ПОЗДРАВЛЯЕМ!26 октября выдающийся русский поэт Светлана Сырнева встретила свой юбилей!
О ПОЭТЕ СВЕТЛАНЕ СЫРНЕВОЙ
"В полноте, глубине и многоликости смыслов" Давным-давно сказано: "Печаль мира поручена стихам". Молитва, песня и поэзия – свидетельство подлинности мира и человека. В полноте, глубине и многоликости смыслов, сопряженных с местом и временем. Даже если время называется историей. Стихотворения Светланы Сырневой это и природа, и человек с его чувственным и разумным отношением к ней. В них таинственная многоликость и власть ритма. Несколько строчек Александра Блока здесь весьма уместны: "Только наличностью пути определяется внутренний "такт" писателя, его ритм. Всего опасней – утрата этого ритма. Неустанное напряжение внутреннего слуха, прислушивание как бы к отдаленной музыке есть непременное условие писательского бытия. <...> Раз ритм налицо, значит творчество художника есть отзвук целого оркестра, то есть – отзвук души народной". Слова великого поэта родственны тому, что сочинила Светлана Сырнева. Кстати, творец нашего светского Евангелия подписывал свои письма – "сочинитель Пушкин". В её мимолетной словесной улыбке бездна откровения. Стихи Сырневой по праву принадлежат к высшему, что создано в наше время. Сочинения Сырневой поражают изобразительной мощью, стихией, трудно согласуемой с женственным и женским. Сырнева обладает редкой способностью расковывать косность слов и образов. Знаменательно, что в век судорожной пародийности, вороватой способности жить за счет другого, она ищет не разрешение загадок, а согласие с запечатленным смыслом; неважно как он назван: природой, историей, красотой, истиной, душой, духом и прочими, по выражению Набокова, "озаренными неясностями". Мне пришлось участвовать вместе с Юрием Кузнецовым в вечере памяти Некрасова в Центральном Доме Работников Искусств. Прекрасный русский поэт Юрий Кузнецов, выступая, назвал четыре женских имени, равновеликих судьбе русской поэзии. Среди них и Сырневу. В гулкой тишине он бесстрастно прочитал ее стихотворение "Прописи". Во времена тщеславий, безграничной власти чернил, презентаций и графомании, власти "центона" и дерзости шестидесятилетних постмодернистов, чтение "Прописей" было встречено восторженно. Стихи Сырневой нежны и текучи, с ними хорошо. Они думают сами о нас. Когда-нибудь филологи и литературоведы опишут особенности художественного мира Светланы Сырневой, сегодня же можно признать, что ее стихи обладают чертами истинного и прекрасного. Оценивая поэтический дар Светланы Сырневой, приведу суждение Георгия Адамовича о Марине Цветаевой (1928 год): "Есть в каждом ее стихотворении единое цельное ощущение мира т. е. врожденное сознание, что все в мире – политика, любовь, религия, поэзия, история – решительно все составляет один клубок Касаясь одной какой-либо темы, Цветаева всегда касается всей жизни". Такова и Сырнева. Читатель это поймет и оценит. Вступительная статья к поэтическому сборнику "Избранное" Светланы Сырневой Владимир СМИРНОВ, профессор
"Светлана Сырнева - большой поэт, поэт высокого тона" Светлана Сырнева - большой поэт, поэт высокого тона, в полную силу демонстрирующий непреходящую современность и плодотворность русской поэтической традиции. Поэзия Сырневой не нуждается в поиске неких новых форм, её новизна - в глубине кристально чистого смысла, в стилевой строгости и лаконичности словесной, в музыкальной лёгкости, естественном дыхании стиха: Её стихи выверены нравственно - тем высоким чувством, которое рождается в переломные эпохи как ответ на вызов бурного времени, как ответный вызов ему. Каждое стихотворение Сырневой - это целая история, лирическая или бытовая, рассказанная со всей душевной страстью, с желанием найти во времени собеседника, со всей ответственной прямотой человека, ведомого поэтической истиной. С юбилеем, дорогая Светлана! Здоровья, радости - и новых прекрасных стихов! Нина ЯГОДИНЦЕВА, поэт,
"Сырнева — это именно родная речь" Я уже не помню кто, кажется, Лариса Баранова-Гонченко рассказала мне, что есть такой поэт — Светлана Сырнева. Это было в конце восьмидесятых. Я открыл стихи, прочитал и согласился — есть такой поэт, и поэт замечательный. Владислав АРТЕМОВ, поэт,
"Таков русский характер" Вникая в художественный мир стихотворений Светланы Сырневой, мы не можем обойти вниманием и то, что принято называть русским характером. Этот необъяснимый двигатель поступков и чувств человека, не отделяющего свою жизнь от судьбы русской земли – в самом органическом и почти осязательном, животрепещущем смысле слова «судьба», легко обнаруживается и в поступках лирической героини – или, скажем определённей, творческого «я» поэтессы. Висок подперевши, Томление русского сердца и вопрошание русского ума – вот, пожалуй, корень всех событий нашей истории, как «хороших», так и «плохих». Тут и Стенька Разин вспомнится, и Пушкин, и Александр Матросов, и богач, жертвующий на строительство православного храма... Жизнь и смерть, в русском понимании, это только часть чего-то большего, внутри которого – и время, и пространство, и все события сразу, одномоментно: примерно таков образ христианской Вселенной. С ним связаны понятия жертвы и милосердия, понятия греха и духовного служения. Малыми частями они входят в душу человека, и она старается увязать свои догадки и чувствования в одно целое, мучается от несказанности Великого, разрывается между логикой своего ума и откровениями своего сердца. Что для русского – умереть? Наша равнинная природа в своей скромности и затаённости как-то непостижимо связана с сокровенной глубиной русского характера, с его тягой к созерцательности и святости. Совсем не случаен у Сырневой удивительный по простоте и смысловой ёмкости эпитет к слову «родина»: «...что мне покорная родина?», в котором слышится и отзвук крестного страдания Христа, и кротость, и молчаливая мука. И потому так уместен здесь облик и характер человека, сосредоточенного на внутреннем переживании, скупого на слова и словно бы слитого воедино с окружающим его пейзажем: деревьями, птицами, зверями. Так неразгаданны все, кто нем, Тут поэтесса использует художественный и смысловой пунктир, который, безусловно, требует от читателя интуиции и тонкого поэтического слуха. Но у Сырневой есть и исключительно отчётливый портретный рисунок современника – стихотворение «Патриот». При всех внешних отличиях, в главном – в соотношении себя и родины, прожитой жизни и её духовного итога – эти два сюжета определённо совпадают. Приведём последнее стихотворение почти целиком, потому что в нём, помимо очень важной и горестной событийной канвы, есть существеннейшая грань русской и православной жизни: поражение, которое даёт невидимое начало всему новому. Возле чёрного Белого дома стоять, В старые времена разбойник порою становился монахом, а чуть позже – иной революционер превращался в глубоко верующего монархиста. Перейдя от жестокой схватки к тихой, уединённой молитве, борец за правду земную, за справедливость и честь все силы свои оставшиеся направил на христианское терпение, на молитвенное слово, которым только и спасётся Россия – и уже теперь он понимает её именно как Святую Русь. Эти переливы национального характера закономерны, если видеть в русском человеке душу, облечённую промыслительным поручением. И тогда наш традиционный вопрос: а зачем? – который повергает в смятение иноплемённый ум, – вдруг оказывается главным и в частной жизни, и в государственной, и, тем более – в жизни творческой. Всё убито, и не о чем плакать уже, Из статьи "Трава молодая"(Русская почва в поэзии Светланы Сырневой) Вячеслав ЛЮТЫЙ,
«И смерти нет…» Искренне убеждён, что говорить сегодня о русской поэзии, не вспоминая в числе первых поэтов Светлану Сырневу, – всё равно что вдыхать через противогаз рассвет над рекой; всё равно что вместо живого пения слушать механический хохот пластмассового соловья, сделанного в Китае, – такие охотно раскупаются на окраинных базарах курортных местечек. Ты горька, как осина, А в то же время, кажется, что на каждом, образно говоря, литературном заборе можно прочесть: «Когда б вы знали, из какого сора // Растут стихи, не ведая стыда, // Как жёлтый одуванчик у забора, // Как лопухи и лебеда…» (Анна Ахматова)… He для того ли нам жизнь дана, У мудреца Пришвина есть такой замечательный оборот речи – «неоскорбляемая часть души». Неоскорбляемая, то есть не поддающаяся действию извне, свято хранимая тобой и тебя хранящая. Вот из неё и появилась на Божий свет Поэзия, такие её строки: И, срываясь, по ветру летят семена, Не ведать стыда – значит быть бесстыдным. Чего ж бесстыдного есть в ромашках, лопухах, лебеде? А в поэзии? В том васильке, что «поплывёт по реке // к дальнему морю, холодному морю»? Что ж, разбирай подъездные пути, Полные бочки, тугие мешки, Солнцем вспоённая, влагой земной, …Соседский мужик Валера, мой сверстник, потеряв жену и работу, запил, а когда в его берложке не осталось ничего, кроме матраса и сибирского кота Савелия, стали мы подкармливать его всем подъездом. Ну и кота не забывали. А Валера, не имея ни гроша за душой, всё как-то умудрялся добывать средства на фанфурики. За полтора года – постарел лет на двадцать. Видно было – недолго ему осталось. Наверное, того он и желал. Они доходяги, и кто-нибудь скоро помрёт: Прошло ещё какое-то время. Два года или все три. Валера больше не пьёт, правда, кот Савелий уже помер. Но не от горя – от старости. Мы сильны. Наши очи привыкли во мгле. «И возвратится прах в землю, чем он и был; а дух возвратился к Богу, Который дал его»; Еккл.12:7).
Юрий ПЕРМИНОВ,
поэт,
"Это событие – поэт Светлана Сырнева" Я не большой охотник до торжественных слов, которые говорятся «по поводу». Не моё это дело.Но нынче случай особый, ибо повод дает мне право назвать по имени событие – незаурядное, дерзкое, сквозяще-жгучее, неповторимое и непреходящее. Нет в России пустот, позабытых полей, Не мне, не мне это было сказано, но когда я читал эти строки, что-то горячее толкнулось в груди – будто откликаясь. И я решил, что сказано это было – мне. Запомнил. И живу с этим. Нет, не так: и живу – этим… Александр НЕСТРУГИН,
"Духовная оборона" Подлинность поэзии Светланы Сырневой притягательна. Творчество поэтессы подтверждает известную истину, что нет ничего достовернее поэтического слова. Реальность ее поэтического мира так же объективна, как и любая другая реальность в бытии. Поэтесса не ищет новых литературных форм, даже с разрешения нашего ущербного века и сокрушительной современной моды не подвергает творческие формы и законы поэзии ревизии. Работая в классической манере, утверждая своими стихами тварность Слова, поэтесса не впадает в поэтическое арианство, не придумывает новых фантастических версий нашей жизни, смотрит на мир с одной, самой устойчивой точки зрения, – с точки зрения любви. Именно отсюда открываются ширь его пространств и сущностная глубина. Так у нас глубоки небеса Поэтическое слово обладает особенной силой, если творится с болью, с проникновением, с пониманием огромности современной духовной нужды, образом которой стал недружелюбный человечеству знаменитый Марса Светланы Сырневой. Но будучи в стоянии в любви, поэтесса может противостоять любой воинственной энергии. Она, даже в человеческой немощи, преодолевая собственные страхи, выходит “навстречу неизвестной силе”. И мы молчим из нашей тьмы, Есть такое место при долине, Духовная оборона удается тому, кто может“крылья иметь за спиною” и “вздрогнуть от самого тихого шага” — кто обладает чувством духовной сверхпроводимости, о котором так говорил Достоевский, “все как океан, в одном месте тронешь, в другом конце мира – отзовется”. Валентина ЕФИМОВСКАЯ,
"Из повести Пушкина «Капитанская дочка»" Когда читаю стихи Светланы Сырневой, меня не покидает ощущение, что мать Маши Мироновой (из повести Пушкина «Капитанская дочка») – это и есть Светлана. Столько в ней русского, исконного, светлого и смутного, как осеннее утро. Порой нежного и тонкого, порой - угрюмого и отчаянного, но всегда правдивого. Перефразируя Льва Толстого, я бы сказал, что герой стихов Светланы Сырневой – Правда. Мало того, Правда Русская, которая по сути, всегда есть Любовь и свет. Николай ЗИНОВЬЕВ,
Озаряющая светом Кроме нескольких тысяч книг, ждущих своего очередного прочтения в многочисленных книжных шкафах, давно занимающих в моей небольшой квартире основную часть площади, есть у меня еще несколько отдельных, «золотых» полок, на которых стоит самое-самое… То, что не нужно искать и что можно в любую минуту взять в руки. Любимое… Блок, Рубцов, Леонид Андреев, Пастернак, Гумилев… Здесь же несколько книг современных русских поэтов. Без присутствия которых в твоей жизни эта самая жизнь становится тусклой… Достаточно протянуть руку – и ты уже в поэтическом мире человека, который сам являет собой отдельный мир… На одном из самых доступных мест там стоит присланная автором еще лет пять назад книга избранного Светланы Сырневой «Белая дудка». Если не спится, откроешь наугад сборник и будто жаром обдаст: Ночью, бывает, проснешься, поднимешься с нар, Даже прекрасно осознавая, что в русской поэзии был Александр Блок с его классическим: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека…», невозможно отделаться от мысли, что это – не менее, а может быть, еще более пронзительно. Ибо автор пошел дальше гениальной блоковской умозрительности, заставляя читателя не только созерцать, но и быть участником происходящего. Скачет телега по стылой стерне, Черные ветки по-над головой, Как вам досталось, родные мои: Легче ль тебе, что ты в землю зарыт? Мне кажется, что по уровню трагичности и пронзительности стиха после Николая Рубцова Светлана Сырнева – первая в современной русской поэзии. Неторопко переводя взор с одного объекта-события на другой, она мастерски превращает любое, казалось бы, самое заурядное явление в нечто необычайное, почти всегда несущее на себе отсвет какой-то трагедии. Как, например, в стихотворении, название которого – «Ночной грузовик» вроде бы ни на какие трагические события не настраивает: В ночной тишине грузовик прогрохочет Но светом своим он ударит по стеклам, На миг ослепивший заборы, засовы, Мгновенно становится понятно, что дело происходит в русской глубинке – в больших столицах вряд ли кто обратит внимание на проехавший грузовик… Да и свет его фар не дойдет до окон помпезных многоэтажек… И, когда, уходя, ты взглянул назад Он глядел вослед поверх бледных сел, В белом поле врыт твой нетленный сад, И в морозный день с голубых небес Под стихотворением стоит дата написания – 1990 год. Более чем за четверть века эти строки ни только не устарели, но сегодня читаются с особым чувством… Анатолий АВРУТИН,
"...Она собирает мозаику России и её непостижимой судьбы" В поэтике С. Сырневой слово тоска не только обозначает эмоцию, но и является выражением философской идеи. Это рефлексия на потерявшее свою целостность бытие. Тоска-печаль Сырневой высвечивает то глубинное, надломное и надрывное, что всегда есть в человеке в переломную эпоху. Сколько горького юмора вот в этих строках: Эко дело — высадили глаз, Отсюда — и обращение к Музе: Люби постылый свой удел, Но даже такое, казалось бы, тоскливое и безотрадное, но своё для лирической героини самое дорогое и ценное: Ты горька, как осина, Классические, хрестоматийные прописи определены в рефренах: «Наша Родина — «самая лучшая», «самая светлая», «самая вольная», «самая добрая», «самая сильная и богатая самая…». Эта «безрассудная вера» вошла в сердце с детства и усвоена до автоматизма. В советской жизни было много показухи, но был и подлинный энтузиазм. Он основывался на том, что была цель — построение справедливого общества. Праведный аскетизм советского человека был продиктован мыслью о будущих поколениях. Ради них он воевал, погибал, вкалывал, ради них затягивал пояс. «Безрассудная вера» помогала жить за пределами человеческих сил. Тогда мы служили, как могли, но не Мамоне, а отечеству, народу, социализму, искусству… А наши дети — чему? Кому? Во имя чего? Сегодня человечество тяжело обходится без веры… Стихотворение «Прописи» — это шедевр, символ. Это знаковая, эпохальная вещь в поэзии, как «Родина-Мать», «Рабочий и колхозница», «Воин-освободитель» Веры Мухиной в скульптуре. В нём дан архетипический образ «безрассудной» Веры, Надежды, Любви, запечатлено время, когда советский строй существовал только потому, что люди искренне верили в этот строй и честно трудились… «Прописи» подспудно и неприметно легли в основу всей лирики С. Сырневой. В «Этюдах о Пушкине» философ С.Л. Франк писал: «… Мало замечен и учтен доселе именно трагический элемент поэзии Пушкина … Можно решительно утверждать, что чувство трагизма жизни есть, по меньшей мере, один из главных, доминирующих мотивов его поэзии». На мой взгляд, это доминирующий мотив и творчества С. Сырневой. Она возвращает в обескровленную русской трагедией поэзию — её подлинную (живую!) кровь! Приняв на себя долю русской судьбы и русской истории со всеми её драмами и испытаниями, она пишет о сегодняшней России, пережившей громадный социальный слом и невиданное мировое ограбление, о народе, который потихоньку очухивается от государственного «кораблекрушения», осваивает дикий капитализм. Иногда наклоняется над уродством и разложением, освещая этот мир тонким самоанализом. В стихотворении «Гоша и кот» выписан точный и жесткий портрет нашего времени — бомжевание. Но мир жизни Гоши и кота не страшен и не отвратителен, ибо в этом мире мы узнаем себя: Мы знаем о счастье не больше, чем знают они, С. Сырневой чужд пафос возвышения над обыкновенной жизнью и «простыми» людьми. Только — понимание, сочувствие, боль… ...Есть у неё стихи и об избранности, о личной неустроенности, о трагичности судьбы русского поэта. Но стихотворение «Побег поэта» стоит особняком. Оно как бы продолжение дилогии о Пушкине, но в современных условиях. Тема побега решается С. Сырневой как тема побега внутрь себя — издавна желанная для поэта: Так у нас глубоки небеса Поэт бежит от общества, в котором интуитивно ощущает угрозу для себя. В качестве сверхзащиты ещё и мечтает «сбросить имя, чтоб век не нашли». Цель его побега — остаться в живых для того, чтобы написать «ещё не такое». «Сбросить имя, чтоб век не нашли и пожить ещё дали» — это не только про безвестного уездного гения. Это и про Пушкина, Есенина, Рубцова… Общество интуитивно стремится сжить со света живых гениев, чтобы потом любить мертвых. Пушкин: «Они любить умеют только мертвых». ...Современная литературная ситуация такова, что профессия поэта не обеспечивает человеку хлеб насущный. Он должен быть погружен «в заботы суетного света». Выжить в условиях невостребованности, нищеты, неустроенности (особенно в провинции) не всем оказывается под силу. Мы потеряли и теряем огромное количество перворазрядных поэтов: Человек тридцати пяти лет, * * * Истинная поэзия — из глубины России. Светлана Сырнева в этой вековой глубине и тишине расслышала главное о себе самой, о своём народе, о той правде, которой дышат её стихи. Такие поэты держат «центр культуры». Храня верность пушкинскому принципу «самостоянья», ощущая близость с крупнейшими мастерами ХIХ и ХХ века, С. Сырнева открывает материк ХХ I века и третьего тысячелетия. Через судьбы отдельных людей она собирает мозаику России и её непостижимой судьбы. Из статьи "Побег" (размышление о творчестве Светланы Сырневой) Нина КОЛЕНЧИКОВА
"Из самого сердца Земли" В поэзии Светланы Сырневой есть одна поразительная и уникальная особенность: Сырнева умеет «связать» тонкими острыми поэтическими спицами самые разные явления, природные состояния, протянуть нить меж двумя веками («Двадцать первый век») и даже соединить в тугой пульсирующий узел две планеты («Противостояния Марса»). Пульсы вселенной, нащупанные поэтом, бьются в стихотворениях гулко и громко, заставляют завороженно слушать свою неспешную барабанную перекличку. Ты спишь в суете новостей городских - Там, где обывательский взгляд видит лишь красные цветы, художественный рентген Сырневой добирается до самых недр. На читателя выплёскиваются горячие алые слова и прожигают до сладко сжимающегося сердца. Безусловно, Светлана Сырнева – это один из самых крупных поэтов в России на данный момент. Воздействие её стихов можно сравнить только с ураганом, который, пропахав планету, оставляет для нас жажду преображения. Её мощная поэзия проникает во внутренний мир читателя, заставляя его возрождаться снова и снова. После каждого прочтения. Яна САФРОНОВА, поэт,
Сырнева
1. То было время давнее, то было время о́но. В деревне Русско-Тимкино Уржумского района на свет родилась девочка, её назвали Света – и доросла та девочка до Русского Поэта. Пропела песню Родине, пропела песню дали – Сокрыто в ней до времени, а может навсегда – 2. Геннадий ИВАНОВ, поэт,
Светлана Сырнева 1. Белая дудка Утром рано сыграли побудку Я проснулся и вышел к Байкалу, Льдистый берег скрипел под ногами, Я вернулся на дачу. Не шутка Наш Байкал замерзает на святки… Выпил за снегирей, за побудку, Снегири среди белого света 2. Родина Наша Родина самая лучшая Снова родину – вижу – малую, Где преступники хитроумные, Не звенит оно, не осанится, Ой, поля мои светлолицые, Простиралась даль неоглядная, …Нынче мрёт земля убиенная, В темноте глухой ей не дышится Владимир СКИФ, поэт (Иркутск) | |||||
|
|||||
Нажав на эти кнопки, вы сможете увеличить или уменьшить размер шрифта
Изменить размер шрифта вы можете также, нажав на "Ctrl+" или на "Ctrl-" | |||||
Внимание! Если вы заметили в тексте ошибку, выделите ее и нажмите "Ctrl"+"Enter"
| |||||