РЦЫ СЛОВО ТВЕРДО
(Заметки писателя Юрия Серба)
<<< Далее    Ранее >>>

05 июня 2013 г.

БЕСТНАЦИОНАЛЬНЫЙ ФИГЕЛЬ

«Национальный бестселлер» – не единственная премия, от которой приличные люди должны отказываться, но явно первая на очереди. Ни доказывать это не нужно, ни комментировать. Достаточно просто читать репортажи журналистов о лонг- и шорт-листовании соискателей, а также критически выслушивать трескучие рассуждения об интригах и трендах, которые исходят от лиц, регулярно трущихся о состав жюри.

Но, согласитесь, когда дышать уже нечем – поневоле заорёшь.

 

Итак, читаем красноречивое описание, составленное из цитат, – от лиц, постоянно трущихся. Места, особо достойные внимания клинициста, мы выделяем увеличенным шрифтом.

 

В разные годы лауреатами премии были Лео. Юзефович, Виктор Пелевин, Алекс. Гаррос, Алексей Евдокимов, Александр Проханов , Мих. Шишкин, Дм. Быков, Илья Бояшов , Зах. Прилепин , Анд. Геласимов, Эд. Кочергин . В разные годы председателями жюри были телестриптизерша, популярный шеф-повар, телеменеджер, дочь крестного отца российской демократии и т.п.лица.

02 июня начитанные гости «Нацбеста» терпеливо ожидали, чьё произведение окажется лучшим романом русской литературы этого года.

Музыкальный критик, ведущий мероприятия, сказал, что «гражданская тема, социальная тема, до некоторой степени протестная тема, судя по шорт-листу премии, – сейчас в тренде». ( Хорош музыкальный критик, у которого уши от трендов не болят! ) Интригующую атмосферу мероприятия подчеркнули провокационным «трэшем». ( Эта неудобоваримая фраза на совести НТВ. ) Автора под <вызывающим> псевдонимом Фигль-Мигль  до этого вечера никто в глаза не видел и  даже не знал, женщина это или мужчина .

< В лучших или в худших > традициях бестнациональной премии «победу» одержал автор, на которого до этого дня ставили немногие. Решающее слово произнес телемагнат - председатель жюри: чуть затянутая, как и положено в подобных случаях, речь; небольшая пауза; и только два слова — Фигль-Мигль.

Упомянутый Фигль-Мигль поднялась на сцену – и тогда всем, а не только трущимся, стало известно, что это женщина, и видно, что она нервничает – вероятно, из-за своего описания будущего Петербурга, где банды милиционеров конкурируют с наркоторговцами, а канцлер Охты пытается усмирить бунтующих жителей. ( Думается, что в толпе на Болотной, среди родного тренда, она была бы уверенней. ) Из-за нервного состояния Фигль-Мигль поспешил вернуться в зал, произнеся только два слова, не менее вызывающих, чем его кличка: «Служу Отечеству!». Два слова, вызывающие вопросы – и вопросы естественные.

Журналисты продолжают сокрушаться тоже – и почти о том же: «Загадок меньше не стало. По-прежнему неизвестно ни имя писательницы, ни род ее занятий, ни возраст. Всё как в её книге про несуществующий Петербург. Сразу не разберешь, кто волки, а кто медведи.»

Однако думается, что она и там и там своя. Или свой. Ведь смогла же (смог) написать. У нас лично вопросов к бестнациональной премии и к руцким буккерам нет как нет, благодаря разгневанному письму русскоязычного молдаванина-украинца Владимира Лорченкова: blackabbat.livejournal.com /"Русский Букер-2012" (литература РФ через призму ресторанной критики). Чтобы отбросить все вопросы, прочитайте! Все эти церемонии, шорт-листования, переодевания он сравнивает с рестораном рэкетиров, где кормят насильно – и несъедобным. Только зря он уподобляет «литературу РФ» советскому общепиту. Владимир Лорченков слишком молод, чтобы клеймить советский общепит. А вот своим утверждением, что «литература РФ» не может называться русской, он заслужил наши скромные аплодисменты.

А русская литература живет – и взламывает асфальт и бетонные плиты трендовой демократии.

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную