Валерий СКРИПКО (г.Минусинск Красноярского края)

Параллельная реальность в российском социуме

 

1.

Только в девяностые годы прошлого века, когда стало выходить великое множество книг по истории России с неизвестными ранее фактами и подробностями, наверняка некоторые из вдумчивых читателей очень удивились существующей у нас много веков параллельно с обычной, как бы другой странной реальности. Она была стыдливо спрятана от нас, хотя ежедневно сопровождала в нашем социуме. Возьмём отношение к демографической проблеме в моей родной Сибири. Вот выдержка из Грамоты дьяка Андреева, написанной в 1622-м году.

«В Сибири… живут с некрещёнными женами, кумами, сестрами своих жен, при отъезде закладывают их на срок, и, не имея, чем выкупить, женятся на других. (1)

Судя по тому, что освоение сибирских просторов требовало в основном, работы, которую призваны выполнять в основном мужчины, и эти работы были связаны с постоянными разъездами, нехватка представительниц женского пола была значительной. Вы представляете, какой «ад» существовал в таких «семьях», и если супруги ко времени отправки мужа на заработки уже обзавелись детьми? Как негативно это всё сказалось на нескольких поколеньях?

Но об этом периоде истории мы почти ничего не знаем. Сколько было таких странных семей? Как реагировала власть на споры, связанные с этими странными «арендами» супругов и их «выкупом»? По крайней мере никакой юридической практики по этому вопросу в истории юриспруденции не за фиксировано, что я могу сам засвидетельствовать как выпускник юридического факультета университета.

2.

Наблюдательный дьяк Андреев писал также о том, что воеводы продают в замужество краденных в России девиц. Правда, дело это не надёжное и никто не прогнозирует последствия.

В романе Глеба Пакулова «Гарь» воевода даёт команду отобрать у казаков двух шестидесятилетних вдов, которых везут в лодке куда-то на постоянное местожительство согласно царского предписания, которое гласило, что: «вдовицы считаются непотребными по шестидесяти лет». Забирая постаревших вдов, чтобы они стали жёнами воинов его дружины, воевода проклинает московское начальство:  «Указ в бабы людной Москве писан, а тут похуже свои законы».

…И дальше говорит, что надо кому-то обживать Сибирь, пахать и сеять, быть обороной. Тут крутись, как умеешь.

Власти, конечно, пытались что-то делать при подготовке сибирских походов. Но кардинально основную демографическую проблему это не решить не могло.

В «Енисейской летописи» приводятся данные 1759 года. На Сибирскую линию поселили годных для замужества семьдесят семь ссыльных женщин. Из них 24 осуждено за убийство мужей. 10 за детоубийство, одна – за отцеубийство, одна – за блуд с отцом! Остальные тоже осуждены за тяжкие преступления. (2)

Всех этих «дам» из криминального мира быстро «прибрали к рукам» – пишет летописец. Все стали официальными женами.

Женщинами как дефицитным товаром открыто торговали. «В 1687-году в Красноярске один Мула «продал бабу и девку трёх лет и приобрёл пять лошадей и четыре коровы.» (3)

 Статистика говорит об этом периоде истории сухим научным языком:

«В XVI–XIX вв. для населения Сибири как колонизируемой территории пионерского освоения был характерен значительный численный перевес мужчин. Соотношение полов не выровнялось даже к концу XIX в., что нашло отражение в материалах переписи 1897 года. (4)

Читая книги об освоении сибирских просторов, мы прежде только восхищались стойкостью воинов-первопроходцев. Под пулями и стрелами диких племён поднимались наши предки по студёным рекам, строили скиты и временные посёлки.  Но за всем скудным бытом этих посёлков скрывалось пренебрежение начальства к бытовой стороне суровых будней, к насущным нуждам каждого участника отряда. Кто сам, что добудет в походе, тот, тому и рад! 

3.

А вот документальное повествование о жизни молодого поколения советских людей двадцатых годов прошлого века.

«В одной из коммун примерно половина учащихся жила активной половой жизнью с противоположным полом. В люберецком деском городке мальчики предъявили девочкам ультиматум: «если вы согласны жить с нами, мы будем вас жалеть и защищать, если нет – будем бить!» (5)

Такая «культура повседневности» культивировалась за фасадом пионерских линеек, маршей под барабаны и горны. С лицемерной улыбкой наблюдало за тайным разгулом древних инстинктов у подростков высокое начальство. У них в любовницах тоже тайно были свои подчинённые. Обсуждать такие запретные темы не позволялось ни в какой форме.

