Мои стихи – безгласная молитва 1 Отойдём назад, на расстояние более чем в четверть века: у меня в руках сборник духовной поэзии «Воскрешение», изданный объединением «Ноосфера» и издательским отделом Московского патриархата. Год издания – 1989-й, сборник посвящён 1000-летию крещения Руси. Почему я говорю об этом сборнике? – потому, что ране указанного года официальное появление подобной книги в СССР было бы невозможным, хотя линия отечественной духовной поэзии, идущая от Ломоносова и Тредиаковского, затем – через Державина и Пушкина – к Тютчеву, Фету, Анненскому, поэтам «серебряного века», Ахматовой, Пастернаку, Заболоцкому и вплоть до двенадцати авторов, собранных Вадимом Кожиновым под обложкой сборника «Страницы современной лирики» – А.Прасолова, Н.Рубцова, В.Соколова, А.Жигулина, Г.Горбовского, Ст. Куняева, А.Передреева, В.Казанцева, А.Решетова, О.Чухонцева, Э.Балашова, Ю.Кузнецова – она, эта поэтическая линия, никогда во времени не прерывалась. В своём предисловии к сборнику «Воскрешение» митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев) говорит о том, что : « Как и всякое подлинное искусство, поэзия имеет своей целью проникновение в высшую духовную реальность, её созерцание и постижение. Отсюда близость поэзии к религии, – они соответствуют друг другу с незапамятных времён». Далее митрополит Питирим отмечает: «…отнюдь не все стихи , помещённые в сборнике, соответствуют строгим критериям православной церковности… Но в этих метаниях живёт томление по высшему смыслу бытия, желание любить других людей и быть любимыми не только ими, но и Отцом Небесным». Лучшим подтверждением слов владыки о «томлении по высшему смыслу бытия» я бы назвал стихотворение Глеба Горбовского из «Страниц современной лирики»:
«Ворва́лась внезапная осень. Поэт интуитивно чувствует, что путь к непознанному, но властно влекущему к себе Богу (Богу, пишущемуся с большой буквы, в отличие от режущего душу и глаз советского написания) пролегает через его сердце и познаётся только чистым, болящим и любящим сердцем, ищущим высшей и окончательной истины жизни и бытия Об этой же, подспудно живущей и таинственно призывающей благодати, младший современник Глеба Горбовского по безбожному веку Александр Суворов, о котором у нас речь ещё впереди, напишет следующие строки:
«Беспредельна, но ведь так слаба И не эта ли душевная боль за наше поруганное начало и наследие водила рукой Юрия Кузнецова, написавшего в стихотворении «Вина»:
«Мы пришли в этот храм не венчаться, И не от этой ли любви к Родине, к России, но уже как бы «от противного» следующие строки Станислава Куняева:
«Реставрировать церкви не надо – …Чтобы всяким заезжим туристам Всё равно на просторах раздольных Ещё более угрюмое, и я бы сказал, страшное, тоже «от противного» , – стихотворение эмигрантского поэта Георгия Иванова, смертельно тосковавшего по Родине на чужбине, вылившего своё отчаяние в такие, ставшие знаменитыми строки:
«Хорошо, что нет Царя. Связь с Россией, всё же, не смотря ни на какие скорбные и трагические обстоятельства судьбы, нерасторжима и является залогом его будущего « воскресения», о котором он пишет так:
«В ветвях олеандровых трель соловья. Поэт Александр Суворов – наш современник, но и на его долю, как и нас всех, тоже выпала участь зреть печальную картину разрушения наших храмов, наших национальных святынь:
«Стоит в Позтыкеросе и поныне Сказать о разрушенном и разграбленном храме как о Христовой ране может, на мой взгляд только духовно и поэтически одарённый человек, чувствующий связь с земной и небесной запредельностью… 2 Так кто же он такой, сыктывкарский поэт Александр Суворов? Рассмотрим пристальнее его судьбу и творчество. Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, обращаясь к читателям поэтического сборника духовных стихотворений «Сокровенная душа», представляя им автора, говорит так: «С духовной радостью в сердце благословляю сие издание сборника стихов и его автора Александра Суворова с надеждой и даже уверенностью в том, что прикосновение к этому живительному источнику принесёт Вам пользу, придаст силы и умножит любовь в Вашем сердце… Искренне надеюсь, что сборник стихов Александра Суворова станет Вашим духовным помощником в тернистом жизненном пути и умножит Ваши силы в борьбе с окружающим злом». Внешняя канва жизни поэта и его «послужной список» таков: Родился 9 октября 1946г. на станции Бира, Еврейская автономная область – русский поэт, драматург, переводчик. Член Союза писателей России, Заслуженный работник Республики Коми, один из авторов перевода гимна Республики Коми, автор нескольких поэтических книг и книги афоризмов. Его книги переведены на коми, финский и венгерский языки (данные из Википедии). Следует всё же сообщить читателю названия книг, в разные годы изданых поэтом, поскольку название книги есть её главный нерв, идея и душевная, духовная сердцевина. Итак, названия книг: «Чёрный ящик», «Память огня», «Вещий ветер», «Из одного колодца», «Сокровенная душа», книга афоризмов «Вспышки». «Правнук и внук православных священников, русский поэт Александр Суворов не мог не прийти к духовной поэзии. Это – генетика, это – Божья воля. И это – счастье и сокровенный труд чуткой души, которая замирает перед чудом неизъяснимой Веры, неумирающей Надежды и бесконечной Любви. На скрестии душевных порывов зажигается тихая свеча, и свет её не даёт заблудиться», – трудно не согласиться с глубиной такого взгляда и мысли на первотолчок и природу творчества поэта. Сам Александр Суворов в одном из своих интервью так рассказывает о почве своего обращения к Богу (многие из нас тут вспомнят своё, весьма сходное): «Ещё в 60-х годах, когда я учился в пед.институте на филологическом факультете, нам приходилось изучать старославянский язык. Это церковнославянский так тогда назывался. И изучали мы его по церковным книгам: по старинным Евангелиям, житиям святых и прочим богословским книгам… А на курсе по научному атеизму религию нам преподавали в перевёрнутом виде. Нужно было всё это переставить с головы на ноги, чтобы вышла правильная картина, что у меня и получилось. Сочетания этих двух наук дали мне постижение Божьего слова. Библию я начал читать ещё в институте, но тогда, к сожалению, толком к вере так и не пришёл. А вот когда от дяди Саши узнал, что у меня прадед и дед были священниками, обращение моё пошло семимильными шагами… И вот, когда я всё это начал впитывать в себя, как губка, у меня стали писаться и духовные стихи – сперва о том, как вера возрождается и несёт радость людям, а потом их содержание становилось всё шире и глубже». К сказанному поэтом о своих с прародителях-священниках следует добавить то, что дед поэта священник Владимир Владимирович подвергся гонениям от безбожной власти и умер мученической смертью в лагере от голода и тифа в 19 или в 20 году, – точная дате не известна (таковы у Александра молитвенники перед Богом!) Отец же поэта, по его словам, отсидел девять лет в лагере за какой-то невинный анекдот. Новая власть, как мы видим, крепко знала своё сатанинское дело, и духовные основы православной Руси корчевала с корнем. В стихах Александра Суворова, однако, мы не найдём горьких укоров или непримиримого осуждения гонителям своего рода: он принимает случившееся со своей роднёй и своею страной как из руки Божьей. Поэт тих и смирен, взгляд его устремлён в звёздное небо («открылась бездна, звёзд полна»), в вечность; там он находит объяснение всему и утешение:
«Пустынно в вечной звёздной толкотне, Любимое слово поэта, слово-образ, наиболее часто встречающееся в его стихотворениях и несущих эмоционально- смысловую нагрузку – «свет», свет физический и в то же время – Божий; привожу примеры:
«Жизнь прекрасна оттого, что ей вслед – Божий свет», «Свет» царствует на страницах посланий святого апостола Павла: Христос есть свет, который в последний день «осветит скрытое во мраке» (1 кор.4:5). Бог призвал христиан к участию в делах света, избавив от вечной тьмы и введя в царство своего Сына как Спасителя и Искупителя. Апостол Павел всех христиан призывает «облечься в оружие света, т.к Христос имеет силу освещать. Подобные высокие метафоры нередки и в Ветхом Завете:
«Господь есть свет мой» (Пс 26:1); По библейским представлениям, Бог является источником любого света. Святые апостолы и евангелисты Матфей и Иоанн так проповедуют о свете:
«праведники воссияют, как солнце в царстве Отца их» (Мф.13:43); Сама книга Александра Суворова «Сокровенная душа», некогда любезно подаренная мне автором и явившаяся объектом моих наблюдений и размышлений, имеет пятичастный состав, следующие разделы:
«Будни и праздники», Книга – сюжетно и поэтически содержательно – повествует о бытии человеческой души, о её росте и становлении, о жизненных обстоятельствах её развитию; испытаниях и искушениях, о борьбе с ними, о несении жизненной ноши – «до конца, до смертного креста». Первый раздел книги – будни и праздники», начинающийся стихотворением «Жизнь прекрасна» вводит читателя в необозримое мироздание православных церковных праздников, объемлющих своею благодатью, кажется, всю Вселенную. Вот стихотворение «Вифлеемская звезда» о Рождестве Христовом:
«Горит звезда огнём волшебным «Горит звезда – царица ночи» – и наши сердца зажигаются ответным светом и благодарным огнём к Младенцу, взявшему на себя все грехи мира. Стихотворение «Благая весть» о том, что: «…Матерь Божья, с подвигом твоим В этот святой день, когда, по народному преданию, «птица гнезда не вьёт, и девица косу не плетёт:
«…высь небес беззвучна и светла, Замечательны стихи А. Суворова о Воскресении Христовом, о Пасхе:
«Свершилось чудо в православном храме – Настоящая вера, укрепившаяся в сердце христианина, не требует для подтверждения и удостоверения себя чудесами, потому и:
«За атмосферою – Как сказал святой авва Евагрий: «Пасха Господня есть переход от зла к добру. И так, ныне Пасха Господня, день светлого праздника, День Воскресения Христа, распявшего грех, за нас умершего и воскресшего». В эту ночь и вся природа словно просвещается Небесной благодатью, и «Ночь над храмом – Божий океан». Для человека верующего и земная жизнь – чудный подарок Божий с почти явственной, физически ощущаемой благодатью:
«По алтарю гуляет свет закатный, Вторая часть книги – несколько стихотворений – посвящена владыке Питириму, возглавляющему Сыктывкарскую и Воркутинскую кафедры, – я бы отметил стихотворение « Пастырь»:
«Пока Владыка, стоя на амвоне, Поэт остаётся благодарным своему духовному пастырю за его отеческую заботу и духовное окормление, или, как некогда сказал Николай Рубцов:
«За всё добро расплатимся добром. Следующая часть книги – «Преклоняя колени» посвящена Божьему храму как кораблю спасения и христианскому люду, укрывающемуся в нём от волн житейских. Для православного христианина храм – это святое место. Царь и пророк Давид в своём 26 псалме так говорит о своей главной просьбе к Богу: «Одного я просил у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его». В нашем, новозаветном храме совершается величайшее чудо – Таинство причащения Тела и Крови Христовой. В храме «силы небесные с нами невидимо служат», потому и каждый горячо молящийся человек ощущает себя стоящим на небе, а не на земле. Святой храм есть образ горнего мира, и потому православный христианин должен переступать порог храма, как учат святые отцы, имея в сердце страх Божий, с сокрушением евангельского мытаря и грешника, предавая всего себя Христу Богу. Об этом замечательно пишет Александр Суворов в стихотворении «В храме»:
«Вступаешь в церковь, не дыша. Спасение душ христианина не может совершаться без духовного водительства и руководства священства, «пастырей добрых, полагащих души свои за овцы своя». И душа поэта благодарно исторгает из своей глубины глас хваления наставникам – стихотворение «Свет души», посвящённое священникам Сыктывкарской и Воркутинской епархии, чьими трудами от пасомых
«…отступает тьма времён, Поэт обладает редкой способностью предметы и явления видимого мира в метафорические и символические образы, представляющие изображаемый предмет многогранно и ёмко:
«Нет, не миновала эра хамов,
Однако же:
«… дорога, которая к храму ведёт. Воистину, «мир беснуется – сходит с ума», но поэт знает, что:
«Спасение только в молитве, Автор много размышляет о разъедающей душу природе греха и порока, противопоставляя им чистоту безгневия и смиренное покаяние:
Хитрит порок и прячется, греша, «Боже, милостив буди ми грешному, – смиренно взывал мытарь к Богу, и «…пошёл оправданным в дом свой»(Лк.18:14). Великий авва Исаак Сирин говорит о том, что всячески надлежит нам знать о том, что двадцать четыре часа дня и ночи имеем мы нужду в покаянии. «Лица и лики» – это глава-рассуждение о сегодняшне дне, о судьбах самого мира и о России.
«Отчего на Руси так убого? Вновь смотрит, как «стоит в Позтыкеросе храм увечный» и задаётся горьким и больным вопросом: Хотелось бы пожелать не только А. Суворову, но и плодотворно работающим, повисшим в «длани мощной» русской классической и духовной поэзии, другим поэтам – священнику Владимиру Нежданову, Геннадию Иванову, Андрею Попову – тоже из Сыктывкара, Андрею Реброву из Петербурга, смоленской поэтессе Наталье Егоровой, другим поэтам, за работой которых внимательно слежу, – новых творческих обретений, новых успешных литературных поисков в освоении русского духовного пространства. А пред памятью талантливых Николая Мельникова и Александра Роскова, безвременно ушедших от нас, снимем шапки и помолимся об упокоении их в селениях праведных – они своим подвижничеством это заслужили… Последний раздел книги А. Суворова – «Предчувствия».
«Готовься к вечности, душа!» – говорит своей душе поэт, находясь в предчувствии будущей жизни. Он имеет мужество на весах вечности взвесить свою судьбу, задаться последними вопросами: что есть земная жизнь, что есть смерть, какая новая жизнь ожидает нас после смерти. Об этом его следующее стихотворение: Поэт желает построить храм около местечка Емваль под Сыктывкаром, – где было найдено массовое захоронение наших соотечественников, безвинно загубленных большевиками: «Доброе свидетельство в себе», верим, имела бабушка поэта Зоя, прожившая на бело свете восемьдесят девять лет и всю жизнь державшая пост в память о муже, иначе откуда бы: |
||