🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

26.02.2023 г.

ПРАВДА И УЛИЦКАЯ КАК ЗЕРКАЛО. ЧЕГО?

Сначала приведу одну историко-творческую байку. Как-то Иосиф Виссарионович пригласил в Кремль актёра Алексея Дикого, который несколько раз воплощал образ Верховного на экране. В том числе в знаменитом фильма «Падение Берлина».

- Знаете, почему я выбрал Вас из 12 кандидатов на роль? Потому что Вы единственный играли меня без акцента и на меня не очень-то похожи. Скажите, почему Вы меня не копировали?

- А я не Вас играл, - ответил Дикий, мужчина интересный, выше Сталина ростом.- Я играл впечатление народа о Сталине.

Вождь рассмеялся и предложил актёру выпить по бокалу вина, что они сделали.

- Ну вот, теперь мы можем разговаривать с Вами на равных, - резюмировал беседу Иосиф Виссарионович.
Понимаете, что такое искусство перевоплощения, чем правда жизни отличается от художественной правды?  Об этом надо бы задуматься всем критикам и политикам тоже…

Минувшие дни показали всем в Европе и в первую голову министру иностранных дел Германии – Бербок, что такое поворот на 180 градусов вместо её 360-ти, означающих просто возврат в исходное состояние.

РОЗЫ И БРОНЯ
У кого-то остались вопросы?
Фотографию сохраню:
Снег летит на красные розы
И на танковую броню.
Надо акцию чем-то наполнить –
Подвернулась одна из машин.
Европейцам хочу напомнить:
Наши трижды брали Берлин!
И на ржавый бок неоттёртый
Лепестки и снежинки летят.

Вы хотите, чтобы в четвёртый?
Немцы этого не хотят!

Жители Германии понесли цветы к установленному в Берлине подбитому русскому танку. Украинская акция у посольства России в Берлине с подбитым русским танком пошла не по подлому сценарию: немцы обложили цветами раненную в боях машину, словно в память о давних кровавых днях и о русских героях, сражающихся с украинскими нацистами.

Подбитый русский танк с разрешения поглупевших немецких властей привезли в Берлин украинские активисты. Они разместили танк напротив посольства России в Германии, чтобы выставить напоказ свою "перемогу" и запугать проходящих. Так Украина решила по-хуторянски отметить годовщину начала спецоперации. Но украинская провокация дала совершенно обратный эффект.  Не успели рогули установить подбитый якобы русский танк и радостно попрыгать вокруг него, как к нему начали нести цветы. Уже к концу дня танк был завален букетами роз. Также с танка пропал и сняли флаг Украины, который нацепили туда украинские активисты.

Интересно, принесла ли хоть один цветок живущая рядом в своей квартире Людмила Улицкая? Всё-таки русские танки спасли в войну её соплеменников от окончательного решения еврейского вопроса.

Юбилей Людмилы Улицкой, живущей в Берлине («У меня в Берлине квартира, которую я купила 12 лет назад, когда завелись первые деньги. Квартира стоит на месте снесенной Берлинской стены, что символично — жить на границе») – прошёл тихо. Кому она там нужна?

Но зато «Литературная газета» пропела ей осанну. Ну, ладно – юбилей любимого, наверное, автора. Но меру-то надо знать и нынешние обстоятельства учитывать! Ведь стыдно читать, начиная с заголовка и подзаголовка:

«Честность – фундамент мастерства. В произведениях Людмилы Улицкой есть что-то от картин Гойи и скульптур Родена».

Ох ты! – ну, и ляпнула Анна Гурина. Да, её скучная Соня – просто копия романтических героинь Родена.

Начало её статьи: «В огромном мире современной литературы среди десятков, даже сотен русских писателей имя Людмилы Улицкой, ставшей классиком при жизни, знакомо каждому…». (?! – знаю множество людей в России, кто не знаком с этим именем – А.Б.). Все её помои в сторону России неугомонный автор статьи объясняет авторитетом Стендаля. «Искренняя и непреложная честность – вектор творчества Улицкой. Её часто называют зеркалом русской интеллигенции, однако обвиняют в слишком уродливом изображении российской жизни. Говоря об этом, мне хочется процитировать Стендаля: «Роман – это зеркало, с которым идёшь по большой дороге. То оно отражает лазурь небосвода, то грязные лужи и ухабы. Идёт человек, взвалив на себя это зеркало, а вы этого человека обвиняете в безнравственности! Его зеркало отражает грязь, а вы обвиняете зеркало! Обвиняйте уж скорее большую дорогу с её лужами, а ещё того лучше – дорожного смотрителя, который допускает, чтобы на дороге стояли лужи и скапливалась грязь». Откуда же здесь взяться красивому изображению действительности?», - вопрошает Гурина. Всё над статьёй Ленина либералы смеялись: «Толстой как зеркало русской революции» - мол, придумал Владимир Ильич:– графа за бороду притянул. А тут – не натяжка и просто цинизм!

Да, конечно, знакомое оправдание: вот и Сванидзе с перекошенной физиономией долго объяснял, что программа «Зеркало» рисует объективную картину российской действительности, которая выражена русской поговоркой: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива». Но все телевизионные люди знают, что даже две бесстрастных, вроде бы, телекамеры в руках разных операторов дадут две непохожие картинки. Что уж говорить о литературе? 

Недаром Фёдор Достоевский иронизировал в «Записках о литературе» над фотографической манерой Н. В. Успенского - не замечательного реалиста Глеба Успенского, который в очерках с натуры не взваливал на себя зеркало, по Стендалю и Гуриной, а пристально и пристрастно вглядывался в русскую действительность, чтобы запечатлеть её с любовью и болью. А вот однофамилец поступает по-другому: «Большею частью г-н Успенский вот как делает. Он приходит, например, на площадь, и, даже не выбирая точки зрения, прямо, где попало, устанавливает свою фотографическую машину. Таким образом, все, что делается в каком-нибудь уголке площади, будет передано верно, как есть. В картину, естественно, войдет и все совершенно ненужное в этой картине или, лучше сказать, в идее этой картины. Г-н Успенский об этом мало заботится. Ему, например, хотелось бы изобразить в своей фотографии рынок и дать нам понятие о рынке. Но если б на этот рынок в это мгновение опустился воздушный шар (что может когда-нибудь случиться), то г-н Успенский снял бы и это случайное и совершенно не относящееся до характеристики рынка явление. Если б из-за рамки картины проглядывал в это мгновение кончик коровьего хвоста, он бы оставил и коровий хвост, решительно не заботясь о его ненужности в картине. Так почти и во всех рассказах г-на Успенского». 

Но Улицкая поступает круче – что там кончик коровьего хвоста! Она сразу берёт объектив с затемненным окуляром. Например, во время презентации 18 января 2016 года в Сахаровском центре своей книги «Словарь перемен» - сборнике материалов интернета и прессы, касающихся российско-украинских отношений она сделала ядовитое заявление не стесняясь видеозаписи: «Я уже не раз это говорила, нам очень повезло, потому что Альберту Швейцеру пришлось покупать билет, бросить Баха и ехать лечить грязных, диких, больных дикарей. Нам никуда не надо ехать - достаточно выйти из подъезда и вот мы уже в Африке», - поделилась писательница своими взглядами на соотечественников, добавив, что Россия нуждается в сочувствии. Ну что, прямо одни дикари и в этом – честность? Это отношение – и в книгах разлито.

А какое знание истории России, какое бережное к ней отношение! Ну, ладно – насчёт отмены крепостного права в России, когда в Англии уже метро пустили – сочтём за дурацкую гиперболу. Но в своём тексте "Зелёный шатёр" она всерьёз дописалась до того, что в 1941 году, немцы взяли Тулу! Это же до чего нужно не уважать историю и якобы свой народ, чтобы не знать: рабочее ополчение и части ненавидимого либералами НКВД героически защитили Тулу, не сдали город оружейной и воинской славы фашистам...

В 2020 году она дала интервью украинскому изданию «Обозреватель». Почти каждая строчка откровений Улицкой о России была пропитана лютой ненавистью, которую писательница считает своей «особой любовью» к стране. Например, отвечая на вопрос о посещении Крыма, Улицкая отметила, что была там в 2014 году и больше туда не поедет, так как в Судаке забетонировали речку, которую она помнит с детства. По ее мнению, варварское отношение к Крыму «было проявлено советскими, украинскими и российскими властями, и татарами тоже». О, всеми, без разбора. Но тогда уже не речку забетонировали, а неонацистский режим перекрыл огромный канал, снабжающий Крым водой. Но её объектив видит речушку в Судаке – и всё. Она и про Владимира Путина имеет своё твёрдое суждение: «Да, мне не нравится его популярность, мне не нравится, что его так много людей поддерживает, кстати, сейчас стало гораздо меньше. Мне не нравится та политическая линия, которую он реализует», — заявила Улицкая, но теперь его стало поддерживать ещё больше людей. Всё это автор статьи и, выходит, ЛГ навязчиво считает высшей правдой.

Концовка статьи Анны Гуриной – снова с зеркалом и честностью:

«Да, недаром Улицкую называют зеркалом русской интеллигенции – со страниц её книг на нас смотрит одарённый, воспитанный, образованный, но бесконечно безвольный, не понимающий жизни человек – в точности как многие из нас. Здесь ничего не придумано, не прибавлено, не преумалено – здесь в чистом виде схвачена сущность человека и претворена в образ. И этому беспримерно честному, неподкупному взгляду русский интеллигент обязан своим правдивейшим изображением. Ибо честность – фундамент мастерства». Полная чушь, конечно. Как гласит творческая поговорка: «Мастерство – не пропьёшь», а вот честность - запросто. И продать её, кстати, можно вместе с Родиной за большие деньги. Если твои книги – зеркало лютой нелюбви к России, к русскому человеку – «дикарю», поддерживающему Путина.

Характерна нижайшая оценка этого панегирика читателями «Литературки»:
Оценка: 2.26 - Голосов: 109

Как-то достойнее надо, объективнее, что ли. А вернее, не надо вовсе сегодня. Пусть цветок к танку принесёт – заслужит.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную