Философ Александр Зиновьев считал себя социологом, прославился как писатель, а прожил жизнь оппозиционера — сначала сталинской системе, затем брежневскому СССР, перестройке, ельцинской России и в последние годы — западному миру. Столкновение критического ума мыслителя и общественных реалий, в которых он находился, привело к созданию сатирических произведений, самое знаменитое из которых "Зияющие высоты". В этих произведениях Зиновьев выступил как критик поздней коммунистической системы, руководители которой изгнали его из СССР. "Превращение марксизма в господствующую государственную идеологию сопровождалось превращением диалектики из орудия познания сложных явлений действительности в орудие идеологического жульничества", — отмечал в своих работах Зиновьев. Однако в сообществе диссидентов-невозвращенцев бывший профессор логики не нашел себя. "Я думаю, что, как всякий крупный мыслитель, он не был понят современниками или же, вернее, они оценивали его неверно. Иногда о Зиновьеве говорили как об антикоммунисте, но в действительности это было не так. Он не был, как большинство антисоветчиков, типичным западным либералом. Наоборот, пришло время, и он представил в своих книгах довольно жесткую критику западного общества", — рассказал в интервью РИА Новости участник Зиновьевского клуба, политолог и публицист Дмитрий Куликов. "У нас инакомыслящих не жгут на кострах, как во времена инквизиции, и не сажают в концентрационные лагеря, как в тоталитарных режимах XX века. У нас против них есть более гуманные средства: их просто игнорируют, и они не появляются вообще", — с горечью писал Зиновьев в книге "Глобальный человейник". Он оказался сторонником иного, или улучшенного, социализма, основанного на выбранных крайне левыми в начале XX века базовых посылах: позитивизме, атеизме, эгалитаризме, стремлении к справедливости. Результат советского строительства в СССР не устроил Зиновьева, но и западная либеральная модель, отрицающая эти принципы, не пришлась ему по душе. "Бескомпромиссное следование своим жизненным принципам возможно лишь в том случае, если ты вступаешь в открытый конфликт со своим окружением и идешь на жертвы", — писал философ. Против "глобального человейника" В 1999 году философ предпринимает неожиданный шаг: будучи уже пожилым человеком, он возвратился в Россию, еще не успевшую оправиться от последствий кризиса 1998 года. К этому времени оформляется и его разрыв с российскими либералами, начавшийся несколькими годами ранее с критики перестройки. Зиновьев, которого в конце 1990-х часто приглашали на телевидение, воспользовался этим, чтобы публично порвать со сторонниками ельцинских реформ, все еще принимавших его за своего. "Интеллигентность общества — это способность общества к объективному самопознанию и к сопротивлению его слепым, стихийным тенденциям, это способность общества к духовному самосовершенствованию и прогрессу. Любыми средствами, в любой форме", — пишет он. К этому времени Зиновьев — последовательный критик западного пути развития, для описания которого он охотно придумывает новые слова и понятия: "глобальный человейник" и "западнизм". В своих книгах мыслитель предупреждает о наступлении сверхобщества, незаметно подменяющего собой сложившиеся ранее социальные структуры. "ГО (Глобальное общество — Прим. ред.) называют Глобальным Человейником по аналогии с муравейником. Сравнение нелепое. Наш человейник отличается от муравейника тем (среди прочих признаков), что в нем во всех частях, во всех сферах, во всех разрезах, во всех подразделениях, на всех уровнях структуры, всегда и во всем идёт ожесточённая борьба между "человьями", прикрываемая и сдерживаемая, но одновременно обнажаемая и поощряемая всеми достижениями цивилизации. Наши учёные, вооружённые баснословной интеллектуальной техникой, доказали, что общество врагов, соблюдающих правила вражды, устойчивее общества друзей, нарушающих правила дружбы. Не случайно наши предки говорили: избавь нас, Боже, от друзей, а от врагов мы избавимся сами. Бог исполнил первую половину их просьбы. А от врагов мы избавляться уже не хотим", — писал Зиновьев. В глобализующемся мире, учил Зиновьев, прежние понятия не имеют смысла. Тоталитарная природа обществ XX века меняет форму, но сохраняет содержание: современные люди погружаются в мир, природу которого, в отличие от времен Советского Союза, даже не в состоянии ухватить. "Проблема заключается не в том, как построить земной рай, а в том, как жить в этом раю", — отмечал философ. На этом фоне пафос размышлений Зиновьева становился все более просоветским. "Он проникся убеждением, что СССР завершил свое существование преждевременно, что он не исчерпал себя, а был убит партийной номенклатурой, состоявшей из предателей или, говоря другими словами, просто оказавшейся не на высоте своей исторической задачи, не совладавшей с тем грузом, который ей выпало нести", — резюмирует развитие зиновьевской мысли Куликов. Игорь Гашков (Риа Новости)
Ольга ЗИНОВЬЕВА, Владимир ЛЕПЕХИН Прогнозы Александра Зиновьева о будущем России и мира "Целились в коммунизм, а попали в Россию". Александр Александрович Зиновьев – выдающийся советский и российский мыслитель и писатель, который лет 30-40 назад поставил вопросы, активно обсуждаемые сегодня в самых разных аудиториях, в прессе и социальных сетях. Впрочем, не просто поставил: ещё в прошлом веке Зиновьев дал ответы на многие вопросы относительно того будущего, свидетелями наступления которого мы сегодня являемся. "После распада Советского Союза в мире началась эпоха эволюционного спада, эпоха тотальной социальной реакции, - писал Зиновьев в книге "Идеология партии будущего" (2003 г.), - Направленность этой реакции – антикоммунизм, антисоциализм, антидемократизм и антилиберализм. Важнейшим компонентом этой реакции является искусственно создаваемое и всячески поощряемое тотальное помутнение умов". Стремясь сформулировать свои ответы в удобной и понятной для простого человека форме, философ и логик Зиновьев обратился к языку художественной прозы и создал новый литературный жанр - так называемый "социологический роман", который в контексте современных и актуальных интеллектуальных дискурсов можно определить и как художественно оформленные аналитику и футурологию. В итоге никто точнее и ярче Александра Зиновьева не описал и не объяснил законы функционирования советской административной системы, по-прежнему и во многом ошибочно называемой в российских медиа "социалистической". Никто лучшее него не понял природу позднесоветского "массового человека", названного писателем "гомосоветикусом". Никто, по крайней мере, в 90-е годы прошлого года не понимал всей глубины и масштаба той катастрофы, с которой столкнулась Россия, бросившись в объятия западных социокультурных, экономических и политических парадигм. Логический интеллект Александра Зиновьева беспощадно перемолол наполнившую Россию до краев лавину квазидемократических штампов – но это очевидно лишь мыслящим людям; тем же, кто не читал книг Зиновьева, кто живет бездумно и беспечно, милее, как известно, штампы и стереотипы, а не живая и адекватная мысль. К настоящему времени живой ум и нравственное здоровье сохранили, как мы полагаем, лишь те, кто в целях самозащиты от глобалистских установок использовал знание, основанное на высокой национальной культуре и традициях Большой русской философии, Великой русской литературы, а также на идеалах социальной (антропоцентрической) революции. Те, в том числе, кто вооружился щитом из книг и методологии Александра Зиновьева. В чём магия и основная ценность трудов этого мыслителя? Для любого современного российского политика или общественного деятеля ценность научных теорий измеряется, в первую очередь, точностью прогнозов, а в случае с трудами Зиновьева мы можем утверждать, что анализ прошлого и настоящего этот ученый почти всегда сочетал с прогнозированием будущих событий. Отметим также, что его проекции оказывались в итоге весьма точными, и самое, пожалуй, точное предсказание Александра Зиновьева – его оценка завтрашнего дня так называемой западной цивилизации. Взять хотя бы повесть "Глобальный человейник", написанную им незадолго до возвращения семьи Зиновьевых в Россию в 1998 году. Повесть эта - классическая антиутопия, ставшая, однако, приговором не социализму и каким-то иным сверхпопулярным в ХХ веке версиям поиска "всеобщего коммунитарного счастья" вроде романов "Мы" российского фантаста Евгения Замятина и "1984" англичанина Джорджа Оруэлла, но Западу, оказавшемуся на момент публикации названной повести как бы у самой вершины планетарного могущества. "Глобальный человейник" Александра Зиновьева по факту продолжает традицию, заложенную еще Олдосом Хаксли в его знаменитой антиутопии "О дивный новый мир" (и продолженную Брэдбери, Шекли и некоторыми другими западными писателями фантастами), - выставлять напоказ потроха современной западной демократии, мутирующей в пародию на идеал. То есть, в то самое время, когда многие россияне и, в первую очередь, так называемые элитарии устремились в Европу и США, Зиновьев предупреждал их о неизбежных грядущих разочарованиях. Он дал точную оценку очередному национальному умопомешательству, объяснив согражданам те перспективы, на пороге которых оказался Запад, увлечённый потребительскими и расистскими играми. Автор "Глобального человейника" и набросками, и в деталях описал то, что не предположительно, но совершенно точно случится с западоцентричным миром спустя четверть века после публикации данной повести. Зиновьев предсказал третью мировую (гибридную) войну – и снова против России, войну Запада против "нового Карфагена" - Сирии (в книге это арабская страна Кари), "русских хакеров", роботопедагогику, легализацию педофилии, контрактование секса, создание Википедии и много чего ещё. Он предсказал даже такие частности, как появление через 20 лет после публикации своей повести некоего виртуально-глянцевого существа по имени Ева Адамс, являющегося собирательным образом современных персонажей вроде Пэрис Хилтон, "Саши Спилберг" и иже с ними. Весьма точную и адекватную оценку ближайшего будущего западной цивилизации мы видим в книгах Зиновьева "Мы и Запад", "Глобальное общество и Россия", "На пути к сверхобществу", а также фундаментальном его труде "Запад: феномен западнизма". И сегодня на наших глазах разворачивается описанное в этих книгах превращение мира в глобальный и все более токсичный организм, в котором безраздельно властвует так называемый "западоид" - человек (нет, не человек даже, а попросту гоминид) аморальный и бездушный, без чести, совести и самосознания. Этакий инфицированный обществом потребления персонаж, принимающий рекламу и пропагандистские штампы за истинное знание, а научное знание – за пропаганду и рекламу. Некоторые произведения Александра Зиновьева читать воистину страшно. Не потому, что они переполнены сценами ужаса, но потому, что после их прочтения отчетливо понимаешь – предсказанное русским пророком будущее всевозможных фантасмагорий и нарастающих деменций и девиаций уже наступило, и это только начало. Впереди – передел и даже отмена государств и других форм организованной защиты людей в пользу глобальной и анонимной блокчейн-матрицы, которая неизбежно превратит каждый человеческий организм в батарейку с заранее установленным сроком годности. Впереди (совсем близко) - насильственное изменение пола, поставленная на поток эвтаназия, жёсткая кластеризация социумов, отмена собственности для большинства "свободных" индивидов даже на собственное тело и иные "инновации" и "оптимизации" западных трансгуманистов и их хозяев - "корпоратократов". Разве все сколько-нибудь живые люди в этом уже почти наступившем будущем не объявлены неудачниками и недочеловеками, в то время как мёртвые (духовно) персонажи официально причислены к классу "избранных" и наделены статусами с разной степенью допуска к кормушкам? "Сильные мира сего" в таком обществе недосягаемы и невидимы: они сверхвысоко - на самом верхнем уровне виртуальности, а между ними и народом три слоя киборгов-силовиков и столько же слоёв политиков-шоуменов, превращающих любую серьёзную идею и всякую глубокую и правдивую мысль в пыль, прах и розовую пудру. ХХ век, по мнению Зиновьева, "был, может быть, последний человеческий век. На смену ему надвигается громада веков сверхчеловеческой или постчеловеческой истории, истории без надежд и без отчаяния, без иллюзий и без прозрений, без обольщений и без разочарований, без радости и без горя, без любви и без ненависти". А что Россия? Каково её место в мире, объятом "тектоническими сдвигами"? Предсказания будущего нашей страны – это, как мы полагаем, второй мощный пласт прогнозов Зиновьева. И этими, отнюдь не оптимистическими предсказаниями наполнены его книги "Революция в Царьграде", "Смута", "Гибель "империи зла", "Русский эксперимент", "Катастройка", "Посткоммунистическая Россия", "Русская трагедия. Гибель утопии" и другие. Книги Зиновьева с критикой советских реалий были встречены на Западе бурными овациями, а вот его труды о скором и неприглядном будущем человечества повергли западоидов (термин Зиновьева) и глобалистов в шок, после чего имя русского мыслителя и его труды были практически преданы остракизму. С конца 90-х годов прошлого века и особенно после знакового, протестного против бомбардировок Югославии силами НАТО, возвращения семьи Зиновьевых на Родину, в Москву в 1999 году, в западных странах на издание книг Зиновьева фактически был наложен мораторий. Есть ли перспективы у творческого наследия Александра Зиновьева? С нашей точки зрения, они напрямую связаны с возможностью мира преодолеть угрозы, связанные с глобализацией. Они связаны с поиском человечеством выхода из мрака формирующегося и искусно формируемого сегодня глобального империума. Во всяком случае, Зиновьев называл будущий "дивный, новый мир" всё-таки ЧЕЛОВЕЙНИКОМ, а не террариумом. И это даёт нам какую-то надежду, веру в то, что, возможно, ещё не всё потеряно. Александр Зиновьев не был бы самим собой, если бы не оставил нам надежды в самой безнадёжной ситуации, если бы не дал подсказки – как сохранить страну и выстоять русскому народу. "Боль ощущается не так остро, если имеешь твёрдое решение выстоять". Нужно просто внимательно читать его книги и помнить его фронтовой девиз: "Положение безнадёжное, мы окружены. Поэтому, вперёд – на прорыв!" https://clck.ru/34NUvq Ольга Мироновна Зиновьева – президент Биографического института Александра Зиновьева, почетный президент Международной общественной организации — Общества «Россия — Германия», российский общественный деятель, жена, соратник, хранитель творческого и интеллектуального наследия Александра Александровича Зиновьева, всемирно известного русского мыслителя, философа, логика, социолога, писателя и гражданина. Прошла с мужем через все тревоги и переживания 21-летнего изгнания из России и вынужденной эмиграции в Германии. Владимир Анатольевич Лепехин – российский социолог, политолог, журналист, политический деятель. Основатель и генеральный директор Института изучения проблем развития Евразийского экономического союза ЕАЭС (с 2010). ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: |
|||||
Наш канал
|
|||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
|||||
|
|||||