Александр ПРОГНИМАК, общественный деятель, доктор философии в области права

ЗАЧЕМ НЕОБХОДИМО ОБЪЕДИНЕНИЕ СЛАВЯН?

Славянские ль ручьи сольются в русском море?
Оно ль иссякнет? вот вопрос.
Александр Пушкин "Клеветникам России"

1. Объединение славян: от мечты к реальности

За последнюю четверть века славянский мир пережил ряд сложных и, без преувеличения, драматичных событий. За распадом биполярной системы в конце 1980-х гг. последовал парад суверенитетов, не принесших подлинной независимости и экономического благосостояния. Военные конфликты на периферии бывшего СССР вызвали нескончаемые потоки беженцев и переселенцев. Расчленение Югославии сопровождалось войнами, репрессиями и многочисленными человеческими жертвами. Безудержная глобализация превратила большинство стран славянского мира в сырьевой придаток развитого постиндустриального мира. Приобрел хронический характер дефицит финансовых ресурсов, необходимых для модернизации и технологического обновления экономики, которая все более скатывается к монокультурной специализации. И это далеко не полный перечень проблем и фактов, с которыми в последние десятилетия столкнулся славянский мир, или, по крайней мере, его значительная часть.

Активное применение к славянскому миру доктрины геополитического плюрализма сопровождалось вступлением государств Центральной и Восточной Европы в различные политические, экономические и военные группировки, бросив тень сомнения на существование особой исторической и культурной общности славянских народов.

Многие политические обозреватели ставят вопрос в прямой и нелицеприятной форме: способно ли славянство, которое в средние века и новое время пережило не одно нашествие кочевников и иноземных завоевателей, сохранить свою самобытность, традиции и культуру в наш век переселения народов, глобальной унификации, отказа от традиций и переоценки смыслов? Как видим, вопрос далеко не риторический.

Большинство исследователей, которые описывали ведущие мировые цивилизации, четко выделяли среди них особую восточнославянскую, православную общность. В бурных исторических событиях ХХ – начала ХХI вв. славянским народам досталась нелегкая судьба. Славянские народы были вовлечены в многочисленные гражданские войны и понесли массовые человеческие потери в годы второй мировой войны. Существенный урон нашей цивилизации нанесли репрессии сталинского периода, политическая, а затем и трудовая эмиграция, и, наконец, болезненные в социальном и культурном отношении изменения экономической системы в последние годы.

Распри между славянами ослабляют наши народы перед натиском других цивилизаций, экспансией соседних с нами народов и культур. По сути, глобальное изменение пропорций в экономической динамике и мировом народонаселении, в котором неуклонно возрастает доля все более многочисленных народов Азии, Африки и Латинской Америки, грозит нам историческим забвением.

Автор всемирно известной книги о столкновении цивилизаций С.Хантингтон писал о восточнославянской цивилизационной общности как о продукте «самобытных корней Киевской Руси», существенного византийского влияния и длительного монгольского правления, которые «определили общество и культуру, которые мало схожи с теми, что развились в Западной Европе под влиянием совершенно иных сил».

По оценкам С.Хантингтона, в результате «холодной войны», распада СССР и последующих трансформаций в странах Восточной Европы восточнославянская цивилизация была серьезно ослаблена, а если бы Россия в той или иной форме примкнула к Западу, по мнению С.Хантингтона православная цивилизация и вовсе может «перестать существовать», в отличие от исламской или латиноамериканской цивилизаций, которые не изменят своей сущности, если, к примеру, Турция войдет в состав ЕС, или же Мексика будет поглощена североамериканскими интеграционными образованиями.

В широком смысле речь идет не только о культурной специфике и самосознании восточнославянских народов, но также о потенциале их развития и роли в современном мире.

Приведем некоторые статистические оценки и прогнозы. Во второй половине XIX в. доля европейцев в населении мира составляла ок. 20%, в конце ХХ в. – 12%, а к середине XXI в., по прикидкам ООН, может снизиться до 7%.

Экономисты прогнозируют, что в ближайшие десятилетия мир ожидают крайне динамичные перемены. Согласно исследованию финансовой корпорации Citigroup, к 2050 году в десятку крупнейших экономик мира будут входить Китай, Индия, США, Индонезия и Нигерия, но в ней может не остаться ни одной европейской страны. К тому времени доля развивающихся азиатских рынков может достичь половины мирового ВВП, тогда как доля Западной Европы уменьшится с нынешних 19% до 7%.

Очевидно, что в таких условиях славянский компонент может либо вообще исчезнуть, либо будет растворен в мощных и все менее контролируемых миграционных потоках глобализированного мира.

Поэтому перед нами, почти как в смутные времена прежних исторических эпох, со всей остротой возникает ряд трудных вопросов: как быть, что делать, как реагировать на динамику и проблемы современного мира? Что случилось с нашей тысячелетней цивилизацией? Почему ее духовные корни и традиции перестали удовлетворять потребностям современных людей, быть напоминанием о нашем нелегком, но славном историческом пути, служить точкой опоры и надежным ориентиром в повседневных реалиях?

На мой взгляд, ответ на эти вопросы вполне очевиден. Разрушения и потери, понесенные нашими странами в долгом и тяжелом ХХ веке, ощущаются и поныне, проявляясь, в том числе, в экономических и социальных дисбалансах, разочарованиях и сомнениях, потере интереса к духовным традициям и вековому наследию.

Рискну предположить, что едва ли не единственный очевидный выход для нас могут обеспечить переосмысление и коррекция места славянских стран и народов в Европе и в мире в целом.

Обратимся к опыту современных цивилизаций Запада и Востока. В современно мире с нами соприкасаются деловитый, целеустремленный и зачастую циничный Запад, сосредоточенный на своих вековых целях и культурных ориентирах Восток, рвущийся к новым горизонтам и активной роли политический ислам …

В условиях мировой конкуренции, которая в полной мере распространяется на ценности и принципы, славянская цивилизация и ее духовные лидеры должны вернуть нашим народам понятные и приемлемые смыслы, дать оценку происходящим в мире процессам, восстановить ментальные и духовные ориентиры развития общества.

Наши славянско-православные традиции высокой культуры и служения общественному благу, отраженные в литературе и искусстве, в течение веков восхищали современников, давали силы к созидательному труду, творчеству и духовному поиску. Пришло время для возрождения и развития наших ценностей и духовных принципов в форме современной философии, гуманистического искусства и, что не менее важно, социальной и политической этики. Однако найти свое место и достойную роль в мировом развитии – задача, которую наши страны вряд ли смогут решить поодиночке. Поэтому для нас крайне важны постоянные связи, активный диалог и поиск нужных решений, к которому должны быть привлечены лучшие интеллектуальные силы славянских государств.

Опыт мирового развития показывает, что линейные решения не всегда ведут к желаемой цели. Поэтому возрождение духовно-ценностных ориентиров должно предшествовать постановке и решению проблем в политической плоскости. В политических действиях и подходах, как правило, присутствуют элементы конъюнктуры, случайности, частные деловые интересы, а также влияние третьих сторон. В результате, конечные решения нередко отклоняются от изначально обозначенных целей и ориентиров.

У общества есть ряд способов, с помощью которых оно может оказывать влияние на действия своих политиков. Один из них, на первый взгляд, самый простой, состоит в конкуренции партийных программ, достижении большинства в парламентах и формировании правительств, приверженных определенной политической линии.

Однако если речь идет о крупном социально-политическом проекте, касающемся восстановления духовной и политической общности славянских стран и народов, традиционные методы, предлагаемые арсеналом демократических выборов и конкурентных процедур, по-видимому, окажутся недостаточными.

Причины таких сомнений в целом понятны. Политики и чиновники, как правило, руководствуются сиюминутными интересами, включая торговый баланс и наполнение бюджета, или же лоббируют интересы различных корпораций. Достаточно вспомнить, сколько в предыдущие годы предлагалось различных интеграционных проектов и схем – от Экономического союза стран СНГ в 1993 г. до первой версии Единого экономического пространства в редакции 2003 г. Тот факт, что в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза была, в конечном счете, запущена интеграционная схема с участием России, Беларуси и Казахстана лишь подтверждает необходимость самого серьезного отношения к правилам, принципам и процедурам взаимодействия, включая соблюдение уважения к статусу и государственным прерогативам стран-участниц.

 

... Несмотря на то, что в постсоветском пространстве существует целый ряд созданных в разное время структур и объединений, образование «славянской лиги»* однозначно может оказаться более полезным, чем субсидирование некоторых фактически бездействующих организаций.

Причина все та же – восстановление ценностных критериев и очага цивилизационной консолидации славянского мира. Если Лига славянских государств сможет стать форумом, который предложит конкурентоспособный формат сотрудничества родственных славянских стран и сформулирует критерии их взаимной поддержки, она с лихвой выполнит свою историческую и политическую миссию. Однако самой первой задачей Лиги должна стать разработка социально-политической концепции развития современного славянского мира.

В основу новой социальной концепции должен быть положен ряд базовых ценностей и принципов, таких как:

- уважение к человеческой личности в сочетании с социальной ответственностью государства и солидарностью граждан;

- взаимная поддержка родственных стран и народов во имя экономического благосостояния, повышения уровня жизни людей и совместного развития;

- обеспечение устойчивости экономических и политических объединений славянских стран в бурном океане мировой экономики;

- перестройка и модернизация национальных экономик на основе современных и рациональных технологических решений, стимулирования энерго- и ресурсосбережения;

- взаимопомощь в сфере общественной и международной безопасности;

- активное взаимодействие в сферах образования, науки и культуры.

Кроме этого прямой обязанностью Лиги славянских государств* должна стать разработка более жизнеспособной и адекватной современным реалиям модели государства и межгосударственного сотрудничества. Ни для кого не секрет, что нынешние формы государственного управления в странах постсоветского пространства, если даже условно признать, что они справляются со своими традиционными задачами, серьезно отстают в постановке и реализации новых функций государственного менеджмента, включая инвестиции в человеческий капитал, развитие технологий, обеспечение восстановления экологии, эффективный контроль над экономическими процессами со стороны общества.

Немаловажный стимул, касающийся возобновления притягательности славянского единства, заключается в прозрачности и объективности правил игры. Новый этап в развитии славянского мира станет возможным лишь на основе соблюдения критериев честности, объективности и ответственности. Циничной и беспощадной конкуренции современного мира мы должны противопоставить взаимную честность, солидарность и совместные усилия, направленные на повышение статуса и роли славянского фактора в мировом развитии. В противном случае нам уготована малопривлекательная перспектива стать строительным материалом для чужих цивилизационных и интеграционных проектов, инициируемых и продвигаемых центрами силы и власти современного мира.

Перечень аргументов, которые высказывают наши оппоненты, хорошо известен. Они в основном сводятся к предпочтительности западных ценностей, признаваемых как высшие, принимаемые без разбора и критической оценки, а также угрозе потери независимости в любом интеграционном проекте, разумеется, кроме НАТО или вспомогательных структур, создаваемых Европейским Союзом.

Однако на деле ситуация не выглядит столь однозначной, как об этом говорят отдельные европейские политики.

Во-первых, предложенная нами Лига славянских государств не предполагает немедленного или обязательного вступления ее членов в другие экономические и политические организации, в которые входят ее участники.

Во-вторых, возникшие и существующие в современном мире интеграционные структуры далеко не всегда однородны, и совсем не обязательно основаны на принципе закрытого, «эксклюзивного членства», отрицающего возможность ассиметричного участия членства той или иной страны в различных объединениях. К примеру, Казахстан, который вместе с Россией и Беларусью является участником Таможенного союза, Единого экономического пространства и ОДКБ, одновременно участвует в организации ШОС, образованной государствами континентальной Азии, а также в организациях, связанных с европейской безопасностью (ОБСЕ), сотрудничеством стран исламского мира (Организация исламского сотрудничества) и ряде проектов, касающихся диалога культур, религий и цивилизаций.

Представители Европейского Союза, которые в диалоге характеризуют подготовленный сторонами вариант Соглашения об ассоциации чуть ли не как судьбоносный проект, однозначно определяющий нынешние и будущие перспективы, преднамеренно умалчивают о том, что одноименное соглашение Брюссель подписал с такой далекой латиноамериканской страной, как Чили. И это, впрочем, не никак мешает Чили участвовать в соответствующих межамериканских и латиноамериканских региональных организациях, как политических, так и экономических. Точно также, в Брюсселе никому не придет в голову фантазировать о том, что установление зоны свободной торговли с кем-то может каким-то образом ущемить право Европейской Комиссии заключать аналогичные соглашения едва ли не со всем остальным миром, включая Южную Корею, ЮАР, Бразилию, Индию и целый ряд других больших и малых стран.

Отметим, что в постсоветском пространстве постепенно утверждается практика соблюдения равенства и равноправия участников интеграционных проектов, без чего такие проекты вряд ли смогут сохранить нужную стабильность и устойчивость. Поэтому, инициируя создание Лиги славянских государств, мы стремимся не только создать дополнительную площадку, позволяющую обозначить и консолидировать цивилизационную общность славянских народов, но также расширить возможности для их участия в различных схемах и проектах, обеспечивающих взаимные экономические и политические преимущества.

Условия равноправного сотрудничества позволяют реально влиять на принятие политических решений, что выглядит куда более привлекательно, чем бесперспективные надежды части политиков на вступление в систему западных союзов.

Тенденции мировой политики и экономики динамичны и изменчивы. В условиях мирового финансово-экономического кризиса, который угрожает перерасти в затяжную рецессию, уверенные и однозначные прогнозы на долгую перспективу кажутся не слишком благодарным занятием. В то же время, если мы не будем делать выводы на основании своего собственного, равно как и чужого опыта, мы вряд ли сможем принимать правильные, оптимальные решения.

В далеком от совершенства современном мире перспективы государств и их объединений во многом зависят от точности решений, принимаемых политическим руководством на основе соответствующих экспертных разработок и оценок. Сейчас трудно прогнозировать, кто больше выиграет, и кто понесет наиболее существенные потери на новом витке глобальной конкуренции. Наша задача и наш долг – предложить наиболее привлекательные пути и способы решения существующих проблем, не отвергая тех возможностей, которые могут предоставить существующие или возможные в обозримой перспективе механизмы международного сотрудничества.

Нет никакого смысла в очередной раз добровольно попадаться в идеологические ловушки, безотносительно к тому, насколько слащавой и оптимистичной может быть маскирующая их риторика. При трезвой оценке и ответственном подходе любые интеграционные планы и проекты должны подвергаться самому скрупулезном анализу с точки зрения их реальных возможностей, соответствия национальным интересам и обеспечения желаемых результатов.

В условиях нарастания нестабильности в современном мире создание Лиги славянских государств может и должно стать механизмом, способствующим восстановлению взаимного доверия и отработке действенных форм сотрудничества между правительствами славянских государств, наряду с расширением плодотворных контактов между политиками, общественными деятелями и структурами гражданского общества.

 

2. Лига славянских государств – единственный путь в условиях глобализации

Мировые тенденции  XXI века

Политические и экономические тенденции последних десятилетий красноречиво показывают: прогноз о мировой глобализации, которая стала набирать обороты после Второй мировой войны, оказался верным. Всемирные торговые правила, транснациональные корпорации, наднациональные государственные объединения и военные блоки, глобальная экономика – все это является уже реальностью наших дней.

В то же время, пока Европа, занятая сама собой, сосредоточилась исключительно на экономической глобализации, объединительные процессы начали набирать обороты в мусульманском мире. Однако в своей основе, помимо экономических интересов, они имеют другой, более крепкий фундамент – религиозный и ментальный.  На Востоке на повестку дня вышла идея создания единого мусульманского мира как противовеса христианской цивилизации.

Лоббистов создания мусульманского мира можно разделить на консерваторов и радикалов. К первым относится Лига арабских государств, предпочитающая пока находить цивилизованный компромисс с Западом. Яркие представители вторых  - это Хусейн, Каддафи, Бен Ладен, которые с оружием в руках пытались строить свой «идеальный арабский мир».

Наиболее радикальных фанатиков единого мусульманского мира Западу пока удалось устранить. Не обошлось без участия Запада в последних революциях в Египте, Ливии, Тунисе, закончившихся сменой власти. Однако подобные тактические действия не решили стратегических проблем,  а наоборот, усилили трения двух цивилизаций.

Кроме этого, пока Запад активно боролся с арабским миром далеко на Востоке, мусульмане в разы усилили свое присутствие в самом сердце христианской цивилизации - в Европе.  В итоге на начало XXI века мусульмане являются второй по численности национальной группой в Евросоюзе – со своими традициями, культурой и менталитетом.

Очевидно, что в ближайшие годы конфликты между христианским, мусульманским и еврейским мирами будут только усиливаться – на почве национальных притеснений, борьбы за сырьевые ресурсы, попыток Запада менять арабские режимы. Ну и главное – две цивилизации впервые за много веков, после эпохи крестовых походов, столкнулись лицом к лицу настолько близко, что нарастающий конфликт  религиозных и ментальных ценностей представляется неизбежным.

Между тем есть и другая тенденция - Китай и Япония стремительно претендуют на мировое экономическое и политическое лидерство. Несмотря на многовековой антагонизм, Китай  и Япония начинают постепенный процесс интеграции. На первых порах речь идет об экономическом сотрудничестве в рамках некого блока. Но не исключено, что вскоре назреет необходимость создания региональной наднациональной надстройки, которая постарается расширить свое влияние на Европу, США, Южную Америку.

 

Зачем необходимо объединение  славян?

Исходя из анализа мировых тенденций глобализации, становится очевидным, что единственным стратегически правильным выбором должно быть участие в создании и формализации единого славянского мира, как надгосударственной объединительной надстройки.  Проще говоря – будущее за построением славянского аналога Евросоюза с условным названием Лига славянских государств.

Почему, по моему мнению, именно  славяне должны объединяться в XXI веке?

Во-первых, потому что они в силу исторических особенностей могут организовать совместное противостояние политической и экономической напряженности в мире.

Как уже говорилось выше, конфликты между христианской и мусульманской цивилизациями будут набирать обороты. Ведущие эксперты прогнозируют, что мир ждет и вторая, и третья волна экономического кризиса. Общая глобальная картина указывает только на рост градуса напряженности политических и экономических проблем.

В одиночку Украина, Россия или Белоруссия вряд ли способны полноценно защищать свои интересы и свой народ перед Западом или Востоком. И очень не хочется, чтобы мы стали разменной  фигурой  на геополитической шахматной доске в партии между Западом и Востоком.

Во-вторых, объединению трех народов в единый надгосударственный институт способствует наличие общего религиозного базиса и общая ментальность. В условиях быстрорастущей европейской и мусульманской глобализации, единственная реальная надгосударственная надстройка для славян – это Лига славянских государств.

Мы наконец-то должны стать реалистами и откровенно признать – славян не примут ни в Евросоюз, ни в НАТО. Вряд ли мы получим безвизовый режим с ЕС. Максимум  на что можно рассчитывать во взаимоотношениях с Западом – это экономическое партнерство. И то – на выгодных Западу условиях, как мы уже убедились на примере присоединения к ВТО или предложений по Зоне свободной торговли.

Запад прекрасно понимает особенности нашей ментальности, с которой не готов смириться. И в первую очередь – с нашей активностью и собственным виденьем мира. Это присуще всем молодым нациям.

В Европе не хотят видеть славян, которых там не понимают. По схожим причинам к Европе не сможет присоединиться мусульманская Турция.

С другой стороны, последние тенденции в Евросоюзе четко показали, что сама идея паневропейского сообщества вылилась в экономический кризис и пересмотр демократических ценностей. Дефолт Греции, проблемы в зоне евро, нашествие нелегальных мигрантов – все это привело к ужесточению внутренней политики Евросоюза и в перспективу полного «закрытия границ».

 

Лига славянских государств: союз равноправных

По моему глубокому убеждению, инициатором официального создания Лиги славянских государств (ЛСГ)  должна стать Украина. Это сразу снимет множество спекулятивных моментов в политической, экспертной и общественно среде о попытках России под новой ширмой возродить империю.
По своей организационной форме Лига славянских государств станет независимой наднациональной надстройкой над союзом независимых и равноправных государств – Украиной, Россией, Белоруссией.
 
На дальнейших этапах потенциальными членами ЛСГ могут стать и другие государства с историческими славянскими корнями – Болгария, Сербия, Хорватия, Македония, Черногория, Польша, Чехия.
 
Лига славянских государств будет принципиально отличаться от Советского Союза. Как показал исторический процесс, одной из главных ошибок  идеологов СССР была попытка под одной крышей объединить православных, католиков и мусульман. То есть – народы с совершенно противоположным мировоззрением. Одновременно лишив их национальной самоидентификации и религиозного самовыражения. Подобный взрывоопасный «коктейль» можно было удерживать под одной крышей исключительно с помощью мощной силовой машины. И едва давление ослабло, наружу вылезли все межнациональные, религиозные конфликты и националистические устремления, которые мы могли наблюдать в конце 80-х годов. Они же и разрушили Советский Союз.

В то же время за последние десятилетия религиозные противоречия между католиками и православными значительно ослабли. Речь идет даже о возможности объединения церквей. Поэтому православные и католические государства (восточные, западные, южные славяне), при умело выписанной организационной структуре, вполне смогут ужиться в Лиге славянских государств.

 

Организационная структура Лиги славянских государств

Законодательным органом ЛСГ станет Славянский парламент, выборы в который будут проходить в государствах-членах ЛСГ раз в четыре года.  Необходимо подчеркнуть: в отличие от Евросоюза, Славянский парламент станет реальным законодательным органом, а не просто формальным представительством парламентариев.
Оптимальное количество славянских депутатов – по 50 человек от каждого государства-члена ЛСГ.

Все решения славянского парламента  в обязательном порядке должны быть парафированы в национальных парламентах. Столь жесткий механизм позволит избежать лоббирования интересов отдельных стран и послужит примером реальной демократии.

В рамках Лиги славянских государств предполагается выработать единые экономические правила. В частности – беспошлинную торговлю между странами–членами, механизм дотаций, общие заградительные пошлины, кооперацию между промышленными предприятиями, усиление энергетической безопасности.

Не исключено, что речь пойдет и о создании собственных вооруженных формирований ЛСГ.  К примеру, подобная идея уже рассматривается в Евросоюзе.
Также возможны единые визовые правила - аналог шенгенского механизма.

Подводя итог, необходимо подчеркнуть: в эпоху глобализации, усиления экономических кризисов и потенциальных военных конфликтов, ни одно государство не сможет вести самостоятельную игру. Мы видим ускоренное объединение  Западной Европы, Латинской Америки, Азии. И только восточные славяне пока не определились  в выборе своего правильного геополитического пути в XXI веке, полноценно защищающем их политические, экономические и национальные интересы. По моему мнению, единственный  и стратегически правильный выбор – Лига славянских государств.

Александр Владимирович Прогнимак - член Союза писателей России.
Автор пьесы «Игры олигархов», спектакль с аншлагом шел в Театре на Подоле почти десять лет. Также по его одноименной пьесе была поставлена нашумевшая комедия-гротеск «Фракция». Автор хорошо знаком с изнанкой политической кухни, и сатирически рисует абсолютно узнаваемые персонажи – реальных отечественных олигархов, политиков, телеведущих.

Наш канал на Яндекс-Дзен

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Система Orphus Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"

Комментариев:

Вернуться на главную