Эмма МЕНЬШИКОВА (Липецк)

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
<<< Предыдущие записи          Следующие записи>>>

14 февраля 2016 г.

АПОСТОЛ ЛЮБВИ

Когда Семену было четыре года, его отец, набожный крестьянин села Шовское тогда Лебедянского уезда Тамбовской губернии Иван Антонов, пригласил в дом странника. А тот после угощения заявил, что, дескать, Бога нет. Мальчик был поражен…

– Ты меня учишь молиться, а он говорит, что Бога нет! — упрекнул он отца после ухода гостя.

– Я думал, он умный человек, а он дурак. Не слушай его, — ответил отец.

Тогда мальчик и подумал: «Когда вырасту большой, то по всей земле пойду искать Бога...»

 

ВРОВЕНЬ СО СВЯТЫМИ ОТЦАМИ

Так почти полтора столетия назад начался духовный путь будущего великого старца земли русской Силуана Афонского. К сожалению, на его родине в Липецкой области только-только начинают осознавать своё избранничество.

Подумать только, обычный крестьянский мальчик, проходивший в школу всего две зимы и больше нигде никогда не учившийся, стал вровень со Святыми Отцами Русской Православной Церкви.

Его духовное наследие почитается за особую простоту и мудрость, а молитвенный подвиг, который он творил в течение всей своей сознательной жизни, не укладывается в голову обычного человека.

Монастыри и храмы в честь преподобного Силуана Афонского открыты по всему миру, есть они в Америке, Франции, Греции и других странах. А у нас, на отчей земле святого, уже не один год восстанавливается Христо-Рождественский храм, где крестился младенец, которому суждено было прославить свой родной край.

Не то чтобы вспомнили, а словно очнулись все, когда пошла речь о широком праздновании  1000-летия русского монашества на Святой Горе Афон, которое намерены организовать светские и церковные власти России.

По этому поводу святые мощи преподобного Силуана Афонского планируется доставить в Россию, в том числе и в Липецкую область, в село Шовское. И произойдёт это уже в мае сего года. Так что есть надежда, что скоро и храм отреставрируют, и все другие места на родине великого старца, с ним связанные, в порядок приведут.  

 

СЕРДЦЕ ЗАГОРЕЛОСЬ К БОГУ

И грех, что не сделали этого раньше. Ведь именно Шовское, а никакое иное село выпестовало такого уникального, необыкновенного мальчика, который рос и думал, рос и думал, где ему искать Бога.

Лет до двенадцати Семен не оставлял этой мысли. А потом, услышав от местной богомолки о святой жизни затворника Иоанна Сезеновского, о чудесах на могиле этого святого человека, где она побывала, возрадовался: «Если он святой, то значит Бог с нами, и незачем мне ходить по всей земле — искать Его».

И сердце его, как пишет в своей книге «Преподобный Силуан Афонский» архимандрит Софроний (Сахаров), загорелось к Богу. Это было первое такое сильное предзнаменование особой судьбы шовского святого.

Автор этой книги в свое время был насельником Свято-Пантелеимонова монастыря на Святой горе Афон, учеником и духовным сыном старца Силуана. Они подолгу, хотя отец Силуан был очень немногословен, беседовали. А потом старец передал ученику свои записи, о которых никто при жизни преподобного даже не подозревал.

В итоге и беседы, и писания сложились в книгу, которая первоначально, по словам автора, предназначалась «для узкого круга людей, интересы которых сосредоточены на христианском подвижничестве».

Однако после кончины преподобного Силуана Афонского в 1938 году его образ оказался столь притягателен для многих, ищущих Бога, что книга о нем стала одной из самых популярных книг самиздата в стране и привлекла к православию немало людей в самые, казалось бы, безбожные годы.

 

Фото Ольги Беляковой

НЕ ХОТЕЛ СМУТИТЬ

Между тем внешние события жизни великого старца не поражают воображения и не обещают сколь-нибудь значительного в его судьбе.

Родился в 1866 году, в многодетной, как сейчас говорят семье, где было пятеро сыновей и две дочери.

Жили дружно, старшие братья помогали отцу. Работали и у себя в селе, и в округе. Семен от них не отставал, но всегда чувствовал в себе влечение к монашеству, много молился с плачем, непрестанно думая о Боге. И запросился у отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру.

Но кроткий и мудрый отец повелел сначала послужить Отечеству, а потом уже решать свою судьбу. И Семен смирился.

Жизнь даже мало помалу начинала втягивать его в своей суетный водоворот.  До такой степени, что как-то раз во время жатвы он забыл, что пятница постный день! И наварил свинины для работающих в поле людей. Все ели. И лишь через полгода (!) отец напомнил ему:

— Сынок, а помнишь, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница; ты знаешь, я ел ее тогда как стерву.

— Что же ты мне не сказал тогда?

— Я, сынок, не хотел тебя смутить.

Рассказывая впоследствии подобные случаи из своей жизни в доме отца, старец добавлял: «Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня и не смутить». Такую нравственность впитывал великий наш земляк в семье.

И старец Силуан, никогда не имевший духовников, признался однажды, что вот такого духовника – кроткого и мудрого – ему и надобно было. А ведь его отец, крестьянский мужик Иван Антонов, даже грамоты не знал, а родил и вырастил, привел к Богу и молитве сына, ставшего святым…

 

ПОТРЯСЕНИЕ

И тут надо сказать, что не избежал Семен Антонов грехов молодости: гулял с девками за селом, играл на гармонике и даже... пил водку.

А был он высокий, здоровый, отличался большой физической силой и выносливостью, мог помногу есть и много работать. Однажды, уже после сытного обеда, мать сварила ему чугунок яиц: дело было на Пасху. Так Семен взял и съел вдобавок к обеду еще и с полсотни яиц…

Голыми руками он переносил горячий чугун со щами с плиты на стол, за которым обедала их артель. Ударом кулака перебивал толстую доску. Удерживал лошадь, сдавливая ее голову под мышкой так, что она стояла не шелохнувшись. Легко подымал большие тяжести. Мог и в драку ввязаться. А однажды чуть не убил человека, просто оттолкнув его не во всю силу…

Но после всех этих поступков, после отношений с женщинами его терзало ощущение греха, он горько каялся, горячо молился по ночам, чувствуя в себе совсем иное предназначение.

И вот видит он как-то во сне, что проникает в него через рот змея. Проснулся с чувством сильного омерзения. И, по его собственным воспоминаниям, услышал слова: «Ты проглотил змию во сне, и тебе противно: так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь».

Голос, который он слышал, по своей сладости и красоте был совершенно необычный. Действие, им произведенное, было потрясающим. По глубокому и несомненному убеждению старца — то был голос Самой Богородицы. До конца своих дней он благодарил Божию Матерь, что Она «не возгнушалась им, но Сама благоволила посетить его и восставить от падения».

Он говорил: «Теперь я вижу, как Господу и Божией Матери жалко народ. Подумайте, Божия Матерь пришла с небес вразумить меня — юношу во грехах».

 

С ЖИВОЙ ВЕРОЙ В ДУШЕ

На воинскую службу после этого он ушел уже с живой верой в душе. Служил в императорской гвардии в Петербурге. Его любили за добрый нрав, за рассудительность. За то, что помогал товарищам мудрыми советами, которые тем всегда представлялся случай оценить. И когда все собирались вместе, разговаривали, шутили, он уже словно был далеко.

Когда его однажды спросили, почему он молчит, признался «Я думаю: сидим мы сейчас… слушаем музыку, веселимся, а на Афоне теперь творят бдение и всю ночь будут молиться; так вот – кто же из нас на Страшном Суде даст лучший ответ, они или мы?»

Товарищи удивлялись: сидит среди них, а «умом на Афоне и на Страшном Суде». Да-да, именно на Святую Гору устремлялась уже тогда его душа. И он отправлял туда посильные пожертвования на благо обители.

Всего неделю побыл он дома после воинской службы. Сохранились сведения, что, решив не стеснять родных, он до отъезда жил чуть ли не в землянке, построенной им самолично неподалёку. Много молился. А одна из девушек распространила слух, что он уже носил вериги…

В 1892 году будущий святой навсегда покинул отчий дом и родное Шовское. Попрощался со всеми и уехал на Афон. На Святой Горе он поступил в Русский монастырь Святого Великомученика Пантелеймона. Началась новая подвижническая жизнь длиной в 46 лет.

 

«СЕРДЕЧНАЯ МОЛИТВА ДО ВЕЛИКИХ СЛЁЗ»

В 1896-м он был пострижен в мантию с именем Силуан, а в 1911 году — в схиму с оставлением прежнего имени. 11 сентября 1938 года старец Силуан мирно скончался...

О духовном пути великого старца можно узнать из книг, хотя и те, конечно, не дадут полного представления о том, что происходило с человеком, который «от смиренной молитвы возрос до молитвы за весь мир».

Десятилетиями (!) он стяжал Божию благодать, научившись «чистой умной» Иисусовой молитве, которую он творил беспрерывно (!), проваливаясь в сон лишь урывками, на 15-20 минут, проводя ночь на ногах или сидя на табуретке. Спал он в общей сложности часа два в сутки. И так всю жизнь…

Но и даже во сне молитва не оставляла его. Читать об аскетическом подвиге отца Силуана, о его прозрениях, любви к Богу, страдании за людей, о которых он молился непрестанно, удивительно интересно и полезно. Это как раз и есть то душеспасительное чтение, от которого так далёк современный человек…

При этом отец Силуан никогда не уходил в затвор, в пустынь. Находясь среди людей, он исполнял тяжелые послушания — работал на мельнице, был экономом монастыря, где в то время число братии доходило до 1800 человек, заведовал мастерскими. И всё же «хранил ум и сердце от мирских помыслов, для молитвенного предстояния Богу, зная, что это самый краткий путь ко спасению. Вся жизнь его была сердечной молитвой «до великих слез».

В этой молитвенной устремленности он достиг такого духовного состояния, при котором провидел происходящее и прозревал будущее человека, открывая тайны душ и призывая всех вступить на путь спасительного покаяния».

 

БЛАГОСЛОВЕННА ЗЕМЛЯ, ДАВШАЯ МИРУ СВЯТОГО

Поразительная судьба, мало примечательная для тех, кому не дано чувствовать жизни духа. Каково это было — день и ночь находиться в беспрерывной молитве? «Держать голову во аде – и не отчаиваться»? Плакать «невыразимым плачем сердца»? Проникать в великие тайны духа? Нести подвиг внутреннего послушания, великого смирения, вечного бодрствования? Нам неведомо.

Но в литературе о Силуане Афонском часто встречаются такие слова, как духовное поле брани, на котором стяжал свою святость великий старец, «исключительный представитель той духовной силы, которую русское монашество на Афоне не знало со времен известного учителя XV века преподобного Нила Сорского».

В 1988 году Константинопольской Православной Церковью преподобный Силуан причислен к лику святых. Русская Православная Церковь канонизовала преподобного тремя годами позже.

Однако и ранее паломники, прибывавшие в Пантелеимонов монастырь, совершали поклонение «честной главе старца», покоящейся в Покровском храме обители, веря в его молитвенное предстательство пред Богом.

 Православные христиане во всем мире называют преподобного отца Силуана «апостолом любви двадцатого века». Писания его о сущности христианской жизни и монашеского делания переведены на многие языки.

Глава администрации Липецкой области Олег Королёв, выступая недавно в Москве на совместном заседании рабочей группы при Президенте России по подготовке к празднованию 1000-летия присутствия русских монахов на Святой горе Афон, отметил, что празднование этой даты совпадает еще с одним событием – 150-летием со дня рождения преподобного Силуана Афонского. На липецкой земле, давшей миру великого святого, пройдет много мероприятий, посвященных ему. В том числе будет установлен памятник знаменитому афонскому старцу.

Чудесным образом время сохранило в Шовском отчий дом преподобного Силуана. С недавних пор там никто не живет. К праздничным датам планируется привести его в божеский вид. На месте кельи, рядом с домом, где отец Силуан недолго жил перед своим отъездом на Афон, установлен крест, достраивается часовня, благоустраивается купель рядом со святым источником Зеленый колодец.

Удивительно красив Христо-Рождественский храм 1865 года постройки, тоже чудом сохранившийся до наших времен. Работами по реставрации храма занимается его настоятель иерей Николай Молокоедов, в основном на пожертвования.

Потомков семьи Антоновых в селе нет. Нет и людей, чьи предки помнили бы отца Силуана, хотя в Москве живет женщина, чья бабушка хранила воспоминания о святом. Это женщина каждый год по весне приезжает в Шовское и остается там до осени, вышивая бисером великолепные иконы, которые она дарит храму.

 Сюда давно приезжают паломники со всего мира, духовные последователи святого Силуана. В дни празднования тысячелетия русского монашества и принесения мощей святого Силуана в Шовское там наверняка будет большое стечение народа.

Хочется верить, что все будут приятно удивлены тем, как трепетно и бережно относимся мы к памяти своего земляка, известного во всем мире подвижника христианского благочестия.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную