🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

18.03.2023 г.

ПЕСНЯ, В АТАКУ!

Конец недели, пятница. С утра генерал Канашенков привычно и перечислительно сообщает новости с фронта: сколько чего уничтожили и замочили. Потом идут новости о реализации указаний президента для ВПК, о паводке и о том, что на Кубани запустили сайт «Дни героизма и славы», а в конце – вдруг анонс новой программы «Моя Мелодия».

Как будто две разные страны: утренняя, воюющая, спасающая скотину из воды, озабоченная состоянием духа граждан, и вечерняя – погрязшая в развлекухе и безмозглости. Уже в проморолике – апофеоз банальности и пошлости: по картинке, нарядам, составу участников. Закадровый текст – базарный и бездарный: «Программа поражает масштабом декораций и зрелищностью постановок: "тайная мелодия" каждого героя будет по-своему представлена на сцене и удивит красотой и новаторскими идеями, а студия наполнится живым звуком. Аналогов данного формата нет на российском телевидении». У немцев есть хорошая поговорка: «Табакерка не должна чихать!». То есть не подопечные Олега Добродеева должны себя хвалить, а зрители, посмотрев и восприняв. Пока после анонса сразу пошли другие отклики: «Батюшки! Опять 25. Пир во время чумы! И опять те же. Сколько можно!»; «Как? Опять ведущий Басков?!»; «Губерниев? В музыкальном шоу?»; «На манеже всё те же»;. «Очередная кормушка для своей старой мафии! Когда уже увидим свежие лица молодых певцов?».

А я бы спросил главное: когда услышим новые, родные ПЕСНИ? Сам подход канала «Россия-1» порочен и глубоко, демонстративно - нерусский! Помню, меня поразили точностью формулировки воспоминания Лидии Сейфулиной о Есенине: «У него была русская манера пения, о которой Лев Толстой сказал: это когда поется с убеждением, что главное в песне – слова».  Господи, о каких же благодатных и долгих временах это было сказано, о каких авторских подходах? Нынче всё принципиально и преступно - не так! Окончательно добил и меня, и многих вменяемых зрителей тот же канал (федеральный, щедро оплачиваемый из бюджета) «Россия-1» со своей премией «Виктория» - нашли высокое название для попсовой тусовки! Канал своим жалким конкурсом бросил явный общественный вызов всем патриотическим силам – от официоза с митингами в Лужниках до рядовых поклонников Шамана. Я к ним не отношусь, но объективно, по меньшей мере, в двух из трех озвученных номинаций – певец года и песня года - точно в победителях должен быть Ярослав Дронова.

Например, я поехал на конкурс «Песня в солдатской шинели», где стал лауреатом и мой внук Фёдор, и со сцены звучала только ОДНА сравнительно новая песня – старшеклассники спели «Я – русский». Так вот, Шаман демонстративно не получил ничего! Хотя песня в течение военного года звучала из каждого телека и утюга, на всех праздничных и государственных концертах. Именно песни Шамана открывали начало года, прозвучав после поздравления президента и боя курантов. Если он для «России–1» не номер один, то это антигосударственный конкурс - и по сути, и по формальным признакам.

Но победила, словно в издевательство, пустейшая поделка  "Солнце Монако" в исполнении какой-то Люси Чеботиной с Камчатки.  Она прогнусавила, а не пропела этот откровенный и даже безграмотный кич:

Я открываю шкаф и голову ломаю,

Что мне к тебе (!)
надеть - я вечером не знаю.
Продумала сто раз я,
как попрощаюсь,
И ты так смотришь на меня,
что я теряюсь.
Ты и я -
отдельный мир во всей вселенной,
Я тебя прошу лишь одного:

Держи меня, ты изо всех (?)
 как можно крепче.
Я тебя заберу с собой

Зачем мне солнце, Монако,
Для чего скажи мне луна Сен Тропе
Когда твой взгляд светит ярко,
В этом смысла ноль если тебя рядом нет.


Какие обороты: «мне к тебе», какие грамматические проглоты: «ты изо всех (сил или людей?)», какая богатая рифма в заключение припева: «Тропе-нет»!

Ну и певица года – под стать, из того же глухого села (без оскорбления сельских тружеников) – Анна Асти. Здрасте! Да, она действительно мелькала то тут, то там, выпускала новые песни и клипы, пела с Филиппом Киркоровым. Песенка «По барам» набрала 8 млн просмотров (немного, кстати!), победила на платформе Яндекс. Музыка и т.д. и т.п. Слова – для туповатых подростков, для тик-токеров:

Я не ревную, правда, я же отпустила
Начнёшь опять издалека, и потихоньку
Посмотришь, stories, дальше лайк и закрутилось.
Я не свечу уже давно геолокацию
И не хожу в места, в которых мы тусили,
 Чтоб ты не смог совсем никак ко мне добраться,
 Все наши фото не в архиве, а в корзине.

Узнаваемые словечки, привычные тыканья в клаву. Ну, и в припевчике, самом «подходящем» для нашего времени всё узнаваемо, в духе столичной «золотой тусни»:

По барам, я твоя кара, я твоя карма.
Ты найдёшь в толпе мой типаж.
Ты подкатил, я, да, запала,
Но это вновь не я, а мираж.

А как поёт, простите за выражение – просто квакает, глотая слова: «но и тыпцан не прост», что значит: «но и ты, пацан, не прост». С накачанными губам в ночнушке для шикарного алькова гнусаво поёт про шатания по городским грязноватым барам. Это что же, такой посыл «России» всем ровесникам подобных горе-певиц - тем, которые воюют в грязных окопах, вкалывают на производствах ВПК, придумывают новые технологии, пишут свои стихи и песни: «Пацаны, не тем занимаетесь: победу надо шукать по барам».

Как это гнусно, подло и безвкусно, Добродеев! И все, кто занимается подобными псевдомузыкальными передачами! После этот беспросветной гнуси прочитал заметки Сергея Бережного из Белгорода, как они с трудом пробивали путь к слушателям для патриотической, подлинно современной песни. Сама идея организовать музыкально-поэтический фестиваль именно в Белгороде и именно 24 февраля – в годовщину СВО – родилась под Кременной, в зоне боевых действий: «Не до песен было, хотя и “музыкально”: рассыпалась барабанной дробью зенитная установка, органично вписывалось что-то крупнокалиберное – то ли «корд», то ли старина ПКВТ, ударниками работала артиллерия. А тут застряла в зубах из нашего бивуачного репертуара ещё с пятнадцатого года песня “Снайпер Новороссии”. Мурлыкал себе под нос, поджидая возвращение разведгруппы из поиска, и неожиданно пронзило: а почему бы ей не зазвучать со сцены? И исполнитель готов – Миша Вайнгольц. А почему, собственно, одна? Может, организуем фестиваль музыкально-поэтический? По возвращении поделился идеей с Верой Кобзарь и Геннадием Алёхиным, заручились поддержкой Надежды Рожковой и не только потому, что она помимо руководства областной научной библиотекой ещё и председатель Общественной палаты области, но и потому, что лучше, чем она, никто не смог бы организовать площадку фестиваля. И началась работа…».

Сама конкурсная программа фестиваля не оставила никого равнодушным: ни зрителей, ни участников, прошла на одном дыхании. В зале присутствовали ветераны боевых действий, за плечами которых «горячие точки» на постсоветском пространстве, матери, жены, родные и близкие участников нынешней спецоперации, волонтеры, представители различных общественных организаций, поэты и прозаики, литераторы и музыканты. По единодушному мнению, гран-при фестиваля в номинациях «песня» и «поэзия» удостоились музыкальное трио из Старого Оскола «Акра», за исполнение песни «Аисты» на слова и музыку старооскольских авторов Фаины и Евгении Тишмановых. Проникновенно, душевно, искренне прозвучала эта песня в исполнении Сергея Боева, Александра Егорова и Андрея Кравченко. А также главный приз получила Надежда Королькова за стихотворение «Мне скажут…» (пос. Таврово, Белгородский район).

Хочу заметить, что и в других краях-областях России родилось немало содержательных песен, где слились усилия поэтов и композиторов-профессионалов, пскольку речь идёт в них не о барах в Монако и девахах из интернета, а о войне и любви, о смерти и верности. Это подтверждает и наша Литературная гостиная, где выступали певцы и барды из Донбасса и Москвы, из Крыма и Вологды. Слушая их, я вспоминал дневниковые записи гениального Георгия Свиридова, находя самые злободневные рассуждения на эту тему: «Неправильно пишут о моем пристрастии к литературе или что я считаю литературу первой в иерархии искусств. Последнее – совсем чепуха. Я  же пристрастен к Слову (!!!) как к началу начал, сокровенной сущности жизни и мира. Литература же и ее собственные формы – это совсем иное. Многое мне в этом (в литературе собственно) чуждо. Наиболее действенным из искусств представляется мне синтез слова и музыки. Этим я и занимаюсь».

Понимаете, что такое песня, оратория, любая композиция?  - синтез Слова и Музыки. А это всё пытаются заменить примитивной смесью из банальной «моей мелодии» и жалких виршей. Потому и произвёл на меня впечатление диск актёра и композитора Владимира Патрушева. Я ему подарил две антологии: «Позывной – Победа» и «Честь имею», и он написал и записал на свои кровные диск «Нам есть чем гордиться», в который вошли 20 (!) песен на стихи настоящих поэтов. Да, не всё в нём ровно ли может быть признано безусловной удачей, но это – впечатляющая мозаичная картина трагических и грандиозных событий. На 16-м съезде я подарил диски Фёдору Березину из Донецка, соавторам Патрушева – Елизавете Хаплановой, Сергею Дмитриеву, Владимиру Силкину. И стал думать, кто может дальше поддержать таких авторов, заметить их творческие и гражданские усилия?

И тут услышал с трибуны съезда, что учреждается новая литературная премия Союза писателей России – «Моя Россия». В положении сказано: «Цель премии – поиск и поощрение произведений художественной прозы, поэзии и публицистики, отражающих переломный период нашей общей истории и сохраняющих для будущих поколений образы и судьбы наших современников, свидетелей и участников рождения новой России». А разве песня не отражает? И я вышел с предложением в оргкомитет как председатель Совета по песне СП России: сделать номинацию по лучшей Песне - патриотической, наступательной, отражающей дух защитника Отечества и назвать просто и ясно: "Песня, в атаку!".

Словно по провидческому знаку,
Как в былые грозные года,
Песня поднимается в атаку
И победно входит в города.

Хоть к работе потной, хоть к параду,
Хоть к мечтам до тающей звезды -
Песня снова так нужна солдату,
Как глоток живительной воды.

Моё предложение – услышано с пониманием, и такая номинация будет присутствовать, а победитель украсит заключительные торжества с награждением 21 сентября на Куликовом поле, где проходили мои первые армейские учения, где бывал и выступал я потом много раз как поэт и публицист.

Но у песенного конкурса есть свои организационные требования и этапы. Если изданные произведения всех жанров принимаются оргкомитетом до 15 июля (см. положение на сайте Союза писателей России), то песни надо слушать, отбирать и оценивать гораздо раньше. Мы посоветовались с членами Секретариата, с членами Совета по песне, которые помогут в этом отборе, и решили, что начинаем принимать ауди и видеозаписи с рубежа объявления премии до 1 июня 2023 года.

20 июня, накануне памятной даты начала войны – Дня скорби и памяти, вечер-конкурс в Союзе писателей России, на нашей Литературной гостиной «Парк культуры». Уверен, что, как обычно, на неё соберутся не только московские авторы, но и приедут замеченные таланты из других регионов. А что-то прозвучит в электронном виде.
Дерзайте, соратники!

*  *  *

Вся информация для участников - на сайте Премия-Моя-Россия.РФ
Контакты оргкомитета премии:
телефоны: +7 985 999 3924 (Марина Гусева); +7 495 775 4431/32 (Татьяна Егорова)
электронный адрес: premiya-moya-rossiya@yandex.ru
Для песенной номинации – ещё два адреса:
kandaur1@mail.ru
Секретарь Союза писателей России Нина Дьякова +7 914 572 82 77
bobr304@yandex.ru
Председатель Совета по песне Александр Бобров

Жюри принимает к прослушиванию не более двух песен (2-х) – это общественно-творческая работа без штатных сотрудников.
 К присылаемой записи в новой номинации «Песня, в атаку!» - обязательно должен быть приложен поэтический ТЕКСТ! Это и основа песни, и материал для будущих публикаций.

 

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную