Эмма МЕНЬШИКОВА

ПИСАТЕЛЬСКИЙ ДНЕВНИК
<<< Предыдущие записи         Следующие записи>>>

15 октября 2011 г .

ГЛАЗА В ГЛАЗА

Где и отдохнуть простому человеку, не имеющему собственного транспорта, как не в городском саду. Особенно осенью. Ребятишек тянет на аттракционы, которые вот-вот закроются. Пожилые чинно прогуливаются по аллеям, совершая моцион... А молодежь… Молодежь любит укромные уголки парка, где можно без удержу целоваться… Или посидеть небольшой компанией… Или провести самодеятельную фотосессию «на ковре из желтых листьев», чем обожают заниматься девчонки…

А многие любят собирать каштаны. И действительно, есть в этом увлечении что-то похожее на азарт, с которым бродят по лесу заядлые грибники, например. И хотя каштаны в наших широтах всего лишь конские, люди их не едят, однако какую-то пользу можно извлечь и из этих лоснящихся, только что выпавших из своих «родовых гнёзд» коричневых крепышей, буквально просящихся в руки…

Впрочем, мало кто собирает каштаны единственно с лечебной целью: плоды растирают в порошок, смешивают с растительным маслом и применяют при радикулитах. Еще каштан хорошо помогает «от суставов», спиртовые и водочные настои благотворно влияют на сердечно-сосудистую систему и так далее. Куда более простой способ – носить несколько плодов каштанов при себе: в кармане или даже в руке. Помогает от всех болезней, порчи и сглаза. Причем серьезно…

Но мне кажется, что интерес к каштанам возникает скорее из прагматизма сегодняшней, не склонной к романтизму жизни, чтобы придать смысл самой прогулке. Красота вокруг – да. А тут еще и в руках остается ощутимое ее свидетельство. Приходилось наблюдать, как человек, насобирав целую сумку каштанов, потом высыпает их кучкой под дерево – и уходит…

А вот хорошо бы понять, зачем мы с подругой собираем каштаны. Смысл в наших прогулках есть – мы разговариваем, обсуждаем животрепещущие творческие вопросы. Лечиться каштанами пока не пробовали. Хотя полные карманы их носим всю зиму: жалко выбрасывать. Подруга, впрочем, свой резон нашла: медик по образованию, она «принимает роды» у нераскрывшихся плодов, освобождая их от колючей «плюски» (так называется зеленая оболочка каштана). А когда они появляются на свет, она вроде бы уже ответственна за их дальнейшую судьбу. Хочешь-не хочешь, неси домой…

Меня же занимают каштаны полураскрытые, карим глазом выглядывающие из-под створки-века, обрамленного колючками-ресницами…

И в одинокой моей прогулке по каштановой аллее рождаются такие строки:

Каштаны только что прозрели,
Упав на землю с высоты,
Где им во мраке колыбели
Пришлось до осени расти…

Набрав с десяток колоритных экземпляров, я решаю сфотографировать их: не пропадать же им зря. Получились почти художественные снимки, которые дочь предлагает распечатать крупным планом, оформить в рамки под стекло – и развесить по стенам. Впечатление – необычное, сказала она…
Я же, так близко – «глаза в глаза» – общаясь с этими произведениями природы, постигаю их внутреннюю сущность:

В игольчатых снаружи плюсках,
Что мягко выстланы внутри,
Чуть умещаясь в створках узких,
Они лежали до поры,
Укрытые от непогоды,
Влача во тьме глухие дни…


Далее мысль раскручивается так: надо же, качаясь в вышине, на ветвях рослого дерева, близко к солнцу и луне, маленькие плодики пребывают в сплошной темени и глуши, куда не проникают ни свет, ни звук, ни дождь, ни ветер. Возникает сожаление, как к живым существам:

Почти касаясь небосвода,
Его – не видели они!

Стихотворение, навеянное этим странным общением, заканчивается так:

И лишь внизу, в осенней прели,
Упав на землю с высоты,
Каштаны наконец прозрели –
Им взор с небес не отвести…

Может быть, это и ерунда, не стоящая поэзии. Но тогда почему и из чего они складываются, эти строки, и живут самостоятельной жизнью, когда еще и сам не осознаешь, стоят ли они стихов, станут ли стихами, возникнув, по сути, из ничего, из того самого «сора», о котором писала Ахматова. Но потом вдруг тоже прозреваешь: речь-то не о каштанах, собственно, а о том высоком и чистом, обладая которым, мы зачастую пребываем в слепоте и глухоте. У нас было небо, у нас есть душа. А что мы видим? Чем живем? И такая ли это ерунда – когда поднимаешь голову и видишь Божий свет, просвечивающиеся на солнце янтарные, золотистые, охряные листья осенних деревьев, далеко-далеко уходящее ввысь небо, от которого глаз не оторвать…

 

Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS
Highslide JS

10 октября 2011 г .

САМА СЕБЕ И МУЗА И ПОЭТ

Разлапистые дальневосточные ели с экзотическими «усатыми» шишками устремляются куда-то далеко ввысь. Важно раскинул пышную крону царственный кедр. Скромное пробковое дерево прячет в листве свои липкие «резиновые» ягодки. Что это за местность такая? А самая что ни на есть черноземная глубинка с ее пунцовыми – по осени – кленами, ясенями, золотыми березками…

Под одной из таких берёз в селе Урусово бывшей Рязанской губернии вечным сном спит Анна Петровна Бунина. Нет, она не была музой известных русских поэтов и композиторов, как другая Анна Петровна – Керн, ее младшая современница. Кстати, они примерно в одно и то же время могли общаться с Пушкиным и его родителями, Крыловым, Жуковским, хотя Анне Буниной в пору молодости Керн было уже больше 40…

Свою известность Бунина приобрела не красотой – хотя все отмечали ее внешнее очарование – и не принадлежностью к знатному роду, давшему России множество известных художников, архитекторов, ученых, литераторов. К последним принадлежали тот же Василий Жуковский – внебрачный сын тульского помещика Бунина; братья Иван и Петр Киреевские – философы, литературные критики, публицисты и одни из лидеров славянофильства; Иван Бунин – потомок воронежских Буниных и др. Бунинскими корнями похвалялась и Ахматова: оказывается, Анна Бунина приходилась тёткой её деду.

Ну а прославилась Бунина всё-таки своим литературным даром. Именно она стала, по сути, первой русской поэтессой, «научившей женщин говорить». Правды ради сказать, писали женщины и до нее. Но только Бунина получила такое широкое признание. Более того, она успешно работала и в прозе (книга «Сельские вечера»), занималась теорией стиха и переводами, внесла свой вклад в развитие русского литературного языка, подготовляя «почву» великому Пушкину.

Творчество Анны Буниной пронизано высокими духовными устремлениями, национальным духом, истинным патриотизмом, проистекающим из ее глубокой русской души и из дружбы с такими великими патриотами Отечества как Державин, Жуковский, Шаховский и другими преданными сынами России. Она пела "подвиги мужей", погибших на поле Бородина. Ее общественные взгляды формировались под влиянием просветительских идей Новикова и Карамзина. Только человеколюбивое правление монархов, писала Бунина, ведет "к бессмертию их имена", а не оковы и темницы. И еще: "Народа счастие есть лучший гимн царям".

Интересно, что при стремлении к демократизму, к самостоятельному образу жизни и такому неженскому тогда делу как литература, она была истой монархисткой, пользовалась благосклонностью царственных особ, наградами и пенсиями из их рук и роптать не роптала против существующего порядка вещей. Может быть, поэтому ее так надолго забыли последующие власти? Одни – потому что не нашли крамолы в ее строках против ненавистного строя, другие – потому что им вообще плевать на литературу…

Анна Бунина – имя достойное для памяти потомков. И судьба у неё удивительная. Родилась она в 1774 году в Урусове. Оставшись рано сиротой – мать умерла, оставив на отца шестерых детей, младшей из которых, Анне, было всего 14 месяцев, – девочка воспитывалась у тетки. А вообще, как следует из ее поэтической исповеди, она сменила девять родственных домов, где «различны принимая нравы, не ведая забавы, взросла в слезах, ведома роком неминучим по терниям колючим…»

Детство и молодость Анны Буниной прошли в деревне. Её обучили, как и полагалось девочке, азам грамоты и четырём правилам арифметики. Зато она хорошо вышивала и плела кружева. И в то же время уже в 13 лет писала стихи!

Обретя самостоятельный доход только после смерти родителя, когда ей было уже 28 лет, Анна уезжает к старшему брату в Петербург – и не возвращается в деревню. Шокируя родню, селится в столице и, в отсутствие брата, живёт одна в его съемной квартире на Васильевском острове. Чем же занимается немолодая уже, провинциальная барышня, получившая наконец волю и деньги? Вот что об этом пишет она сама:

Заместо молодцов и франтов,
Зову к себе педантов,
На их себя состроя лад.
Но ах! Науки здесь сребролюбивы!
Мой малый кошелек стал пуст!

Мой малый кошелек стал пуст! За полтора года она истратила весь свой капитал – на изучение иностранных языков, физики (!), математики (!) и, в особенности, российской словесности. А ведь ее будущее было совершенно неопределенно. Разве что опять оказаться на иждивении братьев и сестер? Однако старший брат, поразившийся произошедшим в сестре переменам, ее стремлением к самообразованию и открывшемуся литературному дару, ввел её в круг известных петербургских литераторов. Которым она и показала свои стихи. Стихи понравились…

В 1806 году состоялась первая публикация Буниной в печати. За ней последовали другие. Её стихи высоко оценила Всероссийская императрица Елизавета Алексеевна, наградившая поэтессу (за публикации!) золотой лирой, осыпанной бриллиантами.

Первый сборник стихов «Неопытная муза» Бунина издала в 1809 году. И вскоре уже сам Державин, как и Пушкина, благословил ее на литературный труд. А за «Неопытную музу» поэтессе была пожалована императрицей ежегодная пенсия в 400 рублей: вот оно, отношение властей к литературе и писателям.

Замуж Бунина так и не вышла, хотя какие-то романы были и ожидания руки и сердца предполагались. Однако не случилось. Похоронив отца в родном Урусове, Анна Петровна какое-то время живёт там у сестры, Марии Петровны. Пишет стихи и прозу. По возвращении в Санкт-Петербург издаёт новые книги – и тут у неё начинаются проблемы со здоровьем.

Царская семья выдаёт ей деньги на лечение и проживание в Англии. Однако всё напрасно – и Бунина возвращается в Россию, живёт в селе Денисовка близ Урусова в доме своей племянницы: так всю жизнь и обреталась по чужим семьям да углам. Тяжёлый недуг не сломил поэтессу, хотя болела она долго, и до последнего своего часа, превозмогая боль и скорби, работала.

Любить меня иль нет, жалеть иль не жалеть,
Теперь, о ближние! вы можете по воле…
Едва из тела дух успеет излететь,
Нам жалость и любовь не нужны боле.

Так писала она перед уходом в иные веси. В декабре 1829 года писательницы не стало.

 

Прошло чуть ли не двести лет с тех пор. Что представляет сегодня Урусово? Как ни странно, это прекрасное ухоженное село, с восстановленным Никольским храмом недалеко от места последнего упокоения Анны Буниной и ее родителей. Здесь живут настоящие русские люди, не упустившие своей земли, не разрушившие старого барского дома, где по сию пору размещается местная школа, не разгулявшиеся до безобразия в эпоху либерального разгула, бережно хранящие могилы своих предков.

Душа радуется, что такие деревни в России еще есть. На въезде в село вальяжно прогуливаются живописные индюки, почти в каждом дворе – живность и покрупнее птиц. Порядок везде – изумительный: палисадники ухожены, да с выдумкой, с малой «скульптурой» – из дерева и бросовых материалов и вещей – собственного производства. Чувствуется, что благоустройством занимаются не только по указке главы Чаплыгинского района и руководителя сельского поселения, но и по зову души.

Могила же Анны Буниной – песня. Раньше здесь был фамильный склеп. Теперь это огороженное чугунной литой оградой священное место. Под стройной, тихо шелестящей тонкой позолотелой листвой берёзкой – простой деревянный крест. Небольшой памятник. И только трава, и только ветер здесь вольны расходиться во всю свою природную мощь…

Тишина вокруг удивительная. Но вот мимо проносится паренёк. Зовут его Никитой, учится он во втором классе, где трое учеников…

И всё-таки они есть. И есть русское село Урусово. И три девчурки, вереницей, с рюкзачками-горбиками, шагающие из школы, и этот самый Никитка, и другие ребята – это будущее Урусова. Им и их детям, внукам беречь и обихаживать село, сажать деревья в память о его прошлом, о славных земляках, живших здесь сто двести, триста, тысячу лет назад и творивших нашу историю и культуру.

А что до кедра с экзотическими елями, то им уже по полтораста-двести лет. Растут они на территории усадьбы Петра Петровича Семёнова Тян-Шанского, внучатого племянника Анны Буниной, в деревне Рязанка близ Урусова, которые он самолично сажал. Сейчас там музей Тян-Шанского с дендрологическим парком в 12 гектаров . Золотая осень там – сказочная пора. Дом, между прочим, натуральный, не какой-нибудь новодел. Всё остальное тоже натуральное: деревья, цветы, речка Ранова – говорят, это единственная в Европе речка, текущая против того направления, куда устремлены все остальные реки материка. Людей бывает в музее много. Но собственно Урусово и могила Анны Буниной остаются в стороне.

Хочется верить, что когда-нибудь и туда будет проложена туристическая тропа. И найдутся желающие поклониться могиле первой русской поэтессы. Только бы село не исчезло: а то ведь сейчас оптимизируют школу, молодежь разъедется, старики отживут своё. И молиться в храме станет некому. И за могилами присматривать тоже. Не дай Бог, останется этот уголок только в стихах Анны Буниной:

Хоть бедность не порок
Для тех, в ком есть умок,
Однако всяк ее стыдится
И с ней как бы с грехом таится.

К иному загляни в обеденный часок:
Забившись в уголок,
Он кушает коренья,
В горшочке лебеда,
В стаканчике вода.
Спроси, зачем? –
"Так, братец! для спасенья!
Пощусь! – сегодня середа!"

Иной вину сухояденья
На поваров свалит;
Другой тебе: "Я малым сыт!"
У третьего: "Желудок не варит!
Мне доктор прописал диету".
Никто без хитрости и без затей
Не скажет попросту: "Копейки дома нету!"

Привычки странной сей
Между людей
Мы знаем всё начало!
Так будет и бывало,
Что всяк таит свою суму.

Итак, прошу не погневиться!
Ну, ежели и тот стыдится,
Что кушать нечего ему,
Кто вправду голодом томится,
То как же я подложной нищетой
Родителей моих ославлю в позднем роде?
Не ведали они напасти той,
Но жили по дворянской моде!

Палаты с флигельми в наследственном селе;
Вкруг сада каменна ограда:
В одном угле
Качели – детская привада,
В другом различны теремки,
Из дерева грибки,
И многие затеи;
Лимоны, персики, тюльпаны и лилеи –
В горшочках и в грунту,
С плодом и на цвету –
У батюшки мово считали как крапиву!
Орехи кедровы, миндаль –
Ну, словом, всё своё! Ни даже черносливу
Купить не посылали вдаль
На зимню трату!
Всё в садике росло, хотя не по климату.
(Губерния Рязань, Ряжск город был уезд.)
Груш, яблок... точно в небе звезд!
И все как в сахаре наливны;

И даже патока своя,
Затем что были пчелы –
Что день, то два иль три роя!
…………………………………………

От пчелок я и в поздни лета
Навыкла песнью труд мой услаждать,
При песнях работать,
За песнью горе забывать.
Однажды, помню я, сорвать цветок хотела,
Под листиком таясь пчела сидела:
Она меня в пальчишко чок!
Как дура я завыла...
Уж мамушка землей лечила,
Да сунула коврижки мне кусок.
В ребенке невелик умишка:
И горе, и болезнь – всё вылечит коврижка!
Умом я и поднесь не очень подросла:
Прилично ль, столько наврала,
От главной удаляся цели!
Простите! – на беду
Некстати пчелки налетели!
Теперь же вас назад сведу
На прежнюю беседу!
Отцу мому, и деду,
И прадеду, и всей родне –
Не как теперя мне –
По божеской всемощной воле
Назначено в обилье жить!
Себя, гостей и слуг кормить
Довольно было хлеба в поле…
………………………………………….
Остались у меня воздушные накосы,
Но были б ноги босы,
Когда б не добрый наш монарх,
Подобье солнца лучезарна,
Что, в тонких нисходя лучах,
От былья до зерна песчана,
От мошки до слона
Вливает жизненные силы!
Так им мне сила вновь дана;
И музы вновь меня ласкают милы!

29 февраля 1813


Комментариев:

Вернуться на главную