🏠


Александр БОБРОВ, секретарь СП России, профессор кафедры журналистики
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени
заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

< << предыдущее    следующее>>>

23.07.2023 г.

ПРОЩАЙТЕ, ГОЛУБИ!
Заметки с 50-го Фатьяновского праздника

В начале торжественного праздника «На Солнечной поляночке» с оркестрами, барабанами и можаретками юные участники из школы искусств имени Льва Ошанина выпустили в небо 50 голубей по количеству проведённых здесь праздников. Напомню, что свою историю Фатьяновские праздники начинали в далеком 1974 году, когда собралась небольшая группа людей, лично знавших Алексея Ивановича. Их поддержал первый секретарь горкома КПСС – Ян Павлович Захаров. Тогда праздник получил замечательное название «День поэзии в городе Поэтов и Героев». Сегодня мне трудно подобрать точное название, но поэтов ставить на первое место – точно нельзя!
Смотрел на взмывающих в небо белых голубей и в душе звучала песня из давнего кинофильма «Прощайте, голуби!» на стихи Михаила Матусовского – участника Фатьяновских праздников, а музыку написал мой выдающийся соавтор – Марк Фрадкин.

Пусть летят они, летят,
Пусть друзья на полет их глядят…

Да, хорошо встретиться с поклонниками таланта Фатьянова и друзьями, которые съехались из 25 регионов России. В небольшую по прежним меркам делегацию Союза писателей вошли поэты Геннадий Иванов, Нина Попова, Дмитрий Дарин, Анна Токарева, Вера Кобзарь (Белгород), Елена Машукова (Орёл), Светлана Размыслович (Великие Луки), Наталья Мусинова (Кострома), Николай Лалакин (Владимир) и Низар Канаан (Сирия),  Нас разбросали по придорожным мотелям, хотя гостиницу в центре отремонтировали. Но мы и в автобусе можем спеть любимые песни и вспомнить литературные дороги, но твёрдо решил, что праздник мой, не известно какой по счёту (а я много раз приезжал в Вязники и ранней весной – на день рождения поэта) – последний…

Нет сил бороться и переживать за Поэзию.

Запомнилось, как 30 лет назад, летом 1993 года приехал со съемочной группой "Русского дома" и начал телевизионную. публицистическую и поэтическую летопись праздника. Потом снимал, пропагандировал Володю Кострова на валах Ярополча, который читал под шумящими берёзами «Оду русскому простору», Виктора Темнова с баяном на завалинке и Геннадия Георгиева с их замечательной песней «Авось», пропавшего куда-то Витю Верстакова с гитарой на аллее Героев, а их у маленьких  Вязников – 26! Всех авторов, программ и сюжетов не перечислить… Да и у самого столько всего написано и опубликовано о Фатьяновских стёжках-дорожках, что цитируется порой без упоминания моего имени. Или в неожиданном контексте.

Станислав Минаков из Белгорода, например, написал в статье правильно о том, что Фатьянов ворвался на первом танке в венгерский город Секешфехервар, но почему-то приписал ему моё стихотворение, написанное в Вязниках 16 лет назад.

В том полыхавшем мире
Знал наступавший мужчина:
Танк «Т-34» —
Лучшая в мире машина.
Много праздников разных,
Но этот — особого сорта.
34-й праздник —
Наша «тридцатьчетвёрка».

А зачем бы Алексею Ивановичу писать о каком-то 34-м празднике? Ну брали мы венгерские города не в первый раз, но чтоб 34 раза…

В дороге на родину Фатьянова говорили в медленном автобусе с коллегами о великом и уже неповторимом достижении – массовой советской песне, унаследовавшей и продвинувшей всё лучшее, что было в мелодике и образности русского фольклора (Мокроусов и Соловьёв-Седой), еврейского фольклора (Блантер и Фельцман), мировой эстрады, американизированной песни (Дунаевский)  и создавшей немеркнущие шедевры не только в песенной поэзии, но и в выразительной музыке. Этого же сегодня – почти нет. Например, есть такой якобы певец и «композитор» - рекламщик Дмитрий Маликов, которого все знают в лицо (тоже был «изюминкой» Фатьяновского праздника), но он не сочинил НИ ОДНОЙ запоминающейся песни, сколько бы альбомов ни выпустил. Просто – ни ОДНОЙ мелодии с крылатыми словами

Геннадий Иванов заметил: может, период такой был, как выдаётся урожайный год, а Вера Кобзарь с многострадальный Белгородчины добавила: «Ну, и подъем духа был: победа в такой войне!». Но я возразил: песни и после сочинялись замечательные: Островский, Фрадкин, Петров, из национальных – Паулс или Лученок. Нет, была культурная политика государства, было музыкальное и песенное образование, ещё – художественный строгий отбор и великий кинематограф. Ведь многие песни из фильмов – той же «Весны на Заречной улицы» - улетали в народ. Или помню, как в программе «С добрым утром» прозвучали «Журавли» Гамзатова-Френкеля, и друг с одного раза запомнил, наиграл мне на гитаре. Всего перечисленного – в условиях дикого рынка и духовного обнищания – почти не осталось.

И потом – песни в нужном формате, даже бездарные, даже примитивный рэп – навязываются по медийным законам и технологиями: повторы, раскрутки, вдалбливания чего угодно – вроде на слуху, в мельтешении. А что там? – петь не хочется. Как говорит Познер: «Я могу сделать узнаваемым лошадиный зад, если показывать его сё время по телевизору». Ну, узнаваемым, как сам лысый Познер. А дальше что? Что этот зад несёт, кроме навоза. Вот Познера – любимца Эрнста -перестали показывать и что? От него что-нибудь умное и прозорливое осталось? У кого-то есть тоска по его пустой псевдоаналитике в виде бесчисленных интервью на одну колодку?

А с песней – тем более так, будь она трижды медийно-концертным товаром!

В день Казанской иконы Божией матери – покровительницы Вязников – участники продолжили 50-й Фатьяновский праздник посещением Венца, валов древнего города Ярополча, где наши поэтессы поплясали под баян, а вечером мы небольшой группой с солистами песенного коллектива МИФИ поехали в посёлок Мстёра – в центр великих традиций народного творчества. На площадке к Владимиру Белоусову и Александру Евстигнееву присоединился Юрий Лебедев – мстёрский художник, иконописец, поэт, которого мы должны осенью принять в Союз писателей России. Открыли вечер под облачным небом, где у сцены собрались благодарные зрители небольшого теперь поселения – 3 800 человек мастеров, их семей и других жителей. После выступления посетили замечательный музей в строительных лесах (ремонт на полученные гранты), где работает один из самых красивых директоров России - Елена Богунова. Подписал ей книгу:

ЕЛЕНЕ
Итак, четыре года пролетело,
Дороги и друзья – наперечёт.
Я – постарел, она – похорошела,
А Мстёра – как текла, так и течёт.

На каждом празднике организаторы стараются сделать сюрприз. Например, до последнего стараются не раскрывать имя якобы звёздного исполнителя, завершающего праздник. В этот раз был «изюминкой» на шестом часу действа то под дождём, то под радугой певец… Трофим. Я такого счастья не дождался, ушёл в город попить кофе, а коллеги – дотерпели. «Музыка всё забивала, - пожаловалась Нина Попова, - слов совсем не было слышно», – «Так считай, что тебе повело, - засмеялся искренне, - я тебе начитаю»:
Боги, мои боги Прави (?),
Чёрные да белые,
Подскажите свому сыну,
Чаду неумелому…

Как эту белиберду можно слушать после ясных песен Фатьянова?...

Но у меня тоже было три «сюрприза», о которых я скажу прямо:

1. Итак, я писал, что в начале вручения первых весомых премий (губернатор Виноградов, мэр Виноградов и председатель оргкомитета Бобров) бывало ДВА поэта. Потом стал ограничивать ОДНИМ. На юбилейном празднике якобы поэзии и песни впервые при моём присутствии не было – НИ ОДНОГО

2. Впервые на моей памяти на награждении (стало понятно, почему его убрали с большой сцены в парке) ни один награждённый – не прочитал и не спел НИ ОДНОЙ строчки Фатьянова. Ну, понятно, что директора уважаемых учреждений – Областной научной библиотеки и районного информационного центра «Интеллект» не артистки, но почему новый лауреат – солист Новой оперы Сергей Шеремет не поёт Фатьянова – для меня загадка.

3. Впервые за много лет я не выступил на «Солнечной поляночке». Даже когда впервые под опекой Льва Ошанина приехал в Вязники, не просто выступил с гитарой, но ещё и Нинель Шахова для своего сюжета по главному телеканалу взяла у меня интервью как у самого молодого участника. Поймите – не лично в Боброве дело, а в общем наплевательском подходе. Я стал лауреатом Фатьяновской премии ещё на далёком 21-м празднике тогда и впрямь – поэзии и песни, мне первому присвоили громко звучащее звание «Золотое наследие Фатьяновского праздника и на золотом юбилейном – наплевали! А ведь мы с Ошаниным и вдовой Галиной Николаевной Фатьяновой – редкие из приезжих - попали даже в энциклопедию «Кто есть кто в Вязниковском крае». Чего тогда про других поэтов, не получающих слова, говорить? А 1-1 секретарь правления Союза писателей Иванов и зам. председателя  правления Попова получили слова для приветствия  награждения внучки поэта Анны Китиной (Фатьяновой) аж под номером  51-52 нескончаемого списка гала-концерта, где некоторые песни Фатьянова звучали по два-три раза. Три коллектива, например,  почти в стык пели знаменитую песню 1944 года и все три начинали первый куплет без рифмы:

Где ж ты мой сад, вешняя краса? (у Фатьянова – «вешняя ЗАРЯ»)
Где ж ты, подружка, яблонька моя?
Я знаю,
Родная,
Ты ждешь меня, хорошая моя.

Кто составлял и выверял такой сценарий, зачем перекармливать песнями 5 часов? С другой стороны, многое было упущено и скомкано. Например, ведущая – актриса Юлия Рутберг (экстравагантный, мягко говоря, выбор – более нестыкующегося образа с песнями и лирическими героинями Фатьянова – трудно найти!) объявила: «Юлия Зиганшина из Татарстана», а солистка объявила ещё проще: «Фрадкин-Ошанин – «Издалека-долго»). Неужели никто не мог подсказать сценаристам, чтобы обыграть простой и знаменательный пример поэтической дружбы: Лев Ошанин стоял у истоков праздника товарища по песне и почти двадцать лет был его бессменным ведущим!

Это не придирки или критиканство по каким-то личным соображениям: высоко ценю труд и энтузиазм организаторов, но вот из всего перечисленного и складывается атмосфера, нынешний стиль, взаимоотношение власти и литературы, да просто человеческого общения. Например, была просто куда-то отодвинута Владимирская организация Союза писателей России, хотя ее руководителя Юрия Павлова мельком видел среди зрителей в плащах. Когда такое было? – даже не упомянули! На праздник приехал многолетний губернатор и попечитель праздника, друг поэтов и актёров - Николай Виноградов (ТВ интервью давал) – даже не сказали публично, не поприветствовали!

. В годы «либеральных обличений» стало модным рассказывать, как притесняла творцов советская власть, в том числе и Фатьянова. На это я хочу сказать просто: всех бы так власть притесняла сегодня. Не буду перечислять, скажу главное – Алексей Иванович жил в столице и приезжал в родные Вязники, как многие современники, на гонорары от прямого поэтического творчества.  Сегодня это недоступная роскошь. Ещё как аргумент приводят пример, что его исключали из Союза писателей: «Однажды в родных Вязниках Фатьянов напоил весь ресторан, а затем поругался с сотрудниками милиции. После целой серии подобных инцидентов его исключили из Союза писателей на три месяца, в воспитательных целях» - такими высказываниями переполнен интернет. Но времена изменились: давайте считать, что испытательный срок давно прошёл, и Фатьянов – снова полноценный член нашего творческого союза, в котором он прежде всего – поэт, выдающийся лирик. Каковым сам себя и считал. Давайте помнить об этом!

Знакомые вязниковские зрительницы спрашивали под радугой: «Когда же вы на сцену, Сан Саныч?».

Теперь уже на эту – никогда.

Прощайте, голуби…

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Комментариев:

Вернуться на главную