Вышла антология женской поэзии Оренбуржья «Третье свидание»

 
 
 

Как раз к празднику 8 Марта в издательстве «Ямб» при поддержке Оренбургской региональной писательской организации Союза писателей России вышла антология женской поэзии Оренбуржья «Третье свидание».
Составитель антологии – Геннадий Хомутов, член Союза писателей России, руководитель Оренбургского областного литобъединения имени В.И. Даля.
Антология объединяет оренбургских поэтесс разных возрастов и творческих стилей, единых в одном – в высоте поэтического и нравственного чувства.
Издание в изящном интегральном переплёте станет отличным подарком для любимой женщины.
Книгу представляет автор предисловия Владимир Анатольевич Пшеничников, также мы составили небольшую подборку авторов сборника.
Поздравляем всех поэтесс с праздником и желаем главного – любви и вдохновения!

Иван ЕРПЫЛЁВ, председатель Оренбургской региональной
писательской организации Союза писателей России

 

Татьяна Азовская (1948 г.р.)

***
Бывает ли любовь с первого взгляда?
Записка из зала.

– Другой не знаю!
Может, потому
проходит день в предвосхищеньи чуда.
Со сквозняком влюблённости в дому
никак не ладит взрослости рассудок.

И всякий раз – летящая душа
не экономна в радости и плаче.
И жалко тех, кто выверяет шаг,
кто не подаст и медного гроша,
чтобы себе не выторговать сдачи.

Хозяин долгосрочных платежей
достатком горд передо мною – нищей.
Но там, где он свои резоны ищет,
я заплатила памятью уже
– за первый взгляд! –
чтоб захватило дух.
– за первый взгляд! –
чтоб головою – в омут.

…Но не дай Бог кому-нибудь другому
таких пожаров и таких разрух!

 

Татьяна Белозерова (1948 г.р.)

ВИНО ИЗ СЛИВ
Пусть будет Оренбург. Опять апрель.
Он нежно пахнет веточкой жасмина.
Блестит внутри стеклянного графина
Вино из жёлтой сливы мирабель.
Пусть будет женщина подкрашена слегка,
Отличный маникюр на тонких пальцах,
Чуть седины, размытого румянца,
Апрель, апрель, сошли твои снега.
Пусть будешь ты – обид напрасных ком,
Клубок из нервов, белое безмолвье,
Тяжёлый взгляд, подушка в изголовье
Болгарским мелким вышита крестом.
Пусть будет дама в платье голубом,
Что невпопад смеётся или плачет,
Как будто смех и слёзы что-то значат,
Когда в любви наступит перелом.
И эта женщина – подснежники в глазах,
Лицо, как из прозрачной акварели,
С надеждою на чудо в небесах,
Иль на вино из сливы мирабели,
Пусть буду я.

 

Вера Октябрьская (1982 г.р.)

СКОРОЙ РЫСЬЮ
Скорой рысью, скорой рысью,
По полям, по полям,
Ты беги, беги, моя лошадка!

Острых слов и жгучих мыслей
По бурьянам-ковылям
Натрясу с кудрей густых украдкой!

Горючими строчками,
Смоляными листочками
Прорастают пусть
Через все пять чувств,
И в солнечном мае
Шестым расцветают,
Ароматными травами,
Маками алыми…

Милая моя, вперёд, вперёд!
Ишь, как ветер злится, тоска гнетёт!
Не покоя ищу я среди полей,
Быстрей, быстрей!

Уж давно не видно, что впереди,
Остуди же, Северный, остуди
Ледяной волною горячий лоб!
А ну, в галоп!

Ну, беги, лошадка, без часов-дорог,
Сколько раз я давала себе зарок
Не любить между строк!

Пыль клубится, пыль клубится,
Пересохли губы и звон в ушах,
Сор в глазах, а в душе так гадко!

Упрямая моя, резвая кобылица,
Не ведая усталости, не чуя страх,
Мчи же, мчи же, мчи, моя лошадка!

Повод рвётся из онемелых рук,
Двух сердец неровный бешеный стук,
Лай собак и ржание, и крик надсадный,
Понесла – и ладно!

А луна, луна, как смерть бледна…
Нам управы нет, и мечта одна:
Без остатка по ветру развеять страсть
И без сил упасть!

 

Татьяна Крещенская (1983 г.р.)

СОСЕДКА
Это странно, вы скажете, странно,
Но рябина моя у ворот,
То прижмётся к забору нежданно,
То мне веткой в окошко махнёт:
«Выходи, погрустим с тобой вместе,
Вспоминая ушедшие дни,
Недопетые юности песни,
Моих ягод последних огни».
Я поглажу ей ласково ветки,
Со слезами в глазах улыбнусь,
Я другой не желаю соседки,
И состариться с ней не боюсь.
Вновь открою сердечные тайны
Поражений моих и побед.
И она вдруг, как будто случайно,
Меня веткой погладит в ответ.

 

Катерина Кириллова (1995 г.р.)

СКАЗКА О ПЕРВОЙ ЛЮБВИ
Сказка о первой любви
Не забудется.
Имя писала в пыли
На улице.
Прятала взгляд от него
При встрече,
Теряла, увидев его,
Дар речи.
Плакала тихо, подальше
От дома,
Чувство до боли, как раньше,
Знакомо.
Всё изменилось,
Когда повзрослела...
Больше никем, так как им,
Не болела.

 

Люция Махмутова (1978 г.р.)

ДОРОГА
Дорога долгая, боюсь свидания с тобой!
Опять мне быть твоей рабой!
Опять мне быть рабой…
Уже я слышу шёпот твой, уже пропал покой,
Опять укутаешь меня безудержной тоской!
Забытый образ на стекле ты будешь рисовать
Так чётко! Губы, нос, глаза… опять, опять, опять!
Твои напевы – волчий вой! Не спрятаться от них.
О, неужели мало слёз ты выпила моих?!
Зачем поёшь ты мне о том, кто раскромсал мечты,
Лишил беспечности меня, лучистой красоты.
Дорога долгая, боюсь свидания с тобой!
Опять мне быть твоей рабой! Опять мне быть рабой.

 

Ирина Моргачева (1972 г.р.)

***
Снег тяжёлый, дороги косые,
И кресты оголённых берёз.
Я – жена офицера России,
Это значит ни снов и ни слёз.

Гарнизоны в забытых селеньях,
Эхо гулкое плачет навзрыд,
Одиночество до исступленья,
Неуклюже устроенный быт.

Что мой дом? – Небывалые грёзы.
Что судьба? – Лишь насмешка одна.
Что с того, что остались берёзы
И в бреду растворилась страна.

И давно все победы напрасны,
И у памяти порвана нить.
В поле пусто, на небе ненастно,
Больше нечем за счастье платить.

 

Дарья Тишакова (1989 г.р.)

ИНСТАГРАМ
Мы пропустили свою жизнь
Через фотошоп,
А потом –
Через фильтры в инстаграме.
И так она показалась нам лучше:
Успешнее, роскошнее.
Но – неверно выставленный кадр –
И в него попал
Бардак твоей комнаты
И старый ремонт,
оставшийся от бабушки:
Другого не нажили.
И убраться некогда –
Надо отправлять новые фото
В инстаграм.

 

Татьяна Филиппова (1997 г.р.)

ДРУЗЬЯ
Через мгновения, минуты
Позабудется, с кем дружили.
Слова, дневники как будто
Станут облачком пыли.
Очень скоро забудутся
Номера телефонов.
Пройдём мимо по улице,
Будто мы незнакомы.

 

Юлия Шошина (1994 г.р.)

***
У меня в стакане солнце!
(Это не лимона долька!)
Надо мной не смейся только,
Я тебе его дарю.
А на небе – одуванчик!
Рядом – сахарная вата.
Ночью – плитка шоколада.
Хочешь дольку отломлю?
А в глазах моих по искре!
Я, как видишь, не богата.
Смешновато, странновато
Я судьбу свою творю.
На моём лице улыбка.
Мне тепло от солнца света.
Для тебя улыбка эта,
Потому что я люблю!

НОВАЯ ВСТРЕЧА 

Чудо любви хоть и мимолётно, как фотовспышка,
но из этой искры разгорается семейный очаг,
из этого семени вырастает древо познания,
благодаря этому опорному столпу «нет конца миру».

М. Кильдяшов

Пять лет минуло со дня издания второго выпуска антологии оренбургской женской любовной лирики. Тогда Алла Кириллова пригласила под одну обложку дюжину поэтесс трёх поколений. Их и сейчас почти столько же, а поколения представлены ещё убедительней: на первых страницах сборника стихи Татьяны Белозёровой, на завершающих – её внучки Татьяны Филипповой. Однако, от сравнений их творчества хочется заранее предостеречь. Здесь не концерт-соревнование, но и не слаженный хор, здесь всего лишь подмостки, хотя и довольно высокие, с которых каждая исполнительница поёт своим голосом и в свойственной себе манере (чуть не написал «о своём, девичьем», извините).

Освежив впечатление от второго сборника, чтение рукописи третьего я начал с предвкушением третьего, верного, свидания. Но уже Татьяна Азовская, порадовавшая великолепным, выверенным венком сонетов «Театральный роман», встречает подборкой точных, в меру ироничных, сообразно возрасту, но искренних, запоминающихся стихов.

«Бывает ли любовь с первого взгляда?» – ловит она вопрос из зала. – «Другой не знаю!» – отвечает, не задумываясь, и прибавляет уточнение, которое читатель уже никогда не забудет:

И всякий раз – летящая душа
не экономна в радости и плаче.
И жалко тех, кто выверяет шаг,
кто не подаст и медного гроша,
чтобы себе не выторговать сдачи.

Каждое следующее стихотворение – новый поворот, новый ритм, свежий взгляд на, казалось бы, устоявшиеся отношения. «Приворотные стихи» и небольшой цикл «Любимый спит» читательское внимание не минует.

Ещё одно знакомое по второму выпуску имя – Люция Махмутова. В прежних её стихах была заметна чрезмерная отделка, которая несколько гасила свежесть поэтического высказывания, теперь желание быть понятой добавило и смелости: 

Мы ползаем гусеницами
с вечно голодным, прожорливым нутром,
а мечтаем порхать бабочками,
чувствовать восхищение всего мира,
изумлённого нашей грацией и красотой.

Искренняя самоирония добавила и новых ритмов, как в стихотворении «У зеркала»:

Я ещё молода.
И отметин года
На моей не оставили коже…

Примерно два десятка октябрей встречал я один раз услышанными словами Ирины Моргачевой: «Осень. Что осень? Придёт и не спросит», – сама она, может быть, давно и не держит их в памяти, потому что в новой подборке предстаёт поэтом зрелым, думающим, зорким и полифоничным. Вот пара примеров без разбора:

Не комиссары, не бойцы,
А высохшие праотцы
Сидят в глубинной тишине
И вспоминают о войне.

Земля жива косым лучом,
Водою талою и ветром.
Людские беды ни при чём,
Земля живёт небесным светом…

Три года назад своё возвращение в поэзию Вера Октябрьская отметила книгой стихов «Я – есть!» Теперь её манеру письма ни с кем другим не спутаешь:

В обгорелой полыни заросших полей,
Глубоко-глубоко на дне колодца,
Высоко-высоко, где ветер и солнце,
За дальней степью, в чужих краях,
Где звёздная пыль блестит в ковылях
Найдётся ль душа моя?
Душа моя – птица –
Сбилась с пути?

Пришла на третье свиданье и Дарья Тишакова с новыми стихами, которые я прочитал и так, и эдак, и каждый раз мне открывался новый оттенок, новый смысл:

Мы пропустили свою жизнь
через фильтры в инстаграме.
И такой она показалась нам лучше:
успешнее, роскошнее.
Но вот неверно выставленный кадр –
в него попал
бардак твоей комнаты
и старый ремонт,
оставшийся от бабушки –
другого не осилили.
И убраться некогда.
Надо отправлять новые фото
в инстаграм.

Вот и сейчас, переписывая стихотворение по памяти, вместо «новые фото» написал «другое» (чтобы скрыть бардак), но главное в этой миниатюре всё же «некогда» (потому что надо заполнять инстаграм). Интересно было бы узнать от читателей сборника интерпретации стихотворения Дарьи «Око за око»…

Почти неотличимыми для меня остаются Татьяна Крещенская и Катерина Кириллова. Пока читал обеих, Катерина казалась бойчее, безрассудней… А вот приведу сейчас одно четверостишье и не стану уточнять, чьё оно, сами сверите:

Земля пахнет детством, родными людьми,
Вареньем с малиной и вязаной шерстью.
Земля пахнет домом, где выросли мы,
Зелёной муравкой и доброю вестью…

С третьим поколением оренбургских поэтесс свидание обещает быть радостным во всех отношениях. Видно, что они начитанны, владеют техникой письма, что же позволяет им оставаться самими собой, живописать при этом и быть краткими до афористичности. Вот акварель Татьяны Филипповой:

Отзвуки грома
зависли над крышею дома.
Затих старый сад.
Гроза.

Наверное, надо,
чтоб кисть винограда
порой обмывала
слеза.

Она же, но такая максималистка:

Люди-рыбы плывут по морю.
Одни – мальки, другие – киты.
Все боятся акул, я не спорю.
А кто в море жизненном ты?

Непосредственность Юлии Шошиной я и комментировать не стану:

Я славянка с ямочкой на щёчке.
Мужу я рожу богатыря.
Даже двух! А, может, будет дочка.
Краше и удачливей, чем я…

Да простится мне чрезмерное цитирование, но речь всё же идёт о третьем свидании, после которого в памяти остаются не случайные (хотя бы и красивые, и ладные, и удачные) подробности, но достаточно цельные, убедительные детали. Такие, из которых складывается привлекательный, достойный любви и почитания образ оренбургской женской лирики. Хотя у каждого читателя он будет, разумеется, свой. И для этого всё в предлагаемом сборнике есть.

Владимир ПШЕНИЧНИКОВ

 

Вверх

Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-"

Комментариев:

Вернуться на главную