Союзники! Выпуск шестой
Дайте нам слово!

По поводу приглашения на заседание Совета по вопросам качества общего образования в Российской Федерации при Президиуме Генерального Совета Всероссийской политической партии «Единая Россия» посвящённого теме «Повышение качества образования, духовно-нравственное воспитание детей и подростков: социальная ответственность СМИ».

 

Первое, что всем понятно и не обсуждаемо: образование нельзя подменять учёностью .

Образование – смыслоформа изначально религиозная, утверждающая идеалом человека земное воплощение образа Божия. Но и на материальном уровне понятие это сложносоставное, включающее в себя и конкретную обученность, и общую культурность. Образование является самоценностью, средством и целью, путём и результатом всей человеческой жизни.

В постсоветское время в ходе бесконечных реформ образование упорно низводится, сужается в учёность . В результате из процесса обучения в школе и вузе уходит созидание личности . Всесторонне развитой, обладающей устойчивой системой социальных и индивидуальных черт. Ибо из неличностей можно спрессовать аморфную толпу, но составить сложно иерархичное общество или же выстроить устойчивую государственную конструкцию невозможно.

Именно проводимое реформаторами упрощение цели учебного процесса не позволяет оптимистично воспринимать любой масштабный план на близкое и дальнесрочное будущее России – эти планы просто некому и некем будет реализовывать.

Не получаемые в достаточной мере в школе мировоззренческие установки и ориентиры молодёжь ищет и усваивает самостоятельно, и здесь роль СМИ не переоценима.

Но СМИ – не общедоступное распространение чистой информации, через подбор и эмоциональное окрашивание сообщаемых фактов СМИ олицетворяет, а точнее – замещает, подменяет общественное мнение по поводу данной информации. Почему подменяет? СМИ – сверхприбыльный бизнес на рекламе или пропаганде, и поэтому СМИ, согласно своей природе, обслуживает капитал и администрацию, рассматривая общество лишь как потребителя рекламы и пропаганды.

Забудем про рекламу, тема болезненная, и обсуждаемая не здесь. Хотя заявления, типа «немного нравственного цинизма в новостях целесообразно экономически» – прямо преступны. Понятно, что в тревожном состоянии духа, под давлением новостного вала негатива и криминала, люди легче берут кредиты, спешат обладать вещами немедленно, сегодня, сейчас. Но стоит ли банковский успех массовой неуверенности в будущем? В цену такой «экономической целесообразности» нужно включать и статистику суицидов, и цифры роста алкоголизма, нарко- и игромании. И угасание мотивации учения, девальвация роста в специальности.

Пропаганда. Да, обновлённое Российское государство преодолевает революционный хаос в своих ориентирах. Постепенно всё отчётливее проясняется консервативная направляющая идеологии, возвращается приоритетность вечных ценностей – патриотизма, гражданственности, семьи, профессионализма. Понемногу заработала и пропаганда государственных интересов, наводится порядок в цензурировании порнографии и насилия.

Но здесь есть нюанс. В результате известных правил приватизации двадцатилетней давности, крупнейшие медиаканалы и печатные органы оказались в полной или частичной собственности или в подконтрольности у весьма ограниченного круга лиц. Странно подобранные тем временем, эти лица на протяжении последовавших двадцати лет стойко демонстрируют специфическое качество психики, присущее перманентным революционерам и часто путаемое с исповеданием квазилиберальных идей – наслаждение от разрушения, распада, порчи, надругания. И через им подвластные СМИ это качество тиражируют.

Так как в наше время официальной государственной безидеологичности мировоззренческие установки и ориентиры молодёжь вынуждена искать на свой страх и риск, то через массированно навязываемое ей СМИ патологическое отрицание всего советского, пренебрежение всем отечественным, страх перед всем русским, уже у второго поколения создаётся устойчивый образ страшной, глупой, злобной Родины – немытой России, рабская история которой переполнена грозными упырями-царями и шизофрениками-тиранами. Уничижение и осмеяние прошлого сопровождается целенаправленным искажением фактов, кощунственной деверсификации подвергается даже Великая Отечественная война. И, естественно, что в таком контексте полными неудачниками и ничтожествами воспринимаются отцы и деды, подражание которым для молодых означает программирование себя на неуспешность .

О какой преемственности поколений – религиозных и национальных традиций, культуры, научных и профессиональных знаний – можно говорить, главным инструментом передачи опыта как раз и является образование? Этот инструмент в спровоцированном конфликте интересов поколений становится ненадобен. Более того, отрицание достоинства прошлого страны , отказ от наследия родителей-лузеров лишают молодость стартового импульса в желании активно реализоваться, что-то постигать и чего-то достигать, да в самом желании жить. Повальный инфантилизм «поколения клинского» тоже нужно занести на счёт «нравственного нигилизма новостей».

Но перманентные революционеры не удовлетворяются разрушением прошлого. Ими атакуется и настоящее, и будущее. Эта новая «ленинская гвардия» – при понятной перемене знака «интернационал» на «глобализм» – всегда будет радоваться национальным неудачам, провалам и катастрофам. В глазах перманентных революционеров Россия бесперспективна навсегда.

Молодости естественна соревновательность. Молодости присущ максимализм. Молодости необходимы высочайшие цели. Это-то и нужно эксплуатировать педагогам. Ибо образование одновременно – и поле для соревнования, и простор для максимализма, и лестница, возводящая к цели.

Но какой смысл стремиться стать лучшим, куда прорываться, в чём раскрыться в стране, которая «бесперспективна»? Для осмысленных усилий, тем более, сверхусилий в образовании, сверхнапряжения в созидании своей личности молодым людям нужна великая страна, прошлым которой можно гордиться, а в будущее можно верить. В отсутствии воспитанного патриотизма главной мотивацией к образованию остаётся тщеславие . Но это уже действительно лишает наше государство и наше общество каких-либо перспектив.

Кроме перманентных революционеров-руководителей, современные СМИ удручают каким-то повальным непрофессионализмом исполнителей-журналистов. Подача материалов слишком часто неподготовлена изучением темы, акценты хаотичны, предпочтения в приглашениях экспертов по освещаемым проблемам предвзяты, ограничены личными тусовочными знакомствами.

Такой профанизм прессы может подтвердить любой профессионал любого рода деятельности. Но, если где-то всё оборачивается забавными казусами, то на нашем литературном поле дилетантство СМИ привело к прямой дезинформации национального масштаба . Работники библиотек, адресованных молодёжной аудитории, преподаватели школ и вузов, а, следовательно, читатели и ученики оказались жертвами рекламы.

Согласно товаропродвигающей политике крупнейших издательств, при жесточайшей монополизации ими книготорговой сети, картина современной литературы на экранах и страницах газет и журналов составляется только из тех имён, что используются в рекламных кампаниях. Ради быстрой прибыли нескольких печатных картелей происходит целенаправленная подмена деятелей литературного процесса фигурантами литературного рынка . При этом большинство медиоперсонажей никакого отношения к реальному литературному процессу не имеют. Как результат, и в библиотечные фонды, и в учебные программы попадают книги не просто эстетически несостоятельные, но и этически разрушительные .

Однако, мало того, что бескорыстными сотрудниками в доходной торговле приговыми-ерофеевыми-быковыми-прилепиными становятся обработанные СМИ преподаватели и библиотекари, в этом бизнесе участвует и Государство. Сколько уже высказано возмущений деятелями культуры, когда от имени Российской культуры и за счёт Российского народа на представительные международные форумы выставляются картельно лоббируемые адепты извращений, мата, нравственного нигилизма. И ...? Здесь тоже подозревать коррупцию?

Что может СМИ в деле повышения у молодёжи мотивации к образованию? Да, пропаганда патриотизма, гражданственности, уважения к профессионализму, при контроле над рекламой необсуждаемы. И работа в этих направлениях уже видима. Но! Нужно пересмотреть саму философию подачи информации – необходимо, чтобы наряду с бизнесом и администрацией информационным поставщиком стало общество . Нужно организовать реализацию общественного мнения, Интернет всего не решит. Пока, по крайней мере, не решает.

Например: как долго ещё сохранится оскорбительное не только для писательского сообщества, но и для каждого культурного гражданина России присутствие на 100%-ом государственном канале «Культура» таких программ, как «Апокриф» и «Культурная революция»? Руководители которых, сами записные клеветниками нашего Отечества, годами агрессивно работают на разрушение традиционных культурных ценностей за счёт национального бюджета?

Неужели мнение Союза писателей России, – общественной де юре, но профессиональной де факто организации, объединяющей 7,5 тысяч литераторов всех национальностей и регионов Родины, – союза, принципиально, вне личных политических пристрастий членов, стоящего на государственнических позициях – самому государству не важно? Дайте нам слово. Ведь мы не 7,5 тысяч простых обывателей. Писатели – это творчески одарённые и социально активные граждане России, считающие своим профессиональным и моральным долгом выражение народных представлений обо всём, народом переживаемом. И мы готовы поддержать любые инициативы понуждения СМИ к гражданской ответственности за ими творимое.

Василий ДВОРЦОВ

Выпуск пятый
Выпуск четвертый
Выпуск третий
Выпуск второй
Выпуск первый


Комментариев:

Вернуться на главную