Практика замалчивания «интимной проблемы» была продолжена и в последующие годы строительства социализма.

4.

Хорошо помню длинные бараки-общежития в посёлках строителей Братской ГЭС в начале шестидесятых годов прошлого века. Одни молодые парни в самом «брачном» возрасте.» Эта вынужденно-холостяцкая жизнь со всеми её пьянками и драками, суровостью быта, который портил души, продолжалось не одно десятилетие.

В дореволюционной России капиталисты придумали хотя бы какое-то решение вопроса в виде домов свиданий с медицинским контролем. Революция уничтожила и эти дома, а взамен предложила большинству самых активных молодых людей Страны Советов жить в общежитиях на больших стройках и надеяться где-то к тридцати годам получить первую квартиру, да и то только в случае, если в паспорте будет отметка о заключении брака.

 Удивительно, но у советского общества не оказалось ресурса коллективного разума, чтобы понять ненормальность такого положения. Какая-то ложная «стеснительность» мешала властям взглянуть на интимную сферу, а на самом деле на важнейшую демографическую и социальную проблему – ответственно и по-государственному.

«Главнее» была – оборонная стратегия. В первый очередь – стране необходимо много электроэнергии, потом – много алюминия для боевых самолётов и ракет, а производство, где в основном применяется женский труд, планировалось в самую последнюю очередь.

Но проблема «содружества полов» обязательно давала о себе знать в самом неподходящем месте, в самых вредных для человека формах и заставляла решать её самым незаконным образом.  Так, священник Варнава* в своей книге пишет:

«Позднесталинская и постсталинская элита стала стихийно организовывать «под себя» не только теневой рынок экономических услуг, дефицитных товаров и возможностей, но и сегменты рынка развлечений, в частности секс-индустрии.
 В Москве в 1955 году разразился скандал вокруг содержателей квартир-борделей, обслуживающих высших чинов союзного Министерства культуры, Академии наук, института философии и марксизма-ленинизма.» (6)

Государственная стратегия СССР учла, и решила, кажется, многие вопросы защиты советского общества от капиталистического влияния. Но вражеская буржуйская «рыночная» психология и «рыночные» ценности – стали проникать к нам с «тыла», через интимные отношения.

Так жизнь Создателем устроена, что у органов власти нет возможности «переждать», замолчать проблему, чтобы она исчезла сама собой. Основные потребности людей, к числу которых относится и взаимоотношения полов, существуют тысячелетиями.

Не придумаешь новых способов их удовлетворения в новых условиях, разными незаконными путями и способами, обязательно, и довольно скоро, вернутся старые!

Запретишь старые – будешь калечить людей вынужденным аскетизмом, загонишь проблему в «подполье», где она примет самые извращенные формы.

Еще тысячи лет назад мудрый греческий философ Платон в своём труде «Государство» поднял вопрос о правильной организации общения молодых мужчин и женщин в общих местах проживания.

Ты отобрал стражей-мужчин, ты по возможности отберешь и сходных с ними по своей природе женщин и им вручишь их. Раз у них и жилища, и трапезы будут общими, и никто не будет иметь этого в частном владении, раз они всегда будут общаться, встречаясь в гимнасиях и вообще одинаково воспитываясь, у них по необходимости — я думаю, врожденной — возникнет стремление соединяться друг с другом. Или, по-твоему, я говорю не о том, что неизбежно?
— Это не геометрическая, а эротическая неизбежность; она, пожалуй, острее той убеждает и увлекает большинство людей.
— И даже очень увлекает. Но далее, Главкон, в государстве, где люди процветают, было бы нечестиво допустить беспорядочное совокупление или какие-нибудь такие дела, да и правители не позволят.
— Да, это совершалось бы вопреки справедливости.
Платон «Государство» (7)

Так утверждали в древнегреческой школе мысли и Академии. Читаешь и делаешь вывод: умели тогда «смотреть в корень», «отделять зерно от плевел». Не знали еще ни компьютеров, ни полетов в космос, а понять главные мотивы в жизни общества умели. «Эротическая неизбежность» – какое мудрое понимание сути важнейшей сферы отношений в государстве.

Чего «застеснялись» в последующие века – непонятно. А может и не стеснялись, а может другие интересы показались более важными.

А, может, потому, что не дошёл в то время еще ум человеческий до такой степени лукавства и хитрости – прятать свои истинные намерения под маской какой-то искусственной морали или обычая, за которой скрывалась жажда выгоды и гордыня. И, может, самое главное, из-за несовпадения его биологической сути и человеческой личности. Древние тоже не всё правильно говорили:

лучшие мужчины должны большей частью соединяться с лучшими женщинами, а худшие, напротив, с самыми худшими и что потомство лучших мужчин и женщин следует воспитывать, а потомство худших — нет, раз наше небольшое стадо должно быть самым отборным. Но что это так делается, никто не должен знать, кроме самих правителей, чтобы не вносить ни малейшего разлада в отряд стражей. (8)

А если я умен и богат, но ростом не вышел, худосочен и неказист, кто возьмётся меня «сортировать» и выкинуть в «худшие»? Зачем тогда мне мой ум и настойчивость, умственная сила и изворотливость, удача в делах? Со стороны наблюдать за красавицей? Смотреть, как какой-то недалёкий красивый самец ведёт её под венец?

С какой стати, самый лучший подарок от жизни в виде прекрасной дамы даётся почти без всяких усилий со стороны счастливчика?

За всеми этими событиями видна дьявольская улыбка князя мира. Не в силах помешать нам быть очень разумными в производственной деятельности, в семье, в обществе – «лукавый» заставляет нас глупеть прямо на глазах, когда речь заходит о взаимоотношениях полов. Всё здесь устроено как-то не по-людски, жестоко и неправильно! Видимо, потому, что здесь сталкиваются интересы самых разных претендентов на счастье в любви. И никому не удаётся ни с кем договориться, потому что лукавят все!

5.

Хорошо помню одну историческую киноленту, где рассказывалось об освоении Крыма в давние времена южными народами. Они пребывали сюда из Греции и других стран Средиземноморья со всеми своими семействами с многочисленными детьми. Опыт веков показал, что только в составе полноценного сообщества мужского и женского начала, возможно гармоничное развитие человека. Все остальные варианты жизненного устройства заведомо бесперспективны и вредны.

В 2009-м году у нас была опубликована книга Улэ Мартина Хейстара «История сердца», содержание которой укрепило меня в уверенности, что параллельная действительность существует не только в России, но и в других странах мира. А всё потому, что и там как утверждал Б. Паскаль «сердце имеет свои доводы, отличные от доводов разума» (9)

Многогранный и зависимый от тела человек всегда искал способы удовлетворения телесных потребностей. Но он существовал в каком-то сословии и действовал согласно принятым правилам жизни в этом сословии. Отчего результаты поисков почти всегда проводили к отрицательным результатам для других сословий.

Возврат «рыночных» отношений в российское общество только обострил эти противоречия, предал им новое качество.

«Леди – блестяще имущество своего мужа, она безудержно потребляла, чтобы поддержать его высокий статус.» (10) – так социологи характеризуют супругу американского бизнесмена после Второй мировой войны. Её потребительский азарт передаётся и тем дамам, которые может и хотели бы жить иначе, да не хотят быть изгоями в светской тусовке рыночного общества.

Роль женщины резко меняется и в рыночной России. Одинаковый красивый дорогой макияж у дам, имеющих спрос в качестве невест, говорит о многом. Они одинаково красивы и у всех одинаковые цели. Так, дама предъявляет себя потребительскому обществу и мечтает занять в нём достаточно выгодное место в качестве супруги или предпринимателя.

И снова любовью не живут, а любовь используют. Остается надеяться, что когда-нибудь нам всем – всё это надоест.

Остаётся традиционная семья – и на неё вся надежда!

___________
* Епископ Варнава (в миру Николай Никанорович Беляев) - https://ru.ruwiki.ru/wiki/Варнава_(Беляев)

 

Приложение:

1) В.Я. Шанин. «Енисейская летопись»1207-1834 годы. Красноярск,2011 год.стр.17
2) там же.стр.258
3) там же.стр.154
4) Интернет. «Библиотека сибирского краеведения»
5) Александр Рожков.» В кругу сверстников. Жизненный мир молодого человека в советской России 1920-х годов. (культура повседневности) НЛО, Москва,2016 год. Стр.56
6) «Записные книжки епископа Варнавы» (Беляева). Издательство «Христианская библиотека». Нижний Новгород. 2010 год. Стр.815
7) Платон «Государство». Интернет.
8) там же
9) Улэ Мартин Хейстара «История сердца» в мировой культуре от античности до современности. Издательство» Текст»,2009 г. Стр.7
10) Ребекка Арнольд. «Мода, желание, тревога», издательство «Новое литературное обозрение», Москва, 201 год. Стр.24

г. Минусинск, октябрь 2025 г.



  Наш сайт нуждается в вашей поддержке >>>

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вверх

Яндекс.Метрика

Вернуться на главную