Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

04.07.2017 г.

ОТЦЫ И ДЕТИ. И ДРУГАЯ РОДНЯ…

В Белгороде только что после масштабной реконструкции открыта библиотека-музей Николая Страхова. В торжественном мероприятии принял участие губернатор области Евгений Савченко, ещё раз подчеркнув, что литература -  государственное дело. Напомним, Николай Николаевич Страхов – один из отечественных мыслителей, уроженец Белгорода, философ, литературный критик, публицист, переводчик, выдающийся отечественный библиофил, библиотекарь Императорской публичной библиотеки. Он оказал  огромное влияние на русских писателей, на русскую общественную мысль. В частности, Страхов писал, анализируя вечную проблему, поднятую Иваном Тургеневым:  «Как бы то ни было, Базаров все-таки побежден; побежден не лицами и не случайностями жизни, но самою идеею этой жизни. Такая идеальная победа над ним возможна была только при условии, чтобы ему была отдана всевозможная справедливость... Иначе в самой победе не было бы силы и значения».

Ну, Базаров-то,  сказавший перед смертью: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен?», может, и был побеждён, но вульгарная базаровщина не только не побеждена, но и приобрела чудовищные размеры в конце ХХ века, когда дети не только стали предавать своих отцов, дело их жизни, но и идею самой жизни принялись растаптывать, лишать страну недавнего прошлого. Тут примеров – нет числа. Вот, скажем, Виктор Ерофеев – преуспевающий писатели, любимец Роспечати, участник всех международных выставок и салонов, радио- и телеведущий («Эхо Москвы», «Радио Свобода»). Он – сын известного советского дипломата Владимира Ивановича Ерофеева (личный переводчик И.Сталина на французский язык, помощник 1-го заместителя председателя Совмина СССР В. Молотова, помощник министра иностранных дел СССР, посол, с 1970 по 1975 – заместитель генерального директора ЮНЕСКО. Витя вырастал по заграницам, русским языком владеет неважно.  Ну, кем бы он стал, если б не дозволенная фронда, не скандальный альманах «Метрополь», тем более, что существовал современник-однофамилец – настоящий писатель Венедикт Ерофеев?

Про журналистов вообще нечего говорить. Вот Евгений Киселёв - советский, российский и украинский телеведущий (мы с Геннадием Красниковым, помню, выступали у них с Наташей Андреевой ещё в утренней программе «Останкино». Мне сказали в коридоре: «Кэгэбешник». Да, в  1981-1984 году он преподавал персидский язык в Высшей школе КГБ СССР имени Дзержинского. Потом сделал журналистскую карьеру, особенно когда с 1993 по 2001 работал на НТВ, пока канал оставался под контролем медиа-магната Гусинского. А ведь отец – Алексей Александрович Киселев (1911-1988) – советский учёный, лауреат Сталинской премии. Что бы он сказал на предложение сынка по украинскому ТВ «похищать граждан РФ» для обмена на Надежду Савченко? Особую роль сыграл тесть – Гелий Алексеевич Шахов, который был одним из руководителей Гостелерадио СССР (главным редактором Иновещания на США и Великобританию; в числе прочего, курировал Владимира Познера). Какие имена, какие родственные связи! И вот – мерзкое продолжение…

 

ОТВРАТИТЕЛЬНОЕ И ПОУЧИТЕЛЬНОЕ ИНТЕРВЬЮ

И с отвращением читая жизнь мою,
Я трепещу и проклинаю…

 А. С. Пушкин «Воспоминание»

В первый день июля либеральный режиссёр и актёр Андрей Смирнов прочитал своё же интервью Александру Мельману в МК и сам же содрогнулся, публично бросив  обвинение на сайте «Эхо Москвы», прокляв не себя, как Пушкин, а… - газету: «Как вы могли допустить, чтобы материал появился под этим б… заголовком? Я вам этого не прощу и не забуду до смерти. Удавитесь. Ни вы, ни ваш сраный листок не подойдете ко мне на пушечный выстрел».

Даже вернулся к номеру газеты, чтобы прочитать заголовок - обычный «комсомольский», с прямой речью: «Мой зять Чубайс»: режиссер Андрей Смирнов рассказал о семье и олигархах». И с добавлением изречения о сути тестя Чубайса: «Мы в одном строю шагаем, только он командовал, а я был одним из офицеров». А что тут не так? Я ведь сперва пробежал  это разоблачительное интервью Александра Мельмана мельком, но после перепалки с проклятиями  вернулся и ещё раз поразился тому, как мельчают и деградируют творческие личности, даже если они дети замечательных советских писателей или актёров. Кстати, во многих врезах и аннотациях рассказывается, что Андрей Сергеевич - отец Дуни Смирновой и зять Анатолия Чубайса, но всё реже упоминается о том, что он - сын лауреата Ленинской премии, автора книги «Брестская крепость Сергея Смирнова, который умер на вершине карьеры и писательской славы в 1976 году. Напомним, что он был заместителем главного редактора тогдашнего журнала «Новый мир», главным редактором «Литературной газеты», секретарем Союза писателей СССР. В качестве руководителя московской организации Союза Писателей в 1958 году принял активное участие в осуждении Бориса Пастернака, потом подписал гневное Письмо группы советских писателей в редакцию газеты «Правда» 31 августа 1973 года о диссидентах Солженицыне и Сахарове. А фильм «Белорусский вокзал» - минуточку! – вышел в 1970 году.  Оказывается, и тогда сына всемогущего литератора и телеведущего, который сам клеймил антисоветчиков – травили!  Уж не знает, какую лапшу повесить на уши Мельману:

— Эту картину закрывали четыре раза, упрекали в отсутствии героического начала, говорили: «Мы победили, а у тебя все неустроенные судьбы». Ну почему неустроенные? У них жизнь, как у всех людей. Конечно, они живут с сознанием, что прожили свою жизнь не зря. Другой вопрос, что родина для них скорее мачеха, чем мать. И вообще — насколько оценены их заслуги? Только фильм не об этом…

Конечно, не об этом – о мужской дружбе, о совести фронтовиков, о памяти, которая сильнее незадавшейся карьеры или тщеславия!  Потому фильм и пользуется до сих пор таким успехом у зрителей. А песня на стихи Булата Окуджавы стала лейтмотивом праздника Победы. Всех бы так преследовали и закрывали! Мельман спрашивает о злободневном и обсуждаемом, но на всё получает уклончивые, хотя и саморазоблачительные ответы:

- Вот вы недавно встречались со Светланой Алексиевич…

— Да, я с большим уважением к ней отношусь, она вполне заслужено стала лауреатом Нобелевской премии.

— Это не обсуждается. Но когда она говорит, что, может быть, на какое-то время нужно запретить на Украине русский язык, чтобы объединить нацию, вы с этим согласны?

— Это ее дело. Киев всю жизнь был русскоязычным городом, им и остается. Я снимался там в прошлом году. Но, знаете, это настолько больная тема, давайте не будем…

Ладно, больную тему обошли, приступили к профессиональной:
— Вы сыграли олигарха в фильме Звягинцева «Елена», по-моему, лучшем его фильме. Звягинцев, с вашей точки зрения, это что за режиссер? Почему каждый его фильм становится очень важным высказыванием?

— Покойный, к сожалению, Даниил Дондурей, бывший главным редактором журнала «Искусство кино» и самым крупным социологом российского кинематографа, мне в свое время объяснил, что Андрей Звягинцев является самым великим российским режиссером, начиная с 1908 года. Ни Эйзенштейн, ни Тарковский не могут с ним сравниться, потому что каждый фильм Звягинцева становится событием мирового кинематографа. Мне кажется, что эта характеристика — исчерпывающая.

Ох ты! Пройдёт немного времени, и никто про исчерпывающего Дондурея не вспомнит, а по Эйзенштейну будут продолжать учиться. Насчёт Звягинцева добавлю лишь одно: жаль, что его фильмы не становятся событием русского кинематографа. А мирового – легко: есть кому постараться раскрутить удобного режиссёра – очернителя родины. У них там и Солженицын – величайший писатель ХХ века, и Бродский – второй после Пушкина. Это даже не смешно…

Дальше – про сигнальный Съезд кинематографистов, ставший киношным прологом разрушения страны и Никиту Михалкова – тоже сына Героя Социалистического  Труда, как и Смирнов-старший…

— Да, тот памятный V съезд Союза кинематографистов 1986 года. Там же произошло восстание против «киношных генералов». А «киношными генералами» были, на минуточку, Сергей Бондарчук, Лев Кулиджанов, Григорий Чухрай…

— Я не был на пятом съезде, меня туда никто не выбрал делегатом. Хотя пару речей своим друзьям я написал, и эти друзья стали потом секретарями нового Союза. Но там один из моих приятелей крикнул мою фамилию, и наутро я узнал, что попал в правление. И вот три года я сидел там, в конторе, с утра до ночи.

— И на том съезде выступал Никита Михалков, который пошел против течения, против вас, революционеров, чтобы защитить всех этих уважаемых, великих режиссеров.

— С тех пор он ненавидит кинематографистов смертной ненавистью.

— Но это был поступок с его стороны…

— Такой же холуйский, как все остальное.

— Он практически тогда один пошел против вас всех.

— Потому что он был уверен, что все кончится так, как кончалось всегда. Вы не забывайте, в какой момент съезда он это сделал — когда еще исход не определился, когда еще было неизвестно, что руководство Политбюро не будет мешать. Ну, какой тут героизм — он как был потомственным холуем, так им и остался…

А как кончилось-то? Капитализм олигархический восторжествовал, идейные враги говорят о разном, но прекрасно себя в нём чувствуют, а российский кинематограф – умирает. Оба играют, ставят фильмы. Правда, Смирнов уверяет, что потерпел финансовую катастрофу  в духе времени. Наверное, и всё интервью ради этого плача затеял. Но в этой-то части – главное разоблачение и сокрыто: уж  если зять Чубайса, его горячий поклонник и защитник потерпел крах, то что же остальным делать? Или это очередная разводка?
- Из всех ваших детей я знаком только с одной девушкой замечательной — с Дуней. А что она делает в последнее время, пишет, снимает? Ведь раньше фильмы, сценарии шли один за другим, а теперь, кроме крика души в защиту Серебренникова («чтобы у вас там ничего не стояло!»), ее не слышно и не видно.

— В июле она начинает съемки новой картины. Но Дуня же создала Фонд помощи детям, которые страдают аутизмом. Это ее основная работа, она ей отдает очень много сил, времени.

— Это очень важно. Андрей Сергеевич, ну а как вам ваш новый зять?

— Я его всегда очень любил, уважал. Мы в одном строю шагаем, только он командовал, а я был одним из офицеров.

— Вы офицер армии Чубайса?..

— А как же! Гайдар и Чубайс — два самых выдающихся мужика в новейшей истории.

— А то, что заместителей Чубайса «закрывают» одного за другим, вас не смущает?

— Это все «липа», они порядочные, честные люди. Я восхищаюсь Чубайсом и его командой… А что же вы не спрашиваете меня про мои дела режиссерские? У меня же катастрофа!

— Что за катастрофа?

— У меня есть сценарий, написанный аж в 2014 году. Появились деньги — в конце 15-го года началась работа на той же студии Валеры Тодоровского, на которой я делал «Бабу». Полнометражная картина, фильм будет называться, скорей всего, «Француз». «Оттепельная» Москва 1957 года. Уже была выбрана натура, актеры, пошли актерские пробы… В мае прошлого года я должен был начать снимать. Но недавно лопнул банк, в котором было два миллиона долларов спонсорских денег и заодно все, что мы с женой заработали за последние сорок лет. (Какой банк-то? -  посоветовался бы с зятем, где тот деньги хранит! – А.Б.). В 75 лет я остался с голым задом. Картину пришлось остановить. С тех пор прошло уже больше года. Я занят поисками новых спонсоров, но пока это ни к чему не привело. А так как я уже старый, ну что мне там осталось… Живу как на иголках. Мне очень хотелось снять эту картину, но шансы все уменьшаются и уменьшаются. В Министерство культуры я пойти не могу. Мне посоветовали попросить деньги у Фонда кино, и я, как дурак, согласился. Представляли мы картину, я там чего-то говорил… В результате занял 52-е место из 52. Я писал письма богатым людям, олигархам, но ни один из них не удостоил меня ответом.

А где те, кто финансировал предыдущую вашу картину? Хотя бы тот же Вексельберг?

— Он отказал.

— Абрамович?

— Пропал миллион, который он мне дал.

— Что ему этот миллион — дал бы еще.

— Ну, так я не могу ставить вопрос. Но я надеюсь, что удастся раздобыть хоть какие-то деньги.

Постойте, но как можно не раздобыть «какие-то деньги» у зятя, который на вечеринке хвастался, что «у нас ну очень много денег»? Или Чубайса история с подмосковным имением отвлекает? Согласно данным журналиста Олега Лурье, история с дворцом в подмосковных Переделках, который был построен для тогда еще государственного чиновника и миллиардера Анатолия Чубайса, тянется вот уже несколько лет. Согласно имеющимся отчетам, ударными темпами, менее, чем за два года, были выполнены работы на общую сумму около 30 млн. долларов США. А дальше – больше. Сейчас уже общие затраты швейцарской фирмы АО «СФО КОНЦЕПТ АГ» на «объект», включая земельный участок, строительство, коммуникации и пр. составили около 50 млн долларов. С землёй стоимость оценивают в 55 млн – сколько же картин можно снять за цену хотя бы дома для охраны на 750 квадратов!


Дворец Чубайса - 750 м2. Дом для охраны

Сразу после вступления в силу закона о запрете чиновникам заниматься бизнесом, в том же мае 2013 года, он продал свои акции другому лицу, некоему малоизвестному гражданину Илье Сучкову, родственники которого долгое время трудились под крылом Чубайса.  Потом Чубайс так провернул дела с Роснано, что он – глава госкорпорации – стал снова предпринимателем, и видимо, решил вернуть назад себе роскошное поместье в Переделках. «Причем, вернуть весьма необычным способом, - пишет Олег Лурье… Но вникать в эту переделкинскую грязь неохота: суды, дрязги, публикации в СМИ (приводится огромный перечень – вот чем, уверен, занимается теперь Дуня Смирнова, а не благотворительностью!). Сам автор расследовательских материалов Лурье поражён: «И вот еще удивительная цитата из, так называемого, «техзадания». Похоже на приговор суда: «Выводы. И.В.Сучков является мошенником, который, работая на А.Б.Ч. и получив в свое юридическое распоряжение недвижимость на несколько десятков миллионов долларов (конкретную стоимость не обозначать), попытался и сейчас пытается (в том числе и в судебных инстанциях) продолжить свои мошеннические действия по хищению данной недвижимости». Узнаю категоричность Дуни, которая вывод пишущим за деньги – навязывает! Так что, выходит, что пока отцу и тестю чета Чубайсов помочь не может? Ох, всем бы такие трудности… Напомним, глава "Роснано" Анатолий Чубайс заработал в 2015 году чуть больше одного миллиарда рублей. Об этом сообщало издание "Forbes". При этом "Роснано" - не главный источник дохода Анатолия Чубайса. В качестве зарплаты он получил от "Роснано" 102 млн. рублей (всего-то около 9 млн в месяц!), потратив при этом на благотворительность… 81 миллион. Ау, где зримые следы?


Чубайс лезет в карман за деньгами для тестя

Издание отмечает, что основную прибыль Анатолий Чубайс получил от принадлежащих ему долей в разных компаниях. Начиная с 2015 года, обязаны раскрывать данные о своих доходах только те руководители государственных корпораций, которые на 100% принадлежат государству. В случае с "Роснано" государство владеет 99% компании, оставшийся 1% принадлежит самому Чубайсу, поэтому формально он не обязан отчитываться о своих доходах. Ловко! Так что теперь – мрак, но с фильмом – «благотворитель» точно мог бы помочь! Однако построили такую страну генералы капитализма, что стыдно читать признания их рьяных поклонников и офицеров,  коим является  режиссёр Смирнов. Он считает, что у его героев «Белорусского вокзала» - генерала, директора крупного завода, журналиста, уважаемого мастера-работяги! - жизнь не удалась. А у него самого удалась, если он так взъелся на Мельмана за правдивый заголовок? «И с отвращением читая жизнь мою…».

 

КАЗЁНЩИНА И КЛЯТВА

В тихом и целебном венгерском Хевизе, где обсуждаются курортные события, долетают с шумом каштанов и политические новости из России. Узнал, что Госдума определилась с текстом присяги для вступления в гражданство РФ. Как сообщил первый заместитель главы комитета по госстроительству и законодательству Михаил Емельянов, решение было принято после совещания с участием спикера палаты Вячеслава Володина: «Мы посмотрели тексты, и есть текст, который решено было взять за основу — это текст Павла Крашенинникова с доработками экспертов. Фракции поддержали», — заключил Емельянов. Сам спикер и фракции – это мощно, а почему же ни в какой форме не спросили народ? НЕ опубликовали в СМИ, не выслушали мнения?

Конечно, создали могучую комиссию после указания В. Путина, даже формально  объявили закрытый  конкурс на лучший текст присяги, которую будет предложено произносить вступающим в гражданство РФ. Почему-то в рабочую группу не включили никого из писателей, а когда-то  государство им доверяло: «Никто не забыт, ничто не забыто», - придумала поэтесса блокадного Ленинграда Ольга Берггольц.  Надпись на могиле Неизвестного солдата  рождалась усилиями писателей-фронтовиков. Первый секретарь Московского горкома партии Hиколай Егорычев, который по поручению премьера Алексея Косыгина стал создавать мемориал, попросил Сергея Михалкова, Константина Симонова, Сергея Hаровчатова и Сергея Смирнова — придумать надпись на могиле. Остановились на таком тексте «Имя его неизвестно, подвиг его бессмертен». Под этими словами все писатели поставили свои подписи... и ушли. Егорычев остался один, но что-то в окончательном варианте его не устраивало: «Я подумал, — вспоминал он, — как к могиле будут подходить люди. Может быть, те, кто потерял своих близких и не знают, где они нашли покой. Что они скажут? Hаверное, так: «Спасибо тебе, солдат! Подвиг твой бессмертен!». Вот как относились к высоким поручениям тогда!  Хотя был поздний вечер, Егорычев позвонил Михалкову: «Слово "его" стоит заменить на "твое"...». Михалков подумал: «Да, — произнёс заикаясь, — эт-то лучше». Так на гранитной плите появились выбитые чеканныве слова: «Имя твое неизвестно, подвиг твой бессмертен». Их сегодня порой приписывают одному Михалкову, а он был лишь последним редактором.

В нынешнюю комиссию входил вездесущий Никита Михалков, но он отцовской склонности к высокому  стилю – не проявил, судя по окончательному тексту. Его изваял известный непотопляемый деятель - ельцинский министр и один из депутатов первой волны немцовско-касьяновского «Союза правых сил» Павел Крашенинников: : «Я (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать Конституцию и законодательство РФ, права и свободы ее граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать ее культуру, историю и традиции».

Безлико, сухо, необязательно. Прочитал этот казённый текст вдали от родины и подумал: «Ну, сделали хотя бы так, как в Венгрии – скромно, но весомо: «Я, .............................., действительно торжественно клянусь, что Я буду считать Венгрию моей страной. Я буду верным гражданином Венгерской Республики, и буду чтить и соблюдать ее Конституцию и законы. Буду защищать свою Родину по мере своих сил, и служить ей по мере своих возможностей. (В зависимости от вероисповедания присягающего: ). Да поможет мне в этом Бог!».

В комиссия, судя по фото, верховодили такие одиозные личности как правозащитник Михаил Федотов или Николай Сванидзе, который высказался так: «У нас преобладают люди с разной кровью. Поэтому, кто и кем сам себя считает, это настолько интимный вопрос, что докопаться до сути крайне сложно, и не нужно. Во мне текут четыре крови. Кем я себя считаю — грузином, евреем, русским или поляком — это мое сугубо личное, интимное дело. Я гражданин Российской Федерации. Мой родной язык — русский. Я воспитан на русском языке и русской литературе»… Ну, коли так, то по определению Владимира Даля, который подчёркивал: «Отец мой выходец, а мое отечество Русь», Сванидзе – русский! Но Николай Карлович и под пыткой этого твёрдо не скажет. Почему? – загадка, которая строилась всей государственной политикой, всеми СМИ и с его участием. И он – во всех комиссиях и советах!


П. Крашенников - не надо пафоса

Так что понятно, почему побоялись  даже вставить распространённый оборот: «торжественно клянусь», чтобы, упаси бог,  в пионерской символике не  обвинили. Что за странная страна – либерально-чиновничья Россия? Только два разведчика - президент Путин да израильский гость Соловьёва – Яков Кедми  не стесняются громко про патриотизм рассуждать, а любой официальный документ это естественное положение – старательно обходит. Ну, никто в мире этого пафоса не боится, а США обязывают давать просто партизанско-милитаристскую клятву. Я мысленно вижу, как Владимир Познер или Гарри Каспаров с суровыми лицами произносят: «Настоящим я клятвенно заверяю, что я абсолютно и полностью отрекаюсь от верности и преданности любому иностранному монарху, властителю, государству или суверенной власти, подданным или гражданином которого я являлся до этого дня (читай – отрекаюсь от России, Путина и всего прочего! - А..Б.); что я буду поддерживать и защищать Конституцию и законы Соединенных Штатов Америки от всех врагов, внешних и внутренних, что я буду верой и правдой служить Соединенным Штатам». Кому-то надо рассказывать, кто главный внешний враг США? И вот Штаты упиваются этой  агрессивностью, пафосностью, готовностью новоиспечённого гражданина всё отринуть и даже предать. А у нас какой-то казённый, извиняющийся, аморфный текст. Ну, и новые граждане будут – такие же! Очень плохо… Президент Путин должен это написать в углу красным карандашом и вернуть сию казёнщину на коренную доработку.

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную