слово? Ну, эти деятели в ЛГ преследуют свои, корпоративные и чисто денежные выгоды и не понимают язвительных слов Жана Поля Сартра: «Мир прекрасно обошелся бы без литературы, еще лучше он обошелся бы без человека». Как же, мол, без литературы, а зарабатывать и паразитировать на чём? Почему-то все опрошенные авторы ЛГ, прекрасно вписавшиеся в премиально-грантовые процессы, упёрлись в это разрозненное устройство культурно-информационного пространства и в странное, устаревшее распределение государственных обязанностей. Они бы, с их хваткой, и при министерстве сельского хозяйства своё бы взяли. А если подумать о разумной реформе госуправления, о судьбе отечественной литературы?

Например, министерство культуры во Франции было создано в 1959 году президентом де Голлем, а сейчас  оно называется Министерство культуры и коммуникаций. Этому ведомству, которое возглавил писатель Андре Мальро, уделялась ведущая роль в поддержании французской идентичности. Главный принцип, сформулированный тогда, остается неизменным: «Министерство культуры будет отвечать за то, чтобы важнейшие произведения искусства были доступны максимальному количеству людей, и особенное внимание будет уделяться французскому искусству». Три главных направления французской культурной политики — наследие, создание произведений искусства и художественное образование. Понимаете: смыслы, сохранение духа и воспитания нации! Ну, а минцифры может обслуживать эту сверхзадачу и другие насущные сферы – от моделирования экономики до информационной войны цифровыми технологиями, а не смыслами. Даже британский минкульт  - это департамент культуры, медиа и спорта. Как видим, кругом медиа и коммуникации объединены с культурой. И только в России дамское министерство культуры существует отдельно от мужских коммуникаций. Почему? Потому в России сложилась своеобразная идеология, о которой можно сказать, что это – лицемерие и дуализм. Например, в пропутинских ток-шоу яростно отрицают аналогию нацизма с советским строем, но после обличений Запада косяком идут сериалы, стремящиеся доказать вопреки всем историческим реалиям и самому духу былой жизни, что СССР был просто-напросто большим концлагерем и нормальных начальников в этих барках – не было. Мы выкидываем и проклинаем целые куски истории, без чего нельзя составить цепь времён. Но сравните хотя бы, что было сделано после Победы за 30 лет, до 1975 года (в 1973-м меня приняли в Союз писателей СССР – я был постоянно в дороге, жадно писал, встречался с людьми и видел жизнь страны!) и что сделано за 30 лет построения капитализма или незнамо чего. Когда-то царило библейское изречение: по делам судите его. А теперь – по словесам, по пустым обещаниям, по лживым посулам. Максим Горький писал и строил наш Союз писателей с убеждением: «Наша литература – наша гордость, лучшее, что создано нами как нацией. В ней – вся наша философия, в ней запечатлены великие порывы духа…». А где эти лучшие порывы? А если вспыхивают, то кто их поддерживает и помогает воплотить в творения? Нежели минцифры в нынешнем качестве?

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную