Николай ТЕРТЫШНЫЙ (Приморский край)
…Письма нынче плохо пишутся. Может быть, потому что их не читают? Всё телефон заменил. Включил и болтай себе на здоровье. Или ещё проще – примитивным набором фраз, подсказанных тем же телефоном, набросал пальцем послание в экранчик и отправил словесную неразбериху в бесконечный путь по эфиру. Кому надо тот разберётся…
«…Помните всегда, что на утоление глада …Бьюсь над названием. «Окраина» – хорошо и одновременно совсем плохо. Плохо, что всю жизнь считаю себя человеком с окраины. У кого-то из поэтов есть хорошие строки: «…окраина, ты городом не стала, и навсегда утрачено село…». Грустно! Но, правда. Вечная раздвоенность. На пути к благу от чего-то благого уходишь, теряешь что-то такое…, чего жаль до спазма в горле, что неудержимо растрачивается и никогда, никогда не возродится. Безысходно… …В какую бескрайнюю и бесконечную пустыню кричишь? А кто заставляет? Помалкивай себе, говорят, проживёшь дольше. Ой, ли?.. Жизнь так устроена, что её ни на что не хватит – ни на крик, ни на молчание. Но для чего-то ты пришёл? Что-то сделать? Или сказать? Красиво звучит: пришёл – сказать. Многое, чего хотелось бы, всю жизнь сознательно и упорно уменьшаешь, ограничиваешь, и… помалкиваешь… …Скажу чуть о своём увлечении литературой. Чтобы что-то состоялось у автора с этой «капризной дамой» нужно, чтобы она стала ему… женой. И в этом всё. Я же в последнее время всё больше и больше сравниваю её с той, кого в обыденности зовут «любовницей». Это та, что, несомненно, красивей жены, отношения с ней захватывающе страстны. Но в ней видят меньше, чем в жене и потому оставляют от себя ей меньше, а вот брать у неё всегда пытаются больше, пренебрегая элементарной бережливостью. Может быть, её сильнее любят, но тем горше тогда её несостоявшаяся цельность. Она не жена. Она не половинка в целом. Она просто частица, сама по себе. К ней приходят с годами всё реже и реже. Угрызения совести, неудовлетворённость, незавершённость отношений всё больше и больше удаляют эту частицу, а если и перевешивают случайно в её пользу, то редко когда из этого что-либо цельное получается. Время ушло. Поздний уход к любовнице грозит драмой, как обычно, для всего треугольника. И даже она не выигрывает, у неё тоже не осталось времени расцвести. Хотя, может быть, я здесь ошибаюсь самую малость. Ведь поздние осенние хризантемы тоже цветы, и мы ими восторгаемся не меньше, чем цветами весны и лета… …Телевидение это без сомнения эпоха со своим законом миропостижения. Поэтому и в кино в принципе пришёл ёмкий, яркий, обрывочный, словно мельком подсмотренный, кадр. У Михалкова в «Утомлённых солнцем» какой кадр, когда в машине бьют Котова! Драки-то по существу нет. Просто короткие резкие движения локтей, «монолит» чугунной спины энкэвэдэшника и всё! А в результате – ещё один мощный незабываемый кадр с изуродованным лицом командарма! И в этих моментальных кадрах, в этих фрагментах, в этих слезах «железного мужика» жизнь поколения, с её взлётами и сомнениями. Эпоха!.. …Последний писательский съезд, да и сам Союз писателей есть многозначительное отражение общественного состояния. Нынче ясно различаем непреодолимую разность идеологий – на одном полюсе собственность и ею предоставленные возможности главенствовать и диктовать нравы и обычаи, на другом благое желание справедливости и равноправия. Между полюсами «водораздел» – вернувшееся в общество право собственности на всё и вся. С одной стороны раздела, опустившееся к средневековым формам распределения меньшинство с собственностью, с другой большинство с совестью, но без достояния. И эти величины никогда не были и не будут равны. Но за меньшинством, за собственником, особенно за «великим собственником недр», уже мрачно громоздится буржуазное государство со своим дремучим правом сильного. За большинством же совестливых только былое величие «неудачного опыта» социалистического строительства. …Участие в любых обрядах приносит удовлетворение величием и восторженностью единения, особенно это касается религиозных или идеологических обрядов, обставленных роскошью либо сложностью служения. (приближающийся древний праздник, предвкушение жертвенного ужина делают собравшихся единомышленниками…). Иерархическая составляющая таких обрядов, чёткое расписание действа, почти всегда сложного и долгого, приобщают участников к естественному духовному единению перед неизвестностью и сложностью жизни вообще. Отсюда принятие участниками всех предписаний и правил, таинство единения обязывает чтить любые условности, особенно в дни розни и противоречий в обществе. …Владеющие материальной составляющей веры, по сути, собственники при соответствующих нравственных нормах в обществе всячески способствуют возврату сословного расслоения, поскольку якобы оказываются «ближе к познанию основ мироздания». Вполне понятны и приемлемы достоинства религиозного консерватизма в его нравственных основах, но современное производство разрешило человеку несколько изменить мировоззрение совсем не в пользу Творца, особенно в области земного устройства института веры. (…) …Нынче же писательское содружество поддерживается силою инерции ещё горьковской задумки, да надеждою на лучшие времена. И ещё живо тщеславием некоторого числа авторов, прикоснувшихся однажды к таинству писательского промысла. Очарованных, наивных, печатающихся от случая к случаю, дорожащих и малым вниманием писательского цеха, гордящихся причастностью к творческим началам, тем и убегающих из сегодняшнего индивидуализма в пусть и малую, но коллективность, членский билет берегущих, как знак принадлежности к важному, достойному и весьма нужному людям делу. …Литературный союз (творческое объединение), если речь идёт действительно о дружеском близком единении авторов, всегда формируется неким общим творческим пространством, на основе языка, определённой идеи и способности превосходить сообща в служении народу, а в сложных условиях помогать литераторам, защищать их интересы и т.д. Если этого нет, то союзом называть простое сообщество пишущих людей сложно. Ныне есть попытка определиться с формой сообщества, сохранить прошлое именно союзное единение, закрепить за собой некий людской потенциал в обществе, найти единство интересов творческих, профессиональных, политических и т. д. Но эти попытки не союз. Союз это в первую очередь идейное политическое единство. Профессиональные же особенности писательства ныне направлены именно в поиски возможностей – развлекательного ли свойства, образовательного ли, познавательного ли и т.п. Общество всегда в той или иной степени использует это в своём развитии. Государство же, как политический механизм, так или иначе, стимулируя такую деятельность, экономически поощряет труд нужных ему авторов. Если содружество держится лишь на этом, то это в лучшем случае ассоциация (добровольное объединение). Удержаться же слабому содружеству сегодня в значении союза, сплочённого идеей справедливости ли, правды ли, означает вступить в определённые противоречия с усиливающимся властным механизмом, запущенным в работу совсем другой идеей. Отсюда фактическое игнорирование СП идеологической машиной страны. Идёт проверка идеи и сил, ещё способных объединять писателей в экономически независимый союз. Где силу брать, и в чём она – вот в чём вопрос. Призыв служить почти равносилен предательству. Потому ныне так много смолкло чистых голосов. …Вернувшись в порядки капиталистического развития, общество приняло и правила становления капитала (обычно здесь припоминается «беспринципность его при трёхсот процентной прибыли…»). Но наш капитализм искусственно состоялся сверху, потому он так вычурно показушен в первую очередь «духом», потому для него непримиримо неприемлемо абсолютно всё наследие социалистического недавнего устройства общества – чуть окреп и тут же амбициозно воинствующе утверждает своё явно деспотическое не гуманное происхождение. Потому так много в нём фиглярства и нахрапа. Заметьте, как беспринципно показное стяжательство, обрядная театральность и непременная сценичность на всех уровнях отношений так «важны и обязательны» в обществе. Повсеместно принято актёрство в политике, организованные театрализованные представления, чиновники, позиционирующие себя не хуже кинозвёзд, помпезность их заседаний, дутая показная активность для телевидения и т.д. Ныне повсеместно ценится искусство пародии, отшлифованное в бесконечности вариаций. Буквально во всех жанрах получает добро попса, быстро доходчивая, усреднённая, приспособившая в своих интересах багаж старых устоявшихся испытанных произведений. Новое же либо вульгарно, либо опять-таки низведено до пародии. С этим искусством невозможно соревноваться, оно агрессивно и воинственно. Рядом с ним выживают лишь подлаживаясь, угодничая и подражая. Рассчитанное на массу, оно становится бизнесом и служит теперь только денежному мешку… …В искусстве сплошные ремейки и повторы прежнего вдохновения и открытий. Мы живём достижениями отцов, их трудом и достоинствами. Причём повторяем их с ёрничаньем и смешками. Киношные фальшивые подвиги воспитывают вседозволенность, «всемогущество» и своеволие. …Но чем выше, тем фальшивее игра. (…) Потому в обществе всячески вуалируется факт измены, идёт забрасывание его из сферы политики в нормы морали и права, где такой простор для аргументов в пользу предательства любого и всякого. …Как механизм, необходимый обществу в процессе жизнедеятельности, государство действительно важно. И у нашего вернувшегося, казалось бы, из небытия капитала ныне получилось «смастырить» своё государство. Народ, способный к труду и своему продолжению, обязательно воздвигает над собой систему необходимого подчинения. Это и придаёт капиталу дерзости «набросить» на общество систему своего правления. Но, как и любая система, эта «сеть» ограничена некоторым набором экономических и производственных возможностей (сырьё, производство, трудоресурс и пр.), вбирающих в себя лишь ограниченную массу населения. Всё лишнее в системе будет балластом, и так или иначе со стороны управления будет подвергаться так называемой оптимизации. …Элиты или то, что обычно подразумевается под этим термином, состоят из двух половин. По крайней мере, так можно судить о нашей современности. При явном перемешивании народов одна условная половина привержена тому, что, в общем, называют ментальностью, природностью, сутью этноса и т.п. Эта половина кровно и неразрывно привязана к народу, в котором её начало, её корни. Элита из этой половины обычно разрастается до форм беспринципного барства. Безжалостного, дикого, но это «своё родное барство». Оно упрямо и целенаправленно обособляет народ, в теле которого родилось и трудом которого живёт и преуспевает. В сегодняшних безжалостных процессах глобализации эта половинка элиты, сопротивляясь процессам мирового перемешивания, так или иначе, способствует-таки этнической самоидентификации народа, сохранению природы, особенности и неповторимости его. …Идеологические противоречия в союз не объединить. Противоположные мировоззрения несовместимы. Мир безудержного потребительства это изматывающая гонка в материальное. Разум же приходит к пониманию ценности воздержания и умеренности в условиях такой гонки, к пониманию соревновательности в скромности, в уклонении от соблазна избытка. Добродетель в скромности, величие и значимость в воздержании, не в излишествах. Когда в обществе это понято и принято за ценности, а не наоборот, то при должном воспитании у человека с детства закрепляется чувство обязательной скромности. Потому эти ценности становятся верой и оказываются наиболее понятными и близкими народам во времена поиска единения и справедливости. Сохраняют свою актуальность эти ценности и ныне в эпоху индустриального развития обществ. …Это разные культуры, разные психологии. В современном кино – безлюдное производство, пустые заброшенные цеха (но обязательно с работающим оборудованием!..), и отдельно – обязательно обезумевшие массы, подчиняющиеся лишь инстинктам. А противовесом – исключительные одиночки, либо спасающие эти «стада», либо наоборот замыслившие уничтожить всё человечество. В таком искусстве проявляется индивидуализм, воспевающий волю и возможности одиночек либо во зле, либо в добре, базирующихся совсем не на труде, не в общественном производстве, а вырванных в сферу фантасмагорических отношений, в реальности никогда бы не состоявшихся без слаженного обобществлённого труда. Поддерживающие систему добрые одиночки – герои, одиночки во зле – антигерои. В этом случае только система уже сложившихся отношений (и производственных в том числе) является абсолютной силой способной сдерживать инстинкты масс, либо воля одиночек решает, быть ли обществу далее вообще. Изменение системы в этом случае означает неизбывное зло, как и любой призыв к трансформации… …Революция – разгорающийся костёр, выброс энергий, движение к новому неизвестному, активный поиск, решительность, обязательно ошибки и обязательное их разрешение, открытость к миропознанию и т.д. В революционные времена людьми верховодят восторженные и в большей мере романтичные вожди, смелые и открытые, окружённые и поддерживаемые соратниками. …Зависть, как и тщеславие – ему нет меры, есть только мера в умении скрывать его. И никаких тут патологий нет, кроме, может быть, самых выходящих из ряда вон случаев изощрённого злодейства, случающегося на почве подогреваемых завистью страстей. Но всегда нужно иметь ввиду, что не всё так просто в многообразии эмоций и поступков. В жизни всё намного сложнее… …Мы всё чаще приходим к двоякому пониманию жизни, к пониманию того, что жизнь распадается на два мира. Истинно размышляющий о жизни человек не может этого не замечать. Нелегко оставаться собой в окружении алчности и вседозволенности. …Если советская система, так или иначе, пусть в декларативном порядке, но, тем не менее, ставила в идеологии задачу человеку с помощью общества стать выше, чище, здоровее, добрее, то нынешняя система отношений перевернула всё к противоположному знаку. Сегодня уже не в декларативной форме человеку предложено стать ниже, невежественнее, злее, иначе общество, опустившееся к принципам естественного отбора, затопчет, уничтожит либо оставит в одиночестве. Ныне завуалированная в развлекательные формы идеология изо дня в день напоминает человеку о его скотстве, о его низменных, никогда никем якобы не изменяемых наклонностях. Это испытание гнусностью наш великий народ ещё не одолел. …Кажется, нет разницы между коммунистами, взявшими власть в начале прошлого века и демократами либерального толка, верховодящими ныне в начале двадцать первого века. Нахраписто взявшись вести народ, и те и другие силой устанавливают свой закон, силой овладевают недрами и землёй, силой «переделывают» под свои порядки человека и т.д. Но разница между ними всё-таки есть! Первые были разуты, раздеты, как и народ, сами, с горящими глазами мечтателей, брались строить хорошую состоятельную жизнь… для всех(!). Вторые же сыты, богаты, захватив землю и недра, строят с помощью всё также не всегда сытого народа личную более состоятельную жизнь, лицемерно пообещав, правда, прикармливать некоторых «инвалидов и других малообеспеченных граждан». За первыми, увлечённые социалистической идеей, зачарованно, бескорыстно шли многие и многие. За вторыми с их идеей капитала так же многие идут и сегодня, только теперь в людях возобладали меркантильность и зачарованность индивидуализмом. …Я неслучайно заговорил о «деревенщиках», о России-крестьянке. Жизнь в любых её формах – всегда обязательная смерть. В этом трагизм мироздания и определённая безысходность познаний этого. Отсюда желание законсервировать, остановить время, либо вернуться в каком-то порядке назад. Возврат в крестьянство в какой-то мере определён надеждой на сближение с природой, с началами, с истоками высшей силы, пробудившей однажды этнический рост и движение. …Религиозность – изначальное чувство, подвигающее человека к осмыслению основ общественной морали, одно из начальных форм самопостижения жизни вообще. Складываясь в определённую систему, это чувство приводит к созданию общественного института церкви, несмотря на свои архаичные формы и способы, в причину многих условий сохраняющего до сих пор влияние на людей. Есть мораль, как божественное чувство совести, значит будет церковь, а затем и современные формы институтов управления обществом. Не наоборот!.. Это чувство преподносит возможность выживать обществу. Усовершенствуя это чувство, человек продвигается в жизнеспособности дальше, опять-таки используя прежние и создавая новые институты управлять общественной жизнью. Церковь – архаичный институт. Живучий, приспосабливающийся к современности, но древний. Социальные же учения предлагают более современные конфигурации общественных институтов управления (…вплоть до неприемлемых форм и способов насилия, приносящих больше вреда, чем пользы). Отрицать напрочь основу религиозности в людях – непростительная ошибка. В религии – фундамент морали. …Нынешняя состоятельность воздвигнута на рвачестве. Когда говорят о временных трудностях на предприятии, то надо полагать требуемое в таких случаях воздержание и тяготы должны распространяться на всех, по крайней мере, в рамках корпорации, коллектива и т.п. Но когда небольшая группа управленцев делает себе зарплату в десятки раз больше, чем всем остальным, это не назовёшь трудностью для всех. Когда необходимостью «затянуть пояса» оправдываются долги предприятия и под эту же марку сокращают работников, сохраняя при этом фонд заработной платы для себя, тогда со всех точек зрения это сложно называть рациональной экономией. …Чем объяснить сегодняшнее «ничегонеделание» в сравнении с советскими временами и, тем не менее, так или иначе безбедным существованием? Первое, что приходит для объяснения – это объём наработанного и до сих пор распределяемого потенциала советского производства, что всё-таки говорит в пользу той формации. …Долго не понимал, почему распалось советское производство? Казалось бы достаточно незначительного разворота в идеологии и централизованное управление советским хозяйством перейдёт в энное число частных рук, закрепившись собственностью в основном за директорским и ближайшим к нему корпусами. Но всё рухнуло! Тут же приходило объяснение – такой процесс необходим для перехода «ничьей народной собственности в частную, но, чтобы перейти из одной категории в другую ей необходимо исчезнуть, раствориться, развалиться, совсем потеряв при этом большую часть определений своей социальной сущности. (…) Примиряют лишь идеологии и достигнутый обществом уровень нравственных устоев, сложившейся на определённый момент государственности. Если бы не эти рамки, сегодня в обществе младшее поколение выбросило бы стариков «на свалку», поскольку у старшего поколения в миропонимании отсутствует навык и умение «честно» присваивать чужой труд. А поскольку такое умение в советском обществе не культивировалось вообще, то случившийся делёж всеми признаётся незаконным, но допустимым. Отсюда всеобщая допустимая безнравственность, которая быстрее утверждается где социализм не «случался». |
||||
Наш канал на Яндекс-Дзен |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||