🏠


Геннадий ИВАНОВ

Казанские заметки

* * *

Казань, Казань…Но начну я с Москвы.

Года три назад пригласили меня в Татарский культурный центр, который в Москве находится в Малом Татарском переулке. Была встреча  с татарскими писателями. Я узнал, что приехал в составе делегации  и Равиль Файзуллин, давний мой друг и товарищ, прекрасный поэт, книги которого я когда-то редактировал в  издательстве «Современник». Поэт живой, мощный, такой поэтически свежий, ставший теперь уже крупнейшим татарским поэтом, много лет бывший главным редактором журнала «Казань утлары», что переводится «Огни Казани».Так вот, узнав, что Равиль приехал, я с удовольствием  пошёл на эту встречу.

Теперь мы с татарскими поэтами  годами, а то и десятилетиями не видимся. Но это другая тема, хотя, может быть, главная…

С Равилем мы встретились, обнялись, поговорили. Я его даже наградил от Союза писателей России памятной медалью.

А мне в этот вечер подарили  огромную книгу-альбом «РУСЬ ТАТАРСКАЯ». Довольно неожиданное попервоначалу название. А подзаголовок на титуле «К 750-летию образования Золотой Орды».Издана книга Духовным управлением мусульман Российской Федерации и Московским исламским институтом.

Если сказать коротко, то книга эта о том, что, по сути, у нас два государсвообразующих народа – русские и татары.

У книги два эпиграфа. «Москва…обязана своим величием ханам». Это Карамзин. И «Подъём Москвы как центра новой России, а в дальнейшем – могучей Российской империи, начался в монгольский период». Это Вернадский.

* * *

Почти рядом с  Культурным центром в Москве находится памятник великому татарскому поэту Габдулле Тукаю. Есть у него стихотворение «Национальные мелодии»:

Вчера я слышал — песню кто-то пел,
Ту, что народом нашим сложена.
И я подумал: сколько грусти в ней,
Как беспредельно жалобна она.
Она тревожит сердце. В ней живет
Татар многострадальная душа.
В протяжных звуках — трехсотлетний гнет.
Горька она и всё же хороша.
Да, много тягот испытали мы,
Не сосчитать пролитых нами слез.
Но пламенную верную любовь
Напев свободный сквозь века пронес.
Я изумленно слушал, отойдя
От повседневной суеты земной,
И возникал передо мной Булгар,
И Ак-Идель текла передо мной.
Не вытерпел я, подошел к певцу,
Спросил, коснувшись бережно руки:
«Послушай, брат, что ты за песню пел?»
Татарин мне ответил: «Аллюки».
(пер. В.Тушновой)

Аллюки – родной напев.    

Есть в этом стихотворении про «трёхстолетний гнёт»  и про  город Булгар. Кто-то  может подумать, что речь идёт про угнетение татар русскими. Тюрьма народов и так далее…Нет, поэт пишет о  своём  народе, который  прежде назывался булгары, который  жил  в древнем городе Булгар (Болгар), и который – город - был полностью уничтожен Золотой Ордой. И который был, как и русский народ, триста лет под гнётом  Золотой Орды.

В советское время  начались раскопки на месте Булгар. В Литературном институте на нашем курсе училась группа татарских переводчиков  художественной литературы. Они  все  вели свою родословную от булгар. Один из этой группы, Султан Шамсутдинов, в каникулы работал на раскопках, много рассказывал о булгарах, которые отважно бились с Золотой Ордой…Теперь Султан стал Солтаном Шамси, работает в структурах Татарского отделения Академии наук.

Это было в советское время. А потом и теперь  часть татарской интеллигенции стала вести свою родословную от Золотой Орды. В Казани, конечно, нет проспектов Чингизхана, как в Монголии, но  у некоторых людей появилась такая гордость, мол, мы в истории принадлежим  к такой великой империи, мы и были когда-то этой великой империей и так далее…Но ведь они были и в великой империи СССР. И многие татары добром вспоминают то время.

Сегодня  в этом смысле, как мне показалось, одни татары  считают, что они татары-золотоордынцы, другие считают себя булгарами (обычно это светловолосые и голубоглазые  люди). Кто-то считает себя татарином, произошедшим  от булгар. Считается, что булгары «участвовали в этногенезе  чувашей, татар, гагаузов, карачаевцев, башкир…  Это всё мудрёно и порой спорно, большинство моих знакомых татар с юмором относятся к этим тонкостям. Для нас, конечно, все татарские писатели татары. В основном все пишут на татарском языке. Есть несколько полукровок, пишущих на русском. Например, исторические татарские романы пишет наполовину татарка, а наполовину русская Ольга Иванова на русском языке. Её романы, кстати, очень популярны сейчас. Это, конечно, не Гузель Яхина, от которой татары дистанцируются.  

* * *

Делегации московских писателей в Казани не было лет двадцать пять. И вот мы собрались поехать. По приглашению  литературного объединения русских писателей, живущих в Казани, «Златоуст».

Поехали такой делегацией: председатель СП России Николай Иванов, сопредседатель Владимир Крупин,  первый секретарь правления Геннадий Иванов, председатель Совета по поэзии СП России Виктор Кирюшин, председатель Совета по национальным литературам Валерий Латынин, поэт и переводчик Сергей Гловюк, публицист Игорь Шумейко. Почти все так или иначе в своё время имели отношение к татарской литературе.

Союз писателей Татарстана не захотел после 1991 года входить в состав Союза писателей России.  Время  было смутное, всё тогда качалось и порой висело на волоске. И Москва не очень жаловала  свои республики, и в республиках  всяческие расколы шли и были надежды, мягко скажем, на заграницу.

В то время, например, турки проявили  активность. Приглашали к себе писателей из республик, переводили, издавали.  Помню, на съезде писателей Башкортостана  было  презентовано шикарное издание  башкирской поэзии на двух языках – башкирском и турецком. 

Я до этой поездки не был в Казани  лет пятнадцать. Кроме  всего литературного, мне хотелось  ещё прояснить для себя такой вопрос: так ли уж далеко зашли ,  мягко скажем, центробежные  устремления  татар. В российском общественном мнении такое представление, что зашли далеко. И ещё хотелось  воочию  увидеть  русских. От них услышать  о нынешнем житье-бытье  в Казани.

Нас замечательно принимала министр культуры республики Ирада  Аюпова , которая искренне хочет оживить литературное общение  Москвы и Казани. В Культурном центре имени А. С.Пушкина, который  совсем недавно появился  в Казани как место русской культуры,  прошёл наш творческий  вечер, на который приехали  русские писатели из других городов Татарстана. Владимира Крупина отдельно пригласили выступить в Казанском университете. Довольно насыщенным получился Круглый стол «Роль литературы в современном мире».

Была  многочасовая экскурсия по Казани. Город, конечно, стал настолько обновлённым по сравнении с советской Казанью, что  не верится. Пожалуй, по уровню обновления Казань может сравниться с Москвой.  Нам показали  многие места связанные с жизнью  великих русских людей: Шаляпина, поэтов Державина и Баратынского, математика и ректора университета Лобачевского, художника Константина Васильева, видели памятник студенту Ленину (как пошутила экскурсовод: единственный в мире памятник недоучившемуся студенту) и ему же построенный на излёте советской власти мемориал, который теперь стал республиканской библиотекой…Побывали  в казанском Кремле , в  Богородицком монастыре, где  сейчас хранится под  пуленепробиваемым стеклом чудотворная  копия 18 века  иконы Казанской Божьей Матери, которую передал Русской Церкви  папа Римский.

 Оригинал этой великой  святыни России  некий разбойник Стоян, который специализировался на краже икон, выкрал в начале ХХ века и следователям утверждал, что он её разрубил и сжёг. Не захотел выдать того, чей заказ выполнял. И до сих пор неизвестно, где находится  первоикона.

 Даст Бог, она  объявится. Трудно поверить, что Стоян действительно её сжёг.    Почему-то до этого он  воровал иконы и не сжигал, а продавал.

Чего не хватает Казани, так это Волги. Она протекает в 7 км. от города. Но Волгу мы увидели, когда были  в знаменитом Свияжске. Но об этом я хочу сказать особо,  связать с рассказом о музее художника Константина Васильева.

* * *

Наши творческие встречи проходили в основном в Культурном русском центре имени Пушкина, который появился в Казани благодаря нынешнему главе республики президенту Минниханову в 2018 году. До этого такого Центра не было.

А предыдущий президент – Шаймиев – открыл замечательный двухэтажный музей выдающегося русского художника Константина Васильева. Прямо в самом центре Казани.

Да, роль личности в истории переоценить трудно. Именно оттого, что Минтимер Шаймиев проникся талантом Васильева, появился этот музей. Другие начальники не решались помочь друзьям художника, которые обивали разные пороги. А как они обивали,  нам рассказал друг Васильева с младых лет Геннадий Пронин. Он провёл нас по музею, показал всё, рассказал многое такое, о чём не прочитаешь. И сказал, что Шаймиеву мы обязаны появлением такого великолепного музея в 2013 году.

В Казани все картины Васильева – оригиналы, кроме знаменитого военного цикла - «Прощания славянки», «Тоски по Родине», «Маршала Жукова», «Парада 41 года». Оригиналы почему-то находятся в запаснике московского Манежа. Какая-то странная история. А запасник этот вроде бы под скульптурой Мухиной «Рабочий и колхозница». Так получилось по желанию сестры художника, которая подарила или продала картины Манежу, но уж она никак не думала, что они будут годами находиться в запаснике. 

Когда-то мне запала в душу картина Васильева «Свияжск». Те же чувства вызвала, что и картина Левитана «Над вечным покоем». Похожи они по духу, даже по композиции.

И вот удалось побывать в Свияжске.

В этом месте, где сливаются реки Свияга и Волга, за год до взятия Казани повелел Иван Грозный построить крепость и  готовиться здесь к штурму. Строил крепость касимовский хан Шигалей, находящийся на службе у Ивана IV. Через год Казань была взята.

Свияжк был городом на острове, в нём построили в 1555 году Богородице-Успенский мужской монастырь, который теперь является объектом  всемирного наследия ЮНЕСКО. Всего сейчас в России таких объектов 30. Три из них в Татарстане – Казанский кремль, Булгарский историко-архитектурный  комплекс и Свияжский  Успенский монастырь с его уникальными фресками 16 века.

Эти фрески нам показывал наместник монастыря игумен Симеон (Кулагин), которого в 2017 году  возвёл в сан игумена митрополит Казанский и Татарстанский Феофан и торжественно вручил ему игуменский посох. Мы в Союзе писателей России хорошо помним этого недавно почившего замечательного владыку, который до этого много доброго сделал на Кавказе, много потрудился для мира в Чечне. Это был мудрейший и добрейший иерарх. Нередко он участвовал в наших общих с Церковью мероприятиях. Царство ему Небесное!

Свияжк – «колыбель православия Казанского края и всего Поволжья». Игумен Симеон окончил исторический факультет и аспирантуру Барнаульского университета, несколько лет подвизался в Оптиной Пустыни. Замечательно он рассказывал нам и о святом архимандрите Германе, Казанском чудотворце, мощи которого находятся здесь в Свияжке, и об особенности  здешних фресок. Главная особенность в том, что  на свияжских фресках много  ветхозаветных  сюжетов. Обычно сюжеты евангельские. А здесь, например, на одной фреске я увидел выразительнейшую  картину как  «в поте лица своего» согрешившие  Адам и Ева  лопатами копают пласты земли…Раньше в храмах такого сюжета не видел.

Свияжс – это красота! Свияжск – это великая история! Свияжск – это песня русской души!

Сегодня  Свияжск не город, а село. Здесь живут постоянных жителей 243 человека. Остров стал полуостровом, сделали дорогу. Туристы круглый год сюда едут и плывут по Волге.

* * *

Жаль не удалось нам побывать в Булгарском историко-архитектурном комплексе. Это далеко, мы не успевали.  Говорят,  по красоте это место не уступает Свияжску. Даст Бог, побываем.

А теперь о том, что я вынес для себя из поездки в Казань. Я разговаривал с разными  людьми и понял, что Казань продолжает оставаться городом двух культур, татарской и русской. В политике татары стремятся к большей самостоятельности, но теперь не 90-е, и они понимают свою ответственность за наше общее государство. Хотя, конечно, бывают какие-то моменты, но, скажем так, не чреватые…

Особая благодарность русскому литературному объединению «Златоуст» и его руководителю Татьяне Сушенцовой. Наша благодарность  Культурному центру имени Пушкина, в котором ежедневно кипит русская, и не только русская, жизнь. Спасибо писателям, и русским и татарским,  которые в эти дни были с нами. Надо сказать, что в «Златоусте»  довольно сильные поэты. Прозу я не читал. Поэтому не могу сказать, а вот стихи читал и слышал. Очень справедливо, что нескольких человек мы приняли в Союз писателей России и надеемся, что они будут нашей опорой в Татарстане. А со временем, может быть, и с Союзом писателей Татарстана  у нас будут более тесные  творческие отношения.

Нам в этот раз не удалось увидеться ни с председателем СП республики, ни с другими известными писателями. У председателя в эти дни начался ковид, кто-то только что переболел. Конечно, такое время, надо остерегаться.

Равилю Файзуллину я написал такое дружеское послание:

Там, где течёт река Итиль,
Живёт в Казани друг Равиль.
Поэт большой, поэт с душой!
Поэт с талантом тонким, дерзким!
Ты стал в поэзии пашой,
Тебя сравнить мне просто не с кем!
Так будь здоров, мой друг Равиль,
Величественный, как Итиль!
И пусть, и пусть, Равиль, твой дар
Не только радует татар.
Мы ждём тебя в Москве-столице,
Чтоб дару твоему дивиться!

Итиль – это татарское название Волги. Много народов объединяет эта  великая река. И всем нам, конечно, надо  жить дружно. Особенно тем, кто претендует на государствообразующий статус.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную