Для тех, кто не понял: в Орле пожили или хотя бы погостевали, и много или мало понаработали Карамзин, Жуковский, Глинка, Пушкин, Гоголь, Дуров, Киреевский, Тютчев, Данилевский, Якушкин, Тургенев, Короленко, Успенский, Писарев, Толстой, Фет, Апухтин, Жемчужников, Лесков, Чехов, Вилинская-Вовчок, Андреев, Зайцев, Бальмонт, Бунин, Чудинов, Есенин, Городецкий, Пришвин, Крюков, Новиков, Фатьянов, Проскурин. Кажется, здесь не побывал только Горький, хотя памятная стела с барельефом и ему поставлена. Так вот, поэт Геннадий Попов состоялся в Орле. Невеликий, но столь исторически значимый областной центр юго-западной России, поставленный в шестнадцатом веке как заслон от работорговцев и фонарь просвещения, в наше бесцельно-бесконечно реформенное время начал сдаваться экономически, угасать промыслами, исходить населением, как и большинство русских городов, вдруг почему-то потерявших свою нужность. Экономика потянула ко дну социалку, и власти первым делом начали выгадывать на изящных искусствах. Хотя ещё какой-то десяток-другой лет назад волей читающего губернатора Строева город Орёл геройски удерживал оборону от нагрянувшего на страну хамства, но настигла культурная слабость и его. Его – с таким-то имённо-именитым прошлым, с каковым вполне, казалось бы, подобно Венеции, Кордове или Базелю, возможно гордо нести голову, даже и не создавая более ничего нового. Но только дело как раз в том, что эта пресловутая возможность «неделанья нового» в искусстве не просто заблуждение, а заблуждение убийственное. Ведь искусство – плодотворная, плодотворящая жизнь разума и психики человека-человечества, то есть – жизнь разума и психики в росте, в развитии. И потому существование искусства возможно только в динамике, в непрестанном самосовершенствовании, в волевой устремлённости к идеалу. По Вл. Соловьёву: «…вся история мира и человечества есть лишь постепенное воплощение идеалов и преобразование худшей действительности в лучшую.… Особое значение имеет понятие идеала в области чистого искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах, т.е. создание конкретных идеалов». Потому всякая приостановка, осечение, даже самое краткое замедление этой устремлённости в совершенство есть нарушение законов мироздания, грех. История мира и человечества есть лишь постепенное воплощение идеалов . Постепенное … потому приостановка … есть грех . В Орле пожили, погостевали, понаработали.… И, вот, каково же теперь вступать в эту литературную эстафету после Жуковского, Фета, Апухтина, Бунина, Городецкого и Фатьянова? Каково же после них, в продолжение им, и, главное, в сравнении с ними создавать в Орле конкретные идеалы ? Но ведь и осечение преобразования худшей действительности в лучшую – нарушение законов мироздания. Потому только с ясным пониманием, что твоё творчество дело не совсем твоё, только с самым жёстким, до тоски, осознанием, что твоё личное вхождение в русскую литературу есть не твоё личное, интимно самосудительное, а общенациональное противостояние греху, только так можно и нужно замахиваться на продолжение создания идеалов вслед за пожившими и понаработавшими. Геннадий Попов, «На могиле Полонского»: Забрёл сюда случайно, брат, От разных мыслей невесёлых. Стою, невольно виноват, Средь листьев, ветром принесённых.
Валам Рязанского кремля К лицу некошеные травы. Внимает древняя земля Речам пленительной отравы.
В краю задумчивой Оки С берёз слетает разноцветье. Петляет след моей строки. Витает дух былых столетий.
Осенний день берёт разгон… За реку на луга и чащи Слетает колокольный звон Церквей – поющих и молчащих . Геннадий Попов: Нежный флёр на деревьях, кустах, Просветлённая даль не видна. Стынут краски на белых холстах. Замирают слова на устах. Тишина.
И откуда такая напасть: Убелённых деревьев стена, Хрупким панцирем скрытая страсть В небо мглистое тщится упасть. Тишина.
Может стылая сила корней Для зимы и мала, и смешна? Нет опоры на свете верней, Чем родная земля, а над ней – Тишина.
Побелели поля и дома. Но природа ни в чём не грешна: Неповинна в тревоге зима. Иней выпал, и прячется тьма. Тишина. Русская лирика – прямое касание души к душе, касание и сложение безсловное, надсмысловое, в тишине . А литература же и есть это прямое – сквозь времена и через расстояния – прямоличное общение писателя и читателя: понятие «аудитории» в словесном искусстве условность, чтение всегда акт интимный, сочувственный и сокровенный. И потому в нашей литературе не самое важное, о чём внешний разговор, не столь принципиально, в какие сферы воспаряют вокабулы и какие цели преследуют термины. В русской литературе всего важнее сердечная схожесть, исповедальное резонирование собеседующих, равность внутреннего состояния пишущего стихи и читающего, рапсода и ему внимающего. Притом, русская литература по природному своему целомудрию защищает лирику особой высотой культуры подачи – классичностью. Ведь только классицизм своей стильной эмоциональной сдержанностью, строгой элегантностью, изысканной серьёзностью позволяет закрывать, уберегать лирику от атакующего мир хамства. Геннадий Попов: На подоконнике – цветы – земное чудо среди стужи. Луна с небесной высоты глянцует ледяные лужи. Морозный ветер, чист и свеж, Шумит последнею листвою… А звёзды будущих надежд сжигают сумрак надо мною . Листаешь страницу за страницей – эмоциональная сдержанность, элегантная серьёзность, негромкая строгость точности… Геннадий Попов: …красе твоих морозных глаз, причёске этой цвета колоса я мог бы спеть негромким голосом, не выбирая робких фраз . Классицизм формотворчества у Попова есть результат сложения, конгруэнтгости, совокупления среды исторической поэтичности Орла и натуры, физики автора. Ведь Попов в иной своей, во внелитературной жизни – в полноте состоявшийся инженер, карьерно реализовавшийся организатор производства. А что значило в СССР стать главным инженером высокотехнологичного предприятия?! Тут никакая родословная не в помощь, тут характеристика личности, и, прежде всего, её системного мышления – искусства абстрагироваться от частностей, которые кажутся разрозненными, уяснения их подлинной природы, а выявления глубинных связей фактов, закономерностей событий. Умение видеть целостностно многоаспектность. Организованность, масштабность, обоснованность, законность и рациональность логики, культура анализа – изначальная, самородная системность поповского мышления в лёгкой словарной красоте просто идеально вложилась в самый центр, в мейнстрим русской литературной традиции, в область «чистого искусства, имеющего своею задачей воплощение идей в чувственных формах, т.е. создание конкретных идеалов». Внешняя образованность и природный характер у Геннадия Попова сладились классичностью воплощения вечного в новом. Его стихи не провокативны, не игривы, не злободневны. В них нет ни эпатажного хлёста, ни импрессионистского брызга, ни социального надрыва. Они искренне рекут о глубинных связях и закономерностях мира. Но, при всей головной проработанности, просчитанной словесной экономии и метафорной бережливости, при всей волевой ревизионности в материализации чувств, поэзия Попова дышит искренностью: в каждой его строфе присутствие вдохновенности несомненно. Настоящей, истинной, метафизической вдохновенности, что возводит поэзию за пределы эстетики, наполняя прозрением и пророчеством, тем, что задолго, за годы до братопредательских майданов вопрошает: Кто со мной в стане? Кто со мной в стае? Стан – что воспрянет. Стая – что стает.
Стан – что восстанет За правду на всех. Стая – что станет Как мартовский снег.
Эхо в тумане – Бочка пустая. Братья-славяне, В стане иль в стае? ………… Не наша ли слава Веками проверена? Плачь, Ярославна, О славе потерянной . В стане иль в стае ?.. Самострогая академичность, высокая книжность Геннадия Попова не просто сводит, а роднит, братует его со всеми, кто каких-то пятьдесят-сто-стопятьдесят лет назад влюблено кружил тёмноночными орловскими проулками, кормил уток с набережной Оки, обнажал голову на воскресные звоны Троице-Васильевской церкви, кто ветряными сентябрями бродил по глубоко посечённым оврагами холмам. Вслушайтесь, как близко, родственно, одностанно принципиальнейшему классицисту Ивану Бунину – и не только по теме, по картинке, но именно ритмом, мелодией, тоном, тональностью – Геннадий Попов: Кабаньи тропы вышли на усадьбы, речушка на безлюдье заросла… Уносит ветер лай собачей свадьбы. Рассохлась лопасть старого весла. То тут, то там – забытые поделки. Иду один с охотничьим ружьём. Здесь нет живых в бесшумной перестрелке со временем под ветром и дождём . Да, в Орле, где пожили-поработали Жуковский, Тютчев, Фет, Апухтин, Жемчужников, Бальмонт, Бунин, Городецкий, Фатьянов, состоялся и поэт Геннадий Попов. И состоялся не в неофитской революционной пошлости, не в маргинальном хунвэйбинстве «свержений с корабля», а сделал, сотворил, своё собственное и неоднодневное имя в освоении традиции, не побоясь неизбежности сравнений. Он застолбился в русской литературе упорным, умным, самообразовательным трудом, тончайшей ремесленной вышлифовкой данного Богом таланта в стильный, эмоционально сдержанный, элегантно строгий, изысканно серьёзный классицизм. С ясным, до тоски, пониманием, с жёстким осознанием, что талант даётся не в личное дело или, тем паче, в игрование, а в общенациональное противостояние греху, выдаётся на непресекаемое преобразование худшей действительности в лучшую , на незамедляемость продолжения создания идеалов. Геннадий Попов: Закованы наглухо Орлика воды... В кольчугу молчанья, в январские льды. Бегу от себя и лукавой свободы, И время мои заметает следы.
Огнистый закат остывающим краем Багрово стекает, сходя на покой. Мы порознь сегодня душой замерзаем, А небо пылает над стылой рекой.
Призывно запели округ колокольни, Вечерней молитвой спасается Русь. Как долго брести нам путями окольными С молитвой и песней, где радость и грусть?
Прошли-отгорели восходы, закаты, Безглазая ночь улеглась за окном. Судьба непроглядна, и нет виноватых, Что всё так загадочно в мире земном.
И я не узнаю до тайного срока, Что скрыто сейчас в отрешённой ночи, О чём поутру прострекочет сорока, О чём даже друг в судный час промолчит . |