ПОТРЕБНОСТЬ

Беседа директора Издателького дома «Марийское книжное издательство» Игоря Попова с писателем Анатолием ПОДОЛЬСКИМ

– Анатолий Анатольевич, по некоторым Вашим очеркам наши читатели знают, что Вы родом из Вологодской области. Расскажите про своё детство и юность.

Детство я провёл в родной деревне Подольская Вологодской области. Предки наши поселились в этом  красивом месте в конце XVI века. Первая перепись в нашем крае проходила в 1623-1627 годах по указу царя Михаила Романова. Записи писца Никиты Вешеславцева, который проводил перепись в Устюгском уезде, помогли мне установить основателей нашего рода, а затем по письменным источникам, в основном по церковным записям, было составлено генеалогическое древо, которое сейчас включает в себя 15 поколений.

Моё деревенское детство – это игры на улице летом и зимой, купание в речке и шалости в сугробах. С 7 лет мы уже управляли лошадьми, помогая взрослым на колхозных работах. В самом раннем возрасте я пристрастился к чтению книг, в чём во многом обязан моему отцу. Начало моему интеллектуальному развитию дали мне книги, которые я брал в библиотеках при каждом удобном случае.

 

– По окончании средней школы поступили в Мурманский педагогический институт, однако затем перевелись в Йошкар-Олинский политехнический институт имени М. Горького. С чем связана такая перемена?

Судьба предопределила мой переезд в Йошкар-Олу, наверное, не случайно. После окончания первого курса Мурманского педагогического института я не сразу поехал на каникулы  домой в Вологодскую область,  а заглянул к старшей сестре, которая жила в Йошкар-Оле. Город меня поразил своими зелёными насаждениями. В Мурманске, в июне, на сопках еще снег не везде растаял, а здесь всё утопало в прекрасном ансамбле деревьев, кустарников и цветов. Я гулял по улицам и бульварам города и наслаждался великолепным сочетанием природы и городских застроек. Вечером я объявил сестре, что хочу учиться в этом городе. Мы всё обсудили, и было принято решение переводиться на второй курс Марийского политехнического института. Это было не просто, но деканат инженерно-экономического факультета пошёл на встречу, и мне разрешили сдавать предметы за первый курс, когда я уже учился на втором. Декана я не подвёл: учился хорошо и с интересом. А когда сестра переехала в Оренбург, я стал жить в первом общежитии «политеха», которое и сейчас находиться рядом с главным корпусом вуза.

 

– Почти всю свою трудовую деятельность Вы провели на руководящих должностях в муниципальных и государственных структурах, производственных отраслях. Повлияло ли это как-то на вашу литературную деятельность?

Да, конечно. Работа управленцем обязывает встречаться с большим количеством людей. Если с человеком беседовать не только  официально, а попытаться понять его, иногда переводя общение из формального в доверительную беседу, то фраза «Каждый человек – это отдельная вселенная» принимает не только образный смысл. Многие мои литературные персонажи имеют реальных прототипов, которые встречались на моём жизненном пути. 

 

– Как и большинство современных писателей, Вы начинали со стихотворений. Как зарождалась Ваша любовь к литературе? Какой поэт служил Вам творческий ориентиром?

Стихи начал писать  на первом курсе. Но еще в раннем детстве читал русскую поэтическую классику, а чуть позднее и европейских поэтов. Не только отдельные стихотворения знал наизусть, но мог по памяти декламировать целые главы из поэмы А.С. Пушкина «Евгений Онегин» или  «Мцыри» М.Ю.Лермонтова. Я учился в пятом классе, когда наша семья переезжала в Казахстан «поднимать целину» и когда в разговоре с попутчиками, те спросили меня, а знаю ли я что-нибудь из стихов, то, нисколько не смущаясь, я начал читать названные поэмы. Вагон был плацкартным, и пассажиры столпились у нашего купе, всем хотелось послушать. Уже тогда я понял: какую силу имеет художественное слово, всегда ценил это и старался использовать только во благо.

Наше поколение выросло на стихах Е.Евтушенко, Р.Рождественского, А.Вознесенского, Н.Рубцова. Не всё и всех принимаю сейчас, но тогда они были настоящими кумирами не только для будущих поэтов и писателей, а для всех образованных граждан нашей великой страны под названием СССР.

 

– Затем Вы перешли к прозе. На сегодняшний день у Вас две прозаические книги. Первая – «Павловский платок» (2017) - разлетелась буквально в течение одного года после издания. Вторая – «Не переступить черту» (2021) – тоже осталась в ограниченном количестве. Расскажите, как перешли к прозе, как писались эти книги.

К тому времени у меня уже было шесть поэтических сборников, один из которых был издан в Москве в издательстве «Российский писатель». Кроме того вышел музыкальный альбом (тоже в столице) на мои стихи в исполнении Алексея Биря. Стихи – это полёт, эмоциональное состояние души, влюблённость и разочарование. Самые яркие поэтические произведения пишутся, как правило, в молодом возрасте. Но мне хотелось поведать читателю гораздо более широкий спектр жизни нашего общества, причём не только моего видения, включающий в себя философские, исторические и нравственные аспекты, а и других «героев нашего времени». Иногда, чтобы более правдиво и документально отобразить те или иные поездки или события в жизни, использую форму очерков и статей. Но основными моими литературными жанрами на сегодняшний день остаются повести и рассказы. Почти все они имею реальную основу. Жизнь настолько разнообразна и разнопланова, что надо просто сфокусировать некоторые эпизоды, запечатлеть наиболее яркие моменты и найти слова, чтобы описать все краски происходящего. Конечно, авторский вымысел всегда присутствует, но я никогда не мучаюсь над сюжетом нового рассказа, всё это можно взять из прожитых дней, рассказов моих близких и знакомых,  необычных жизненных ситуаций. Основой для некоторых произведений  мне дали воспоминания моих родителей. Остаётся найти время, чтобы всё это аккумулировать и преобразовать  в форму художественного слова. Но когда ты увлечён творческой работой, время в эти часы перестаешь замечать. Ты вместе с героями своих произведений находишься как бы в другом измерении, в которое невозможно войти без вдохновения. Только поэтическое вдохновение и вдохновение для прозы – это абсолютно разные нематериальные субстанции. Чтобы написать стихотворение иногда достаточно нескольких минут, над прозаическими произведениями необходимо  работать вдумчиво, применяя разные жанровые виды и аналитические методы. В прозе я вижу больше свободы и простора для своего творчества. Но к этому можно прийти, только когда имеешь определённый жизненный и литературный опыт.   Стихи можно писать в любом возрасте, а чтобы написать серьёзное прозаическое произведение автору  кроме писательских способностей необходимо иметь широкий интеллект, глубокие знания хотя бы в одной сфере или отрасли, сформировавшиеся взгляды, внутреннюю духовность. Даже если автор может сочинить красивые фразы, но у него отсутствует набор вышеперечисленных критериев настоящего литературного произведения, востребованного читателем, не получится.

 

– Вы всегда активно вели себя в писательской жизни нашей республики: участвовали в организации издания малой прозы в Марий Эл «Короткие встречи, инициировали издание литературно-художественного журнала на русском языке «Литера». Расскажите подробнее про эти проекты.

Проектом «Короткие встречи» я начал заниматься по просьбе знакомых местных литераторов, когда работал первым заместителем главы администрации Медведевского района. Необходимо было найти финансовые средства для издания сборника рассказов. У меня это получилось, хотя к моменту оплаты типографских расходов я уже не работал в администрации, но известный тогда предприниматель Александр Сперанский, тем не менее сдержал слово и, хотя я уже не имел административных рычагов, он перечислил необходимую сумму. Второй аспект этого проекта, за который я отвечал, – организация масштабной презентации антологии. У меня богатый опыт проведения самых разных общественных мероприятий, и всё прошло достойно.

Что касается журнала «Литера», то здесь пришлось активно и непосредственно заниматься с нуля. Это была действительно большая работа.

О создании журнала для русских и русскоязычных писателей в Республике Марий Эл в писательских кругах говорилось на протяжении нескольких десятилетий. Время от времени на частной основе выходили какие-то альманахи и сборники, но о создании литературно-художественного журнала на регулярной основе оставалось только мечтать. Начиная с 2006 года я, посещая Правление Союза писателей России в Москве на Комсомольском проспекте 13, всегда листал и просматривал не только московские литературные издания, но и журналы из разных регионов страны. Некоторые из них лежали в свободном доступе в приёмной председателя Союза писателей, другие  продавались в местном  киоске. В коридорах старинного особняка, где размещается литературный центр писателей России, случайно или не случайно  можно было встретить Валерия Хатюшина, Николая Дорошенко, Александра Проханова, Геннадия Иванова,  Ивана Тертычного, Светлану Вьюгину, Василия Дворцова  и многих других известных писателей. С некоторыми из них я был знаком уже тогда.  Как правило,  все разговоры проходили в заваленных книгами, брошюрами и журналами кабинетах, за чашкой кофе, иногда на ногах, но в доверительной и непринужденной обстановке. Вот в этих беседах с известными литераторами и зародилась мысль о реальном создании  литературно-художественного   журнала на русском языке в Марий Эл.

Однажды, когда  полный впечатлений от общения с московскими писателями я возвращался на поезде в Йошкар-Олу, то задумывался: как перевести в практическую плоскость создание журнала на русском языке с финансированием из бюджета республики.  Постепенно созрел алгоритм организации издания.

Но планы это одно, а их осуществление совершенно другое.  Пользуясь определённым авторитетом,  я мог  заходить в кабинеты высокопоставленных чиновников и решать вопросы. Не всё получалось сразу. Были драматические моменты, определённый риск, разочарование в коллегах, ситуация «один в поле воин» и многое другое. Я знал, что без упорства и настойчивости не стоило и затевать этот проект, но столкнуться пришлось с такими препонами, о которых  подозревать было невозможно. История создания «Литеры» заслуживает отдельного литературного произведения. У меня написан очерк на эту тему, но возможно он будет доработан и примет более широкие формы. Я рад, что журнал «Литера», в котором печатаются не только местные авторы, но и литераторы из других регионов, уже более десяти лет  осуществляет свою деятельность,  и горжусь  что смог организовать это издание.

 

– С 2006 года Вы состоите в Союзе писателей России. Что для Вас это значит?

Союз писателей России – это организация профессиональных литераторов нашей страны. Если ты решил стать писателем, то, естественно, хочется стать профессионалом в своём творчестве. СПР - это признание и возможность общаться с самыми уважаемыми авторами. В России несколько  различных литературных и окололитературных союзов и организаций, но признанным и неоспоримым лидером является СПР. В каждом субъекте Российской Федерации созданы региональные отделения, которые ведут непосредственную работу на местах. Структура понятна и прозрачна.  СПР в свете последних событий показал пример единения и настоящего патриотизма, оставив за бортом индивидуальное честолюбие и тщеславие, которые были всегда присущи литераторам. Большая заслуга в этом – продуктивная и целенаправленная  работа нашего председателя правления  Иванова Н.Ф., который сумел сплотить вокруг идеи патриотизма более семи тысяч писателей России. Съезд писателей России продемонстрировал всему обществу нашей страны единство основной писательской организации и пример, как надо действовать в нынешней непростой ситуации. Быть членом СПР - это почётно, круто и весьма полезно.

 

– Вот уже три года Вы являетесь членом Общественного совета Минкультуры Республики Марий Эл. Получается, общественная работа тоже Вам не чужда?

Она всегда являлась одной из составляющих моей жизни. Еще в годы нашей бурной и яркой молодости я возглавлял «Комсомольский прожектор» при горкоме комсомола. Заметки этого издания были настолько актуальны и бескомпромиссны, что их замечали и не могли от них отмахнуться  чиновники из верхних этажей власти нашей республики. Общественной работой занимался всегда, например, будучи депутатом районного собрания, открыл приёмную для работы с населением, и ко мне шли люди не только с районов, но и из города. Народная молва делала своё дело, и приходилось браться за решение проблем разного уровня. Сейчас тоже не отказываюсь помочь, что в моих силах, если ко мне обращаются знакомые и незнакомые люди. Это всегда было кредом моей жизни: любого посетителя, если нет очевидных причин для обратного, воспринимай доброжелательно, считая его визит позитивным сигналом и сделай всё возможное для решения его вопросов. Во вселенной всё взаимосвязано, и твоё доброе отношение вернётся к тебе сторицей.

 В Общественном Совете Минкультуры нашей республики работают очень достойные люди. Каждый член – не просто эксперт, но и знаковая личность, поэтому все заседания, часто с участием министра культуры Марий Эл Иванова К.А., проходят в конструктивном духе.

 

– В последние годы Ваша фамилия часто встречается не только в марийских и вологодских, но и в центральных московских изданиях – «Литературная газета», «Молодая гвардия» … Прокомментируйте, пожалуйста.

Помню свои первые художественные публикации в центральных изданиях, например в газете «Советская Россия» или «Российский писатель». Радости не было предела. Шли годы, сейчас мои публикации регулярно появляются в авторитетных, самых известных и признанных российских изданиях: «Молодая гвардия», «День литературы», «Российский писатель», «Литературная газета». Это стало привычным явлением и необходимостью. Но это накладывает ответственность к твоим произведениям. Всегда останусь признателен и благодарен Ерофеевой Валентине («День литературы»), которая одна из первых разглядела меня как прозаика  и дала напутствие в большую литературу, Хатюшину Валерию («Молодая гвардия») за его критическое, но доброе отношение к моим рассказам, Дорошенко Николаю («Российский писатель»), который помогал мне во многих вопросах литературной деятельности конкретными советами.

Из местных литераторов хочу назвать: Александр Липатов, он редактировал мои первые книги и написал несколько критических статей о моём творчестве,  Лев Ятманов - верил в меня как в писателя с самого начала, Анатолий Тимиркаев -  один из первых редакторов, который начал публиковать мои произведения и поддерживал меня в разных проектах.  Отдельно выделю Вячеслава Кольцова, он регулярно выпускает  радиопередачи с моим участием и авторским озвучиванием рассказов и очерков.

 

– На сегодняшний день какие вопросы или проблемы тревожат Вас как писателя? Что наоборот – радует?

Появилось много ширпотребовской литературы. Отсутствие цензуры – это, с одной стороны, благо, с другой, не позволяет государству и  обществу  осуществлять нравственное воспитание молодых поколений через достойную, необходимую для гражданского общества, настоящую литературу в классическом понимании этого слова. Некоторые издательства готовы напечатать всё, что угодно, лишь бы за это платили. Литературу нельзя полностью отдать в русло коммерции. Общество за это может заплатить высокую цену в будущем. Поэтому радует, что в нашей республике уже несколько лет действует государственная программа «Государственная национальная политика Республики Марий Эл на 2013-2025 годы», согласно которой книги местных авторов издаются за государственный счёт, но проходят конкурсный отбор компетентной комиссии.

 

– Каждый писатель или государственный служащий – прежде всего человек. Какие интересы кроме литературы у Вас ещё есть: хобби, занятия?

Что-то остаётся неизменным, как например, театр, с которым связана вся моя жизнь, и постепенно он из увлечения превратился в предмет моей творческой деятельности: теперь пишу критические статьи о спектаклях и театральных фестивалях, которые появляются в центральных изданиях. Что-то ушло в прошлое, например, спорт. Более пятидесяти лет играл в футбол, но всё имеет своё завершение. Оставил только легкие прогулки по бульвару и плавание. А ещё мне, как воздух, необходимо общение. Люблю встречаться с друзьями и коллегами, теперь уже только за чаем, в прямом понимании этой фразы. Признателен Марийскому Государственному университету, городским колледжам и многим библиотекам за возможность встречаться со студентами и читателями.  Трудно переоценить значение этих встреч для самого лектора.

 

– В жизни каждого творческого человека большое место занимает муза. Расскажите, кто вдохновляет Вас на литературные изыскания.

Отчасти я ответил уже на этот вопрос, но добавлю. Стихи, как правило, пишутся в состоянии влюблённости или другой эмоциональной составляющей. Проза не требует музы в прямом понимании. Есть потребность высказаться, поделиться, но не своим внутренним состоянием, как в стихах, а видением срезов общества, картины людских судеб, городской и деревенской жизни,  страны в целом.

 

– В продолжении вопроса. Для каждого мужчины в жизни важен крепкий тыл. Расскажите о своей семье.

Мне повезло. Я встретил свою половину 43 года назад, и с той поры мы вместе. Не скажу, что у нас идеальная семья, но мы счастливы. Моя жена – прекрасный человек, которая прошла со мной через многое, и я благодарен ей за это. Наши дети – люди взрослые,  у всех своя сфера деятельности и увлечений. Особенно радуют внуки, общение с которыми обновляет и насыщает необыкновенными чувствами и эмоциями.

 

– От имени редакции журнала «Ончыко», а также от наших читателей желаем Вам крепкого здоровья, семейного благополучия и новых творческих свершений! Есть ли Вам что сказать нашим читателям?

Во-первых, у меня особые отношения с Вашей редакцией. В коллективе «Ончыко» очень доброжелательная атмосфера. Я по любому случаю стараюсь бывать у вас. Благодарен за многолетнюю дружбу. Некоторые удивляются: журнал марийской национальной литературы, а ты – русский писатель. Я даже комментировать это не хочу. Такими должны быть отношения в обществе в целом, не зависимо от национальных признаков. Только тогда Россия может сохранить своё величие и могущество.

Наш канал
на
Яндекс-
Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную