Авторская рубрика Андрея СМОЛИНА
ПИСЬМА ИЗ ПРОВИНЦИИ
<<< далее      ранее>>>

1 августа 2013 г.

СТРАСТИ ПО-ВОЛОГОДСКИ!
или Как стать субъектом окололитературного скандала?

Наверное, каждый литератор в своей творческой биографии хотя бы раз становился объектом какого-нибудь скандальчика. Особенно, «провинциального разлива». Счастлив тот, кто избежал этого. Но всё-таки, мы - люди публичные, а на «каждый роток»… Ну, и так далее.

Недавно «сканировал» местный сайт и вдруг натолкнулся на реплику, которая, как мне показалось, имеет отношение к местной литературной жизни. Автор при желании может быть назван. Человек она (это – женщина) в наших краях известный, но для людей любознательных приведу образчик стиля прозы этой «писательницы», к тому же – члена Союза российских писатлей:

«Кукурузник пробирался по небу, как по дороге коза бежала. Он громко тарахтел разболтанными моторами, вилял из стороны в сторону, нырял в невидимые глазу ямы, а то вдруг почти останавливался, кренясь и сотрясаясь всем своим фанерным корпусом. Небесная дорога, раскаленная добела сковородка, прогрела его насквозь. Пассажиры кукурузника - человек десять всего - качались в такт фанерной молотилке. Дед с мешком, в великоватом для него пиджаке  и казачьем старом картузе, даже в окошко таращился, две полные казачки, в пестром трикотине и с воздушными косыночками поверх аккуратных пучков, озабоченно обсуждали что-то своё. Бабка в новых полукедах и горошистом крепдешиновом платье, качая головой, держала сморщенной жилистой рукой пакетик у рта худенького внучка, а второй рукой - пацана за шейку… Трое командированных, промокших до нитки от ненормальной жары, с кругами на спинах, вовсе не реагировали на тряску. Только молодая девчонка с громадным желтым чемоданом и в фирменном платьице с погончиками в сине-желтую клетку, видно, томилась желанием упасть в обморок: она гримасничала, закатывала глаза, делала судорожные глотательные движения, крепко держалась за хлипкий подлокотник, между ног закрепив чемодан. Командированные, естественно, поглядывали на ее круглые коленки и только поднимали брови, дескать, ничего… Или ничего особенного?
Кукурузник здорово тряхнуло, внучок кашлянул, бабка опять покачала головой».

Вопрос, собственно, один возникает: откуда у самолёта «Ан-2», прозванного в народе «кукурузником», «разболтанные моторы», который, как доподлинно известно, является одномоторным? Но, по-видимому, автора такие мелочи не занимают. Ну, а стиль? Мне думается, что это, ну, на очень большого любителя; я бы такое нормальному читателю рекомендовать не стал. Всё-таки – это «авторская речь», но вот как через все эти подробности «продраться» в здравом уме.

Но это дело вкуса, понятно.

А заметка такова, хотя пришлось исправить множество орфографических и пунктуационных ошибок.

«Звонок. Обычно с последствиями.
- Это вы? Мне дали ваш телефон.
- Это я. А что вы хотели?
Заминка.
- Вы знаете, что делается в вологодской литературе?
- Да, знаю. Почти. Что конкретно?
- Мне дали телефон, чтоб узнать..Ну, кто приходит, что обсуждают...
- Ах, понятно. Это вы про лито. Лито бывает по последним субботам в Доме Пантелеева. Но кроме лета. С сентября.
- А можно туда как-то попасть?
- Можно, а вы кто?
- Да вот Имярек из Череповца…
-  Ну приедете осенью. только сообщите ведущему, это А. телефон...
- Ой, погодите, вы что так быстро. Сначала.
Повторила раза три.
- Записали? Зачем это лито вам?
- Хочу, чтобы правду сказали. Про книгу мою.
- Ой, это вы напрасно. Вам может не понравиться эта правда. Расстроитесь.
- Нет, все равно надо.
- У вас в Череповце есть лито. Что, не могут?
- Да нет, они все так формально. 
- Неправда, там есть Захаров, он не формальный.
- Знаю только Эпанаева.
- Ну, возьмите у него телефон Захарова...
- Ааа. Ладно
- А вы будет двести км ехать, устанете, потом на лито вас наругают и вам обратно двести км пилить.Чего хорошего?
- Буду знать.
- Ну я все вам сказала. Что еще, адрес лито? Пишите.
- Ой, ну куда вы гоните. Быстро слишком. Записал. А как вам прислать?
- По электронке.
Молчание долгое.
- Это что?
- По интернету. Записывайте, английскими буквами.
- О, нет , не умею. Это внучка...
- Значит, придет внучка — дадите трубку
- Ну...хорошо...

Потом через три дня пришла внучка, я ей продиктовала. Он опять звонит.
- Пришло? 
- Нет. Ошибка, видимо. Давайте смс пошлю.
- Давайте...
Послала. Звонит.
- У меня огонек от вас мигает , что делать?
- Ничего не надо, внучке покажите и все.
- Так ее нету.
- Значит, потом.
Вот целую неделю так и общаемся.....Имярек звонит - пришло? - Нет- Ну пока...- Пока.

Как подумаешь, что ещё обсуждать...»

Нам-то известно, что сия «писательница» много лет руководила… внимание! – литературным объединением молодых писателей! Мне как-то стало обидно за «Имярека», хотя и можно допустить, что человек в общении может быть неадекватен.

Но не только меня заинтересовала эта заметка. Как ныне водится, всегда находятся «болельщики». И в комментариях появились вопросы. Некто Сергей Иванов сообщает изумлённому читателю: « Вологодские писатели тихо вымирают, может ли человек с улицы назвать хотя бы 5 членов СП России (вологодского отделения). Не назовет, это раньше писатели были ум, честь и совесть, а сейчас - ничего и диалог это подтверждает! ». Тут ему отвечает некто Шабанов: « Вымирают? Я бы не сказал. Скорее - бесконтрольно плодятся. В 80-е годы в Вологодском отделении СП было около 20 членов СП, ныне - около 40. » На это упомянутый Иванов пишет: « Павел, я читал, что 5 лет назад их было 50, а сейчас только 30, но из них никто не вспомнит даже 10 живущих... могут вспомнить Фокину из раннего состава. И все остальные уже никто и ничего собственно не написали стоящего» . Тут влезает ещё один персонаж: « Граждане комментаторы, кто подсчитал количество писателей в области? Может, также и в курсе: сколько писатели получают за труд, какие у них кабинеты, капает ли трудовой стаж, какие условия для издания произведений? » Андрей Танцов вопрошал на это: « А что делается в вологодской литературе? »…

Что-то меня подтолкнуло всё-таки написать ответ. Название дал такое: «Кое-что о писателях-вологжанах или Зачем же мутить воду?»:

«Порой удивляешься не тому, что вологжане чего-то не знают, а тому, что судят о том, что им напрочь неинтересно. Вот и совсем уж нелепая заметка, якобы о писателях из серии «моя твою не понимает», вдруг вызвала вопросы такого общего плана, например, есть ли «вологодская литература»? Там было что-то и более конкретное, но тут, пожалуй, и стоит ответить всем, чтобы сильно не волновались и, упаси Боже, не довели бы себя до инфаркта.

Начнём с того, что никакой «вологодской литературы» нет и быть не может!

Есть общая русская литература, не имеющая никаких границ, если бы их не устанавливали искусственно. Но есть писатели, живущие в Вологодской области. И, по-видимому, это кого-то всерьёз интересует. В области сейчас, по скромным подсчетам, около 200 человек, которые позиционируют себя, как писатели. Есть официальные объединения, куда входят «признанные мастера», но ещё больше тех, кто никуда не входит, но выпустил какие-то книжонки, поэтому уверен, что он тоже писатель.

Ну, писатели, так писатели! Лишь бы водки поменьше пили…

Официально зарегистрировано три объединения: Вологодская писательская организация Союза писателей России (33 человека), Вологодское отделение Союза российских писателей (человек 15, кажется), и Союз писателей-краеведов Вологодской области (человек 20)… Вступить в них может любой желающий при наличии таланта и какой-то печатной продукции, но это уже дело индивидуальное и добровольное. На самом деле, только корпоративное признание (за редчайшим исключением) даёт право человеку называться писателям. Все остальные должны наименовать себя скромнее, предположим – литераторами. Но и об этом им кто-то должен сказать со стороны.

В иных случаях самовозвеличиванием лучше не заниматься, можно угодить в пригород Вологды. И это - в лучшем случае…

Знают или не знают русских писателей, живущих в Вологодской области? Вопрос, мягко говоря, некорректный. И можно бы его пропустить, но ответить бы на него надо… встречным вопросом: а кого, собственно, вообще-то в России знают? Может – Маркеса, может – Джойса, может – Натали Саррот?.. Не буду тут ударяться в проблемы школьного обучения, не буду в сотый раз говорить, что интернет отбил желание читать книги(!), не буду говорить и о том, что настоящий писатель – это носитель духовного начала, а не только интеллектуального. Действительно, подлинных писателей и поэтов мало, но так было всегда и везде, Вологодчина тут не исключение.

К слову, недавно проводили опрос о самом популярном человеке в России. И – кто? Да, Иван Ургант! И этим всё сказано. Если человек пять раз на дню вылезает как чёрт из своего «ящика», то тут не сто из ста человек, и миллион из миллиона безошибочно скажет, что это самый известный человек в России (не будем брать высшее начальство). Уверен, если бы ТВ каждый день говорило о каком-то из достойных русских писателей, то и их бы знали не только в лицо, но, возможно бы, потянулись в книжные магазины. У кого-то ещё в памяти, что в Вологодском «Доме книги» бывали очереди и даже очень приличные.

И всё-таки… Есть негласное мнение всего писательского сообщества страны, что Вологда – третья литературная столица страны! Такая слава создавалась не одним поколением писателей, живших в Вологде. Имена Николая Рубцова, Василия Белова, Ольги Фокиной, Александра Романова, Виктора Коротаева и других были известны по всей стране, да и за её рубежами – тоже. И нынешнее поколение известно в столицах хорошо, большинство членов Союза писателей России – вполне боеспособны и часто печатаются в солидных изданиях. Имена всем известны!

Так давайте гордиться нашими писателями, а не бросать в их огород камни и каменья. Тогда, наверное, и вопросов будет меньше, а славы Вологды так точно добавится!»

И тут началось. Приведу лишь некоторые отзывы, не называя имён авторов, чтобы не давать им излишней рекламы. Тут, как говорится, без комментариев:

«… зачем вы выставили себя на посмешище? Кто знает действующих членов СПР? Их три десятка, попросите человека с улицы назвать хотя бы первый? Никто не назовет! Ваше время прошло и в ближайшие годы СПР закончит свое существование естественным путем со смертью последнего своего члена. Молодежи у вас нет, тем актуальных тоже нет. О чем писать? О деревне, о православии? Так всё это в прошлом... Молодые двадцатилетние вологодские авторы уже давно вас обставили по числу престижных наград всероссийского уровня и ваш старческий союз им просто не нужен. Зачем рыгать на людей статейкой, полной внутриутробного снобизма и ненависти ко всем, кто не является членом СПР? От беспомощности. Конец ваш бесславный близок и никому вашу организацию, растерявшую в народе всякое уважение губернаторскими подачками и отсутствием своего мнения по важным вопросам повседневности, не жалко! »

« Вы обобщаете, мне кажется, у читателей газет, например, как учат еще в институте, три самые востребованные темы - секс, спорт, скандалы, но это не значит, что нет и не должно быть остальных, в том числе православия и деревни. Нобелевских лауреатов по медицине тоже никто не знает, но это не значит, что науки такой нет, ну и т.д. А насчет подачек – «Половина населения области получает различные социальные пособия ...».

«/Есть негласное мнение всего писательского сообщества страны, что Вологда — третья литературная столица страны!/
Было бы здорово. Но, честно говоря, с трудом верится. Чем хуже писатели, ну, например, Иркутска?  Или Екатеринбурга? Пусть мнение и негласное, оно ведь как-то проявляется? Вот этот момент интересен
».

« Уверен, если бы ТВ каждый день говорило о каком-то из достойных русских писателей, то и их бы знали не только в лицо, но, возможно бы, потянулись в книжные магазины...
Если бы первый канал по 5 раз в день говорил о каком-нибудь писателе, то люди просто перестали бы смотреть первый канал.
»

«Канал Культура и более 5 раз в день рассказывает о писателях, и ничего – смотрят. Вопрос аудитории».

«Андрей, чем вызвано написание этой статьи? Кто-то против писателей?»

«Писатели есть. Не обязательно это понятие должно сопрягаться с понятием "публичность". Переходящим иногда почти в шоу. С удовольствием недавно перечитала Фокину, Рубцова. Пока до их высоты (для меня) никто и близко не дотянулся. Спросили бы Николая Михайловича, кем он себя считал? Никем не считал, обид не копил. Посты не писал (бы). На чьи стихи наших литераторов написана хотя бы одна песня, живущая дальше Окружного шоссе в Вологде?»

«Вы, наверное, ничего не слышали о литературной регионалистике. О том, что есть центры притяжения культуры, а есть места, "где ничего не растёт". Развивая растительную метафору, можно сказать, что вы, уважаемый Андрей, тут трясётесь над жухлой листвой, не замечая, что в Вологде уже сад вырос, причём вовсе без подкормки бюджетными удобрениями, чем так славится душная теплица СПР.
В своё время, когда я придумал фестиваль "Плюсовая поэзия" и бегал по городу с план-проектом в поисках денег, многие чуть ли не пальцем у виска крутили. А ведь всё получилось, причём на голом энтузиазме. Сейчас уже восьмой фестиваль идёт. Если вы впервые слышите о фестивале, на который мои коллеги привозят лучших молодых поэтов со всей страны, а семинары на нём ведут чуть ли не классики, то это многое говорит не о фестивале, а о вашем уровне компетенции.
Если кроме нескольких классических имён вы о литературной Вологде ничего не знаете и не хотите знать, то и не делайте вид. Не говорите от имени вечности и всего народа или что там вы представляете в уме, набрав полную грудь добродетельного пафоса.
Просите "не бросать в их огород камни и каменья"? Очнитесь. Ваш огород бурьяном зарос, в промежках мох и плесень, и на фоне сохлой ботвы вперемежку с прошлогодней гнилью вы в своей пафосной соломенной шляпе похожи сами понимаете на что.
»

Ладно… Словом, всё в таком духе. Просто для сведения: сайт этот имеет либеральные наклонности, а «оккупировали» его, в основном, члены Союза российских писателей. Пришлось написать ещё один ответ, который был назван «Писатель литератору – рознь или Где грани творческого поведения»:

«Начну несколько издалека.

На днях прочитал прекрасную статью об искусстве комментариев («комментов») к заметкам («постам») в интернете. Этот феномен уже заинтересовал психологов и филологов. Так вот, по качеству комментария психологи уже могут составить портрет не только конкретного человека, но и делают срезы духовного и образовательного состояния общества. (Желающих можно отправить на сайты, например, футбольных болельщиков. Там наиболее ярко высвечивается полное одичание людей, казалось бы, «продвинутых», то есть владеющих компьютером и, по-видимому, «страдающих» обязательным образовательным цензом, а чаще всего и прошедших коридоры вузов.)

Ладно, не будем о печальном.

Были очень хорошие вопросы, на которые воспитанному человеку надо отвечать.

Например, «против ли кто-то писателей»? Отвечу так: против писателей и (литературы – в целом) вся нынешняя «цивилизация» (наверное, этот тезис развивать не стоит)! Честная и истинная литература со времени Пушкина (в частности в России, но и в мире бывало подобное) всегда была костью в горле любой власти, а нынешние времена не исключение. Шоу-низация всей жизни очень выгодна «элитариям». Это хорошо выразила одна читательница: мол, если по Первому каналу (а, там Ванечка Ургант, куда нам без него!) будут показывать писателей (ну, и честных политиков), но его, этот самый «1 канал», никто смотреть не будет!

И этим всё сказано!

Опять вернусь к теме «вологодской литературы». Тут много заблуждений. «Фантом» ли эта самая «вологодская литературара» или «факт» - это лишь система терминов. А они, как филологам доподлинно известно, в литературоведении никогда не были стабильно закреплены. Так и «вологодская литература» - это в объёме всей русской литературы, понятно, условность. Как, впрочем, и «вологодская школа» современной литературы. При этом такое обозначение литературного процесса в Вологде было введено в оборот – ещё в 1970 году! - москвичами(!), а сами русские писатели, живущие в Вологде, им стараются не пользоваться. Ибо это отдаёт «замкнутостью» творческого результата и «областничеством» в худшем смысле этого слова. Но ради справедливости надо сказать, что есть и литераторы, которых дальше своего «райцентра» никто не знает (и вряд ли узнает), так называемые «соловьи деревенского разлива». В этом смысле термин «вологодская литература» может быть применён.

По поводу «третьей литературной столицы». Это тема не одного дня, но если вкратце… Скажем, почему не Иркутск или Екатеринбург (примеры, заданные одним из читателей)? Ну, хорошо, а назовите крупных писателей в том же Иркутске. Да, Валентин Распутин, верно… А были там ещё Александр Вампилов, Вячеслав Шугаев, Геннадий Машкин, Роман Солнцев… Иркутяне, кстати, «своими» считают и писателей-декабристов, но это ладно.

Или Екатеринбург? А кого, кроме Бориса Рыжего и Николая Коляды (хотя он и драматург) знают сегодня оттуда в России? Я-то, положим, знаю, ещё несколько имён, но массовый читатель едва ли осведомлён…

На самом деле, за звание «третьей столицы» с Вологдой спорит город Орёл, откуда Лесков, Бунин, Фет, Пришвин, ещё кто-то второго-третьего ряда, но это, всё-таки, в основном, не двадцатый век, нет? Современных писателей уровня, предположим, Василия Белова или Ольги Фокиной, там нет, поэтому Вологде и отдают пальму первенства.

И скажите, в каком ещё областном городе – одномоментно! – собиралась такая славная когорта: Николай Рубцов, Виктор Астафьев, Сергей Викулов, Василий Белов, Ольга Фокина, Александр Романов, Виктор Коротаев, Сергей Чухин, Сергей Багров, Владимир Шириков и ещё целый ряд высокопрофессиональных писателей! А в историю литературной Вологды вписаны Батюшков, Засодимский, Шаламов, тот же Куприн, Ганин, Клюев, Яшин… Опять-таки, список может быть продолжен по усмотрению.

Несколько «комментов» получил я в «личку» (ужас что за слово, но им пользуются), и мимо них тоже нельзя пройти. В частности, кое-кого задело слово «духовный». Если кто-то подумал, что это имеет отношение только к религии, но это ошибочно. Слова «Дух», «духовный» входят во все эстетики мира, и кроме «теологического» оно имеет значение Высшего Знания о Природе. Очень долгая тема.

Тут мы подходим к самому главному: чем отличается подлинный писатель от банального литератора? Ну, прежде всего, наличием тех составляющих творческого человека, на которые указывает Кант и многие другие философы, начиная от Платона (и тут напомню его постулат: «Истина, Добро, Красота», все слова с большой буквы). Да, только этим! И если чего-то в писателе из «этого» нет, то он уже «беллетрист» или «стихотворец» (ныне почти ругательные слова). Хотя тут есть и несправедливость: добротный беллетрист или стихотворец всегда найдёт своё место в литературе. Выходит, подлинный писатель – это то истинное «зеркало», наиболее полно отражающее самую Жизнь. И нельзя скажем, великих писателей ставить на одну доску с литераторами, как это сделала Наталья Сучкова (надеюсь из добрых побуждений), когда в репортаже с родины Василия Белова вставляет скрытую рекламу автора «Графоманки». А некоторые читатели подумали, что в сельской библиотеке, кроме семитомника В.Белова только Щекина и осталась. Нельзя такого делать, а человек от литературы должен понимать это вдвойне-втройне…

Но это уже другая тема.»

К моему, сожалению, редакция вологодского сайта опубликовать мой ответ не удосужилась. Что поделать? Они устанавливают правила «игры».

Но мне по ним «играть» как-то не хочется…

Просто скучно и предсказуемо.

Как-то надоело воевать с графоманами и мракобесами…

И пишу я это только потому, что подобное в той иной форме есть практически по всех городах нашей необъятной Родины. К сожалению, но это так!

Система Orphus
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
Комментариев:

Вернуться на главную