В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ ПИСАТЕЛИ СОЗДАЛИ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛИЦЕЙ!

   

С тех пор как Курское отделение Союза писателей России возглавил Николай Иванович Гребнев, многие его инициативы стали хорошим примером того, как в условиях снижения общего по всей стране интереса к чтению оживить литературную жизнь в своем регионе и не оставлять без внимания каждого начинающего литератора.
Например, в области был создан единый для профессиональных и непрофессиональных писателей Союз курских литераторов, имеющий отделения во всех районах. И это позволило расширить даже и организационные возможности профессиональной организации.
А с недавних пор в области появился Литературный лицей для подростков.

 

 

 

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЛИЦЕЙ — «КЛАСС»НЫЙ ПРОЕКТ!

Корр.:
- Писательская организация и сотрудничающие с нею издательское, полиграфическое предприятия при широкой общественной поддержке, содействии муниципальных органов власти на протяжение 3 последних лет активно реализуют проект создания в г. Курске «Литературного лицея». В этом уникальном, даже в масштабах России, учреждении школьная и студенческая молодежь обучается литературному делу под началом мастеров художественного слова. В программу деятельности Лицея включается также и работа над рукописями и книгами – «от идеи до тиража», от первой публикации до первого автографа. Организована деятельность редакций детских газет, литературных журналов, альманахов.
На фоне развития литературного дела в области все также остро стоит проблема неудовлетворительной работы среди талантливой литературной учащейся молодежи, как школьной, так и студенческой. Если молодые ученые, художники, артисты с известной степени обеспечены и государственным и общественным вниманием, то литературная молодежь фактически вне их поля зрения. Практика работы Курской писательской организации и, особенно, деятельность Дома литератора свидетельствуют о всевозрастающей необходимости реализации особой специальной программы работы с творческой литературной молодежью.
 Об этом - беседа с директором лицея Галиной Гатиловой-Янковой.

Г. Гатилова-Янкова:
- Основываясь на многолетнем опыте совместной работы Курской писательской организации, ведущей активную работу среди творческой молодежи, Издательского дома «Славянка», специализирующегося на выпуске в свет гуманитарной печати детских и молодежных газет, журналов, альманахов и книг для детей и юношества, а также полиграфической базы АПИИТ «ГИРОМ» - соучредителя детских изданий, располагающего достаточными помещениями и оборудованием; имея поддержку Городского общественного Совета и Администрации города, идеи проекта находят поддержку. Инициативная группа из представителей вышеуказанных организаций в состоянии реализовать проект создания уникального специализированного центра работы с творческой литературной молодежью из среды школьников и студентов под названием «Литературный лицей». Одно из определяющих условий успеха проекта – серьезные профессиональные творческие силы: известные поэты, прозаики, краеведы и публицисты, а также издательский и полиграфический центр, выпускающий в свет на собственной производственной базе в течении полутора десятилетий детские и молодежные издания.

В планах проекта - издание персональных книг и коллективных сборников и альманахов юных авторов, организация праздников детской книги, литературных конкурсов, а также «круглых столов», конференций педсовета лицея с участием органов власти, общественности, творческих объединений.

Корр.:
- Что из себя представляет этот проект?

Г. Гатилова-Янкова:
- Литературная жизнь в Соловьином крае безоглядно на отсутствие бюджетного финансирования насыщена не только яркими событиями (съезды литераторов, книжные ярмарки, фестивали и конкурсы), но и интересными формами каждодневной жизни (создание Дома детской и молодежной печати, Союз курских литераторов, Домлит, литкафе «Соловейня», «Сквер курских писателей», книжная лавка курских писателей…).

В этом ряду Литературный лицей при писательской организации, уникальный тем, что он успешно действует на средства, привлеченные писательской организацией и издательством «Славянка» при полном отсутствии бюджетного финансирования.

Между тем в списках юных поэтов, прозаиков, публицистов и краеведов уже более трехсот имен.

Организационные формы весьма разнообразны. Лицеистами становятся победители литературных конкурсов таких как «Наследники Победы», «Любимые уголки родного города», «Малая Родина - Соловьиный край» и др.

С библиотечной системой Курска осуществляется отбор юных читателей склонных к литературному творчеству.

Филиалы лицея открываются также в сельских райцентрах как при школах, так и при библиотеках. Столь же широк диапазон и методической работы. Практически у каждого лицеиста есть «персональный» наставник (в составе Союза курских литераторов также более двухсот чел.) В Домлите действует консультпункт. Групповые занятия проводятся в библиотеках и школах по программам с учетом местных условий и возможностей. При широком использовании электронной почты, организаторы лицея вместе с институтом развития образования готовятся к открытию проведению видеоконференций.

Издательский дом «Славянка» - партнер писателей в организации лицея открыл при Доме литератора Издательский центр, где налажено производство детских авторских книг по конвейеру «от идеи до тиража». По выходу книжных новинок устраиваются праздники. По итогам литературных конкурсов выходят в свет детские газеты и журналы в числе которых «Родничок», «Класс» с целым рядом тематических выпусков. В подготовке книг, журналов и газет лицеисты принимают самое непосредственное участие.

Продумана система поощрения лицеистов, им публично вручаются удостоверения, свидетельства об окончании лицея, дипломы, подарки и сувениры. Как правило это книги, библиотечки с автографами известных писателей.

По примеру литераторов, организующих съезды один раз в два-три года, лицеисты готовятся к фестивалям и ярмаркам детской книги, а в сентябре планируется провести первый региональный слет лицеистов. Те кто работает с юными дарованиями соберутся на Большой педсовет и «Круглый стол» с участием органов исполнительной и законодательной власти по проблемам развития литературного дела в регионе. К этому событию выйдет в свет массовым тиражом литературный альманах с произведениями юных поэтов, прозаиков, краеведов и публицистов.

По отдельному плану организуется работа с лицеистами в школах- интернатах, детских домах, а также с инвалидами детства. При библиотеке им. Алехина создано отделение лицея для слепых.

Опытом работы курского литературного лицея заинтересовались участники и победители недавней Всероссийской литературной Олимпиады, с ними также установлен контакт по Интернету (наша группа на странице ВКонтакте - https://vk.com/club88858745).

Создание Литературного лицея, как считают его организаторы в Курске, позволит в некоторой мере в дальнейшем избежать недочеты в работе с одаренными детьми: у всех нас на виду юные артисты и художники, ученые и парламентарии, однако о юных литераторах заботы, мягко говоря, маловато, как у власти, так и у общества.

Корр.:
- Какие задачи вы ставите перед собой?

Г. Гатилова-Янкова:
- Прежде всего, это осуществление отбора творческой молодёжи, формирование секций лицея по жанрам: поэзия, проза, публицистика и краеведение; вовлечение в индивидуальную и в кружковую работу известных мастеров слова; работа с рукописями, реализация допечатного производства и издания книг юных авторов малыми тиражами; повышение мотивации юных авторов к более профессиональному подходу к литературной деятельности, пониманию творчества как основного дела жизни; пропаганда литературного творчества среди молодежи, в том числе  вовлечение в творческую активность неблагополучных и социально незащищенных детей и подростков.

Корр.:
- Какими методами реализуется данный проект?

Г. Гатилова-Янкова:
- Соучастники проекта четко распределяют между собой обязанности: работники образовательных учреждений организуют подписку и доставку изданий, детские и  студенческие творческие коллективы при непосредственном соучастии курских писателей ответственны за содержательную часть.

В рамках проекта газета «Класс» получит распространение практически в каждом классе во всех общеобразовательных школах Курска, а их более 60. Часть работы - выпуски газеты в шести школах, где отделения Литературного лицея действуют на протяжении нескольких лет. Уникальность этих выпусков в том, что они готовятся совместно со студентами гуманитарных факультетов г. Курска в школах, являющихся подшефными.

Корр.:
- Какова периодичность издания выпускаемых номеров?

Г. Гатилова-Янкова:
- Ежемесячно в рамках газеты «Класс» производится выпуск очередных номеров одного из шести действующих на сегодняшний день филиалов Литературного лицея: Светлячок (Центр детского творчества), Домовенок, Шестое измерение и др.

Корр.:
- Чего вы ожидаете от проекта?

Г. Гатилова-Янкова:
- Организаторы проекта не ставят сверхзадачу обучать стихосложению и прочим творческим процессам широкую молодежную аудиторию. Важнее наладить систему отбора желающих совершенствоваться в литературном творчестве. Особую роль тут будет играть выпуск книг, сборников обучающей серии «Библиотека Дома литератора» не только и не столько для удовлетворения творческих амбиций молодых авторов сколько для анализа достоинств и недостатков, творческого совершенствования в литературном письме. Наиболее успешные работы получат достойную оценку по итогам творческих конкурсов на мероприятиях фестивального характера, а также выпуском массовым тиражом альманахов, детских газет и журналов.

 

 

КУРСКАЯ ШКОЛЬНИЦА РАССКАЗАЛА О ТОМ, КАК СТАТЬ ПИСАТЕЛЕМ, НА СВОЕМ ПРИМЕРЕ
(Выпустить книгу непременно помогут)

Глядя на небольшое удостоверение у себя в руках, я провожу пальцами по золотой гравировке: «СОЮЗ КУРСКИХ ЛИТЕРАТОРОВ» и мысленно переношусь в прошлое, к началу всего. Удостоверение № 222 имеет свою историю и значение…

Что нужно школьнику, чтобы заниматься любимым делом? Место, где могут встречаться люди, схожие по интересам. Грамотные учителя и наставники. И главное — возможность развиваться и творить, доступ к знаниям. В Курске все это есть. Кружки, секции, школы искусств… но всем ли достаточно возможностей и ресурсов для собственной реализации, или кого-то упустили? До недавнего времени такие были.

Пушкин начал писать в девять

Пушкин уже на девятом году жизни, подражая французским писателям, начал создавать собственные стихи. А что же сейчас, дети не пишут? Ничего подобного. Мне было четырнадцать, когда я начала всерьез писать, и то думала, что еще рановато. Как я ошибалась!
Написав свое первое произведение, я столкнулась с проблемой: что мне теперь с ним делать? Требовался хоть кто-то, способный дать оценку, указать на ошибки и помочь их исправить. Да и у каждой книги должен быть свой читатель, но откуда взяться этому читателю, если книга не имеет возможности выйти в свет?
В поисках хоть каких-то путей для публикации я набрела на издательский дом «Славянка». Вместе с родителями и «рукописью» пришла туда и открыла ту самую дверь. За ней сидел директор «Славянки» Николай Гребнев — писатель с многолетним опытом и член Союза писателей России.

Все завертелось моментально: Николай Иванович вручил мне свою книгу, забрал мою рукопись, сразу же найдя для нее редактора и моего будущего наставника, и самое главное — пригласил в Литературный лицей, официальное открытие которого состоялось буквально через месяц.

Новое поколение писателей

В лицее новое поколение писателей может перенять опыт старших из личного общения. Здесь проводятся беседы заслуженных писателей, поэтов, прозаиков, краеведов с подшефными им юными учениками. Я была одной из первых лицеисток и видела, как лицей рос: неимоверно быстро и с размахом. Объяснение этому простое: в Курске всегда были дети, желающие развивать свой талант писать, их просто не замечали. А дети, думая, что большой мир литературы начинается где-то там, в сияющем мире столицы, иной раз опускали руки.
Теперь это в прошлом. «От идеи до тиража» — проект Издательского центра при Доме литератора, который воплощает мечты юных писателей в жизнь, возрождая в Соловьином крае литературу. Под присмотром наставников — заслуженных писателей России, сегодня здесь рождаются книги. Не просто книги, а настоящая гарантия литературного будущего, созданная младшим поколением с благословления старшего. Ранее обделенные вниманием юные поэты и прозаики, сейчас начали активно слетаться в Литературный лицей. Работа закипела.

Это издательство работает не ради выпуска книг. Не для заработка и личной выгоды. Это место для творчества, обмена опытом и знаниями. Есть в «Славянке» такие дни, когда там, за большим столом, за чашкой чая с аппетитным десертом собираются литераторы. Не только писатели с многолетнем стажем, но и дети: обсудить новые произведения, наработки, прочитать что-то свое, окунуться в особенную литературную атмосферу.

Первая книга

Работа над первой книгой «Совпадение Случайность Судьба» была не быстрой, но по-настоящему захватывающей. Директор Литературного лицея Галина Гатилова-Янкова — человек, который помогал мне с самого начала. И при встречах, и по телефону, и в соцсетях. Моим наставником стал Николай Дмитриевич Пахомов, член СПР. Именно он научил меня основам и привил любовь к русской, нет, к курской литературе. Как правильно оформлять свою мысль, редактировать текст, детализировать, вдыхать в произведение жизнь... Ведь одного желания писать мало! И учеба эта не была тезисной и сухой, работа над книгой больше напоминала совместное чтение, где каждое слово разбиралось, для каждого случая находился свой пример. Мне хорошо запомнился момент, когда Николай Дмитриевич, разбирая очередной эпизод моей первой книги, пытался подобрать правильные слова, но потом резко встал, подошел к книжной полке и выудил оттуда томик Евгения Носова, нашего курского писателя. Он прочитал вслух буквально полстраницы, но красота текста, уместность и вместе с тем сила поразили меня и дали толчок к дальнейшему развитию. Позже наступит момент, когда я получу в награду за победу на конкурсе пять томов Носова. После уроков Пахомова этот приз окажется для меня ценнее прочих.
Так, шаг за шагом, методом проб и ошибок, создается книга. Не описать словами то чувство, когда ты держишь в руках свое творение, пока еще только в единственном экземпляре. Каждую страничку предстоит внимательно просмотреть и проверить, все перечитать, написать слова автора и благодарность.
Юным лицеистам, выпустившим свою первую книгу, устраивают презентацию и праздник Первого автографа. А после — книжные ярмарки и выставки, съезды литераторов, где публично вручаются грамоты, свидетельства об окончании лицея, членские билеты…
С появлением Литературного лицея, которому уже три года, литературная жизнь в Курске забила ключом. Кто знал, что у нас так много опытных писателей и юных, только начинающих свой путь, литераторов?

Курск умеет удивлять

В 2015 году меня пригласили на съезд курских литераторов, где с приветственным словом выступили губернатор Курской области Александр Михайлов и заместитель председателя СПР Сергей Католько. Сотни приглашенных, и все они — члены Союза курских литераторов. Для школьницы, только-только начинающей писать, это стало настоящим балом Золушки. Санкт-Петербург, Москва — я думала, что подобные мероприятия характерны только для столиц, но Курск в очередной раз удивил.

За официальной частью следовали встречи в формате «круглого стола», где школьники и начинающие писатели могли высказывать свое мнение наравне с опытными мастерами пера. Возраст не играет роли, когда речь идет о творчестве.
Впервые публично я читала отрывок из своей книги, и не простым слушателям, а людям, которые и сами посвятили жизнь литературе. Я рассказала про сюжет своей работы и получила конструктивные отзывы, советы и похвалу. Писатель, сидевший рядом со мной, за все время не проронил ни слова, а лишь иногда что-то напевал или же посмеивался, чем привлек мое внимание. По окончании моего выступления, когда все уже высказали свое мнение, он повернулся, посмотрел мне в глаза и, стукнув кулаком по столу, сказал: «Не слушай никого и продолжай писать! У тебя все получится».
Литературный лицей подарил мне возможность реализовать себя в литературе, стимулировал к росту и развитию, дал бесценный опыт и знания. В Курске уже открылось множество филиалов на базе библиотек и школ, где дети могут приобщаться к литературе родного города и реализовывать себя в писательстве. Примеру Курска последовали и другие города. Несмотря на отсутствие финансовой поддержки со стороны властей, литературная жизнь в нашем крае кипит. Раз в два-три года организуются съезды, лицеисты готовятся к фестивалям и ярмаркам детской книги, работают над созданием таких журналов, как «Родничок» и «Класс».

Уже второй раз на Театральной площади города 9 сентября прошла книжная ярмарка-выставка «Читающий Курск». В прошлом году на ярмарке меня наградили за победу на конкурсе, а в этом — меня ждал сюрприз от наставников. Речь идет о номере 222 — номере моего членского билета Союза курских литераторов. 222 человека, не считая самых младших, еще не оперившихся птенцов литературного Курска, сегодня хотят писать книги и делают это. Мир литературы официально открыл двери новому поколению писателей, и это произошло в Курске.
Литературная волна не просто нависла над Соловьиным краем. Нас уже захлестнуло и все больше и больше затягивает в книжный водоворот. И это литературное наводнение — самый приятный катаклизм, который когда-либо мог случиться.

https://clck.ru/AQEUg

 

Владимир Шведюк
(выпускник Литературного лицея, член Союза курских литераторов,
автор поэтического сборника «Я возлагаю дань поэтам», студент ЮЗГУ)

Недавно я ознакомился с публикацией своей коллеги по творчеству Дианы Смирновой, которая рассказывает о том, какое место в её жизни занимает курский Литературный лицей. Поскольку я сам являюсь лицеистом филиала «Вдохновение», поддержу автора и выскажу своё мнение по этому поводу.

Начнём с главного

Литературный лицей – это, по своей природе уникальное место, в чьих филиалах воспитываются юные литераторы по всему Соловьиному краю. Опытные мастера слова рассказывают подрастающему поколению об основах  стихосложения, объясняют в доступной и интересной форме, что такое ритмы и размеры в произведениях, чем отличается ямб от хорея и т. д.

Этим летом в селе Воробьёвка состоялся Фестиваль Фета. Меня, как ученика Литературного лицея пригласили принять в нём участие. Уже через час после приезда я гордо держал у себя в руке членский билет Союза курских литераторов, который мне, будучи совершеннолетнему, вручили в торжественной обстановке. В этот момент было понятно, что мой творческий путь только начинается, но и это знаменательное событие имеет свою предысторию.

Любимый уголок малой Родины

Так назывался первый литературный конкурс, в котором я принял участие. Именно по его итогам мне выдали свидетельство о зачислении лицей. Я был очень приятно удивлен, узнав, что стал победителем конкурса, поскольку не ожидал подобной отдачи от своего творчества.

Филиал Литературного лицея «Вдохновение» я начал посещать в апреле 2016 года. Моим наставником во время обучения в Литературном лицее был Александр Алексеевич Грачёв, который каждую встречу открывал для меня новые, неизвестные ранее просторы в мире литературы, за что я ему очень благодарен. К его мнению, а порой и критике, я всегда прислушивался, извлекая интерес и пользу.

Встречи лицеистов проводятся несколько раз в месяц в Культурном центре семейного чтения и досуга нашего города. Хочется отметить, что в существующей в Литературном лицее творческой атмосфере нет, никогда не было и не будет места конкуренции авторов, возрастной дифференциации или каких-либо конфликтов внутри коллектива. Все приходящие сюда гармонично сливаются с миром поэзии и рифмы, эпитетов и метафор.

Постепенно, от встречи к встрече, я поверил в свои силы, принялся выступать с собственными произведениями на различных фестивалях и форумах, поэтических слётах, с каждым разам делая это всё увереннее, занялся общественной деятельностью. Параллельно с этим, я начал активно общаться с поэтами и прозаиками из других областей, городов. Мы зачитывали друг другу свои произведения, обсуждали их, обменивались бесценным опытом, а также делились творческим энтузиазмом. Именно в поэтической среде я встретил свою любовь – Светлану Рыцареву, поэтессу из Великого Новгорода, которая стала моим сильнейшим стимулом творить и созидать. Она вдохновила меня на многое: на создание и развитие видеоблога на платформе YouTube, на стремление к новым познаниям в сферах, тесно взаимодействующих с поэзией, но которых я до этого не замечал или же не предавал особого значения.

Разве поэтов в 21-м веке мало?

На мой взгляд основная проблема современной поэзии – авторы с трудом находят круги творческого общения, и, как следствие, не могут двигаться дальше по той простой причине, что опыт и пути дальнейшего развития неоткуда черпать. Зачастую они попросту забрасывают своё дело, ссылаясь на бездарность и безжалостно губя свой талант. Литературный лицей позволяет объединить юных творцов для того, чтобы донести до них знания, направить в нужное русло, мотивировать не забрасывать поэзию, а развивать её, во всех возможных направлениях, с каждым разом совершенствую себя.

Именно поэтому лично для меня Литературный лицей стал олицетворением некого символа живущей долгой и счастливой жизнью поэзии, саморазвития и реализации своих возможностей, перспективы на светлое будущее нашего народа.

 

 

Меня зовут Сергей Грешилов. Недавно прочитал интересную статью Дианы Смирновой «222 и больше» в вашей газете и решил вам написать, чтобы её поддержать.  

Стихи и рассказы я начал писать уже давно, лет с девяти. Любовь к поэзии мне привила моя мама Грешилова Лилия Николаевна, которая тоже пишет стихи. Сначала это были шуточные поздравления для друзей и родственником, потом я писал стихи для школьных праздников. Я уже печатал свои стихи и рассказы, но в газету никогда не писал. Я ученик 7 класса средней школы №40 г. Курска и лицеист филиала Литературного лицея «Вдохновения». Филиал лицея работает при библиотеке Северо-Западного жилого района. В Литературный лицей я поступил в 2015 году. В  лицей мне посоветовала пойти моя классная руководительница Данникова Юлия Алексеевна, где мне очень понравилось.

Моим руководителем в лицее стал замечательный человек – Александр Алексеевич Грачев. Он помогает мне и другим лицеистам понять, что такое поэзия, проводит занятия, в которых объясняет правила стихосложения, раскрывает, что такое ритм, рифма и прочие термины литературы. Благодаря Александру Алексеевичу я начал писать «правильные» стихи. Раньше я думал, что в стихе главное рифма, но он объяснил мне, что существует также и ритм, размер, мелодия стиха. Еще со мной в лицее занимается Галина Владимировна Гатилова-Янкова. Она сообщает мне о различных конкурсах и редактирует очень интересную газету «Родничок», в которой, иногда печатаюсь и я. Преподает азы написания прозы нам Зарецкий Иван Арсентьевич. Благодаря лицею и издательскому дому «Славянка» у меня вышли две книги: «Тропинки детства» (проза) и «Родины Синее Небо» (стихи).

В Лицее, где я обучаюсь, уделяется внимание всем участникам, здесь проводятся не только занятия, но и различные викторины, игры, конкурсы. Я являюсь победителем нескольких конкурсов, например: областного литературно-краеведческого конкурса    

«Курский край в истории отечества», регионального литературно-патриотического конкурса имени Василия Снигирева «Алые Звезды», окружного конкурса чтецов « У каждого в душе свой город» и конкурса чтецов «Памяти равноапостольного князя Владимира», а так же в других конкурсах. Филиалов у лицея несколько и в каждом занимается много детей со своими руководителями (писателями и поэтами) Курского союза литераторов. Стихи лицеистов (включая мои) неоднократно печатались в альманахе «Курские перекрестки» издательского дома «Славянка».

Хочу предложить свои стихи, надеюсь, они вам понравятся.

ЗАПОЛЬНАЯ
Улица моя Запольная –
Милый сердцу уголок,
Как заздравная, застольная,
Как раскинутый платок.

Весь платок, расшитый зеленью.
Окаймлен петлей дорог,
Палисадником расстеленный
У родного края ног.

За Запольной вниз Заречная
Льдинкой-Стезевкой блестит,
Где прохлада бесконечная
В летний жаркий день манит.

Где лежал аэродромами,
Курск в былые времена
Великанами огромными
Стали новые дома.

Поселился в этих «домиках»
Заводской простой народ,
Курск весной в уютных двориках
Свежей зеленью цветет.

ЗИМНЯЯ ФАНТАЗИЯ
(Моей первой учительнице,
Фёдоровой Нонне Леонидовне
посвящается)

Сижу за партой у окна,
Пишу в тетрадке равенства,
Ответ не сходится никак
И это мне не нравится.

В моей задачке привезли
На склад коньки и санки,
Я их пытаюсь сосчитать
В своей пустой тетрадке,
 
А мысли плавненько скользят
За окна, на просторы,
Туда где снег идет с утра
И ледяные горы...

И вот, уже я во дворе,
Стою вдали от школы,
Сжимаю лыжи я в руке
Счастливый и веселый.

Гляжу, какой-то старичок,
Кряхтя, в сугробах стонет,
Ребята! Это ж Дед Мороз.
Ну до чего прикольно!!!

Дед тянет в гору, не спеша,
Большой мешок подарков,
Смотрю на деда, чуть дыша,
Его до слёз мне жалко.

Он говорит: "Беда, сынок,
Тащить уж нету силы,
На складе санок нет,
Чудно, сказали, не хватило".

А я ему: "Послушай, дед,
Тебе писал сегодня,
Просил я ноутбук, конфет,
На праздник новогодний.

Я был послушен, я учил,
Весь год я был примерным,
Теперь, желаю получить
Подарки непременно.

Дед почесал затылок:
"Что ж, тебя, Серёжа, знаю...
Для ноутбука, мальчик мой,
Оценок не хватает,

Но ты старался целый год,
Учился понемногу,
За это вот, Серёж, держи
Железную дорогу!"

Да, жаль, с оценкой не везет,
Ну до чего ж обидно,
И в этом, точно, виновата
Нонна Леонидовна.

И Дед Мороз ей скажет:
"Так. Ну что же ты, голубка,
Тебе хотел я подарить
Помаду, сумку, шубку...

Ну а теперь - прибавил дед,
Глядя колюче-строго –
Я подарю лишь пять конфет,
И то, пожалуй, много.

...И вдруг, откуда-то звонок
Ударил через пятку,
Алё! Серёжа! Ты заснул?!
Пора сдавать тетрадку.

ЛЮБИМОЙ УЧИТЕЛЬНИЦЕ И ХОРОШЕМУ ЧЕЛОВЕКУ, ЮЛИИ АЛЕКСЕЕВНЕ ДАННИКОВОЙ

Как трудно выбрать свою дорогу,
Если любые открыты пути,
Она решает стать педагогом –
Учения свет в эту жизнь нести.

Казалось, вроде, чего уж проще
Накопленных знаний багаж отдать,
Не каждый, впрочем, учиться хочет,
Но ты учитель – сумей преподать.

Каждое утро по расписанью,
И каждый урок как экзамен ей,
Днем педсовет, а потом собранье,
И вот день окончен – домой скорей.

Дома проверить еще тетради
И план урока успеть написать.
Будильник заводит, юбку гладит
И падает просто без сил в кровать.

А педагог наш совсем девчонка,
Ей бы на танцах во всю зажигать,
Трудится, бедная, словно пчелка,
И любит свой класс как родная мать.

Решит проблемы своих детишек,
Свои отодвинув на задний план,
Словом простым усмирит мальчишек,
Девчонок утешит, завяжет бант.

В каждом ребенке большая личность
И к каждому нужно подход найти,
Верим, как богу, тебе учитель,
Ты нам не позволишь свернуть с пути.

Путь сей проложен учителями,
Упорным трудом и из века в век
К звездам шагал через тернии знаний
К цели заветной своей человек.
 
Все вместе учителю дружно мы скажем
Спасибо за труд Ваш и добрый совет.
Учителя ценность не меряют стажем,
Ведь это призванье, и равных Вам нет.

ЦАРИЦА НАУК
Математика-Царица
Помогает нам учиться,
Все записывай в тетрадь –
Очень много будешь знать.
 
Если очень много знать,
Можно смело выбирать,
Кем работать будешь ты,
Воплощая все мечты.
 
Все секрет открыть хочу,
Все вам будет по плечу,
Ведь в профессии любой
Математика с тобой.
 
Строят новенький объект –
Инженер создаст проект,
Чтобы был расчет верней,
Геометрией владей.

Продавец любой товар –
Книги, яблоки, муар
Должен грамотно продать –
Взвесить, сдачу отсчитать.

Чтоб в полиции служить,
Нужно с логикой дружить,
Уравнения решать,
Неизвестного искать.

В медицине важно очень
Дозировку мерить точно,
Чтоб здоровью не вредить
И болезни победить.

Дебет-кредит подсчитает
И о цифрах много знает
Наш бухгалтер дорогой,
Труд всегда в почете твой.

Математика важна,
Математика нужна,
Чтобы верно рассчитать,
Курс на будущее взять.

© Сергей Грешилов.
28. 11. 2016.

 

 

© Куликова Марина

ЛИЦЕЙ: ПЕРВЫЕ УРОКИ
К нему вела меня дорога!
Лицейский преступив порог
Пока постигла два урока:
Был первый – смелости урок.

Как мне тогда еще казалось,
Войти, и что-то говорить.
Мол, «Я пишу. Но это малость.
Прошу всему меня учить».

Такое с каждым может быть:
Ты целый день готовишь слово,
Волненье, славно речь сложить
Как на экзамене готова.

И вот, казалось бы, успех!
Собой довольна.. но, однако
Себе на горе, всем на смех
Ни одного не помню знака…

Со мною так не раз бывало.
Теперь поймёте, отчего
Меня вновь сильно взволновало
Сложенье слога моего…

К урокам взор свой возвратим.
Понятно всем, конечно,
Урок под номером один
Был пройден безуспешно!

И вот берет свои права
В мастеровые руки
Урок… под знаком номер два:
«Грызи гранит науки!»

Пришла теории пора:
О ритме, рифме, строках.
Учиться, надо, детвора,
Без лени и мороки.

Ах, как прекрасен это труд
Над стихотворным метром,
Когда свой вклад в него несут
Поэты — наши мэтры!

...Тебе спасибо, мой лицей!
Я обещаю с проком,
Со всей усердностью своей
Освоить все уроки!
(Осень 2015)

 

 

© Соболева Анна
г. Курск 2016

КРАСОТА ОЗЁР

Было раннее воскресное утро. О, что это было за утро! Сколько замечательного, сколько великолепной красоты не видят люди из – за своей глупой привычки спать по утрам! Но сколько восходов солнца встречает за свою жизнь человек? Много? Не правда! Раз, два – и обчёлся! Он их просто просыпает. Ветерок бил в лицо, ноги упрямо нажимали на педали.
«Ух, красотища!» - кричал Кирилл.
«Я теперь ни разу не просплю восход солнца, всегда теперь рано вставать буду!» - орал Иван.
«И я! И я!» - кричал Серафим с восторгом.
Кирилл то и дело останавливал велосипед и с наслаждением вдыхал аромат леса, земли. Как же ему не хватает этого в городе, где вокруг всё одето в бетон и асфальт! Ехали они по набитой тропе через степь. По утреннему небу вольно разлилась розовая заря. Зелёный косогор, будто мозаикой был устлан бело – фиолетовыми и жёлтыми цветами. Иван не мог проехать такую красоту. Он упал лицом в траву, вольно раскинув в стороны руки. Тишина, покой… Тоже проделали Серафим и Кирилл.
«Иван да Марья!» - улыбнулся цветку Иван. Я когда из города вырвусь заново на свет рождаюсь.
Ехали и вспоминали прошлое, узнавая дорогие сердцу места. Ничего не изменилось вокруг, над головой рассветное небо, под ногами летнее буйство трав. Деревья, словно дымчатые зелёные облака, окутаны молодой листвой. Живи и радуйся. Весело крутили педали велосипеда.
Дорога привела к опушке леса. Рассвет неуловимо тёк по вершинам деревьев. Воздух до того густой, что его не вдыхать, а пить хочется. В лесу куковали кукушки, стрекотали сороки. Дорога шла вдоль леса совсем не долго.
Дальше лесом ехали часа два. Лёгкий ветерок, разгонял туман, и всё вновь вокруг стало пронзительно сине – зелёным.
Увидя сквозь деревья большую воду, рванулись к ней через кустарник, который поредел, и перед ними распахнулась ширь озера, великим множеством птиц.
То, что открылась перед удивлённым их взором, не шло в сравнение ни с чем.
Озеро дышало, лёгкий ветерок словно играл с волнами в пятнашки. Длинные волны догоняли друг друга, потом ускользали, и так бесконечно. Увидели настоящий птичий базар с их пестротой и гомоном. Сотни и сотни птиц кувыркались, ныряли, взлетали и садились на воду. Птицы кричали, били крыльями, играли и дрались, утверждая право на жизнь в птичьем царстве. На берегу бегали юркие кулички, суетились, потыкивая остренькими, как шильца, клювиками в жёлтый песок. Чуть дальше сидели крякали утки.
Птицы не замечали людей, только юркие кулички чуть отбежали в сторону. Все птицы края, казалось, собрались здесь, и озеро расцвело множеством красок. В зарослях камыша бесчисленные гнездовья птиц.
У многих птиц уже подросли птенцы, с рассвета до вечерней зари слышался птичий гам. Небо пестрело росчерками крыльев, дышало взлётами молодняка.
У человека, попавшего в эти заповедные края, захватывало дыхание от неописуемой красоты птичьих базаров, от величия затаенных в лесах озёр. Голова кружится, когда смотришь на озеро, переводишь взгляд на бездонное небо, на разнообразие птиц и снова на землю. Между тем вся эта дикая, вольная мощь жила, боролась, дышала…
Ребята застыли, боясь резким движением или громким шёпотом спугнуть птиц, зачаровано смотрели на непуганые стаи.

ЗМЕИ И ЧЕРЕПАШКА

«Ой, глядите змеи!» - прошептал Иван.
И правда, прямо из воды торчало несколько змеиных головок.
Приятели насторожились и начали внимательно смотреть на эти головки. Смотрели долго и внимательно. Совсем рядом, где – то справа зашуршали сухие камыши.
Серафим отвёл взгляд, и в тот же миг увидел совсем рядом торчащую из воды головку. Ему хорошо было её видно и он разглядел, что она не змеиная.
Серафим облегчёно вздохнул, улыбнулся, опустил руки в воду и ловко выхватил… черепаху. «Водная черепаха» - сказал он и протянул её другу.
Внимательно разглядев её Иван сказал, «Годится!»
Ребята быстро и ловко устроились и начали рисовать. А Кирилл весь день не выпускал камеру из рук.
И как всегда, ночь наступила неожиданно, внезапно, без сумерок.
Резкие тени отбрасывали кусты и деревья. Ребята наконец выбрались на уже знакомую дорогу. Довольные и счастливые крутили они педали, возвращаясь домой, где их ждали родные.

ТУЧИ – ЭТО ТЕ ЖЕ ОБЛАКА

Проснулся утром Иван, но не спешил вставать. Лежал, нежился под солнечными лучами. Но, вдруг вспомнил, что договорились с Гошей встретится пораньше утром.
Он быстро убрал постель, умылся и уже сидел за столом. Завтракал с аппетитом, а в конце завтрака заёрзал на стуле, не поднимая глаз. У него была причина: боялся, что мама попросит его помыть посуду, а ему сейчас дорога была каждая секунда.
И потому, быстро закончив, буркнул «Спасибо» убежал из – за стола. На бегу засовывая ноги в туфли выскочил из квартиры, выбежал прямо на середину игровой площадки.
Дети, которые играли, увидев Ваню, закричали «Ура –а –а!», замахали руками, и даже взрослые улыбнулись. Ваня тоже улыбнулся и всем громко сказал: «Здравствуйте!»
Неожиданно для него прозвучал голос Гоши. Голос звучал из высокой травы. Трава была выше его роста, дальше был длинный, глубокий овраг.
«Прыгай!» - скомандовал ему друг Гоша и спросил тут же: «Не заробеешь?»
«Нет.» - ответил Ваня и облизнул пересохшие от страха губы. Снизу тянуло холодом. Может передумать – в голове у Ивана путались мысли.
«Ну, где ты?» - продолжал Гоша.
Ваня резко раздвинул мокрую траву и смело шагнул вперёд оказался в овраге, как в трубе.
Здесь совсем не было страшно. Гоша стоял и поливал из лейки огромный муравейник. Он лил так, что вся трава, рядом с муравейником, тоже была мокрой.
Ваня подошёл поближе.
«Что, ты делаешь? Зачем льёшь воду?» - поинтересовался у друга.
«Они воду любят до безумия, смотри как бегают» - весело ответил Гоща.
Ваня смотрел на обезумивших муравьёв, они бегали очень быстро, беспорядочно. Бегали по муравейнику, по траве, по одежде Гоши.
«Гоша, посмотри на себя». Ваня от страха сказал очень тихо и продолжил шёпотом «Ой, чудак, что ты натворил, надо уходить».
Гоша с улыбкой на лице посмотрел на себя и в тот же миг из его глаз потекли самые настоящие слёзы. Он кивнул головой и, не теряя не секунды, друзья, что есть духу помчались к склону оврага. Выскочили на тропинку, которая вела к песочнице. Добежав прыгнули на мягкий, тёплый песок. Ваня предложил построить лабиринт.
Гоша, вытирая слёзы прошептал:
«Давай, только я не умею строить лабиринт»,
«А город для лилипутов?» - поинтересовался у друга.
«Хорошо, лучше город» - уже веселее произнёс Гошка.
Мальчики строили увлечённо. Несколько девочек с интересом смотрели на их работу, даже кто – то из взрослых заметил:
«Молодцы, красота то какая!»
Но неожиданно для друзей пошёл дождь. Город на глазах исчезал. Ваня грустно смотрел, как его городские достопримечательности превращались в развалины. Гоша пытаясь развеселить друга закричал:
« Ура! Долой город!»
Дождь усиливался, детская площадка мгновенно опустела. Друзья тоже забежали в подъезд. В открытую дверь наблюдали, как забулькала, зажурчала у стены под водосточной трубой белая пена, и через весь двор побежал ручей, такой быстрый и широкий – не перепрыгнуть. Мальчики стояли у открытой двери смотрели на дождь, ручей – молчали.
Дождь также стремительно закончился, как и начался. Гоша удивлённо спросил:
« И откуда появилась эта туча?»
Ваня сделал серьёзное лицо и важно сказал:
«Тучи – это те же облака, только хмурые всегда, вон их сколько плывёт по небу».
Из – за тучи выглянуло солнце, и всё вокруг осветило своими яркими лучами. Сразу над асфальтом заструилось нежное облачко пара, засияли стёкла в домах, автомобили на поворотах пускали зайчиков.
Гошу позвали домой и он сказал:
«Ну, что давай по домам!»
Ивану грустно было расставаться, но он лишь коротко вздохнул и ответил:
«Ага! Давай!» На том и расстались!

ФАНТАЗЁРЫ – МЕЧТАТЕЛИ

После уроков в школе семиклассники спешили кто на рыбалку, кто кататься на скутерах, а кто посидеть у компьютера.
А друзья, как на работу, шли к парикмахерской, усаживались на крылечко и начинали беседовать.
«Ты представляешь, начинал громко Иван, это ужас какой – то, что может случиться с неопытным человеком в походе! Да если ещё зверь появиться такой опасный. Клыки – во! Щетина – во! Жуть, подумать страшно!»
«Ещё бы! – отвечал Серафим тихим голосом. Я как вспомню ту историю, так просто волосы дыбом встают!»
«А помнишь?! – другой зябко пожимал плечами:
«Спрашиваешь! Такую историю невозможно забыть! Это на всю жизнь!»
Они понижали голоса до шёпота, когда кто – нибудь проходил мимо и только время от времени кто - нибудь из них громко спрашивал – другой отвечал.
Как – то мы с тобой ранней весной отыскали самый первый подснежник, но ты не разрешил мне его сорвать: стал на колени и долго дышал на него, пока снег вокруг не оттаял. И сказал:
«Какая в нём жажда жизни – сквозь лёд пробивается! Так и человек должен…»
«Да, как же я мог забыть ту весну и первый подснежник?..»
А поздней осенью отправились на несколько дней.
В тайге вовсю распоряжалась осень. Нет спору: красиво таёжное лето, осень в тайге ещё более удивительная пора.
Пожухнут, пригасят цвет травы, таёжные цветы, но сразу же после первых заморозков тайга вновь озарится полыхающим пожаром красок.
Глаз не успевает схватить богатство оттенков бушующей цветной метели. Здесь вымахнет к дороге багрово – красный куст, там колыхнёт перед изумлённым взором непередаваемо жёлто – золотая берёза.
А бывает вплотную стоят меднолитые, один к одному, стволы царственной сосны.
Осень в тайге пахнет горькой прелью. Отличный фильм сняли мы той осенью!
Сидели вспоминали разные моменты из прошлых походов. Но у них уже была новая мечта.
Иван, Серафим и Кирилл под руководством Евгения Ивановича всё свободное время проводили на природе. Научились они многому в таких походах. Причём ходили в любое время года.
Основной целью этих походов было снять фильм или сделать зарисовки, наброски, а затем писать картины о природе: птицах, цветах, деревьях.
Евгений Иванович рассказал ребятам о Дальних озёрах. Заинтересовались. Начали подготовку и она заняла немало времени.
Закончился учебный год. Лето жаркое, звонкое стояло в полном соку.
Решено! Все препятствия были позади. Великий день настал.
На рассвете они отправились к Дальним озёрам и впереди отважных ребят ждали новые приключения.

 

 

Филиалы… при библиотеках!

Давно известно, что таланту надо помогать, а серость пробьёт себе дорогу сама. Это, особенно верно для творческих профессий. Идея, что нам нужна структура дополнительного образования для детей, которые имеют склонности и способности к литературному творчеству, долго носилась в воздухе пока её не подхватили в Курском региональном отделении Союза писателей России. В 1914 г. председатель Правления Курского регионального отделения Союза писателей России Николай Иванович Гребнев принимает решение создать Литературный лицей для одарённых детей в нашей области. Ранее он же предложил для взрослых любителей русского слова создать Союз курских литераторов, как первую ступень при Союзе писателей и целый ряд других инициатив.

Сегодня в Курской области уже действует 10-ть филиалов лицея, из них в г. Курске – 6-ть. В лицее обучаются более 300 курских будущих поэтов, прозаиков и публицистов. Директором Литературного лицея стала профессиональный педагог и поэт Галина Владимировна Гатилова-Янкова, а завучем – кандидат наук, поэт и прозаик Александр Алексеевич Грачев. Работают филиалы лицея при библиотеках, с которыми заключено соглашение о сотрудничестве. Обычная система преподавания мало подходит для подготовки талантливых ребят, поэтому, кроме занятий, постоянно проводятся конкурсы, викторины, да и занятия часто проводятся в игровой форме.

С уважением Иван Зарецкий,
член Союза курских литераторов и преподаватель Литературного лицея.

 

 

 

 

 

НАШ ЛИЦЕЙ – МОЙ ФИЛИАЛ

Ведение занятий в литературном лицее требует к себе внимательного, терпеливого отношения. Вопрос, в каком возрасте начинать приобщение детей к литературе, не ставится. Чем раньше, тем лучше. А вот когда ребёнок осознанно начнёт творить, фиксируя самостоятельно свои творения, можно примерно отметить. С 8-9 лет. При этом игровая форма проведения занятий сыграет свою положительную роль, так как

именно она погружает ребёнка в привычную для него обстановку, соответствующую данному возрасту.

Многие педагоги говорят о перегрузке детей, и она иногда имеет место быть. Мы, взрослые, забываем, что время в детстве течёт по-другому. Ребёнок часто остаётся недогруженным. Предоставляя его самому себе, мы не используем возможность развивать ребёнка нравственно и физически, умственно и духовно. Незрелость души маленького, как нам видится, человека дорого обходится потом, через несколько лет. А эти годы так быстро летят. Так быстро растут дети, набираясь ума разума, житейского опыта, который не всегда положительно воспринимается в обществе. Дети – великолепные копиисты. И они успешно копируют нас со всеми плюсами и минусами.

Литература – поразительная область, умеющая учить без учителя, воспитывать без воспитателя. Являясь самым эстетическим предметом, она показывает красоту и сложность окружающего мира. Если же сам человек становится творцом литературного произведения, то перед ним, непременно, начинают возникать этические, нравственные и другие задачи, которые требуют своего разрешения.

Так что литературный лицей – это важная ступенька становления молодых людей, которым строить и укреплять государство российское, жить по любви и правде долго и счастливо.

Прошу извинить меня за то, что не даю никаких методических рекомендаций, однако, уже по готовым работам моих подопечных можно проследить решение тех немногих тем, которые попытались освоить дети СОШ №7 имени А.С.Пушкина. И это за неполный год активной работы.

Впереди лицеистов ожидает реализация более сложных тем, параллельно будет осуществляться техника художественного чтения, овладение через игру, в том числе и драматическую, такими непростыми областями, как фантазия, воображение, понимание юмора во всех его разновидностях и сатиры, пригодной для публикаций. Надеюсь, что работа филиала лицея «Любители» на базе детской библиотеки №13

(заведующая Сазонова Татьяна Михайловна) успешно продолжится и тогда, когда дети станут старшеклассниками.

Особую благодарность я, как педагог, выражаю классному руководителю моих подопечных Хвастуновой Веронике Серафимовне, человеку неравнодушному, заинтересованному в развитии творческой личности ребёнка.

Шеховцов Вадим Михайлович,
руководитель филиала «Любители»
Курского Литературного лицея

 

 

НАШИ ДОКУМЕНТЫ:

НАШИ КНИГИ:

НАШИ ССЫЛКИ:
https://vk.com/club88858745 — Группа Курский Литературный лицей в ВКонтакте

https://vk.com/videos-88858745?z=video-88858745_171864258%2Fclub88858745%2Fpl_-88858745_-2

https://vk.com/videos-88858745?z=video-88858745_171778658%2F629fdbe5af531a39b3%2Fpl_-88858745_-2

https://vk.com/videos-88858745?z=video-88858745_171725698%2Fc401979ed268deda01%2Fpl_-88858745_-2

https://vk.com/videos-88858745?z=video-88858745_171626317

https://vk.com/videos-88858745?z=video-88858745_171658153%2Fclub88858745%2Fpl_-88858745_-2

http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/13102016143645_l.html

https://www.youtube.com/watch?v=yVxXL5R4LS8

http://gtrkkursk.ru/lenta-novostei/25012016113900_l.html

http://gtrkkursk.ru/mini-lenta/20012016102003_mini.html

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"
Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную