Николай КОНОВСКОЙ, Светлана ВЬЮГИНА
Мне легко и интересно общаться с известной детской писательницей Светланой Вьюгиной. Как это часто бывает у хорошо знакомых людей, мы порою ведём разговор просто ни о чём, перескакивая с темы на тему, но когда хотя бы краем сознания касаемся воспоминания о давно прошедшей войне, Светлана Васильевна делается задумчивой и строгой: её отец-фронтовик, от звонка и до звонка прошедший всю войну и чудом в ней уцелевший, открыл когда-то дочери и эту, грубую и жестокую сторону жизни, рассказал о ненадёжной исчезающей тропе между жизнью и смертью, способной вмиг оборваться. Чаще других имён писателей-фронтовиков в наших разговорах всплывало имя Михаила Лобанова, может быть, потому что не один год они проработали вместе в Приёмной комиссии Союза писателей России или потому, что её как человека, помнящего сделанное добро, томил груз вовремя невысказанной благодарности, как сказал однажды о похожем чувстве и ситуации один хороший современный прозаик. Она об этом уже писала. И что же она могла сделать для ушедших дорогих её сердцу людей? – поставить свечку в храме да помянуть их добрым словом. «Река времён в своём стремленье уносит все дела людей, и топит в пропасти забвенья народы, царства и царей», - частенько вспоминала она величественные и печальные строки гениального Державина, понимая, что из фронтового поколения, когда-то отечески её опекавшего, не осталось уже никого. Годенко, Бондарев, Шуртаков – после них не осталось никого, эти были - уже последние… Зная моё уважительное отношение к Лобанову, Светлана Васильевна предложила мне взять на себя часть «груза», не дающего ей покоя, написав краткое эссе о жизни и личности Лобанова; себе же она оставит воспоминания о Лобанове в жизни; тёплые, в чём-то забавные, в чём-то трогательные и занимательные истории, участницей и свидетельницей коих она была. Я понимал, с какой интеллектуальной и человеческой глыбой мне предлагают иметь дело, но подумал и согласился.
С ВОЙНЫ НА ВОЙНУ …Что ж, разворачивай, судьба, Так писал о своём разворачивающемся свитке судьбы младший современник Лобанова, много всяких горьких мытарств изведавший на своём веку, воронежский поэт Алексей Прасолов. «Когда мне хочется почувствовать самое глубинное, чистое, сильное — я беру Лобанова и нужное вызываю в себе». Алексей Прасолов из места заключения в письме к критику Инне Ростовцевой за 1963 год. Альманах "Поэзия", 1986, № 46 Начнём и мы разворачивать – с самого начала – свиток нелёгкой судьбы Михаила Лобанова. Итак, Михаил Петрович Лобанов родился 17 ноября 1925 года в деревне Иншаково Клепиковского района Рязанской области. Семья была с древним патриархальным укладом, в семье поощрялось чтение и тяга к знаниям. А поскольку в семье в почёте было чтение, то не удивительно, что однажды будущий мастер русского слова на чердаке дома обнаружил сундук деда Анисима, где среди прочих книг были и стихи Есенина, ошеломившие, по его собственному признанию, с первых слов. Особую роль в его воспитании Михаил Лобанов отводит матери, после смерти мужа (Мише было тогда пять лет) вышедшей замуж за вдовца с пятью детьми. После в их семье появились ещё четверо общих; то есть, у неё на руках было одиннадцать детей, и всех она вырастила. В её всегдашней радости всему и видел потом Михаил ту незримую спасительную руку, за которую она всю жизнь держалась. Да и сам Михаил Петрович до самой смерти всегда был таким же радостным и благодушным, как и его мать – ни на одном из снимков угрюмым или насупленным мы его не увидим… Первые рассказы Михаила Лобанова появились в районной газете «Колхозная постройка», когда тот ещё учился в восьмом классе школы… Но вскоре началась война, стороной не обошедшая и Михаила. 10 января 1943 года Михаил Лобанов из 10 класса был призван в армию. Семнадцатилетний Михаил в июле 1943 года из благовещенского пулемётного училища под Уфой, где поучился всего четыре месяца, рядовым стрелком с другими необстрелянными бойцами был отправлен на Курскую дугу, на передовую или передок, как смачно сказали бы сейчас повидавшие виды окопники. Участвовал в боях на Курской дуге – стрелком первой гвардейской стрелковой роты 58-го гвардейского стрелкового полка 18-й гвардейской стрелковой дивизии 11-й гвардейской армии. На Курской дуге он и получил своё боевое крещение, там же 9 августа был тяжело ранен, отправлен в госпиталь сначала в Тулу, а затем в Ульяновск. За участие в боях награжден боевыми орденами Красной Звезды и Отечественной войны I степени. В 1944 году Михаил Лобанов, как инвалид войны, был уволен из армии. Сохранилась военная фотография тех лет, где юный Михаил Лобанов в госпитальном халате и в лихо сдвинутой набок, молодцевато сидящей на голове пилотке, каким-то вопрошающим взглядом, в котором читается готовность принять всё, что ему на роду написано, всматривается то ли в своё будущее, то ли в оставшийся в душе и памяти недавний бой, из которого ему всё же повезло выйти живым, а жизнь ему предстояла длинная. Впечатление, "рваные" воспоминания этого боя Михаил Лобанов, человек, уже проживший большую жизнь оставит на страницах своей книги «В сражении и любви: опыт духовной автобиографии». В названии этой книги нет ни одного случайного или неверного слова. Несколько забегая вперёд, можно сказать, опираясь на материалы, что войны и сражения, так же, как и любовь, сопутствовали ему всю жизнь… Но эта, другая война, в отличие от четырёхлетней, против сознательных разрушителей государства и национальных ценностей, длилась до его последнего дня. Не могу не привести этот, поясняющий многое в самом характере автора и его мировидении и мирочувствовании, самой манере письма, ибо давно и довольно точно сказано, что стиль – это сам человек. И слова, и ритм, и образы повествования такие же неподъёмно простые, глубокие и в своей правдивости такие же сурово-достоверные, как и неприукрашенная судьба Михаила Лобанова: ...Неизвестно, сколько прошло времени, я писал письмо матери, и слова приходили от какого-то другого во мне человека, но и мысли не было, что, может быть, это последние в жизни слова. В окопе нас казалось мало после того, как мы шли ночью, но было уже привычно, здесь мы и должны были быть, все те, кто стоит рядом. Давно уж рассвело. Известный русский писатель Николай Дорошенко в своей статье «Лобанов: опыт прикосновения к русскому характеру», говоря о творческой манере Лобанова, отмечает, что «одни в лобановской прозе найдут поток сознания, другие психологический реализм… А лобановское природное умение изъясняться словом – шире и глубже». Критик Николай Кузин посвятил творчеству Лобанова работу под названием «Стоическая твердыня духа». Твердь небесная, но и твердь земная, всецелая душевная сосредоточенность, самоотверженное стояние перед лицом грозящей опасности – всё это словно сомкнулось в духовном и творческом подвиге Лобанова.
ТРЕТЬЯ МИРОВАЯ И ПЕРВАЯ В 1949 году Лобанов оканчивает филологический факультет МГУ, в 1959 году защищает кандидатскую диссертацию. С 1963 года и по 2014 год (пятьдесят лет!) занимается преподаванием на кафедре литературного творчества Литературного института. В эти годы выдающийся литературовед критик и публицист, занимаясь академическими исследованиями, не оставляет и дружеского человеческого попечения о своих «пасомых», о чём те впоследствии с благодарностью вспоминали. В эти годы Лобанов окончательно утверждается в самоценности и необходимости самостояния русского мира, необходимости противодействия расшатыванию его ещё оставшихся вековых основ. Приходит опасное понимание ведушейся против России другими методами незримой и, тем более опасной, никуда не ушедшей войны. В статье «Просвещённое мещанство» (Молодая гардия, апрель 1968) Лобанов, как будто предвидя надвигающуюся «катастройку» с неизбежным за нею крахом государства доказательно обнажает перед читателем коварство и двуличие окопавшихся в государственных и культурных структурах всем недовольных, распаляемых честолюбием людей, этаких (имя им легион!) жучков-древоточцев, подтачивающих корневую систему государства, от которого получили фантастические для того времени блага, и всё же остались к нему исполненными тайной, но порою прорывающейся ненависти. В статье «Просвещённое мещанство», вызвавшей недовольство будущего главного «прораба перестройки» А. Яковлева, Лобанов чётко и недвусмысленно проводит черту, несдвигаемую границу между поклонниками западных ценностей и русскими почвенниками, мироощущение и мировидение которых выражено творцами «деревенской» прозы. Словно желая напитаться некими необходимыми для жизни и творчества духовными силами, таящимися в прошлом, Лобанов обращается к девятнадцатому веку, пишет биографии драматурга А. Н. Островского и славянофила С. Т. Аксакова. В 1982году журнал «Волга», редактируемый поэтом Н. Палькиным, печатает статью Лобанова «Освобождение», посвящённую разбору романа М. Алексеева «Драчуны», вызвавшую гнев уже самого генсека Ю. Андропова. Не принимая творящейся неправды ни в прошлом, ни в настоящем, тем более не апеллируя подобно некоторым писателям к Западу, Лобанов анализирует трагическую картину голода 1933 года в Поволжье, деяния иноплеменников-большевиков, ставя знак равенства между ужасами производимой коллективизации и ужасами гражданской войны. Речь в статье Лобанова, по сути, шла о геноциде русского народа, о русской народной трагедии. Статья Лобанова, по словам Вадима Кожинова, стала одним из самых важных духовных событий двадцатилетнего застоя. В газете «Русский вестник» Михаил Лобанов так обозначил главные пункты русской идеологии: - православие как основа русской идеологии Оглядывая 70-летнюю историю советского государства, Лобанов писал: «Считаю, что советский период, несмотря ни на что, - вершина русской государственности в тысячелетней истории России, вершина по величине нашей державы, по её влиянию на мир, по реальной силе противостояния финансово-капиталистическому разбою. Теперь-то даже самому слепому видно, какие силы зла вырвались наружу с разрушением нашего могучего государства.» Не об этой ли ни на минуту не прекращающейся войне трагически-прозорливо в своём выступлении на дискуссии «Классика и мы», состоявшейся 21 декабря 1977 года в ЦДЛ сказал один из лидеров русского патриотического движения, рано погибший Юрий Селезнёв: «Мы не должны забывать, что сегодня идет война. Мы все ждем, когда… будет или не будет третья мировая война, ведем борьбу за мир… Но третья мировая война идет давно, и мы это все знаем хорошо, и мы не должны на это закрывать глаза. Третья мировая война идет при помощи гораздо более страшного оружия, чем атомная, или водородная, или даже нейтронная бомба. Здесь есть свои идеологические нейтронные бомбы, свое химическое и бактериологическое оружие. И эти микробы, которые проникают к нам, микробы, которые разрушают наше сознание, эти микробы гораздо более опасны, чем те, против которых мы боремся в открытую. Так вот, я хочу сказать, что классическая, в том числе и русская классическая, литература сегодня становится едва ли не одним из основных плацдармов, на которых разгорается эта третья мировая идеологическая война. И здесь мира не может быть, его никогда не было в этой борьбе и, я думаю, не будет до тех пор, пока мы не осознаем, что эта мировая война должна стать нашей Великой Отечественной войной — за наши души, за нашу совесть, за наше будущее, пока в этой войне мы не победим!» О той же, о третьей мировой, начавшейся до первой, поэтически прозорливо в стихе, посвящённом ветерану, сказал поэт Юрий Кузнецов: В этот день, когда трясёт державу Третья мировая, началась, видимо, с отпадения Денницы от Бога, а полем битвы, как сказал наш гениальный писатель, стало сердце человека. Михаил Лобанов, друг и духовное чадо прошедшего лагеря отца Дмитрия Дудко, наверняка всё это знал каким-то сердечным знанием.
*** Несколько штрихов к портрету Михаила Петровича Лобанова добавила хорошо его знавшая по работе в Приёмной комиссии Союза писателей России - Светлана Васильевна Вьюгина . …Почти двадцать лет приёмную комиссию возглавлял наш легендарный лейтенант и прозаик Юрий Васильевич Бондарев. И когда консультантом пришла трудиться туда и я, добрую половину рецензентов, членов приёмной комиссии, составляли фронтовики – известные писатели - Михаил Годенко, Юрий Додолев, Дмитрий Жуков, Виктор Кочетков , Владимир Корнилов, Георгий Ладонщиков, Михаил Лобанов, С.Шуртаков … Весь микроклимат приёмной на протяжении долгих лет держали именно они, стараясь соблюдать принципиальность и справедливость. И многому научили меня, хотя я и сама, рождённая младшим пятым ребёнком в семье, росшая под присмотром старших сестры и братьев, была просто заточена на справедливости. Если честно, я размахивала этим флагом, где надо и где не надо. Хотя и была ещё возрастом молодой, но вполне себе взрослой замужней особой с детсадовским ребёнком, умудрялась попадать в весёлые и даже курьёзные обстоятельства, а иногда и чудесные истории именно в погоне за непременным соблюдением справедливости. Несколько историй мне показались достойными того, чтобы не только ближний круг, но и читатели узнали наших фронтовиков-писателей с неожиданной стороны. Вот эти три истории – о Михаиле Лобанове.
История первая. Пари …В один зимний холодный день Михаил Петрович Лобанов обратился ко мне с просьбой найти приёмное дело отклонённого литератора Ц. В декабре рано темнеет и я спешила за сыном в детский сад. Искать документы не хотелось Дело было убрано год назад в наш «приёмный» архив, а Лобанову надо было срочно уточнить фамилию для статьи. По памяти называю фамилию, Михаил Петрович не соглашается поверить на слово. Я с ним стала спорить, так как мне не хотелось рыться в огромных шкафах. К тому же я была уверена в своей (в те года феноменальной) памяти. Назревала ссора. Силы были неравны. Лобанов – живой классик и по жизни боец, я - начинающая литературная сошка, хотя тоже задира ещё та. Члены приёмной комиссии – Юрий Кузнецов с Виктором Кочетковым минуты три молча слушали наш спор. Потом, не помню кто из них, спросил: - Миша, для тебя принципиально, что ты прав?! - Да, - потому что я прав. Потом они обратился ко мне: - Уступи старшему… - Ни за что, - я от своей дерзости просто впала в ступор. Тогда Кочетков предложил нам поспорить на что-нибудь, чтобы было веселее продолжать спор. И мы поспорили на бутылку дорогого коньяка. В то время французский коньяк «Наполеон» только появился в продаже,как сейчас помню, стоил сорок рублей. И за эти деньги я работала 10 дней! К слову сказать, я в то время к спиртному вообще была равнодушна. А коньяка в тот свой возраст не пробовала ни разу, никакого! Разбили наш спор Виктор Кочетков и Юрий Кузнецов. Все уже были не рады, что нас подзадорили. А отступать было некуда. Кузнецов и Кочетков приволокли огромную стремянку. Впрочем, с их ростом они и так бы достали искомое. Правда, пришлось порыться в папках, бумагах. К моей неописуемой радости, память меня не подвела. Через час мы извлекли эти бумаги на свет Божий . Лобанов результатов не дождался и уехал в Литинститут на занятия. А мы, водрузив на место вытащенные архивные папки, всё не расходились. Будущее светило отечественной поэзии Юрий Кузнецов предложил поставил чайник, чтобы отметить успешное окончание « операции». Кочетков попросил меня заварить чай Шумского. Это тогдашний руководитель Тюменской п.о. Сергей Шумский - нам дал рецепт – листья и цветы – земляники, ежевики, малины, брусники, душицы, ромашки, зверобоя, иван-чая, таволги, смородины – всего 10 компонентов. Чай великолепный, история происхождения этого рецепта заслуживает отдельного разговора. Я собирала чай сама, только в таволге не была уверена и обходилась 9 компонентами. Пили мы этот чай имени Сергея Шумского и вели неожиданно неспешный дружеский разговор, напомнивший мне семейные братские посиделки. О том, о сём… Кочетков хотел держать нейтралитет. С одной стороны он мне подписал книгу стихов «комиссару нашей приёмной комиссии», опять же возрастом я была одним с его дочкой, с другой – фронтовое братство, что было свято, для людей, « вышедших из ада» не давало ему никакой возможности выступить против Лобанова. ( Потом, когда с инсультом Виктор Кочетков попал в больницу и мы с Годенко и Лобановым его навещали, то так смеялись, вспоминая этот курьёз. Вот бы были все наши переживания и огорчения только такого рода…) С Юрием Кузнецовым – другая история. Он рецензент был строгий. Зато бывало отыщет талантливые стихи и сразу норовит в журнале автора напечатать, ведь работал он тогда в журнале «Наш современник» зав. отд поэзии. Как-то он отклонил одного автора , второй рецензент засомневался и комиссия отложила рассмотрение приёмного дела с формулировкой «до новой книги». Рассказывая исход голосования, я посоветовала абитуриенту, выпустить новую книгу. Я слова не сказала о том. кто были его рецензентами, но , видимо, сарафанное радио… В общем, попросил меня этот бедолага, ныне очень даже преуспевающий литератор, поменять на след раз рецензентов. Ну, это логичная просьба и обычно мы шли навстречу вступающему. Но тут какая-то незадача случилась. То ли он пришёл за книгами в неурочный час, меня не было и отв. секретарь комиссии П. отдал ему книги нескольких литераторов, не увидев моих записей. Суть не в этом. Никто не захотел забирать у Поликарпыча книги назад. И , вздыхая и маясь, сбивчиво объяснила, что обещала автору… и получается, что обманула. Юрий Поликарпович молча вернул книги, только спросил. - Ты не сочиняешь? Т ы действительно помнишь, что я читал этого автора и тот просил не давать мне его книги при повторном рассмотрении?!Это же было 4 года назад! - Даааа, - я даже стеснялась своей памяти. И обычно не настаивала на своём, если со мной не соглашались. Но тут был не такой случай. К тому же с годами я начинала понимать, что моя справедливость, с которой я всю жизнь носилась как с писаной торбой, присуща очень многим замечательным писателям, а тем более членам приёмной комиссии.. Так и в том, мучительном для меня случае. Юрий Кузнецов выслушал рецензентов, которые были «за» и предложил подвести черту и голосовать. Какое же было моё удивление, когда первым сдал бюллетень с пометкой «за» наш будущий прославленный поэт… Ну, так вот, Юрий Кузнецов уважал «мою память», но и товарища старшего, коллегу не только по приёмной , но и по работе в Литинституте, не хотел ставить в неловкое положение. В общем, договорились, что сама позвоню Михаилу Петровичу и сведу всё дело к шутке…А ещё лучше расскажу об итоге наших поисков при случае, то есть на следующей комиссии. . Но Лобанов позвонил наутро сам и с облегчением выдохнул: - Я так боялся выиграть. Ещё не хватало мне тебя подставлять на деньги. Наше благородное старшее поколение!.. И вот мы на комиссии. Михаил Лобанов просит слово у Михаила Годенко, заместителя Юрия Бондарева по приёмной комиссии, и торжественно вручает мне «Наполеон». Стулья весело задвигались, и поступило сразу несколько предложений продегустировать, но Лобанов был непреклонен: -Вези домой и погордись перед домашними своей памятью! Потом многие годы он советовал членам приёмной комиссии не заспаривать со мной по поводу обстоятельств прохождения приёмных дел.
История вторая. Божья милость Память-памятью, но бывало и меня она подводила. Так что сильно я не гордилась. Но вот с обидчивостью долго, многие годы боролась. Вот такой случай. Очередная выплата за рецензирование. В 90-е годы пока нас не перевели из статуса творческого союза в общественный – такие платежи и в издательствах и у нас в союзе были. Деньги небольшие, но всё же. Михаил Петрович заглянул в бухгалтерию, не увидел себя в списках, пришёл ко мне несколько обескураженный. Я –то точно знаю, что всё, что было в папке , оформила, подписала и отдала в бухгалтерию. Пожимаю плечами. Но не по себе обоим. Я пообещала, что исправлю оплошность. Хоть и не чувствовала вины, но дружба( а мы за те годы подружились!) была дороже. И всё-таки не удержалась и обмолвилась: - Вы, писатели- классики, эксплуататоры--мучители, давно надо мне уйти от вас…- завела я всегдашнюю «песнь турка». Детали не помню, что-то в этом роде. Михаил Петрович на этих словах достал из внутреннего кармана аккуратно сложенный листок и показал мне. Это была записка о здравии, где в середине довольно обширного списка имён, была и Фотиния. Он собирался от меня в Новодевичий монастырь, к духовнику о.Дудко… Я , конечно, растрогалась, тут же начала оформлять для оплаты новый счёт на Лобанова. Думала я в этот момент о многом, например о том, что только о Боге вспомнили, а он уже руку помощи протягивает…Дружбу сберегает… Михаил Петрович сидел рядом и вдруг останавливает меня: - Не оформляй дубликат. Не был я на той комиссии, в командировку уезжал в Вологду в тот день, мы ещё всей делегацией в храм заходили…. А значит и счёт не мог отдать на оформление… Мы смотрели друг на друга в удивлении и радости. Как будто «благодатной улыбкой нас сверху опахнуло…»
История третья. «Нагадала мне цыганка» Как-то я оказалась с Михаилом Лобановым в Оренбурге в командировке. Прошла она вполне благополучно. Я повидалась к тому же с роднёй, у них остановилась, дела семейные, тоже ответственные, порешала. Михаила Петровича чрезвычайно уважали в писательской организации. Он дружил и с Петром Красновым и с Георгием Саталкиным., Я тоже писателей Оренбурга хорошо знала, некоторые у меня бывало и гостили, выбираясь в Москву… После всех официальных и неофициальных мероприятий нас с цветами и гостинцами доставили на вокзал. Вещи занесли в вагон, на дорожку присели, Прощальные объятия. Мои родственники, проводив меня, с вокзала уже уехали…Вдруг Михаил Петрович нас ошарашивает заявлением, что этим поездом он не поедет. Как? Почему? Оказалось, что весь вагон «выкуплен» цыганами. Вместе со своим бароном они едут по каким-то делам в Тулу. И в наши времена и прежде – большая головная боль, сдать билеты, купить новые, заказать гостиницу. Ну что объяснять… К нам вышел барон и заверил, что с нами будут в купе самые смирные цыганки, и им строго-настрого будет запрещено гадать. Так мы и поехали. Я столько узнала интересного о жизни современных цыган в таборе! Но эта тема для другого рассказа. Вот тут и проявился преподавательский талант Михаила Петровича. Узнав, что табор держит путь в Тулу, он молодым цыганкам говорит, улыбаясь, проверяя насколько они хорошо учились в школе: - Знаете , что Тула известна на весь мир поэтом Львом Толстым? Девчата помчались к барону, тот нахмурившись, уточнил: -Толстой – художник…. Но педагог он и в поезде педагог. К тому времени, как мы подъезжали к Москве, не только цыгане, но и я, важно считающая себя очень образованной, узнали СТОЛЬКО важного и интересного о Туле и Льве Николаевиче Толстом… А ещё мы вместе пели, а цыганки и танцевали на остановках, выходя на перрон… Но никак не хотели девушки, которые с нами ехали, нам погадать. Даже Михаил Петрович подкалывал, ну скажите, что будет и чем сердце успокоится?! Они в ответ только посмеивались: -Ой, дяденька, да судьба на лбу у тебя написана… И всё, молчок. Мол, барон не разрешил. Они не смели ослушаться! Но обнимая меня на прощание, уже на перроне, младшая девочка-цыганка Лионелла шепнула: - Работаешь с писателями долго, столько, сколько сама захочешь. И сама писателем станешь. И ещё кое-что мне личное сказала. Я не удержалась и засмеялась. А Михаил Петрович собрался уже обидеться, думая, что смеёмся над ним. Вот тут-то я догадалась и спросила про него. Я, когда мы спускались в метро, рассказала о переменах, которые предрекла юная цыганка, но особой веры мой рассказ тогда у Лобанова не вызвал. Пошутили – и забыли…. Время от времени, встречаясь в правленческих коридорах, на заседаниях приёмной комиссии и в писательских поездках, вспоминали наше путешествие с цыганами. И особенно - напутственные искренние слова молодой цыганки! Ведь всё сбылось, что обещалось. Во всяком случае у Михаила Петровича Лобанова - точно…
Михаил Петрович Лобанов родился в 1925 году.
Читайте также: Светлана Вьюгина, Николай Коновской: ЮРИЙ БОНДАРЕВ. ТЯЖЁЛАЯ АРТИЛЛЕРИЯ РУССКОЙ СЛОВЕСНОСТИ |
||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" |
||||
|
||||