Александр БОБРОВ, секретарь Союза писателей России
О САМОМ СУЩЕСТВЕННОМ

«Писать дневник, или, по крайней мере, делать от времени до времени заметки о самом существенном, надо всем нам»
Александр БЛОК

<<< предыдущее    следующее>>>

17.07.2017 г.

ВРЕМЯ ОБЕСЦЕНИВАНИЙ И КОНТРАСТОВ

Июль подарил яркие впечатления,  горькие размышления и убийственные контрасты. Пока я плыл по Дону на плоту от Серафимовича до Перекопской, где не то что не было интернета, но даже сеть МТС не работала, пока размышлял на Шукшинском утёсе и кланялся павшим солдатам, которые сражались за Родину, теряющую разум Россию потрясали «важнейшие» культурные события – трагические и весёлые (сквозь слёзы). 

ОРДЕНА, ЕВРЕЙСТВО И МАТЕРИЩИНА

Накануне праздника семьи, дня памяти святых Петра и Февронии в Кремле состоялось очередное награждение деятелей культуры. Это нечто ошеломительное! Были вручены государственные награды деятелям искусства, науки, политики. Есть в их числе действительно заслуженные люди вроде актёра и режиссёра Сергея Никоненко. Но есть и олигарх Михаил Сафарбекович Гуцериев, которому достался Орден почёта в постмодернистской упаковке - как «поэту-песеннику» (таковым он даже именовался в официальном пресс-релизе). Да, он накропал 700 (!) плохо рифмованных текстов, многие из которых были переложены на музыку и спеты такими падкими на деньги звёздами  как патриотка Украины София Ротару, депутат  Иосиф Кобзон, кумиры домохозяек Стас Михайлов, Николай Басков и многими  другими не бедными исполнителями. Вообще-то Гуцериев по жизни, как сегодня выражаются -  владелец компаний АО НК «РуссНефть» и ОАО «Русский Уголь» и регулярно находится в топе журнала Форбс, потому что кризисы таких только обогащают. А ещё в его собственности находится 8 (!) радиостанций: «Такси FM», «Восток FM», «Говорит Москва», «Столица FM», Love Radio, «Радио Дача», «Шансон» и «Весна FM», которые заполнены песнями владельца. Какими? А вот такими абракадабрами, который стонет Григорий Лепс:

Подскажи мне, старый черт,
Где мечта моя летала,
Дни мои наперечет,
И душа куда пропала?
Страсть заснула, задохнулась,
Все надежды захлебнулись,
В старых грезах задушила,
Слезы мудрость обнажила!

Какой такой старый чёрт и кто чего обнажил? – деньги снимают лишние вопросы. И одежды, к слову. Так, среди награждённых  ещё была попсовая дива Ирина Нельсон, она же Ирина Тюрина, солистка группы «Рефлекс» (в простонародье – «Поющие трусы»), которая любит фотоснимки без турусов. Глава Администрации президента Антон Эдуардович Вайно торжественно вручил ей медаль ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени - внимание! - «за высокий профессионализм, многолетнюю артистическую деятельность, богатейший накопленный опыт и большой личный вклад в развитие молодёжи, популяризацию образа доброты и романтики, активную жизненную позицию, продвижения принципов ненасилия и безупречную репутацию». Вклад в развитие молодёжи, чем АП, увы, не занимается, хоть есть там соответствующее управление – это сильно!

Ну, разве это не вклад? – «Андреалин»:

Ты мой адреналин, ты мой сон, ты номер один.
Ты как яд, но губы твои говорят мне о любви.
Что ты мой, родной и нежный. Мой, как ветер свежий.
Мой необъяснимый. Мой, ты мой любимый.
Мой, как в первый раз. Мой не на показ.
Нет полутонов у нас на этот раз.

Вот так, без полутонов, она и просвещает хоть на сцене, хоть на откровенных  фотосессиях. И страшно гордится наградой: «Я начинала как сольная певица в эстрадном проекте, потом стала создателем и лидером ультрамодной группы «Рефлекс» и сейчас, несмотря на загруженный гастрольный график, я начала работу над новым социальным проектом, направленным на оздоровление нашей нации. И вот здесь, стоя в Екатерининском дворце Кремля, среди почтенных и уважаемых людей, я, единственная девушка из шоу-бизнеса, которой вручали эту медаль Ордена». Да, чем-то заслужила, выходит…

В Сети начали бурное обсуждение: «Не, я всё понимаю, но без кремлёвской награды никак? Я уж не говорю о нижеплинтусном музоне, исполняемом 45-летней «девушкой»...». Кстати, «девушке» - намного больше. По утверждению злых языков, она скостила себе 10 лет. Но у юзеров нет почтения к возрасту: «Заслуги перед Отечеством???  Ваши клипы мы помним, да, группа поющие трусы. Никогда не материлась, но тут не могу!». В стороне от обсуждений не мог остаться и супруг Ирины, продюсер Вячеслав Тюрин, который пишет ей песни:

О, селяви, я сохну без любви, тоска моя сгинь-сгинь.
Мне так грустно, джинь джи.

Тюрин забыл про селяви и разразился очень эмоциональным комментарием, в котором обещал «отшибить» всем несогласным с наградой жены все и сразу. Правда, позднее комментарий был удален. Но песни и фривольные фото - остались, как и вопрос одного автора ЖЖ: «Покажите мне фейсы тех гамнюков, кто конкретно в АП формирует списки будущих кавалеров/лауреатов. До такой степени обесценивать высокие награды - это надо уметь».

Да, на дворе время обесцениваний наград, званий  и профанаций творчества… «Быть писателем сегодня не престижно, а то и позорно». «Кому он нужен,  ваш Союз писателей?», «Будущее за сетевой литературой и блогерством». Сколько этих и подобных высказываний я наслушался и начитался, как профессор, которому по роду преподавательской деятельности надо копаться в мути Интернета.  И что же на самом деле? А в реальности либеральный сайт «Открытая Россия» поместил репортаж, который дышит гордостью, что с известным блогером Антоном Носиком, который основал Газету.Ru, портал Lenta.ru и  занимал пост главного редактора BFM.ru.,  прощались в… ЦДЛ, как  с настоящим писателем: «В Центральный доме литераторов проходили гражданские панихиды по Анне Ахматовой и Евгению Евтушенко, Илье Эренбургу и Даниилу Дондурею. 11 июля 2017 года — не просто дата прощания с Антоном Носиком. Это день, в который блогера признали литератором». Вот такой вот ряд и вывод!

Но не это озадачило. Почему-то на церемонии прощания, которую открыл президент Федерации еврейских общин России Александр Борода, всё время звучали песни Шнура:

«И только ты, рыба моей мечты, только ты...», — раздавалось в Центральном доме литераторов. Это не звуки с улицы, как может показаться сначала:  под песни Сергея Шнурова с Антоном Носиком прощались его родные и друзья. Дальше были и «В Питере пить», и «Не ждали нас, а мы пришли» Лехи Паперного, которую сам Носик назвал «веселым и жизнеутверждающим зонгом». Носик, «очень добрый и очень ребяческий», как описала Катя Бермант, не мог уйти подо что-то другое. В зале — портреты покойного на стендах и на экране. Носик в молодости, Носик с сыном, у пальмы, за работой, в квартире, делает селфи... А Шнур зажигает: «В Ростове шикарные плюхи размером с большую печать, в Москве о****льно нюхать, в Челябинске лучше торчать...». Люди в кипах балдели, а Галина Тимченко, главный редактор Meduza, призналась, что Носик научил «никогда не бояться» и дал ей «дело жизни». По ее словам, интернет, который он развивал в России, стал для граждан «последним глотком свободы». И призвала: «Давайте слушать эти смешные, веселые и грустные песни, которые он очень любил. И думать, что мы несмотря ни на что, несмотря на то, что происходит вокруг, будем свободными, останемся свободными. Потому что свобода — внутри. Антон это показал всей своей жизнью».

Ну, наверное. Мне трудно судить, но смерть тоже многое показывает. Мне кажется, что эти песни звучали как торжество дела всей жизни: убить традиционную русскую культуру, московскую исконную духовность, истинную поэзию, которая всегда лилась в этих стенах. Это, наверное, нравилось и тележурналисту Николаю Сванидзе, и Алексею-Юлии Навальным, и одному из создателей «Эха Москвы» Сергею Корзуну. Правда, на экране Антон Носик читал Пушкина. «Я вас любил так искренне, так нежно, как дай вам бог любимой быть другим», но всё перекрывали песни Шнура. Носика наградить орденом не успели, но есть другое предложение в адрес Администрации президента и всех питерских во власти: пора всё-таки наградить орденом самого Шнура, хотя бы за песню:

Когда переехал - не помню,
Наверное, был я бухой.
Мой адрес не дом и не улица,
Мой адрес сегодня такой:
ВЭ-ВЭ-ВЭ ЛЕНИНГРАД ЭС-ПЭ-БЭ ТОЧКАРУ.

Даёшь Интернет, бл….

Они многие переехали в матушку-Москву, начиная с самых главных, а ностальгия по такому вот «творчеству» - осталась. Даёшь время обесцениваний!

 

ЗА ЧТО ЖЕ ОНИ СРАЖАЛИСЬ?

Уверуй, что всё было не зря: наши песни, наши сказки, наши неимоверной тяжести победы, наши страдания, – не отдавай всего этого за понюх табаку… Мы умели жить.  Помни это. Будь человеком. 
Василий Шукшин

В июле 1942 года, 75 лет назад, развернулась грандиозная Сталинградская битва – одна из наших неимоверной тяжести побед, о которых призывал не забывать Василий Шукшин. Напомню, сам он родился 25 июля 1929 года…  Двести дней и ночей на берегах Дона и Волги, а затем у стен Сталинграда и непосредственно в самом городе продолжалась ожесточенная битва. Участвовало в этой страшной круговерти с обеих сторон на разных этапах боевых действий свыше 2,1 млн человек. По целям, размаху и кровопролитию боевых действий Сталинградская битва превзошла все предшествующие ей сражения мировой истории. Сражение развернулось на огромной территории площадью около 100 тыс. кв. км при протяженности фронта от 400 до 850 км. Основными условиями окончательного разгрома СССР, по мнению Гитлера и высших руководителей вермахта, являлись захват Кавказа с его мощными источниками нефти, плодородных сельскохозяйственных районов Дона, Кубани, Северного Кавказа и Нижнего Поволжья, а также захват главной водной артерии - Волги. Сталинградская битва включает два периода: оборонительный – с 17 июля по 18 ноября 1942 г. и наступательный, победный  – с 19 ноября 1942 г. по 2 февраля 1943 г. В районе город Серафимович – станица Клетская разворачивались ожесточенные бои как на первом этапе битвы, когда фашисты рвались на Сталинград, так и на втором этапе, когда наши войска перешли в контрнаступление. Именно по этому маршруту только что и проплыл я 87 км на плоту по Дону с сыном и друзьями, чтобы на этих эпических просторах ещё раз впитать в себя красоты Тихого Дона и вспомнить тех, кто подарил нам жизнь, кто воспел подвиг народный и призывал своим творчеством не отдавать это за понюх заморского табаку.

На том направлении, в том месте, где вышли мы на берег и вдохнули после запаха воды горячий степной запах сладкого донника и горькой полыни, наступали части 6-й армии тогда ещё генерал-полковника Паулюса.  С 23 июля весь Клетский район стал местом сражений. Именно в этот день на безымянной высотке близ хутора Калмыков в районе станицы Клетской четыре советских бронебойщика: Петр Болото, Григорий Самойлов, Александр Беликов, Иван Алейников, отразили атаку 30-ти фашистских танков, которые двигались на их позиции. Нам всё внушают, что 28 панфиловцев не смогли бы сдержать 50 танков, а тут 15 фашистских танков были подбиты, а 15 – дрогнули и повернули назад. Может быть, и корреспонденту Михаилу Шолохову рассказали об этом подвиге бойцов, но как бы там ни было, именно бронебойщик Пётр Лопахин стал главным персонажем незавершённого романа «Они сражались за Родину». Там, конечно, есть и другие выдающиеся образы тех, кто спас Россию и  сделал само вычеркнутое имя города Сталинград символом великой победы, но именно Лопахин является выражением того несгибаемого русского характера, который всегда привлекал Михаила Александровича – от Мелехова в «Тихом Доне» до Соколова в «Судьбе человека». И когда Сергей Бондарчук получил добро на создание киноэпопеи, он видел в этой роли только Василия Шукшина.

Вообще, к слову, огромный художник и непререкаемый авторитет он заранее видел  всех главных героев и утверждал актёров практически без кинопроб. Подсчитано, что всего в фильме 57 значимых впечатляющих ролей и ещё 80 — второплановых, но тоже важных. А уж про массовку и вовсе говорить не приходится, хотя привлечённые к съёмкам солдаты и сокращали затраты, поочередно изображая то своих, то немцев (и румын, и венгров тоже!) — чего, конечно, потом в кадре никто не заметит. Бондарчук усадил в известковые окопы, в землю, про которую его герой крестьянин Звягинцев говорит: «Это же не земля, а увечье для народа» 9 народных артистов! Причём они сами в страшную жару копали окопы, и линялые гимнастёрки, которые режиссёр не разрешал снимать и после съёмок, набухали солдатским, а не звёздным потом. Действие фильма происходит в такие же июльские дни 1942 года. На подступах к Сталинграду обескровленные, измотанные советские войска ведут тяжелые оборонительные бои, неся огромные потери. Небольшое стрелковое подразделение под командованием капитана Сумскова получило приказ: под огнём вражеской авиации и артиллерии обеспечить переправу через Дон советских воинских частей. Четыре дня стояли насмерть солдаты Стрельцов, Лопахин, Звягинцев — люди мирных профессий, которых война заставила надеть шинели… При этом они в страшных условиях не потеряли ни убеждённости, ни человечности, ни чувство юмора. Пересмотрел снова – какие съемки, какая игра! Какое неистовство в борьбе с врагом, чувство локтя и юмора!

Только к концу июля немцы оттеснили советские войска за Дон – помните сцену спуска по лощине к Дону, знаменитую реплику Лопахина напарнику в исполнении друга – Георгия Буркова: «Не потонешь – говно не тонет»? А ту крестьянку, гениально сыгранную Ангелиной Степановой, которая, сложив на юбке натруженные руки, выговаривала Шукшину: «Вы куда отступаете, старухи, что ли, воевать будут? – Соли ему, пересолить бы вас!..»? Словно слыша её,  28 июля 1942 года народный комиссар обороны И. В. Сталин обратился к Красной Армии с приказом № 227, в котором потребовал усилить сопротивление и, во что бы то ни стало, остановить наступление противника. Предусматривались самые жёсткие меры к тем, кто проявит в бою трусость и малодушие. Намечались практические меры по укреплению морально-боевого духа и дисциплины в войсках. «Пора кончать отступление, — отмечалось в приказе. — Ни шагу назад!» В этом лозунге воплощалась сущность приказа № 227, который либеральные пропагандисты датируют чуть ли не первым днём войны, в крайнем случае, Московской битвы. Командирам и политработникам ставилась задача довести до сознания каждого воина требования этого приказа, но мы видим шолоховских героев среди горьких запахов полыни, которые бьются насмерть без увещеваний политруков.

*   *   *

…В тяжелую годину, 25 июля 1942 года, встретил своё 13-летие непоседливый, но много переживший подросток Вася Попов, который после ареста и гибели отца Макара Шукшина в 1933 году, стал носить фамилию матушки. Она вышла второй раз замуж за Павла Куксина, семья переехала в Бийск, но  в июле 1941 года отчима призвали на фронт, и семья возвратилась в Сростки. Там 22 июля завершится Всероссийский фестиваль "Шукшинские дни на Алтае", который будет проходить с 18 июля. Фестиваль пройдет в юбилейный для края год, программу составят кинофестиваль, литературные чтения, выставки и различные презентации. В писательскую делегацию вошли писатели и поэты Евгений Водолазкин, Александр Кердан (Екатеринбург), Юрий Козлов, Владимир Молчанов (Белгород), Мария Маркова (Вологда). В делегацию кинематографистов вошли режиссер Анна Матисон, режиссёр Виктор Мережко (он же станет председателем жюри Шукшинского кинофестиваля),  заслуженная артистка России Марина Яковлева, заслуженный артист Республики Беларусь Анатолий Котенёв, рок-музыкант, композитор Гарик Сукачёв. Представляю, что бы сказал бы о хриплых песнях последнего Василий Макарович… Включил бы он их в понятие «наши песни, наши сказки»? – большой вопрос...

Но и здесь на Дону, рядом с бывшей Мелоклетской, где оборвалась 2 октября 1974 года жизнь великого русского творца и труженика, помнят и чтят Шукшина.  Наш плот причалил к пляжу базы отдыха Волгоградского технологического колледжа. Быстро пошёл по горячей, с двумя белыми колеями дороге на Шукшинский утёс, вдыхая горький запах полыни, чтобы побыть у часовни с иконой Василия Великого одному, пока не подошли спутники. Место это – неимоверной эпической красоты, оно чем-то напомнило мне Венец над Клязьмой в Вязниках – на родине Алексея Фатьянова. Далеко видно с таких высот, о многом поёт нестихающий ветер, высокие мысли рождает эта былинная красота, но и бренность свою ощущаешь, начинаешь с горечью думать о беспамятстве и безответственности людской, которой досмерти противостоял Василий Макарович.

 

Место бывших боёв и съёмок указал Сергею Бондарчуку сам Михаил Шолохов. Он знал и красоту этих Меловых гор, и то, какую память хранит сама земля, начинённая металлом. Съемки начались весной 1974 года на хуторе Мелологовский в 20 километрах от станицы Клетская. Жара стояла 40-градусная. Выжженные солнцем холмы, густая меловая пыль, которая оседала на одежде, лицах, аппаратуре. После взрывов, многочисленных дублей, уставшие актеры отправлялись на теплоход «Дунай», который превратили в гостиницу. Массовка из местных разбредалась по хуторам. Но то лето запомнилось людям не только потому, что запросто можно было поболтать с людьми, которых знала вся страна, послушать байки Юрия Никулина, пригласить их на уху или в баню. Жители окрестных хуторов словно пережили войну во второй раз. Сергей Бондарчук, чтобы максимально приблизиться к дням ожесточенных боев, сжигал целые поля пшеницы и ячменя (первый секретарь райкома и директор совхоза «Перекопский» чуть не плакали – ведь деньги за компенсацию тогда не всё решали!), гнал испуганный взрывами скот – для сцен всеобщего отступления. Работница библиотеки позже скажет в сердцах на телекамеру: «Ужас! Я подумала даже: наверное, предательницей бы тогда стала – так страшно…». Участники массовки жадно ждали премьеры, всматривались в экран, а напрасно: сцены эти сильнейшие потребовали вырезать в год 30-летия Победы. Только Звянгинцев перетирает созревшие колосья пшеницы на фоне измученных съёмками и жарой беженцев.  А хутор Мелологовский по разрешению местных властей Бондарчук переселил полностью: выкупил дома, а потом их сжег, вместе с пристроенной к ним бутафорской деревней. Один домишко оставался.

Писатель Борис Екимов в своей книге «По Дону. Путевые заметки» («Наш современник» N2 2003) написал в своём духе: «Открывается хутор Мелологовский, место уютное, красивое. Коренной берег подошел распадком, оставляя у воды просторное ровное место, немного угористое. Зелень садов. А жилья нет. И лишь на самом краю, где уже к берегу подступают меловые кручи, стоит полуразрушенная хатка-мазанка возле старой груши. Рядом следы былого подворья. Еще недавно эта хатка была живой. Я здесь плавал и помню, как старая женщина — последняя жительница хутора — шла по тропке вниз за водою, к Дону. Тропка осталась и теперь. Она идет от хаты чуть наискось по холму. Вот же высота. Помню я, как тяжко было глядеть, когда старая женщина медленно шла с ведрами, вверх и вверх, стояла, передыхая, и снова шла. А перед нею над Доном лежал пустой хутор Мелологовский, родной ее хутор. Нелепая ему выпала судьба. Эта женщина вместе с хутором прожила здесь долгие годы. Пережила Великую Отечественную войну. А вот война понарошку ее обездолила. Дело в том, что здесь снимался фильм “Они сражались за Родину”. Фильм получился хороший, но на беду старой женщины для съемок выбрали именно это место — хутор Мелологовский. Везли сюда водою танки, орудия, иную технику, людей. Хутор должен был сгореть в огне киношной войны. Жителям, владельцам домов, заплатили отступное, и они разъехались кто куда. Долее других, говорят, не сдавался хозяин большого, как у нас называют, “круглого” дома-пятистенка под железной крышей. Он его недавно построил. Уже началась “война”. Стреляли, бомбили. И он сдался. Получил деньги и уехал. А старухин домишко расположен на самом краю, даже на отлете, на горе. Его не тронули.

Лето прошло. Съемки кончились. И осталась старая женщина жить одна. Долго ее видели речники с проходящих судов: как она во дворе возилась, как по воду шла. Теперь ее нет. И хатка рушится. Кончился хутор Мелологовский … ».

Узнаю стиль в духе скупого плача моего давнего знакомого Бориса Екимова, но хутор уже до съёмок кончался, умирал, как многие бесперспективные малые населённые пункты тогда. А сегодня уже и не оплачешь целые станицы. Например, наше путешествие завершилось на 87 км пути у правого берега в станице Перекопская, где ориентиром причаливания назвали остатки грузового терминала бывшего хлебоприёмного пункта. Конструкция давно ржавеет, Дон, по которому собирали на баржи зерно – стал не судоходным, всю технику, углублявшую русло, давно продали на металлолом.  Согласно переписи населения 1897 года в станице проживало 614 мужчин и 682 женщины, из них грамотных: мужчин - 284, женщин – 88. Это, кстати, к вопросу о процветавшей якобы былой казацкой грамотности и культуре... Когда снимался фильм, в станице жило около 300 человек, по переписи 2010 года оставалось 75, сегодня – около пятидесяти… И никакого фильма тут с обездоливанием, как написал Екимов, не снимали. В музее Клетской хранится газета «За урожай» с приглашением на съёмки местного населения. В них до 2000 человек участвовало. Соберёшь ли сегодня хотя бы половину?

 

*   *   *

Истинно народные художники слова продолжают жить и оказывать благотворное влияние и после ухода. Сама смерть Шукшина всколыхнула внимание к этим краям. Есть в райцентре Клетская  улица Шукшина и библиотека имени Шукшина. В музее истории казаков воссоздана каюта №9, где жил и скончался Шукшин. Николай Губенко вспоминал: «Я первым, к несчастью, обнаружил его смерть. Влетает Бурков – не пойму: Вася не отзывается! Я вошёл в каюту, он лежит, как мальчик, ладошки под щекой, простыня сползла... Это было страшно…». В каюте висит высказывание-девиз: «Хочешь быть мастером – макай своё перо в правду, ничем другим больше не удивишь». Вот этой правдой и дышит творчество самого Шукшина. В декабре 1989 года успели  сдать в эксплуатацию новое здание районного ДК, где проводятся с 1990 года Шукшинские вечера, а в 1991 году открыть историко-краеведческий музей донского казачества «Подкова». А дальше - затишье… В октябре 2004 года на Шукшинском утесе состоялось торжественно-траурное мероприятие — перезахоронение останков погибших воинов, найденных поисковым отрядом «Взрыв», и открытие памятника воинам, отдавших жизнь на Клетском плацдарме.

Когда спустился по запечатлённому в фильме логу вниз, к Дону, подплыл на моторке к плоту Иван Иванович Зерщиков – директор базы Волгоградского технологического колледжа. Сам он – местный, из станицы Клетской (14 км отсюда), из казацкого рода. Именно он строил в 2005 году часовню, мемориальный комплекс. Оператор и друг Шукшина Анатолий Заболоцкий сложил пирамиду из камней и установил табличку: в этом месте умер на съёмках фильма Василий Шукшин. Сначала этот памятный знак просто обновляли, а потом они с заведующим отдела культуры районной администрации Николаем Ивановичем Дранниковым решили собирать деньги на часовню и  солидный камень. На открытии было очень много народу, приезжали кинозвёзды из Москвы. И потом кто только ни бывал, но постепенно на осенние памятные дни праздник начал замирать. Два года назад не стало энтузиаста Дранникова, и теперь отвечает за Шукшинские дни Наталья Семикина из администрации - бывшая директриса ДК. Нельзя допустить, чтобы праздник с нотой скорби совсем заглох в этом красивейшем месте России. Поразительно, что часовню с иконой святого Василия так до сих пор никто не взял на баланс, не выделил бюджетных средств. Иван Иванович продолжает присматривать и ухаживать за ней, искать спонсоров, если что-то надо отреставрировать.  Не сворачивает свою деятельность казачий поисковый отряд, ребята поднимают новых павших солдат, находят медальоны, посылают запросы. Нашли останки двух украинцев из Полтавы, послали официальный запрос – даже не ответили! Дважды Иван Иванович с горечью повторил: «Лисовский из Полтавы – никакого ответа…».

Последние описания праздника в интернете относятся к 2014 году, где артист Юрий Назаров читает у часовни пророческие стихи Тютчева. Написал Наталье Семикиной письмо: надо бы подключиться Союзу писателей России. Конечно, местные жители, включая руководство, больше знают киноактеров, но  умирал-то признанный писатель Шукшин, который дал последнее интервью здесь, над донскими струями, болгарскому журналисту Спасу Попову, студенту Литинститута. Итак, последние слова Шукшина были записаны на хуторе Мелоголовском во вторник 16 июля 1974 года в 9 часов утра. Попов и Григорий Цитриняк из «Литературки» спросили Шукшина о Шолохове. Шукшинская характеристика М. Шолохова оказалась несколько иной, чем в клеветническом «Стремени "Тихого Дона"»*.

- От этих писателей я научился жить суетой. Шолохов вывернул меня наизнанку. Шолохов мне внушил - не словами, а присутствием своим в Вешенской и в литературе, - что нельзя торопиться, гоняться за рекордами в искусстве, что нужно искать тишину и спокойствие, где можно осмыслить глубоко народную судьбу… Сейчас я думаю о коренном переустройстве своей жизни. Пора заняться серьезным делом. В кино я проиграл лет пятнадцать, лет пять гонялся за московской пропиской. Почему? Зачем? Неустроенная жизнь мне мешала творить, я метался то туда, то сюда. Потратил много сил на ненужные вещи. И теперь мне уже надо беречь свои силы. Создал три-четыре книжечки и два фильма. Все остальное сделано ради существования. И поэтому решаю: конец кино! Конец всему, что мешает мне писать.

Журналист Попов спросил: «Могу я все это напечатать?» - «Конечно. Я потому и согласился на наш разговор». На этом общение писателя Шукшина с газетами, с миром, со всей суетой жизни - завершилось. К концу сентября съёмки близились к завершению. Остаётся всего несколько эпизодов. Пронзительную сцену со знаменем полка снимали 1 октября. В тот день съёмки затянулись допоздна. Многие валились с ног. Несмотря на усталость Василий Шукшин, Георгий Бурков и Николай Губенко приняли приглашение местного жителя попариться в тесной бане. Там Шукшину стало плохо с сердцем, и он попросил отвезти его на теплоход. А под утро Василия Макаровича не стало… Недостающие эпизоды досняли уже в Москве в павильонах Мосфильма с помощью дублёра - актёра Юрия Соловьёва со спины. А озвучивал вместо Шукшина мастер дубляжа – ленинградский актёр Игорь Константинович Ефимов. Фильм имел огромный успех. Только в 1975 году его посмотрело более 40 миллионов зрителей. По опросу читателей журнала «Советский экран», проведенном в 1976 году, «Они сражались за Родину» был признан лучшим фильмом, а Шукшин – лучшим актёром года. Режиссёр Бондарчук и оператор Юсов стали лауреатами Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых. Картина получила международное признание. Она была представлена в основной программе Каннского кинофестиваля, удостоена премии Союза антифашистских борцов Чехословакии на ХХ Международном кинофестивале в Карловых Варах.

Начальный титр фильма: «Во имя всех тех, кто жив, и тех, кого уже нет, и тех, кто будет потом». Последний титр «Павшим за Родину!». Таким солдатом, павшим  на духовном поле брани, и был Василий Шукшин, чей 88-й день рождения мы отмечаем 25 июля.

Серафимович-Мелоклетская-Перекопская-Москва
_______________________________________

* Медведева-Томашевская, И. Н. (Д*) Стремя «Тихого Дона» (загадки романа). — Издано: Париж: YMCA Press, 1974. — 195 с. переиздано: М.: Горизонт, 1993. 128 с., 2 000 экз.
Об авторе: Ирина Николаевна  Медведева-Томашевская  (10 август 1903, Женева — 26 октябрь 1973, Гурзуф) — литературовед, жена известного пушкиниста Б. В. Томашевского. Родилась и прожила первые четыре месяца жизни в Женеве, где учились её родители. 17 апреля 1905 года её отец, Николай Блинов, дворянин, организовавший в Житомире дружину по защите евреев, был убит во время одного из погромов, ему был 21 год. В 1930 году Ирина окончила Ленинградский институт истории искусств. Её учителями были Ю. Н. Тынянов, Л. В. Щерба, В. М. Жирмунский, Г. А. Гуковский, Б. М. Эйхенбаум, Б. В. Томашевский, Л. Я. Гинзбург и другие. В начале 1970-х годов по совету А. И. Солженицына начала исследование авторства романа «Тихий Дон». Уже после её смерти работа вышла в виде книги «Стремя „Тихого Дона“». В предисловии А. И. Солженицына к первому изданию этого исследования (Париж, 1974) И. Н.  Томашевская  обозначена псевдонимом «Д*». В Пятом дополнении к книге «Бодался телёнок с дубом» Солженицын объяснил происхождение псевдонима «Д*»: от Дона и Дамы — так называли Ирину Николаевну для конспирации.

Вверх

 

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную