Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

13.11.2016 г.

ВАСИЛИЙ ПРОТИВ ЯРИЛЫ
и поучение Натальи Солженицыной

Памятник князю Владимиру надо было обязательно открывать в Москве, хотя бы потому, что на обезумевшей родине он может и не устоять.  Дважды (!) этой осенью монумент святому равноапостольному великому князю Владимиру в Киеве подвергся варварскому нападению: 26 сентября скульптура, барельефы и постамент, а также площадка у памятника были залиты красной краской, а 2 октября постамент был изуродован фашистскими символами – свастикой и «волчьим крюком», которым обозначает себя полк «Азов» и одноимённый «гражданский корпус». А ведь нацистские отморозки не просто верховодят в идейно-политической жизни незалэжной, а реально рвутся к власти. Но ведь надо было по-государственному, достойно решить, где, в каком виде и как открывать?..

Староста группы первокурсников по литературному творчеству наивно спрашивает меня 3 ноября в институте: «Александр Александрович, а у Вас есть кумир?». – «Нет, Олеся. Увы, все те, кого я высоко ценил и любил в литературе, в культурном пространстве Родины, уже не с нами».  И вдруг на следующий день в репортаже с открытия памятнику князю Владимиру я  ужасом понял, кого нам навязывают в кумиры, в  учителя. Я не ёрничаю, а искренне недоумеваю и заостряю простой вопрос: почему после президента Путина и патриарха Кирилла выступил не писатель, не историк, не творец в любой духовной сфере, а принялась поучать собравшихся… Наталья Солженицына. Кто она и зачем она? Ну, вторая по счёту вдова не самого православного писателя, ну, наследница его издательских, финансовых и политиканских дел. Дальше что?  Ведь должна быть у администрации президента или минкульта какая-то идея в головах? Мне она, ей Богу, просто недоступна!

И как менторски говорила, белея сединой над норковым воротником: «Памятник Князю Владимиру - не просто еще одно украшение нашего города, на фоне которого будут фотографироваться гости столицы. Это еще и вызов, вопрос ко всем нам и к каждому из нас: а как мы выглядим на его фоне?». Ну, уж вы с Александром Исаевичем точно проигрывали бы, убеждён. Особенно после такого кухонного пассажа, совета домохозяйки, как поступать всем нам: «Гордиться свершениями народа, его героями и его праведниками. Но это также значит иметь честность и мужество осудить зло, не оправдывать его, и память о нем не заметать под ковер, чтобы не было видно, - таким путем нам не достичь чистоты в нашем Доме». Вот вы себе представьте: 1853 год, матерь городов русских – Киев, и вдруг перед величественным монументом после выступления градоначальника и митрополита вылезает какая-то дама, вдова… ну пусть Ивана Яковлевича Франка, который тоже пострадал за убеждения и сидел в тюрьме, и начинает лепетать про веник и мусор в хате. Ведь это гоголевская фантасмагория! А что ж такого стряслось через 163 года? Думаю, сегодняшние правители сознательно или по недопониманию просто решили унизить творцов и деятелей культуры: пусть, мол, бодаются за премии и театральные субсидии, а в державные дела не лезут.

Кстати, похожую позицию занимали и власти Москвы, когда затевали установку памятника: в худших лужковско-церетельевских традициях запланировали без широкого народного и экспертного обсуждения гигантскую фигуру (лишь бы выше киевского шедевра?) и без исследований грунта решили установить на Воробьевы горах. Жители,  экологи и  специалисты взбунтовались, доказали пагубность. Срочно бросились искать другое место. В сентябре 2015 года Мосгордума утвердила установку памятника на Боровицкой площади. Решение изначально было принято без согласования с ЮНЕСКО, хотя эксперты Международного совета по сохранению памятников и достопримечательных мест (ICOMOS) говорили о возможности отрицательного воздействия памятника на Кремль как объект всемирного наследия. В начале 2016 года Москву посетил заместитель генерального директора ЮНЕСКО по культуре Франческо Бандарин, который высказал отрицательное мнение по высоте монумента. После дискуссии было решено уменьшить монумент: согласно обновленному проекту, высота постамента памятника составляет 2,75 метра, высота самой скульптуры - 12 метров, кроме того, тяжеленный крест в правой руке князя Владимира возвышается над фигурой на три метра. Общая высота памятника составляет 17,75 метра.

Сравним. Один из двух символов Киева – памятник Владимиру (авторы - скульпторы В. И. Демут-Малиновский и П. К. Клодт, архитектор К. А. Тон – какие имена!) имеет скромную бронзовую фигуру князя (высота - 4,4 м; отлита в Петербурге). Первокреститель  в мантии с крестом и великокняжеской шапкой в руке возвышается на 16-метровом чугунном постаменте и квадратном стилобате из чугунных плит, имеющем вид 8-гранной часовни в псевдовизантийском стиле. Общая высота памятника — всего 20,4 м. И это – над могучим Днепром, на фоне гигантских круч, в просторном парке Владимирская горка. Михаил Булгаков писал о подсвеченном кресте памятника: «Но лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке, и был он виден далеко, и часто летом, в черной мгле, в путаных заводях и изгибах старика-реки, из ивняка, лодки видели его и находили по его свету водяной путь в Город, к его пристаням. Зимой крест сиял в черной гуще небес и холодно и спокойно царил над темными пологими далями московского берега, от которого были перекинуты два громадных моста. Один цепной, тяжкий, Николаевский, ведущий в слободку на том берегу, другой — высоченный, стреловидный, по которому прибегали поезда оттуда, где очень, очень далеко сидела, раскинув свою пеструю шапку, таинственная  Москва». Не таинственная сегодня, а совершенно непонятная Москва решила задавить памятником неведомого многим Салавата  Щербакова знаменитый Боровицкий холм и всё пространство около Кремля, перечеркнув панораму его стен и башен и жемчужину московской архитектуры Дом Пашкова – творение гениального Василия Баженова. Кстати, князь после крещения тоже стал Василием. Но тут не только Василий на Василия пошёл войной, а снова схлестнулось славянское язычество и привнесённое христианство. Этнографы и историки утверждают, что именно на Боровицком холме с древнейших времён находилось капище (место поклонения) Яриле – божеству, которое, как Ра в Египте и Аполлон в Греции, у славян символизировал свет и жизнь. По преданию, на месте святилища была заложена деревянная церковь Иоанна Предтечи, что на Бору. Летописец утверждал, что сей храм «первая на Москве церковь быть». Это была обычная практика вытеснения языческих святынь христианскими. Строительство православного храма мало что изменило, ибо рядом по-прежнему находился Велесов камень, к  которому по праздникам стекались москвичи.  В 1509 году в этом храме был устроен придел святого мученика Уара, которому молятся за всех умерших некрещёнными. Москвичи называли его по старинке Яром, подразумевая Ярилу. Но 2 октября 1846 года император Николай Павлович, будучи в Кремле, сделал замечание, что церковь Святого Уара портит вид из окон Кремлевского дворца. Когда вельможа А. Н. Муравьев обратился к церковному владыке с просьбой сохранить древний храм, тот ответил витиевато, но предельно ясно: «Простите, что я поклоняюсь иконам и прочей святыне, а не рассевшимся камням Василия Темного». Неясно, что так обозвал митрополит Филарет – ценную церковь времён Василия Тёмного или  камень Велеса? – но доподлинно известно, что храм Уара был разобран, а камень Велеса убран в одну ночь. А ведь у нас как принято: только коммунисты храмы да святыни убирали. Характерно, что чуть позже стали разбирать древнерусский шедевр – храм Покрова на Нерли для строительства соседнего монастыря в Боголюбове, да больно кладка крепкая оказалась…

Но кто сегодня в России думает о высших смыслах, об исторических символических совпадениях? – скорей поставить, освоить бюджет, отрапортовать и позвать президента на открытие… «Со стороны организаторов это выглядит крайним неуважением к городу. Статую, предназначавшуюся для другого места, начинают двигать, как шахматную фигуру в поисках пустой клеточки, – сказал ещё год назад  в интервью РИА Новости общественный деятель и координатор движения "Архнадзор" Константин Михайлов. – Так не бывает. Обычно памятники проектируют, исходя из заранее выбранного места». Ну, это в каком-нибудь первом Риме не бывает, а во втором (Стамбуле) и третьем (Москве) – запросто…

Уже после того, как для монумента было выбрано место – Боровицкий холм – российское экспертное сообщество обнародовало открытое письмо, адресованное премьеру Дмитрию Медведеву. В нем говорилось о том, что многометровая скульптура будет диссонировать с уже сложившимся ансамблем вокруг Кремля. Наивные люди, уже всё было решено и подписано. А вот идея с выступлением Натальи Солженицыной – похожа на экспромт. Крайне неудачный и неуважительный к русской интеллигенции, к творческому и научному сообществу.

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную