I Холодная война началась сразу по окончании Второй мировой войны. Она выражалась в противостояние мировых систем, идей, интеллекта и психики, в конфронтации двух военно-политических блоков во главе с СССР и США. С уничтожением СССР Россия нашла себя в окружении государств, так или иначе, предъявляющих претензии к бывшей «митрополии». Получившие независимость Прибалтийские республики и ряд стран участниц Варшавского Договора не замедлили вступить в НАТО и оказались в числе вероятного противника России. Более того, и в России произошёл «тектонический» разлом: скрепы государства – армия, флот, общественные организации патриотического направления вдруг попали в прицел российских СМИ, начавших агрессивную пропаганду вхождения России в мировое сообщество посредством полного разоружения, отказа от национальных интересов в политике, экономике, культуре и образовании в обмен на так называемые общечеловеческие ценности. Таким образом, период глобального геополитического, экономического и идеологического противостояния, об окончании которого Горбачёв и Буш объявили в декабре 1989 года на саммите на острове Мальта, не закончился. Холодная война вступила в новую стадию: военные базы НАТО вплотную приблизились к границам России, а применение западными политическими «партнёрами» новых пропагандистских технологий – очернение советского периода истории России, призывы пересмотреть итоги Второй мировой войны, дискредитация органов власти и Православия свидетельствуют о ведении Западом информационной войны против России. Вновь получил распространение термин «пятая колонна», рождённый во время Гражданской войны в Испании 1936–1939 гг., теперь применительно к отдельным российским гражданам, а также к ряду некоммерческих организаций, финансируемых зарубежными донорами, попавших в реестр иностранных агентов. Это юридические лица, которые занимаются внутриполитической деятельностью по поручению иностранного государства. На данную деятельность российский закон налагает ограничения. Но, как известно, на каждый роток не накинешь платок, а люди по-прежнему внушаемы, и на фоне культурных, социальных и бытовых проблем, коррупции в высших эшелонах власти особенно внушаемы. Холодок отчуждения засквозил в обществе, сравнительно недавно ещё считавшимся монолитным союзом. II К людям, которые не согласны на роль пассивного наблюдателя обострившегося противостояния «цивилизованного мира» и России – «сырьевого придатка», «тоталитарного режима», которые не согласны на роль этакого «премудрого пескаря» или человека не от мира сего, находящегося над схваткой, относится поэт Борис Орлов, председатель Санкт-Петербургского отделения Союза писателей России. Всем сердцем принимая вызовы времени, он продолжает чувствовать себя в строю – патриотом великой страны, частицей великого народа и декларирует это своими произведениями. Книга стихотворений Б. Орлова «Холодная война – глубины океана…» вышла в серии «Писатели на войне, писатели о войне», посвящённой 70-летию Победы. По прочтении её невольно вспоминается короткое древнерусское «Слово о погибели русской земли», с перечислением «многих красот, прославивших землю Русскую», с перечнем стран, повиновавшихся великим князьям русским, и завершающееся великой скорбью, воплем – «обрушилась беда на христиан…» В оригинальном тексте – «А в ты дни болҌзнь крестияном» – недвусмысленное пояснение причины гибели некогда мощного государства от болезни, именуемой изменой – вере, государю, отечеству. До сих пор заповедью, руководством к действию наших ретивых «партнёров» бытует выражение – «Русских нельзя победить в войне, но их можно разложить изнутри». Авраамий Палицын в описании событий Смутного времени указывал причину в очередной раз постигшего нашу землю бедствия: «Бог же попустил грехов ради наших…». Его слова – «богоотступники же, польские и литовские люди и русские изменники» (речь о взявших в осаду Троицкий Сергиев монастырь) – на редкость точно описывают и сегодняшнее положение дел. Утратившая былую силу христианской веры Европа, с помощью внутрироссийской оппозиции добивается того же и от России, в которой ещё имеет силу молитва: «Соборе Святых Русских, III Предательство заветов отцов, веры, отступничество и раздоры не раз приводили Россию на край гибели, спасала – верность. Болью открытой раны преисполнены строки Бориса Орлова о 1990-х годах, когда «умирал великий флот Союза»: Продали солярку. Нет бензина. Офицеры пьяно горбят спины. Ржавеющие корабли, распиленные на металл подлодки… «Для русских пятая колонна / Опаснее других врагов», – глазам моряка больно видеть, умирающий, без боя сданный, флот. Но не о железе печаль, о судьбах товарищей, с ними пройдены «казармы, полигоны и моря», многомесячные подводные походы, когда люди не щадили здоровья, а то и жизни, отдавая долг Родине. С неподдельной теплотой пишет Орлов о своих сослуживцах, которые «Достоинство и Веру берегли». С той же теплотой вырисовываются картины истории Руси-России, переплетающиеся то вязью, то морским узлом со временем нынешним, связуя далёкое, делая близкими русских людей – моряков, хлебопашцев, инженеров, учителей, святых. Все они – надёжный экипаж поэта-моряка, в разговоре о них, о детстве, о любви, семье, о дружбе и мире Орлов находит тонкие, неожиданные образы. Космос – вечная Божья свобода, – В небе песни ночного простора Книга Орлова словно отражение «Сказания о погибели русской земли». Первая часть «Сказания» – это теплота перечисления богатств и могущества России, вторая – холод постигшей её тяжкой болезни, предательства и разора. Орлов, наоборот, сначала даёт картины суровой службы на Севере, раскрывает осиротевшую, остывающую душу военного моряка, свидетеля вражеского триумфа в Холодной войне, триумфа обманного, попустительством перестроечных иуд. Только после этого он наполняет страницы нескрываемой горячей любовью к тому, ради чего русские люди готовы претерпевать экзистенциальную стужу, относиться к ней как одной из составляющих службы, служения. А служба русского человека – всегда воинская. …В наших каютах и кельях IV Борис Орлов – поэт-государственник. Быть таковым поэтом в России – традиция давняя, освящённая Ломоносовым, Державиным, Пушкиным. Именно пушкинское, – «где нет любви, там нет истины», – движимое любовью к русскому миру, делает строку истинно поэтической. Ибо любовь – бесспорна. Другое дело, взгляд поэта-публициста, чеканящего «железный стих, облитый горечью и злостью». Здесь особенно нужно чувство меры. Всегда ли поэт спросит себя, не перелил ли я горечи? не выглядит ли мой отклик на злобу дня озлобленностью и унынием? Всегда ли поэт способен не по исторической, ещё не существующей, а по сердечной карте найти то расстояние, с которого ему увидится большое, откуда оценит он, творимые нашими руками, Промыслительные свершения о России, пренебрегая досадою неудач? Издавна русские поэты знают ответ на вопрос «Кому на Руси жить хорошо» – никому, по Некрасову. Вспомним, как описывая строительство железной дороги из Петербурга в Москву, Некрасов немилосердно сгущал краски, рисуя ужасный, каторжный труд. Между тем это была крайне выгодная и высокооплачиваемая работа, и охрана труда по тем временам отвечала передовым требованиям. Но такова сила «музы скорби и печали» – она не способствует широте взгляда, затмевает глаза на добрые проявления российской жизни. Что говорить, податливы мы, русские, на печаль и потому часто «стон у нас песней зовётся». Редкий современный русский поэт избежал влияния/обаяния этой музы. Россия – в свалку превращённый храм, Было бы крайне грустно, если бы эти мотивы возобладали в поэзии Бориса Орлова. Тогда, действительно, можно было бы говорить об окончательном поражении России в Холодной войне. Словно вспоминая слова Лебедева-Кумача, «Кто сказал, что надо бросить / Песни на войне? / После боя сердце просит / Музыки вдвойне!», поэт оглядывает родной простор, и тёплая волна, идущая из глубины души, вызывает другие слёзы, слёзы благодарности и неудержимого восторга, и нет сомнения, что жить в России, в стране воинов и подвижников веры и верности – великое счастье. Полрощи в солнышке игольчатом. Поют и птицы, и кузнечики.
Александр Васильевич Медведев - член Союза Художников России, Санкт-Петербургское отделение (c 1988 г.), член Союза писателей России (c 2003 г.). Старший преподаватель Института искусств Факультета Филологии и искусств Санкт-Петербургского государственного университета, кафедра «Графический дизайн». |
||||
|
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | ||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| ||||