Столетие Волгоградской писательской организации - событие знаковое: ведь за это время она побывала и Царицынской, и Сталинградской, и Волгоградской. Отметить юбилей и поздравить с замечательной датой приехали руководитель Союза писателей России Николай Иванов и главный редактор "Литературной газеты" Максим Замшев. На пресс-конференции и на встречах с общественностью города шёл разговор о будущем современной литературы, обсуждался вопрос о возобновлении Всероссийской литературной премии "Сталинград".

Елизавета ИВАННИКОВА, член СП России (Волгоград)

Есть три эпохи у воспоминаний…

И первая –  как бы вчерашний день.

С этих строк Анны Ахматовой начинаю свои три эпохи воспоминаний о волгоградской писательской организации, отмечающей столетний юбилей. Часто оглядываться в прошлое – неразумно, но бывают дни, когда прошедшее возникает как необходимость, настигая нас непреодолимо и вездесуще. И не отпускает, пока не оживит все тени, чье присутствие так бережно хранят книги на полках библиотек, надеясь на будущую лучшую участь. Тем, кто переступил порог векового Дворца литературы в 70-ых годах двадцатого века, знакомо чувство небесного свода над головой, натертый сияющий паркет прошлых веков, величественной лестницы, ведущей наверх, в неизбежность грядущего. Переживший подобное состояние, никогда не покинет этот Дом, даже если у него давно протекает крыша и двери открываются со скрипом, похожим на плач.

У нас в Волгограде тоже был такой Дом, поменьше и помоложе, но обжитой тем поколением, которому он достался по широте душевной ещё читающей книги власти, с паркетом, кабинетами и актовым залом и даже обширной и редкой по фондовым запасам библиотекой, где наша добрейшая душой библиотекарь Нина всегда могла напоить чаем писателя, пришедшего понянчить в руках только что вышедшую книгу и подарить её с автографом. В те времена были у писательского дома и вахтеры, дневные и ночные, и шофер Николай, и секретарша Татьяна у недоступной для всех нас, молодых, величины - ответственного секретаря писательской организации Валентина Васильевича Леднева, входившего тогда в состав бюро Обкома партии. Скажу откровенно, никого тогда это не пугало и не напрягало, существуя как бы параллельно по давно установленным до нас жизненным правилам. Шумела литературная молодежь, читая и обсуждая стихи и прозу на литстудии, которую вел вначале поэт Артур Корнеев, вскоре уехавший в Москву, а потом заменивший его Василий Макеев, закончивший Литературный институт уже в ранге известного в России поэта и члена Союза писателей. Было такое впечатление, что в актовом зале, где мы собирались, были всегда открыты окна, и зимой, и летом, столько свежести и надежд приносила нам жизнь и молодость и оседала потом в наших первых сборниках, издание которых рекомендовали к изданию и писали к ним предисловия наши старшие, умудренные жизненным и военным опытом писатели: Михаил Луконин, Маргарита Агашина, Лев Колесников, Юрий Окунев, Освальд Плебейский, Надежда Малыгина, Александр Шейнин, Иосиф Гуммер, Валентин Леднев. За их плечами была большая литература и большая страна, изъезженная ими в составе писательских делегаций вдоль и поперек, манившая новыми встречами и впечатлениями. Добавлю, что относились они к нам по-отечески тепло и научили и нас, впоследствии, так же относится к тем, кто приносил свои первые рукописи. Пройдя эту школу, до сих пор испытываю к ним благодарность за тот свет и надежды, с которыми входили тогда в литературу.

Маргарита Агашина, чьи песни на музыку Григория Пономаренко звучали по всей стране, была в стенах нашего писательского Дома «по домашнему» приветлива, приносила испеченные пироги, мастерски изготовленный холодец и угощала всех в небольшом, еще не обустроенном буфете, где звание «пищеблока» поддерживали холодильник, два стола и дюжина стульев. Здесь в любое время могли посидеть за чаем и разговорами боевой летчик, пишущий военную прозу, Лев Колесников и другой Лев, Кривошеенко, в чьих стихах сталинградская тема отозвалась так же болезненно и памятно; подолгу задерживался замечательный прозаик, лауреат премии Волгоградского комсомола, литконсультант Иван Данилов, делились рассказами о московских друзьях когда-то учившиеся в Литературном институте Юрий Окунев и Александр Максаев. Перед входом в актовый зал стоял большой бильярдный стол, где любили «погонять шары» прозаик Владимир Богомолов и поэт Евгений Кулькин. Из довоенной гвардии запомнился особо Михаил Дорошин, в довоенное время первый написавший поэму о Павлике Морозове. Как бы из другого времени ступали в кабинет ответственного секретаря Валентина Леднева Виктор Чехов, Фёдор Сухов, Александр Красильников. И, конечно, Михаил Луконин, прошедший и финскую, и Великую Отечественную войну, иногда приезжавший из Москвы на родину порыбачить с друзьями, провести мероприятие как один из руководителей Большого Союза. Поэтому не случайно после его смерти Дом Литераторов стал носить имя Михаила Луконина. Нужно сказать, что будни и праздники писательской организации были насыщены постоянными встречами с читателями и в городе, и в области, благодаря работе Бюро пропаганды художественной литературы, которое являлось отделением Всероссийского и давало возможность чувствовать себя причастным к большому литературному процессу, охватывающему всю страну. Долгое время Бюро пропаганды литературы возглавлял Евгений Кулькин, довелось поработать в нём и мне, и Татьяне Брыксиной, организовывая поездки по заводам, школам, институтам, совхозам и стройкам.

Молодое поколение 80-ых годов,  которые обрело устойчивость в 90-ые и нулевые и постепенно терявшие её в последнее десятилетие перед столетием организации, переняло от своих учителей верность образному русскому языку, относились к традиции как некоему древу, удерживающим литературную крону и дающим возможность развиваться, по законам творческой жизни, новым побегам. Возможно, мы не выжили бы в «лихие» девяностые, если бы не пришёл руководителем нашего Союза поэт Владимир Овчинцев, не только талантливый поэт, но и отличный организатор с большим опытом работы в структурах власти, сумевший «пробить» бюджетное финансирование не только издания книг, но и журнала «Отчий край». При нём начал свою неуёмную деятельность клуб творческой интеллигенции «Парнас», стала выходить ежемесячная газета «Парнас» и телевизионная гостиная. Распахнул гостеприимные двери буфет – давняя комната «для перекуса» сотрудников, обретя новый статус под приглядом Елены и Людмилы, на чьи бутерброды слетались писатели и их друзья.

После ремонта, проведенного Владимиром Овчинцевым, актовый зал, благодаря белым стенам стал называться торжественно «Белым залом», а когда в нем появился прекрасный бюст Пушкина, подарок наших друзей-скульпторов, ещё и Пушкинским залом. Стены зала облюбовали волгоградские художники с персональными выставками картин: их за эти годы прошло более двухсот. Здесь Парнас проводил творческие встречи, на которых побывал весь город. И не только съемки телевизионных программ Парнаса – проводились презентации книг, награждение лауреатов конкурсов «Сталинградская сирень – сирень Победы», «Мой Пушкин», Всероссийского конкурса «Гренадеры, вперёд!», «Дни казачьей литературы». Писательские Юбилеи становились настоящими праздниками для их участников.

Вчерашняя молодёжь стала признанными писателями, обрела звания и читателей. Владимир Мавродиев, Борис Екимов, Татьяна Батурина, Михаил Зайцев, Татьяна Брыксина, Василий Макеев, Пётр Таращенко, Сергей Васильев, Борис Гучков, Любовь и Евгений Лукины, Валерий Белянский, Александр Цуканов – все мы нашли здесь, в Писательском Доме, настоящую семью, и, как водится в большой семье, с радостями и печалями, ссорами и прощением, с неизменным интересом к творчеству друг друга. Более того, на наших глазах росли дети, а потом и внуки, они плясали вместе с Дедом Морозом и Снегурочкой на наших чудесных рождественских Ёлках, где любимый кукольный театр «Колобок» Нины Голубевой показывал каждый раз новый спектакль. «Ёлочка, зажгись!» - кричали дети, и вспыхивала огоньками огромная ёлка под самый потолок. Счастливые зайчики, пчёлки, снежинки, принцессы уходили с праздника, прижимая к груди подарки, обязательно прочитав Деду Морозу стихотворение.

 

Уже не свод над головой, а где-то…

Огромный звездный свод отечественной литературы уже не защищал от холодного невнимания к насущным нуждам, но солнце всходило и заходило так же, как и прежде, а значит и сохранялся неизменным ритм жизни. Не забудем при этом, что главный смысл существования писателя на грешной земле - писать книги. Перешагнув порог 21 века, мы продолжали не только их писать, но и издавать, собираться на писательские посиделки в уютном буфете, встречаться с читателями в библиотеках, устраивать литературные вечера в Пушкинском зале, открывать в нем выставки художников. Работала литературная студия, которую вели после Василия Макеева - Сергей Васильев, а потом Евгений Лукин. Стали выходить уже не отдельные сборники, а собрания сочинений у Сергея Синякина, Евгения Кулькина, Евгения Лукина, Николая Терехова, Ивана Маркелова. Журнал «Отчий край», которым все годы неизменно руководил Виталий Смирнов, охотно печатал стихи и прозу, очерки, критические статьи и был незаменимым подспорьем и для известных, и для начинающих авторов. Большое значение имели Всероссийская литературная премия «Сталинград» и Волгоградская Государственная премия в области культуры, искусства и литературы, которыми были награждены многие писатели.

Незаметно подкрались полувековые юбилеи тех, кто, казалось, совсем недавно относился к разряду молодых. Крепкое связующее звено сложившегося поколения удерживало стены Писательского Дома. Постепенно стали уходить из жизни те, кто считался нашими учителями, редели внезапно и наши ряды с уходом Анатолия Данильченко, Любови Лукиной, Леонида Шевченко, Ивана Данилова, а позже и Сергея Васильева, Михаила Зайцева…

Бесконечная благодарность Татьяне Брыксиной, которая, будучи долгие годы ответственным секретарем Союза, собрала наши памятные статьи в отдельную книгу, назвав её «Небесный ковчег». Она же организовала галерею портретов писателей, оставивших нас в земной жизни, но не расставшихся с нами в своих книгах, Стену Памяти как напоминание о прошлом и напутствие на будущее.

В наши ряды вливались новые имена: Анатолия Егина, Натальи Барышниковой, Игоря Кулькина, Виктории Крестьевой, Василия Стружа, Михаила Смотрова, Людмилы Кузнецовой-Киреевой. Общее число писательских имен было неустойчивым и покачивалось то прибывая, то убывая в количестве пятидесяти человек, и в целом организация была одной из самых мощных и известных в России.

 

Мы сознаем, что не могли б вместить то прошлое в границы нашей жизни…

В 21 веке потянулись вереницей Юбилеи нашего Союза писателей: они отмечались каждые пять лет - 80, 85, 90, 95, а теперь грянуло и столетие! Начиная с Царицынской Ассоциации Пролетарских писателей, дата создания организации (1921 г.) до рубежа веков не всегда отмечалась масштабно, но чтилась и напоминала о себе в пору, когда была Сталинградским, а потом и Волгоградским отделением Союза писателей СССР… Юбилеи 21 века запоминались надолго, они проходили в самых крупных залах города при большом стечении читателей, общественности, власти… Столетний юбилей  писатели переживают особенно остро, учитывая все сопутствующие обстоятельства нашей жизни: потерю большей части помещения писательского Дома, трудности с его содержанием, пандемию, редкие издания книг, закрытие Всероссийской литературной премии «Сталинград». Но ответственность перед будущим заставляет собраться с силами тех, кто столько лет обращался в своем творчестве к военной и мирной славе родного города, обживал его возрожденные дома, дарил писательские имена его улицам и библиотекам.  Именно столетие писательской организации дает нам возможность подводить итоги и говорить о том, что нас ожидает. И здесь мы обращаемся прежде всего к творческой молодежи. Не так давно получили писательские билеты членов Союза писателей России Александр Лепещенко, Елена Хрипунова, Никита Самохин, Ольга Смелянская, Ксения Ващенко (Головнова) и др. При Парнасе появилась творческая Лаборатория Дарии Федоровой, которая стала успешно осуществлять постановку литературно-музыкальных композиций с участием молодых поэтов.

Литературное поле начинающих авторов возделывалось давно и давало хорошие всходы. Это относится прежде всего к литературной студии при писательской организации. Но существует много литературных объединений, кружков и клубов не только в Волгограде, но и в районных центрах, в разных местах области, и свидетельство тому - недавно вышедший сборник «Заветные ключи».

Студенты ВУЗов и СУЗов были участниками межвузовских литературных конкурсов, по итогам которых издавались коллективные сборники «Сполохи», «Перед ликом огня», «Ступенька на Парнас», «Долина надежды», «Городское эхо». Эти конкурсы проводились на базе ВолГУ, где почти полтора десятилетия преподавали дисциплину «Литературное мастерство» писатели Евгений Кулькин и Елизавета Иванникова. Они же были неизменными руководителями городского литературного конкурса «Жемчужная строка», созданного по инициативе городского комитета молодежи. В пору юности причастность к литературному творчеству всегда давала наполненность тем внутренним светом, который дарит духовное богатство, чтобы не стать агрессивными. И сейчас талантливой молодежи немало! Надо только помочь им развиваться и не отбирать у них мечту. И главное – хороших наставников, таких, какие были у нас, не ставящих свои личные мифические цели как главные возможности дальнейшего существования организации. Той организации, у которой всегда было коллективное, общее стремление не потерять то, что дорого и стать соучастником неиссякаемости, которую принято именовать народной памятью.

Нам свойственно, оглядываясь назад, грустить о прошлом, но у писателей есть редкая возможность оживлять прошлое, что, впрочем, они и делают в своих книгах, мирясь с настоящим, которое многим не внушает доверяя.

Я не случайно взяла за основу своей статьи стихотворение Анны Ахматовой. И свои «три эпохи воспоминаний» заканчиваю, как и она, оптимистично: «И даже всё к лучшему…»


1998 г. Лауреаты Всероссийской премии "Сталинград" Михаил Калашников и Николай Иванов с писателями Волгограда

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную